Главная страница
qrcode

Звук Р. Конспект индивидуального занятия


Скачать 21.99 Kb.
НазваниеКонспект индивидуального занятия
Дата04.07.2020
Размер21.99 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЗвук Р.docx
ТипКонспект
#70350
Каталог

Конспект индивидуального занятия

Постановка звука «Р»
Логопедическое заключение: ФННР.
Возраст: 5 лет
Цель:
Постановить звук «Р»

  • Задачи:

    учить выполнять артикуляционные упражнения для звука «Р»;
  • дать характеристику и правильную артикуляцию звука «Р»;
  • научить произносить звук «Р» изолированно.
  • развивать моторику артикуляционного аппарата;
  • формировать длительную направленную воздушную струю;
  • развивать фонематический слух;
  • воспитывать усидчивость и внимательность при выполнении артикуляционных упражнений;
  • повышать самооценку ребенка;
  • воспитывать интерес к занятию.

    Ход занятия:
    1. Подготовительный этап:
    Дыхательная гимнастика:

    Упражнение 1.

    «Пузыри».Сделать глубокий вдох через нос, надуть щеки и выдохнуть через рот.

    Упражнение 2.

    «Мельница». Ноги вместе, руки вверх. Вращать прямыми руками, произнося на выдохе «ж-р-р». Ускорять движения, усиливать звук.

    Упражнение 3.

    «Гуси». Ходить по комнате, взмахивая руками, как крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «г-у-у».

    Упражнение 4.

    «Воздушный шар». Лежа на спине, положить руку на живот. Сделать глубокий вдох и выдох, наблюдая за движением руки. Надуть живот как шар.

    Упражнение 5.

    «Ежик». Имитация пыхтения ежа с напряжением мышц носоглотки.

    Артикуляционная гимнастика.

    Упражнение 1. «Пулеметчик»: ребенок сидит перед зеркалом и, широко открыв рот удерживая кончик языка у альвеол и быстро подряд произносить звук д-д-д-д-д-д. важно, чтобы ребенок видел быстрые удары кончика языка. Темп ударов должен постепенно учащаться, а ритм колебания языка изменяться.

    Упражнение 2. «Чистим зубы»: Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону, затем от кончиков зубов к корням. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

    Упражнение 3. «Качели»: Улыбнуться, открыть широко рот, на счет «раз» - опустить кончик языка за нижние зубы, на счет «два» - поднять язык за верхние зубы.

    Упражнение 4. «Вкусное варенье»: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, она должна быть неподвижной. Язык должен быть широким.

    Упражнение 5. «Грибок»: Присосать язык всей поверхностью к небу и широко открыть рот. Язык должен быть весь прижат к небу, а не кончиком языка. Язык не отрывается от неба, когда открывается рот.

    Упражнение 6. «Лошадка»: Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.
    Развитие фонематического слуха.

    Упражнение «Охотник».

    Как только услышишь звук «Р» сразу лови его - хлопай в ладошки:

    М-Ш-К-Р-Т-Н-Р-Д-П-Р-Ж-С-З-В-Р-С-Р

    Воспитание сильной направленной ротовой воздушной струи.

    Упражнение «Ветерок кружит листочки».

    Чей листок улетит дальше? Катать по столу катушку или пузырек.
    2. Этап: Постановка звука.

    Постановка по подражанию:

    До 6 лет чистые «Р» и «РЬ» появляются у детей по подражанию. Ребенок овладевает артикуляцией самостоятельно через фонематическое восприятие, ориентируясь на речь окружающих людей. Поэтому произношение взрослых должно быть чистым и четким, без нарушений.
    Постановка механическим способом:

    1.Чтобы поставить звук «Р» этим способом используют логопедический зонд «Шарик». При выполнении артикуляционного упражнения «Пулеметчик» выполняются горизонтальные движения зондом по подъязычной уздечки.

    2. Если дошкольник корректно выговаривает «Ж», то при его выговаривании можно отодвинуть язык палочкой вглубь рта. Образуется короткий «Р». Закрепить его, повторяя упражнения. После автоматизации «Р» подбирать слова без использования «Ж».

    Постановка смешанным способом:

    Постановка от «Д»:

    Ребенок звонко произносит «Д». Кончик языка упирается в альвеолы верхнего неба. Язык не отрывается от неба.
  • Повторять без остановки «Ддддд». Язык завибрирует и появится «ДДД-РРР».
  • Говорить слоги ДРА, ДРО, ДРУ, ДРЭ, ДРЫ, в которых «Р» звучит твердо.
  • Проговаривать слова, которые начинаются с «ДР», «ТР», отработать произношение.
  • Убрать «Д» из упражнений.

    Упражнения от звука «С»

    Ребенок длительно тянет «Ссссс», затем вдыхает через рот и прижимает язык к альвеолам. Появится короткий «Р», который автоматизируется через вышеописанные упражнения.

    Автоматизация.

    Упражнение 1.

    Повтори слоги:

    РА-РА-РА

    РУ-РУ-РУ

    РО-РО-РО

    РЫ-РЫ-РЫ

    РА-РО-РУ

    РО-РЫ-РА

    РЫ-РУ-РА

    РУ-РА-РО

    Повтори слова:

    Рак, работа, радио, рана, рама, ранетка, ракета, рая, рот, рога, розы, родина, рома, рота ,роса, робот, рыба, рыбак, рысь, рынок, рыть, рывок, рыдать, рыдание, рука, рука, ручка


    Упражнение 2. Повтори скороговорку:

    Ра, ра, ра — теплая нора.

    Ра, ра, ра — тонкая кора.

    Ры, ры, ры — сидит ежик у норы.

    Ры, ры, ры — добежали до горы.

    Ру, ру, ру — погуляем мы в бору.

    Ру, ру, ру — много ягод наберу.
    Ро, ро, ро — позвонили мы в бюро.


    Упражнение 3.

    Повторите словосочетания:

    Новый забор.

    Поёт хор.

    У Раи загар.

    Родной двор.

    Сильный боксёр.

    Ядовитый мухомор.

    Дать отпор.

    Пойду на базар.

    Вкусный зефир.

    Российский сыр.

    Пить кефир.

    Купить самовар.

    Сказка «Мойдодыр».

    Пятый номер.

    Вышивать узор.

    Подмету двор.


    Упражнение 4. Повтори предложения:

    Маруся собирает помидоры.

    Рома собирает горох.

    Дорога ведёт в город.

    У Раи новый сарафан.

    Тамара печёт пирог.

    Юра не боится мороза.

    Корова идёт в сарай.

    Ворона клюёт кукурузу.

    Роме купили гитару.

    Буратино идёт на урок.

    На пароходе много детворы.



    Упражнение № 5. Произносить (читать) слова парами.

    рад – лад раз – лаз рак - лак

    рань – лань рама – лама ров – лов

    рог – лог рот – лот рожь – ложь

    розы – лозы рожки – ложки рука – Лука

    рукав – лукав бар – бал стар – стал

    сер – сел пир – пил жир - жил

    Упражнение 6. Повтори стихотворение.

    Розы.

    Алые розы в саду расцвели,

    Розы прекрасные цвета зари.

    Только цветы эти лучше не тронь!

    Острым шипом вмиг поранишь ладонь.
    Упражнение 7. Повтори предложения.

    Этот ДАР он мне ДАЛ. В окошке РАМА, а животное – ЛАМА. Я РАД, что в семье ЛАД. У губки ПОРЫ, а у шубки – ПОЛЫ. В ХРАМ не носят ХЛАМ. Этот ПЛУТ взял в руку ПРУТ. На зубе КОРОНКА, а для воды – КОЛОНКА. У здания – КОЛОННА, на голове – КОРОНА. Где ЛУКА твоя РУКА? В доме ПОРОГ, а в бане – ПОЛОК. Не заработать, чтоб порку, убрал я коробки на полку.
    перейти в каталог файлов


  • связь с админом