Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Ермакова И.И. ФОНОПЕДИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ ПРИ ВРОЖДЕННЫХ НЕЗАРАЩЕНИЯХ НЕБА. Фонопедическая терапия при врожденных незаращениях неба


НазваниеФонопедическая терапия при врожденных незаращениях неба
АнкорЕрмакова И.И. ФОНОПЕДИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ ПРИ ВРОЖДЕННЫХ НЕЗАРАЩЕНИЯХ НЕБА.doc
Дата03.10.2017
Размер66 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЕрмакова И.И. ФОНОПЕДИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ ПРИ ВРОЖДЕННЫХ НЕЗАРАЩЕНИЯХ
ТипДокументы
#24349
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

И. И. Ермакова

ФОНОПЕДИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ ПРИ ВРОЖДЕННЫХ НЕЗАРАЩЕНИЯХ НЕБА



Строение и конфигурация полостей надглоточных резонаторов, их мышечных стенок имеют огромное зна­чение в превращении основного ларингеального звука в человеческий голос благодаря индивидуальной тембральной окраске. При увеличении либо уменьшении доли участия той или иной полости черепа в резонансе сразу специфически изменяется тембр голоса. Наиболее заметен и неприятен для слушателя избыточный носо­вой (назальный) оттенок голоса — открытая ринофония. При открытой ринофонии носовая полость стано­вится парным ротовой полости резонатором вследствие нарушения анатомический целости неба или функцио­нальной недостаточности небно-глотичного затвора, когда не обеспечивается изоляции полости носа в по­токе речи. Чаще всего открытой ринофонией страдают лица с врожденным незаращением неба, в голосе которых, помимо тембральных изменений, возникают и другие отклонения.

В литературе голос при врожденных незаращениях неба был неоднократно описан как глухой, сдавленный, сиплый, хриплый, слабый, истощаемый, приглушенный, неполетный (Зееман М„ 1955; Крицкий А. В., 1970; Ермакова И. И., 1984). М. Зееман даже выделил на­рушение голоса при врожденных незаращениях неба как самостоятельное расстройство—palatophonia, или (disphonia ра1а1ina).

Проведенный в 70-х годах рядом исследователей спектральный анализ выявил понижение огибающей спектра у больных с ринофонией в области наиболее семантически важных 1-й и 2-й формант и появление дополнительных формантных областей назализации. Этим объясняются снижение разборчивости речи при ринофонии до 55,6% [Вансовская Л. И., 1977], а также потеря звонкости и полетности голоса [Морозов В. П., 1967].

Ларингостробоскопическое и электроглоттографическое исследования позволили установить, что свыше 80% подростков и взрослых с незаращениями неба страдают различными заболеваниями голосового аппа­рата [Ермакова И. И., 1984; Вильсон Д. К., 1990, и др.] наиболее распространенными из которых явля­ются фонастения и хронический ларингит, однако часто встречаются также парезы внутренних мышц гортани. Голос у таких больных тихий, истощаемый, хриплый или сиплый, диапазон его сужен.

Многолетние наблюдения показывают, что по всем качествам, за исключением выраженного носового от­тенка, голос детей с незаращенисм неба примерно до 7 лет не отличается от голоса детей с нормальным строением верхней челюсти. Результаты электроглоттографического исследования, проведенного в этом возрасте, подтверждают нормальную двигательную функцию гортани [Ермакова И. И., 1984], а миографии — нормальную реакцию мускулатуры глотки на действие раздражителя даже при обширных дефектах неба [Митринович-Моджеевска А., 1965].

После 7 лет голос детей с врожденным незаращением неба начинает ухудшаться: уменьшается его сила, появляется истощаемость, осиплость, прекращается расширение диапазона. При миографии выявляется несимметричная реакция мускулатуры глотки, визуально наблюдаются истончение слизистой оболочки и сни­жение глоточного рефлекса, а на электромиограмме по­являются изменения, свидетельствующие о неравномер­ной работе правой и левой голосовых складок. Таким образом, имеются все признаки расстройства двига­тельной функции голосообразующсго аппарата, которое окончательно формируется и закрепляется к подростко­вому возрасту.

Можно выделить три основные причины возникнове­ния патологии голоса при врожденных незаращениях неба. Во-первых, это нарушение механизма небно-глоточного смыкания. Известно, что мягкое небо и гор­тань функционально тесно связаны. Благодаря богатой афферентной иннервации небная занавеска и задняя часть глотки являются центральным вокальным реф­лекторным возбудителем. Малейшее изменение поло­жения мышц мягкого неба влияет на положение голо­совых складок [Грачева М. С., 1970].

При врожденных незаращсниях эта реакция оказывается измененной:

мышцы, поднимающие и растягивающие небную зана­веску, вместо того чтобы быть синергистами, работают как антагонисты. Вследствие снижения функциональ­ной нагрузки и в них, и в мышцах глотки развивается дистрофический процесс. Патологический механизм смы­кания усиливается из-за врожденной асимметрии лице­вого черепа и полостей гортани [Митринович-Моджеевс-ка А., 1965]. Анатомические и функциональные изме­нения в мышцах неба и глотки приводят к функцио­нальному расстройству голосового аппарата.

Во-вторых, при врожденных незаращениях неба и функциональной недостаточности нёбно-глоточного смыкания часто наблюдается артикуляция ряда звон­ких согласных звуков ларингеальным способом, при котором щели и смыкания осуществляются на уровне гортани и озвучиваются трением воздуха о края голо­совых складок. Такой процесс, безусловно, не остается безразличным для голосовых складок и может прово­цировать их отечность и узелковые образования.

В-третьих, на развитие голоса влияют особенности поведения подростков и взрослых, страдающих откры­той ринофонией, особенно если она сочетается с изме­нениями в строении лицевой части черепа (врожденная расщелина губы, деформация носа, выраженные изме­нения прикуса). Стесняясь своей дефектной речи, такие больные часто привыкают говорить очень тихим голосом, максимально ограничивают речевое общение, тем самым снижая возможности развития силы голоса и расширения его диапазона.

Известно, что при незаращсннн неба развивается тяжелое речевое расстроство — ринолалия, при кото­ром страдают все строны речи: дыхание, голос, на­блюдаются изменения в мышцах глотки и ротовой по­лости, развивается патологическая артикуляция, нару­шается фонематичсскии слух, изменяется слуховое вос­приятие. Особениости внешнего дыхания выражаются в учащенном и поверхностном дыхании, что приводит к уменьшению максимальной вентиляции легких и ре­зерва дыхания, жизненной емкости легких, экскурсии грудной клетки. У больных преобладает ключичный тип дыхания. Фонационный выдох резко укорочен, что связано с утечкой значительного объема воздушного потока в носовую полость. У большинства больных наблюдается полная днскоординация фонационного ды­хания с голосоведением.
В органах артикуляции при врожденных расщели­нах неба наблюдаются следующие изменения. После уранопластики свод твердого неба часто уплощен, неб­ная занавеска укорочена, малоподвижна, отмечаются ее рубцовые изменения. Активность мышц глотки сниже­на вследствие дистрофического процесса. В результате этих изменений достаточного замыкания небно-глоточного затвора при речи не происходит.
Часто анатомический дефект неба сочетается с рас­щелиной губы и деформациями зубов и челюстей. От­клонения в строении органов полости рта обусловлива­ют развитие дефектных артикуляций. В этом плане наиболее характерной для ринолалии является патоло­гическая позиция языка, гипертрофированный корень которого оттянут к глотке, а вялый истонченный кон­чик лежит посередине полости рта, не принимая учас­тия в звукообразовании.

Открытый прикус, прогения, диастемы, дефекты аль­веолярного отростка мешают контактам губ, губ и зу­бов, языка и зубов и препятствуют губно-губным, губно-зубным и язычно-зубным артикуляциям. Короткая подъязычная связка уменьшает объем движений язы­ка, а массивные рубцы, образующиеся после хейлопластики, и плотное прикрепление верхней губы к альвеолярному отростку ограничивают движения губ. Вследствие укорочения небной занавески значительно затрудняется произнесение язычно-небных согласных. Утечка воздуха в нос приводит к понижению давления воздуха в полости рта, в результате чего снижаются кинестезии и резко затрудняется образование направ­ленной воздушной струи, необходимой для произнесе­ния всех согласных. Часто направленная воздуш­ная струя отсутствует и ее заменяет глоточный выдох.

Ослабление направленной воздушной струи, патоло­гическая позиция языка, изменения в строении арти­куляционного аппарата приводят к развитию компенса-торного искаженного звукообразования, при котором артикуляции щелей и смычок происходят на уровне глотки (фарингеальные артикуляции) или даже горта­ни (ларингеальные артикуляции). Разумеется, возмож­ны и другие патологические замены, но для ринолалии наиболее характерны гортанно-глоточные. Нарушения фонематического слуха проявляются в восприятии соб­ственной речи как нормальной, что объясняется сниже­нием артикуляционных кинестезий и патологической обратной связью.
Коррекционно-педагогическая работа по устранению ринолалии предусматривает дифференцированный под­ход к больным в зависимости от особенностей строения артикуляционного аппарата, голосоведения, звукопроизнесения, прочности патологических навыков, состоя­ния слуха и индивидуальной реакции больного на свое состояние. Однако для всех больных приняты три об­щих этапа работы:

1) активизация небно-глоточного затвора, коррек­ция дыхания, выработка направленной воздушной струи;

2) постановка голоса, подготовка органов артикуля­ции к исправлению звукопроизнесения;

3) координация навыков правильного фонационного дыхания, голосоведения и произношения, постановка согласных звуков.

В соответствии с основными принципами педагогики коррекционно-логопедическая работа строится так, что­бы все приобретаемые новые навыки опирались только на правильные, хорошо дифференцируемые больными умения, поэтому в первую очередь проводят коррекцию дыхания, а затем — голоса. В дальнейшем элементар­ные навыки правильного голосоведения позволяют про­водить. опираясь на них, постановку звуков с их автоматизацией только в правильно произносимом речевом материале.

Основой для коррекции голоса и речи при ринола­лии является нормализация дыхания. Учитывая, что у данной категории больных функция внешнего дыха­ния с рождения развивалась с отклонениями, постанов­ке как физиологического, так и фонационного дыхания отводится важное место в комплексе мероприятий вос­становительного лечения.

На занятиях в кабинете лечебной физкультуры вы­рабатывают навык диафрагмально-реберного дыхания с соотношением вдоха к выдоху 1 : 3. Этот тип дыхания позволяет увеличить жизненную емкость легких, регу­лировать диафрагмой и межреберными мышцами ско­рость выдоха, фонировать в грудном регистре, в ре­зультате чего в конечном итоге удлиняется выдох и уменьшается носовой оттенок голоса.

Постановке фонационного дыхания предшествует выполнение упражнений для выработки направленной воздушной струи, без которой невозможны ни ротовой выдох, ни артикуляция речевых фонем.

Упражнения для выработки направленной воздуш­ной струи. 1. «Поплевывание». Больной слегка высовы­вает кончик языка, а затем старается «выплюнуть» его, контролируя температуру и направление воздуш­ной струи тыльной стороной ладони. Если выполнить это невозможно, то прибегают к «выплевыванию» мел­ких крошек и зажиманию крыльев носа для усиления кинестезий.

2. Легкое, ненапряженное дутье, полученное от за­медления и продления «поплевывания» на вату, пух и т. д.

Упражнения повторяют многократно в течение дня по 2—5 раз подряд. При этом нецелесообразно дуть с напряжением (в воду через соломинку, губную гармош­ку, дудочку, надувать шары). Это приводит к усилению напряжения мышц лица и глотки, стимулирует выдох на уровне глотки, свойственный лицам с незаращениями неба.

Коррекция фонационного дыхания предусматривает выработку удлиненного речевого выдоха на «опоре». Ощущение «опоры» достигается произвольным контро­лем за постепенным, параллельным выдоху и равным по длине синтагме подъемом диафрагмы и последующим ее расслаблением.

Вначале для усвоения кинестезий рекомендуется стоя произносить утрированное звукосочетание «пф— —ф—ф...», поднимая диафрагму, а затем, завершив произнесение, расслабить ее. Подобным образом уп­ражняются в произнесении всех гласных и доступных фрикативных фонем. Позднее переходят к произнесе­нию изолированных слов, «спряжению» фраз на «опо­ре» и не только приучают больных выполнять на «опо­ре» все речевые упражнения, но и стараются как мож­но раньше ввести этот навык в бытовую речь.

Постановка голоса у лиц с незаращениями неба без патологии в гортани предусматривает определение манеры фонации, физиологичной для данного больно­го, и обучение его приемам правильного голосоведе­ния. Известно, что при фонации в грудном регистре носовой оттенок уменьшается. Обучение такой манере голосоведения целесообразно и доступно людям с низ­кими голосами, а также при значительных укорочениях или неподвижности небной занавески.

Упражнения для постановки фонации в грудном ре­гистре. 1. Имитация стона в звукосочетаниях «аах!», «ээх!, «оох!» на мягком, теплом выдохе. Больной при этом сидит на стуле расслабившись, опустив подборо­док, положив ладонь на грудь для тактильного конт­роля резонанса.

2. Протяжное произнесение изолированных гласных в том же исходном положении и манере открытого зву­чания в последовательности «а», «э», «о», «у», «ы», «и», т. е. по мере возрастания напряженности небной занавески. Кончик языка у зубов, глотка широко отк­рыта, лабиализация ослаблена, воздушная струя теп­лая.

3. Произнесение в той же манере звукосочетаний со щелевой фонемой «}'» в интервокальной позиции (меж­ду гласными звуками), например: «айа», «эйэ», «ойо»,

«уйу».

4. Произнесение прямых слогов с фонемой «р.

5. Произнесение пар слогов с фонемой «j» и сонорами «м», «н», «л», например: «яма», «емэ», «емо», «юму», «яла», «елэ», «ело», «юлу», «яня», «ене»,

«ёнё», «юню».

6. Произнесение в грудном регистре изолированных слов, начинающихся с прямого слога с фонемой «j» и включающих гласные звуки и соноры, например: «яма», «ель», «Юля», «ела», «Елена», «юла».

Все упражнения больной выполняет сидя или стоя, с «опорой» на диафрагму, расслабив плечевой пояс, вначале опустив подбородок, а позднее держа голову в обычном положении, постоянно соблюдая манеру вы­полнения упражнения 2: на теплом выдохе, с приды­ханием.

После овладения навыком протяжного произнесения слов с «опорой» на «р» и гласные в грудном регистре, аналогично отрабатывают другие согласные звуки по мере их коррекции (вначале фрикативные, затем взрывные). При этом указывают больному на необхо­димость редукции согласных звуков в слове, короткое ненапряженное их произнесение и утрированно-напев­ное произнесение гласных фонем. Эту манеру прогова-ривания вводят во фразы и бытовую речь, постепенно, по мере автоматизации навыка, подводя ее к обычному темпу. Для детей, подростков и женщин, обладающих вы­соким голосом, физиологична фонация в головном ре­гистре, но носовой оттенок голоса в этом случае умень­шается только при достаточном небно-глоточном затво­ре и подвижной небной занавеске.

Упражнения для постановки голоса в головном ре­гистре.

«Мычание»—утрированное произнесение со­гласного звука «м» на основном тоне голоса больного, «в маску»; голосом средней громкости, с фиксацией внимания на резонансе полостей и костей носа и чере­па. Губы сомкнуты, зубы приоткрыты, глотка расши­рена.

2. Короткое произнесение гласных звуков «а», «э», «о», «у», «и», «ы» на мягкой атаке. Рот открыт, язык придвинут к нижним резцам, корень его опущен, глот­ка широкая, лабиализация обычная, свойственная дан­ному звуку. Внимание больного фиксируется на резо­нансе головы.

3. Произнесение прямых слогов со звуком «м»: «ма», «мэ», «мо», «му», «мы». Сочетание упражнений 1 и 2. Звук «м» произносят несколько утрированно. Гласные редуцированы.

4. Произнесение слогов со звуком «л» в той же ма­нере. Упражнение рекомендуется для перехода от но­сового сонора «м» к ротовым согласным.

5. Произнесение парных слогов со звуками «м» и «л»: «мала», «мэлэ», «моло», «мулу», «мылы». Приме­няют для закрепления дифференциации кинестезий при произнесении ротовых и носовых фонем.

6. Произнесение парных слогов со звонкими соглас­ными сонорными и фрикативными звуками «р, «р», «в», «з», «ж». Выполняют так же, как упражнение 5.

7. Произнесение изолированных слов, составленных из согласных звуков «м», «н», «л», «р и гласных, на­пример: «мама», «мыла», «малина», «лимон», «луна», «яма».

8. Произнесение сочетаний из двух слов и спряже­ние глаголов со звуками «м», «н», «л», «р, «р», «в», «з», «ж» на голосоведении в головном регистре. Воз­можны сочетания типа «вон яма», «моя мама», глаголы «мыл», «ел», «нарезал» и т. п.

Все упражнения повторяют отраженно за логопедом по 3—5 раз подряд и затем многократно самостоятель­но в течение дня. «Опорой» в произнесении упражнений служат сонорные согласные. Гласные звуки произносят редуцированно.

В случае отсутствия изменений в голосовом аппа­рате достаточно нескольких занятий по обучению пра­вильному голосоведению. Как только больные ощутят кинестетически и смогут на слух дифференцировать свойственную им нормальную фонацию, они будут в состоянии выполнять, опираясь на новое умение, все последующие речевые и вокальные упражнения.

При выявлении у подростков и взрослых с врож­денными незаращениями неба фонастении или пареза внутренних мышц гортани применяют приемы, описан­ные в главе 15. После стабилизации правильного голо­соведения в упражнениях приступают к пению.

Вокальные упражнения при ринолалии у подростков и взрослых позволяют не только увеличить подвиж­ность небной занавески, но и развить слух и расширить диапазон голоса. Упражнения охватывают средний ди­апазон голоса больного. Пение крайних нот диапазона недопустимо. Начальные упражнения строятся на тер­циях, затем переходят к пению трезвучия по звукоряду и к доступным музыкальным фразам из популярных песен. Для тренировки голоса нет необходимости петь, называя ноты. Больные поют гласные звуки, выполняя упражнения, как вокализы, 3—5 раз подряд в 2—3 приема в течение одного занятия.

Исправление речи у подростков и взрослых с врожденными незаращениями неба представляет собой сложный комплексный процесс перестройки условно-рефлекторных связей в центральной нервной системе, поскольку у них уже сформирован прочный патологи­ческий навык, закрепленный многолетним неправиль­ным речевым стажем.

У взрослого, сознательно относящегося к занятиям, легко добиться правильного выполнения отдельных элементов движений, но очень трудно скоординировать навыки правильного физиологического и фонационного дыхания, артикуляции и голосоведения в единый сте­реотип спонтанной речи.

Психика взрослых больных, которым в течение мно­гих лет проводят неэффективное лечение и производят неудачные операции, часто оказывается травмирован­ной, у них отмечаются определенные личностные изме­нения. Исправление речи у таких больных должно опираться на постоянную рациональную психотерапию, при проведении которой необходимо учитывать харак­терные черты личности пациента и его патофизиологи­ческие особенности, строение артикуляционного аппара­та и состояние слуха. Психотерапия способствует тому, что больные включаются в активную деятельность, тре­бующую мобилизации их духовных и физических воз­можностей. Она подкрепляет стремление больных к са­мосовершенствованию и воспитывает социальную доми­нанту, которая помогает отодвинуть на второй план индивидуальные реакции.
перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей