Главная страница
qrcode

К.Р. темп речи. Коррекционная работа при нарушении темпа


Скачать 36.92 Kb.
НазваниеКоррекционная работа при нарушении темпа
Дата04.10.2019
Размер36.92 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаК.Р. темп речи.docx
ТипКонтрольная работа
#63888
Каталог

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольная работа

на тему: «Коррекционная работа при нарушении темпа»

Выполнил студент:

______________________________

группа ________________________

Проверил:

____________________________________________________________

Темп речи.

Темп – это скорость произнесения речевых элементов (слогов, слов, синтагм, высказываний). Он может быть быстрым или медленным, ускоряться или замедляться. Темп зависит от длины речевой единицы. Чем длиннее слово или синтагма, тем меньше длительность слога в этом слове (синтагме). Обычной разговорной речи соответствует темп 5-6 слогов в секунду.

В высказывании темп выполняет следующие функции:
Служит средством оформления интонационной цельности высказывания. К концу высказывания темп речи замедляется.
  • Является средством противопоставления важного – неважного в высказывании. Речевые отрезки (синтагмы, слова), содержащие наиболее важную в смысловом отношении информацию, произносятся в замедленном темпе, а речевые отрезки, содержащие второстепенную информацию (например, вводные слова и предложения, некоторые уточняющие и пояснительные обороты), произносятся в ускоренном темпе.
    В целом темп речи характеризует:
    индивидуальные особенности говорящего, его манеры, привычки;
  • социальный статус говорящего (например, ускоренный темп речи иногда может служить признаком низкой образованности, недостаточной культуры, низкого социального положения);
  • эмоциональное состояние говорящего (темп убыстряется при сильном волнении, возбуждении и замедляется, когда говорящий испытывает замешательство, сообщает о чем-то неприятном и т.д.).
  • отношение говорящего к слушающему, намерение создать определенное впечатление (например, если говорящий хочет произвести впечатление человека умного, серьезного, он взвешивает каждое слово, и от этого темп его речи замедляется);
  • ситуацию общения (спешка, необходимость тянуть время и т.п.);
  • диалектные особенности речи говорящего;
  • степень владения языком, на котором человек говорит;
  • сложность предмета, о котором идет речь.
    Станиславский считал, что темп речи влияет на организацию текста. «Темп скорость или медленность. Темп укорачивает или удлиняет действия, ускоряет или замедляет речь. Выполнение действий, произнесение слов требуют времени. Ускорил темп отвел меньше времени для действия, для речи и тем заставил себя действовать и говорить быстрее. Замедлил темп освободил больше времени для действия и речи и дал больше возможности еще лучше доделать и досказать важное» [Станиславский, 1938].

    Выбор темпа влияет на ритм речи. Сочетание временных характеристик речи (т.е. темпа) сритмическими, называется темпо-ритмом речи.

    Темпо-ритмическая организация устной речиявляется темстержнем,который объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматическое структурирование, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик.
    Нарушения темпа речи.

    К нарушениям темпа речи относятся брадилалия и тахилалия. При указанных расстройствах нарушается развитие как внешней, так и внутренней речи. Речь малопонятна для окружающих. Своевременное устранение этих нарушений в раннем возрасте исключает отрицательное их влияние на формирование речи и личности ребенка в дальнейшем, а также способствует профилактике заикания.

    Патогенез, клиника и методы коррекции этих расстройств речи различны.

    Брадилалия — патологически замедленный темп речи.

    В истории изучения нарушений темпа и ритма речи брадилалия описывалась в синдроме какого-либо соматического, неврологического или психического заболевания.

    Брадилалия может быть самостоятельным нарушением темпа речи, а также наблюдаться в клинике некоторых форм психических заболеваний: при олигофрении, в неврологической клинике у больных с последствиями менингоэнцефалита, при дистрофических, органических заболеваниях центральной нервной системы, травмах, опухолях головного мозга и т. д.

    Как самостоятельное нарушение брадилалия встречается чаще всего у лиц флегматичных, медлительных, вялых. Сходные с брадилалией особенности речи наблюдаются у жителей северных стран, где они являются обычной формой речи.

    Тахилалия — патологически ускоренный темп речи.

    С конца XIX в. тахилалию включили в группу расстройств под названием дизфразии (А. Куссмауль, 1879). Отмечалось преимущественное нарушение дыхания в столь сильной степени («втягивание воздуха в себя»), что появлялось некоторое сходство с заиканием. Как самостоятельная форма нарушения речи с преимущественным расстройством ее темпа впервые выделена Ю. А. Флоренской в 1934 г.

    Обследование темпо-ритмической организации речи.

    Определение темпа речи ребенка.

    Измерение темпа осуществляется у детей при использовании следующих параметров:
    единица измерения – слог;
  • характеристика темпа – количество слогов в определенный промежуток времени.
    Материал для исследования: предложения, в которых исключены слова сложной слоговой структуры, и звуки, которые ребенок произносит неправильно. Также для проведения исследования необходим магнитофон и секундомер.

    Процедура: ребенку предлагается повторить за логопедом предложения или ответить на вопросы, запись которых производится на магнитофон. Затем проводите вычисление количества слогов в секунду.

    Инструкция № 1: «Слушай предложения и повторяй за мной: Коля моет посуду. На столе стоит коробка. Марина тихо сидит на диване. Таня надела новую белую кофту».

    Инструкция № 2: «Ответь на вопросы: Что делает Коля? Где стоит коробка? Где стоит Марина? Что надела Таня?»

    Критерии оценки:

    4 балла – темп норма (4-5 слогов в секунду);

    3 балла – незначительное отклонение от нормы (±1 слог);

    2 балла – убыстренный темп (7-8 слогов в секунду);

    1 балл – очень быстрый темп (более 9 слогов в секунду), очень медленный темп (1-2 слога в секунду);

    0 баллов – из-за выраженных речевых нарушений допускает повторы слов, затрудняется в передаче слоговой структуры слова. В связи с этим не удается объективно произвести измерение темпа.

    Исследование восприятия темпа речи.

    Материал для исследования: для исследования восприятия различного речевого темпа предварительно ребенку объясняют, что темп речи может быть быстрым, медленным и нормальным. Вводятся картинки-символы.

    Процедура: ребенку предлагается на слух определить изменение темпа речи в тексте, который читает логопед и показать соответствующую картинку-символ: зайца - быстрый темп, черепаху - медленный темп, ежика - нормальный темп.

    Инструкция: «Посмотри на картинки. Заяц бегает быстро – и говорит очень быстро, черепаха ползает медленно – и говорит медленно, ежик ходит спокойно – и говорит спокойно, нормально. Сейчас логопед будет говорить предложения, а ты угадай, как говорит логопед и покажи соответствующую картинку».

    – По веточке ползает длинная гусеница (медленный темп)

    – Из-под топота копыт пыль по полю летит (быстрый темп)

    – Кто-кто в теремочке живет? (медленный темп)

    – В лесу дети собирали грибы и ягоды (нормальный темп)

    – У пчелы, у пчёлки почему нет чёлки? (быстрый темп)

    – Зимой дети любят кататься на санках и коньках (медленный темп)

    Критерии оценки:

    4 балла – задание выполняет верно.

    3 балла – ошибается, но после повтора предложения исправляет ошибки.

    2 балла – после повторного произнесения предложения ошибки не исправляет.

    1 балл – путается, не соотносит с картинками.

    0 баллов – задание недоступно.

    Исследование воспроизведения отраженного темпа речи.

    Материал для исследований:воспроизведение предложений с различной темповой организаций за логопедом отраженно.

    Процедура: ребенку предлагается прослушать предложения и повторить их в том же темпе за логопедом.

    Инструкция:«Слушай внимательно и повторяй за логопедом предложения точно так же».

    – Весной тает снег, и бегут ручьи (нормальный темп)

    – Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне? (быстрый темп)

    – Самолет построим сами и помчимся над полями (быстрый темп)

    – Улитка носит свой домик на спине (медленный темп)

    – На море во время шторма очень большие волны (нормальный темп)

    Критерии оценки:

    4 балла – повторил верно.

    3 балла – убыстрение, замедление темпа возможно после нескольких попыток.

    2 балла – темп изменяет незначительно.

    1 балл – темп не может изменять, не управляет темпом.

    0 баллов – задание недоступно.

    Самостоятельное управление темпом речи.

    Самостоятельное изменение темпа речи – ребенок должен производить по сигналу на материале небольшого знакомого стихотворения, например, «Мой веселый звонкий мяч» С. Маршака.

    Процедура: при предъявлении различных картинок-символов ребенок должен менять темп речи по ходу чтения стихотворения.

    Инструкция: «Ты будешь читать стихотворение, как увидишь картинку с зайцем, читай быстро, а увидишь черепаху – читай медленно, увидишь ежа – читай нормально, спокойно».

    Мой весёлый звонкий мяч, (черепаха)

    Ты куда пустился вскачь? (ёж)

    Синий, красный, голубой, (заяц)

    Не угнаться за тобой. (черепаха)

    Критерии оценки:

    4 балла – повторил верно.

    3 балла – убыстрение, замедление темпа возможно после нескольких попыток.

    2 балла – темп изменяет незначительно.

    1 балл – темп не может изменять, не управляет темпом.

    0 баллов – задание недоступно.
    Методики логопедической работы.

    При устранении брадилалии логопедические приемы направлены на воспитание более быстрых и четких речевых движений в процессе речи; убыстренных речевых реакций; темпа внутренней речи; темпов письма и чтения; выразительных форм сценического чтения и драматизированной речи и т. д.; правильной просодической стороны речи: темпа, ритма, мелодики, паузации, ударения.

    Все виды коррекционной работы основываются на различных речевых упражнениях. Основные упражнения:
    произношение речевого материала различной сложности (слогов, слов, коротких фраз, скороговорок и т. п.),
  • чтение (сопряженное с логопедом, затем самостоятельное) под отбиваемый рукой такт, под метроном с постепенным ускорением темпа говорения и чтения;
  • слушание и воспроизведение речевого материала, записанного на магнитофонную ленту в ускоренном темпе;
  • запись слогов, слов и т. п. с предварительным четким проговариванием под такт, подаваемый логопедом, а затем самим ребенком;
  • работа над воображением при действии внешних раздражителей различного ритма, темпа для убыстрения его во внутренней речи;
  • заучивание и воспроизведение диалогов с акцентом на речевых особенностях разных персонажей самим пациентом в паре с логопедом, затем с товарищем по группе;
  • выработка сценического поведения в соответствии с содержанием драматизации.
    Начало формы. Нормализации темпа речи при брадилалии способствуют также занятия по логопедической ритмике.

    Ходьба и маршировка в различных направлениях под бодрую музыку (марш, галоп), перемежающаяся поскоками, прыжками, приседаниями, остановками под меняющийся характер музыки. Указанные упражнения сочетаются со счетными упражнениями, помогающими контролировать темп выполняемых движений и облегчающими детям удерживать нужный темп в речи. Упражнения, активизирующие внимание, воспитывают быструю и точную реакцию на зрительные, слуховые раздражители, развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную.

    Ритмические упражнения, связанные с такими динамическими характеристиками музыкального произведения, как mezzoforte– средней силы, forte– сильно. Ритмические упражнения для рук, ног, туловища выполняются быстро, четко. Ритм обозначается энергичными хлопками в ладоши, ударами в бубен, взмахами флажками, топочущими шагом и т. п.

    Пение мелодий с короткими тональностями. Темп песен средний и быстрый, отрывистого характера.

    Подвижные игры: несюжетные и сюжетные. Несюжетные игры типа перебежек, ловушек, пятнашек, игры-эстафеты, игры с предметами, с элементами спортивных соревнований и т. п. Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненные или сказочные эпизоды и способствуют отработке речи в диалогах, драматизациях.

    Музыкальная самостоятельная деятельность учащихся: под бодрую музыку они энергично выполняют однотипные движения – рубят дрова, скачут на лошади, боксируют и т. д.

    В результате 6–12-месячной работы речь становится значительно четче и быстрее. Однако и после курса занятий необходимо сравнительно долгое наблюдение над детьми, страдающими брадилалией и особенно брадикинезией. Рекомендуются: самостоятельные занятия, постоянный контроль за темпом речи, консультативные занятия у логопеда, катамнестические исследования.

    Преодоление тахилалии предполагает воспитание: а) медленного, спокойного, плавного, строго ритмичного дыхания и голосообразования; б) медленного ритмического чтения; в) спокойной, ритмически упорядоченной речи; г) здоровой установки на коллектив в процессе речевого и общего поведения; д) общего и слухового внимания к речи.

    Логопедическую работу с подростками и взрослыми, страдающими тахилалией, рекомендуется проводить поэтапно.

    Первый этап – режим молчания. Логопед знакомится с особенностями речи каждого в условиях коллективного общения, проводит беседу о значении коллектива и логопедических занятий для нормализации темпа речи. Режим молчания снимает тревожную возбудимость, успокаивает учеников, сосредоточивает их на задачах и правилах занятий. На занятиях с логопедом начинается усвоение медленного темпа на простейшем речевом материале (сопряженная, отраженная речь, ответы на вопросы).

    Второй этап – работа по усвоению медленного темпа начинается на материале громкого чтения. Сначала образец чтения дает логопед, затем дети читают сопряженно, отраженно, по очереди, с последующим анализом чтения каждого. Каждое занятие начинается с речевой зарядки (счет до 30 или 50), затем проводится индивидуальная и групповая (4–5 человек) самостоятельная речевая работа под руководством одного из занимающихся. Стержневым моментом во всех речевых упражнениях является слитная речь, отрабатываемая в замедленном темпе. Дается установка на замедление не только внешней речи, но и всех других психомоторных процессов. В конце 2 этапа подводятся итоги работы дома и в группе, дети отчитываются о самочувствии.

    Третий этап – работа над редактированием высказываемых мыслей, над адекватностью фразы намеченному содержанию.

    Материал занятий: точные пересказы прочитанного по плану и без него, с произвольной установкой на ту или иную длину, детализацию пересказа; упражнения в произношении различных редакций одной и той же фразы.

    Четвертый этап – работа над коллективным рассказом. Внимательно слушая своего товарища, каждый включается в рассказ неожиданно, по сигналу логопеда или дежурного. На этом этапе вводится медленное чтение про себя, которое оказывает дисциплинирующее и замедляющее влияние на устную речь занимающихся. Больше времени отводится индивидуальной работе над речью, которая продолжается и после окончания логопедического курса в течение не менее одного года по 2 раза в день (утром и вечером по 10–30 минут).

    Используемые на занятиях приемы: подражание, сопряженнно-отраженное произношение, ритмическое чтение, речевые упражнения под такт, отмечаемый ударом руки, ноги, хлопком в ладоши и т. п., запись и прослушивание правильной речи, записанной на магнитофонную ленту и др.

    На этом этапе проводятся функциональные тренировки вне стен логопедического кабинета, как индивидуально, так и коллективно. Условием перехода к тренировкам является доступность диалогического общения в замедленном (и нормальном) темпе на логопедических занятиях. Функциональные тренировки носят характер диалогов с прохожими на улице, в магазине, на почте, в транспорте и т. д. Пациенты заранее готовят речевой материал, отрабатывают его дома и на коллективных занятиях.

    Пятый этап – подготовка к публичному выступлению. Материал для него подбирается с учетом индивидуальных особенностей учеников. Манера поведения, темп речи отрабатываются в процессе самостоятельных индивидуальных и фронтальных занятий; выступление записывается на магнитофонную ленту, прослушивается, анализируется по содержанию и внешнему оформлению.

    Продолжительность курса – 2,5-3 месяца. Если этого времени недостаточно, то рекомендуется после перерыва продолжить занятия в течение 4-6 месяцев. После логопедического курса дается установка на дальнейшее самостоятельное закрепление навыков правильной речи.

    Курс логопедической коррекции у дошкольников и младших школьников – от 6 месяцев до 1 года. В случаях рецидивов необходимы повторные курсы занятий.

    В логопедической работе по преодолению баттаризма и полтерн на первом месте стоит формирование понятий на конкретной основе и их словесное грамматически правильное выражение.
    Необходим подход к речи как к системе в единстве с другими психическими процессами. Рекомендуется работа не столько над элементами речи, изолированными функциями дыхания и артикуляции, сколько над целостными речевыми продукциями высшего порядка: над самостоятельным высказыванием, пересказом, диалогом, декламацией, подготовленным и свободным рассказом, докладом, сообщением, свободным изложением мыслей. Основной прием — фиксация внимания пациента на речи, правильное распределение его во фразе на каждое слово, чтобы процесс переключения внимания соответствовал процессу последовательного логического развертывания мысли. Для этой цели используются сопряженно-отраженное произношение фраз, текста; работа над логическим ударением во фразе; перифразировка; диалоги с логопедом, между детьми; драматизация, требующая сценического поведения и выразительной речи для передачи необходимого образа; различные способы чтения: сопряженно с логопедом, отраженно за логопедом, чтение по слову, по фразе друг за другом и вразбивку, чтение по заранее размеченному тексту; через прорезь в полоске картона, который медленно передвигается по строке, открывая сначала только одно слово, затем синтагму, наконец, целую фразу.
  • Воспитание логического мышления в неречевых и речевых заданиях. Например, разложить серии картинок в нужной последовательности, исключить лишнюю из данных предметных картинок или составить общий план высказывания; развернуть главную мысль определенной части рассказа; найти несколько вариантов «завязок» или «развязок» заданных сюжетов и т.д.
  • Преодоление дефектов внутренней речи. С этой целью содержание высказывания (замысла) реализуется с помощью сюжетной картинки, текста, который прорабатывается по вопросам сначала вместе с логопедом, затем самостоятельно. Составляется план пересказа. Текст записывается, читается, пересказывается по памяти.
  • Развитие слухового внимания, умения слушать речь на материале фраз, текстов. Полезны магнитофонные занятия, на которых ребенок одновременно слышит и видит (читает) текст, подающийся с магнитофонной ленты в замедленном темпе. Для привлечения внимания к собственной речи предлагаются для прослушивания и последующего анализа образцы речи в замедленном и быстром темпе. Полезна работа над интонацией.
  • Работа над упорядочением темпа речи: счетные упражнения с движениями, речь по слогам или в сопровождении ритмического отстукивания; выделение смысловых частей в коротком тексте, во фразе, составленной по картинке, и произношение речевого материала с соответствующей смыслу выразительной интонацией; ритмическое проговаривание с одновременным отстукиванием ритма различных фраз и т. д.
  • Работа вне логопедических занятий, чтобы закрепить замедленное и четкое произношение, спокойное поведение и внимание к собственной речи.
    Своевременная борьба с тахилалией, брадилалией в раннем детском возрасте исключает наличие этих нарушений речи в дальнейшем, а также обеспечивает профилактику заикания.
    Список литературы

    Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» – М.: В. Секачев, 1998. – 304 с.: ил.
  • Кочергина В.С, Брадилалия, тахилалия, спотыкание. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С. С. Ляпидевского. – М., 1969. –
  • Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
  • Шевцова Е. Е. Технологии формирования интонационной стороны речи / Е.Е. Шевцова, Л.В. Забродина. – М.: ACT: Астрель, 2009. – 224 с.
    перейти в каталог файлов


  • связь с админом