Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Конфликты в лагере. Конфликты, относящиеся к непосредственной деятельности вожатого, пути их решения


Скачать 32.26 Kb.
НазваниеКонфликты, относящиеся к непосредственной деятельности вожатого, пути их решения
Дата14.11.2019
Размер32.26 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКонфликты в лагере.docx
ТипДокументы
#65127
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Конфликты, относящиеся к непосредственной деятельности вожатого, пути их решения

Работа с детьми требует от вожатого самых разнообразных умений и знаний. Она строится на основе широкой эрудиции, знаниях о детской психологии, управлении процессом развития личности ребенка и детского коллектива, о педагогических основах воспитания.

Виды конфликтов в лагере

1. Вожатый – вожатый

Причины: разделение сфер влияния, любви детей, психологический дискомфорт, невыполнение должностных обязанностей.


Замотивируйте напарника на взаимодействие. Определите вашу общую с ним цель работы, согласовывайте работу с напарником (составляйте ваш общий план работы на день), укажите важность и положительный эффект вашего с напарником взаимодействия.

Никогда нельзя ставить перед собой цель – понравиться детям больше, чем ваш напарник. Дети должны одинаково любить и уважать обоих вожатых.

Если вам не удается договориться вдвоем, прибегните к помощи старшего вожатого.

Есть закон в вожатской работе: если все хорошо в вожатской паре, то все хорошо и в самом отряде! Запомните это!


2. Вожатый – администрация, персонал

Причины: разделение власти, неопределенность должностных обязанностей.

Так или иначе, вам придется выполнять приказы администрации лагеря. Это ваше начальство, ваш работодатель, который за неисполнение или ненадлежащее исполнение вами ваших должностных обязанностей вправе вас уволить. При оформлении на работу ознакомьтесь с вашей должностной инструкцией и вашими должностными обязанностями. До начала сезона на общей планерке выясните требования администрации лагеря и их ожидания от вашей работы. Постарайтесь найти общий язык с персоналом лагеря. Особенно обратите внимание на ваши отношения с завхозом, зав.столовой, мед. персоналом. Это те люди, хорошие отношения с которыми могут значительно облегчить вашу работу в лагере.


При работе на отряде с воспитателем:
Разграничьте обязанности. Выясните, чем занимается воспитатель, а чем, по его мнению, должны заниматься вы. Еще раз прочитайте свою должностную инструкцию и посмотрите, не много ли обязанностей на вас «свесил» ваш воспитатель.
  • Обязательно найдите с воспитателем общий язык, попытайтесь ему понравиться, не бойтесь попросить у него помощи.
  • Если воспитатель не выполняет свою работу или он лезет в вашу работу, попробуйте спокойно с ним поговорить, не доводя дело до конфликта. Если конфликта избежать не удалось, и вы не можете его решить, обратитесь к старшему вожатому.
    Все конфликтные ситуации с администрацией лагеря и персоналом старайтесь решать не напрямую, а через старшего вожатого! Также всегда ставьте старшего вожатого в известность о возникших конфликтных ситуациях с администрацией лагеря или персоналом.


    3. Вожатый – ребенок

    Причины: превышение полномочий, ограничение свободы, принижение самооценки, недостаток внимания, антипатия.

    Именно конфликты между вожатыми и детьми составляют большую часть проблем, которые могут произойти у вас на отряде. Возникают они чаще всего по инициативе детей. Когда ребенок приезжает в лагерь, он рассчитывает на гораздо большую свободу действий, чем дома, и режимные моменты, на которые вы акцентируете внимание в первый же день, воспринимаются им в штыки. Главная задача при разрешении таких конфликтов – выявить причину, пытаться разобраться, почему ребенок отказывается от выполнения требования, и ни в коем случае не заставлять его.

    Поэтому, чтобы понять, почему ребенок поступает так, а не иначе, вам необходимо распознать и понять истинную причину конфликта.

    Конфликт легче предупредить, чем погасить! Помните об этом, и от вашей работы останутся только самые радостные и светлые воспоминания.

    Старайтесь больше времени общаться с детьми, заработайте настоящий авторитет, сделайте так, чтобы дети вас уважали и вам доверяли. Тогда конфликтов типа «вожатый-ребенок» станет гораздо меньше.


    4. Вожатый – родитель

    Во время работы в лагере вы все время будете находиться с детьми. Но иногда этого удовольствия вас будут лишать навещающие детей родители. После таких свиданий родители любят задавать вожатым разные вопросы, по большей части касающиеся бытовой стороны пребывания в лагере. Если это звучит в форме претензий, то без вашей выдержки и понимания будет сложно избежать конфликта.

    При разговоре с родителями необходимо:
    Обязательно отвечать на вопросы, или, по крайней мере, сказать, к кому можно обратиться за разъяснением
  • Ни в коем случае по-детски не оправдываться
  • Стараться говорить с родителями на равных, ведь вы взрослый человек, а не нашкодивший подросток, и желаете детям только добра
  • По возможности прогуляйтесь с родителями по территории, или сядьте друг напротив друга; это поставит вас в равные условия, и вы сможете спокойно обсудить возникшие проблемы.
    Необходимо объяснить родителям, что в лагере есть режим и дисциплина. Пытаться найти решение проблемы вместе с родителями. Нужно ждать от родителей поддержки и партнерства, но не решение наших проблем и говорит родителям то, что они хотят услышать.

    Несколько общих приемов технологии убеждающего воздействия.
    «Эффект первой фразы». Проявляйте свою индивидуальность, вызывая интерес слушающих к себе.
  • «Эффект паузы» и «Эффект интонации». Держите слушателя в интеллектуальном и эмоциональном напряжении
  • «Эффект экспромта» Умейте найти слова, относящиеся к конкретной обстановке и конкретному человеку.
  • Чем короче говоришь, тем больше скажешь.
  • Все хорошо в меру. Это касается серьезности и иронии, и горячности, и юмора.
  • Дайте возможность высказаться, до конца стремитесь искренне и серьезно понять точку зрения другого, не отвергая ее сразу
  • Опережайте возможную критику. Ошибку признайте быстро и решительно
  • Секрет Сократа. Задавайте такие вопросы, чтобы собеседник вынужден был говорить «Да»
  • Кодекс взаимоотношений. Найдите верный тон, необходимую дистанцию общения.
  • Держите свои эмоции при себе. Ни в коем случае нельзя повышать голос на родителя, обижаться и тем более плакать. Вы взрослый человек, реагируйте на критику адекватно.
  • Эффект бутерброда: Хорошее-плохое-хорошее. Если вы хотите пожаловаться родителям на ребенка, запрячьте жалобы между двух положительных высказываний об этом ребенке.

    5. Ребенок – ребенок

    Причины: бытовые ресурсы, ревность, выяснение социальной значимости.

    Чаще конфликты происходят между детьми 11-15 лет. Маленькие дети быстро забывают о раздоре. В случаях конфликтах между детьми, вожатый должен выяснить причину конфликта и позицию каждого ребенка. Для попытки разрешения конфликта необходимо поговорить отдельно с каждым ребенком, а потом, если потребуется, поговорить с обоими детьми вместе.

    Возможные варианты решения:
    Показать уважение двум сторонам
  • Учить разрешать конфликты
  • Смотреть конфликт изнутри
  • Ограничить число участников конфликта (только заинтересованные в конфликте, а свидетель конфликта – не участник)
  • Дать совместную работу под присмотром
  • Иногда можно разъединить детей, если их влияние друг на друга очень плохое
  • Быстро решать мелкие ситуации, чтобы не возникли крупные
  • Перевести энергию в другое русло


    ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ
    1. Чаще всего дети воспринимают взрослых как учителей, наставников, а Вы бы хотели, чтобы воспринимали Вас как друга.

    Что Вы для этого сделаете?

    Варианты ответов:

    А. Буду вести себя как старший друг.

    В. Педагог не может быть другом для детей.

    С. Постараюсь угождать им во всем, что они пожелают.

    D. Свой вариант.

    2. У Вас старший отряд. Вы видите, что ребята не воспринимают, отторгают Ваши предложения, требования, но и взамен ничего не предлагают, а впереди целая смена.

    Как быть? Ваши действия.

    Варианты ответов:

    А. Выдвинуть ультиматум: «либо вы делаете то, что я говорю, либо Вас отправляют домой».

    В. Создать у детей дефицит проявления активности с целью актуализации внутреннего конфликта, а затем провести групповое обсуждение создавшейся ситуации.

    С. Это их дело, я должен (должна) удовлетворить все их потребности.

    D. Свой вариант.

    3. У Вас в отряде дети из семей с очень хорошим материальным достатком. Они считают, что все вокруг, в том числе и педагог-организатор, им неровня, что им все дозволено, для них должны быть созданы особые условия.

    Как быть в этой ситуации? Ваши действия?

    Варианты ответов:

    А. Один на один объясню им, кто чего стоит.

    В. Отведу к начальнику лагеря, он опытный и во всем разберется.

    С. На общем сборе отряда дам им понять, что они здесь в гостях и должны вести себя как гости.

    D. Свой вариант.

    4. В отряде есть ребенок, который неинтересен никому, он тих, незаметен, не стремится сдружиться с кем-либо из ребят. Со стороны может показаться, что это положение его вполне устраивает.

    Вы оставите его в покое или…

    Варианты ответов:

    А. Конечно, оставлю его в покое.

    В. Переведу его в другой отряд.

    С. Создам ситуацию, в которой он раскроется с лучшей стороны.

    D. Свой вариант.

    5. У Вас не сложились отношения с коллегой, работающим на соседнем отряде. При определенном стечении обстоятельств, он при детях, выясняя отношения, грубо оскорбляет Вас.

    Ваши действия?

    Варианты ответов:

    А. Нельзя терять свое лицо перед детьми, поэтому необходимо тут же поставить невежду на место.

    В. Нужно написать докладную начальнику лагеря, это в его компетенции.

    С. Нужно сгладить конфликт, а затем найти с этим педагогом компромиссное решение.

    6. У ребенка Вашего отряда неадекватные жизненные установки: разговаривает с позиции силы, дерется, нецензурно выражается, хамит. На Ваши вопросы «Почему?», «Зачем?», отвечает: «Мой папа всегда так поступает…».

    Ваши действия?

    Варианты ответов:

    А. На сборе отряда вынести групповое решение о временном переводе этого ребенка в самый старший отряд.

    В. Подговорить ребят устроить ему «темную».

    С. Один на один покажу ему, кто здесь хозяин.

    D. Свой вариант.

    7. Старшие мальчики Вашего отряда курят. Они это делали дома и не собираются оставлять своих привычек в лагере.

    Что делать? Разрешить? Запретить? Другие варианты? Ваши действия?

    Варианты ответов:

    А. Сделаю обыск и отберу все сигареты.

    В. Буду бороться с курением вплоть до отправки их домой.

    С. Возьму под контроль процесс курения и буду планомерно агитировать их бросить курить.

    D. Свой вариант.

    8. В первые дни смены все дети активны, веселы, но две девочки ни в чем не участвуют, ничего не хотят, у них одно желание - «хочу домой».

    Как быть? Ваши действия?

    Варианты ответов:

    А. Отвлечь их внимание путем включения в выполнение ответственных поручений.

    В. Организовать их бойкотирование, выдвинув при этом ультиматум: «пока выплачете, мы молчим».

    С. Перевести их в другой отряд.

    D. Свой вариант.

    9. Ребенок интеллектуально развит настолько, что по объективным причинам не может найти собеседника, друга в отряде. Ребята не принимают его, потому что он «другой»…

    Ваши действия?

    Варианты ответов:

    А. Необходимо создать ситуацию, при которой интеллектуальные способности этого ребенка стали бы значимыми для всего отряда.

    В. Нужно собрать отряд без этого ребенка и попросить их, чтобы они его «приняли».

    С. Дети сами должны разбираться в своих отношениях.

    D. Свой вариант.

    10. Ребенок из Вашего отряда просит перевести его в другой отряд, мотивируя это тем, что его никто не понимает, все обижают и Вы в том числе.

    Ваши действия?

    Варианты ответов:

    А. Нужно немедленно удовлетворить желание ребенка.

    В. Нужно выяснить причину создавшейся ситуации. Отсрочить его перевод и построить программу разрешения возникшей ситуации.

    С. Сам виноват, пусть сам и выпутывается.

    D. Свой вариант.

    11. К концу смены дети Вашего отряда адаптировались к условиям жизни в лагере, стали более уверенными в себе и раскрепощенными, и поэтому меньше прислушиваются к тому, что Вы говорите.

    Какие меры могут быть приняты для сохранения порядка и дисциплины в детском коллективе?

    Варианты ответов:

    А. Необходимо радикальными мерами ужесточить дисциплину.

    В. Не нужно зацикливаться на этом, все пройдет само собой (никуда они не денутся).

    С. Необходимо создать ситуацию, в которой актуализируется потребность в вожатых, и затем на общем сборе разобраться в сложившейся ситуации.

    D. Свой вариант.

    12. Часть ребят Вашего отряда не хочет участвовать ни в каких делах. Они находят массу отговорок, только бы их не трогали.

    Как привлечь к деятельности, Ваши действия?

    Варианты ответов:

    А. Участие в мероприятиях является обязанностью для детей, отдыхающих в лагере.

    В. На отрядном сборе нужно выработать альтернативную программу деятельности отряда.

    С. «Баба с возу, кобыле легче».

    D. Свой вариант.

    13. Один из ребят в вашей детской организации начинает демонстрировать явно плохое отношение к кому-то из товарищей, отказываясь выполнять данное вами поручение вместе с ним.

    Как на это реагируете Вы?

    Варианты ответов:
      Объяснить, что ваша детская организация – это сплочённый коллектив, в котором успех общего дела зависит от каждого и от умения действовать сообща.
    1. Выяснить причины неприятия.
    2. Показать на примере, что в обоих присутствуют черты, дополняющие его собственные).
      14. Один из ребят постоянно демонстрирует свою эрудицию, постоянно ставя Вас в тупик.  

      Ваши действия?

      Варианты ответов:
        Показать на примере,  что бывают ситуации, когда одной эрудиции мало для достижения цели.
      1. Необходимо создать ситуацию, при которой интеллектуальные способности этого ребенка стали бы значимыми для всех.
        15. В группе – лидер, отрицательно влияющий на детей.

        Как вести себя с ним старшей вожатой, педагогу-организатору?

        Варианты ответов:
          Необходимо поговорить с ребятами открыто об их «кумире», спокойно и психологически доказательно его развенчать, а детей заставить задуматься.
        1. Можно нейтрализовать отрицательное  влияние такого лидера, опираясь на лидеров противоположного толка, ненавязчиво акцентируя их преимущества).
          16. Одна из девочек, услышав, что Вы похвалили её подругу,  демонстративно отказывается выполнять ваше поручение: «Вот её (подругу) и просите, раз Вы её так любите».

          Как вы отреагируете в этой ситуации?

          Варианты ответов:
            Дать возможность этой девочке понять, что вы любите всех одинаково, не отдавая никому из них предпочтения.
          1. Объяснить законы дружбы: не обижаться, если похвалили товарища. А порадоваться его успехом)
            17. В вашем присутствии один из ребят обнаруживает пропажу сотового телефона и начинает обвинять в краже  одного из детей. После продолжительной перепалки, обвиняемый отдаёт телефон, объясняя свой поступок «шуткой».

            Ваши действия в этой ситуации.

                 Варианты ответов:
              Выяснить истинные мотивы поступка. Наедине с  обвинённым в краже ребёнком поговорить о недопустимости  таких «шуток».
            1. Провести воспитательное мероприятие на тему: «Несмешные шутки  и  их  законные последствия» о подсудности подобных поступков».
              18. Большинство ребят занято выполнением КТД. Однако несколько человек остаются сидеть, отказываясь участвовать.  На Ваш вопрос: «Почему вы сидите?», дети отвечают: «А мы не хотим ничего делать».  Что вы предпримете?

              Варианты ответов:
                Не предпринимать никаких действий. Только позже, когда успех  КТД будет налицо,  отметить тех ребят, которые в нём участвовали.
              1. Дать этой группе другое задание, согласовав его с самими ребятами. Изменить мотивацию задания.
                19. У одного из ребят  - день рождения. Он доволен, но ведёт себя вызывающе, считает, что сегодня ему всё дозволено.

                Ваши действия?

                Варианты ответов:
                  Объясните, что очередной день рождения – это в первую  очередь, показатель уровня  воспитания и культуры человека, его жизненного опыта.
                1. Проведете мероприятие для всех именинников месяца, где этот ребёнок не будет выделяться.
                  20. Вожатый дает ребенку задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!».

                  Какой должна быть реакция вожатого?

                  Вариант ответов:
                    «Не хочешь – заставим!».
                  1. Ты отдаешь себе отчет в том, чем это может для тебя закончиться?
                  2. Не мог бы ты объяснить, почему?
                  3. Давай сядем и обсудим – может быть, ты и прав.
                    перейти в каталог файлов

  • Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей