Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Краткий словарь философской терминологии. Абстрагирование лат. абстракцио


Скачать 138.5 Kb.
НазваниеКраткий словарь философской терминологии. Абстрагирование лат. абстракцио
АнкорКраткий словарь философской терминологии.doc
Дата04.04.2019
Размер138.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКраткий словарь философской терминологии.doc
ТипКраткий словарь
#42623
страница1 из 2
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2




Краткий словарь философской терминологии.

Абстрагирование (лат. «абстракцио» - отвлечение) – мысленное выделение, вычленение отдельных сторон, свойств и отношений с целью их более глубокого изучения и одновременное отвлечение от других, несущественных в исследуемом аспекте.

Абсолютная истина (абсолютное в истинном знании) – знание, полностью тождественное по своему содержанию объекту познания, а потому не могущее быть опровергнуто дальнейшим развитием познания.

Абстрактное – см. в ст. «Восхождение от абстрактного к конкретному».
Агностицизм (гр. «а» - не; «гносис» - знание) – философско-гносеологическое учение, согласно которому принципиально невозможно получе6ние объективно-истинного знания о действительности. Его представителями были Д.Юм, И.Кант, Э.Мах и др.

Антиномия (гр. – противоречие в законе) – противоречие между двумя суждениями, одинаково логически доказуемыми. Важное значение А. имели в философском учении И.Канта, как свидетельство принципиальной неспособности разума получить достоверное знание о мире.

Аксиология (гр. «аксиос» - ценный; «логос» - учение) – раздел философского знания, исследующий ценности и ценностные ориентации, их природу, сущность, место и роль в жизни человека и общества.

Антропология (гр. «антропос» - человек; «логос» - учение) – термин имеет два основных значения: 1) совокупность всех наук, изучающих человека во всем многообразии его качеств, свойств, форм существования и жизнедеятельности; 2) философское учение о человеке, его природе и сущности, месте в природной и социальной действительности.

Антропологизм (гр. «антропос» - человек) – философская концепция, представители которой рассматривали понятие «человек» в качестве центральной мировоззренческой и методологической категории и считали, что решение так называемой «проблемы человека» является необходимой предпосылкой решения всех других философских проблем. Представителями А. были: Л.Фейербах, Н.Чернышевский, экзистенциалисты и др.

Антропогенез (гр. «антропос» - человек; «генезис» - происхождение) – процесс происхождения человека. В современной науке этот процесс большинством ученых рассматривается как целостный историко-эволюционный процесс одновременного и взаимообусловленного выделения человека и общества из природы на основе становления общественного производства (труда) и связанного с ним формирования языка (речи) как специфически человеческого способа общения и обмена информацией.

Антропоцентризм (гр. «антропос» - человек) – философско-мировоззренческий принцип, в основе которого лежит признание человека центром мироздания и высшей ценностью бытия. А. стал определяющим в культуре и мировоззрении эпохи Возрождения, придя на смену теоцентризму средних веков.

Апейрон (гр. – беспредельный) – понятие, введенное древнегреческим философом Анаксимандром из Милета для обозначения безграничной, бесформенной, а потому неопределенной и чувственно невоспринимаемой вещественной первоосновы мира.

Апологетика (гр. «апология» - оправдание, защита) – деятельность раннехристианских мыслителей II–IV вв., пытавшихся в своих письмах к римским инператорам (апологиях) и их наместникам в провинциях Римской империи оправдать и защитить первых христиан от преследования посредством обоснования того, что новая религия не представляет для них опасности, а напротив, может быть полезна.
Апория (гр. – безвыходное положение) – понятие, означающее неразрешимую проблему, связанную с наличием логических аргументов, опровергающих самоочевидное и потому общепринятое положение. Наиболее известны А. древнегреческого мыслителя Зенона из Элеи, («Ахиллес и черепаха», «Стрела», «Дихотомия», «Стадий»), посредством которых логически обосновывалась невозможность объективного существования движения и прерывности в мире.

Априори (лат. – изначально) – понятие, обозначающее то, что имеется в уме человека до приобретения им какого-либо опыта и служит необходимым условием и предпосылкой умственной деятельности и получения на этой основе знаний о действительности. Противоположностью данного понятия является термин «апостериори» (из последующего), означающий знание, полученное в опыте, прежде всего чувственном. Оба понятия играют важнейшую роль в философии И.Канта.

Атомизм(от гр. «атом» – неделимый) – идущее от Демокрита философское и естественнонаучное учение, рассматривающее вещи как состоящие из мельчайших неделимых частичек – атомов.

Атрибут (лат. «аттрибуо» - придаю, наделяю) – существенное и неотъемлемое свойство чего-либо, такая характеристика предмета, отсутствие которой делает невозможным само его существование. Так, например, А. материи в диалектико-материалистической философии признаются движение, время, пространство, отражение.

Базис общества – понятие, введенное К.Марксом при разработке материалистического понимания истории. Означает экономическую структуру общества как основу (фундамент) общества и его закономерного развития в силу объективности (и, следовательно, материальности) экономических производственных отношении, складывающихся под определяющим воздействием производительных сил общества. Над Б. возвышается и, в конечном счете, соответствует ему надстройка общества, прежде всего политическая и правовая, а также общественное сознание, имеющее и своей структуре различные уровни и формы.

Биосфера– сфера жизни, структура и содержание которой формировалось и определяется жизнедеятельностью организмов, включая человека.

Бытие – одна из основополагающих философских категорий, обозначающая все действительно сущее, в предельно широком понимании – весь материальный и духовный мир. Впервые как философское понятие употреблено древнегреческим философом Парменидом из Элеи для обоснования устойчивости, неизменности и вечности мира. Начиная с него, в различных школах материализма и идеализма различают Б. подлинное, имеющее и независимое существование, и неподлинное (иллюзорное), зависимое как от первого, так и от человеческой субъективности.

Бытие общественное – одна из центральных категорий материалистического понимания истории, обозначающая материальную сторону жизни общества, ядром которой выступает экономическая сфера его жизни (см.: Базис общества).

«Врожденныеидеи» – одно из центральных понятий рационалистической гносеологии (Р.Декарт и его последователи), означающее признание существования в человеческом уме изначально ряда идей – своеобразных аксиом, интеллектуальной интуиции и т.п., которые в силу своей самоочевидности и всеобщности служат единственным источником и основой истинного, т.е. научного знания, а также его критерием.

«Вещи–в–себе» и «вещи–для–нас»– важнейшие понятия теории познания И.Канта, первое из которых обозначает признание объективного существования познаваемых нами предметов, выражение их сущности, а второе – то, как эти предметы предстают перед нами в процессе познания, т.е. их явление. Причем, по Канту, вторые, в силу субъективности нашей чувственности и индивидуального опыта, не совпадают по своему содержанию с первыми. Таким образом, полагал он, объективное знание о мире становится принципиально невозможным. В этом и состоит суть кантовского агностицизма.

Верификация (лат. «верус» - истина; «факио» - делаю) – проверка истинности теоретического знания в непосредственном чувственном опыте, в частности, в эксперименте. Как гносеологический принцип В. ввели представители логического позитивизма (А.Айер, Л.Витгенштейн, Б.Рассел и др.), которые полагали те или иные теоретические положения верифицируемыми, если допускалась сама принципиальная возможность такой проверки. Положения же, не допускающие такую возможность в принципе, не признавались научными и должны, по их мнению, исключаться из теоретического оборота.

Возможность и действительность - философские категории, выражающие важнейшие ступени развития предмета. Первая означает объективную тенденцию такого развития, вторая – реализацию этой тенденции. В. и Д. находятся в диалектическом единстве и при определенных условиях переходят друг в друга. Различают В. абстрактную (формальную) и конкретную (реальную).
Восприятиецелостный чувственный образ предмета, складывающийся на основе синтеза ощущений.

Восхождение от абстрактного к конкретному – диалектический принцип и метод научного исследования, состоящий в движении теоретической мысли от «бедного», одностороннего (абстрактного) знания к полному, глубокому и целостному (конкретному) воспроизведению предмета, т.е. от знания менее содержательного к более содержательному.

Вульгарный материализм – философское течение, крайне упрощающее и огрубляющее материалистическое миропонимание, фактически отрицая специфику сознания, его идеальность. Такая позиция имеет истоки еще в античном атомизме (Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар). В Х1Х в. предстал в учениях Л.Бюхнера, Я.Молешотта и К.Фохта, которые рассматривали сознание как вещественную функцию мозга («мозг выделяет мысль так же, как печень – желчь»).

Гедонизм(гр. «гедонис» – удовольствие) – этическая позиция, рассматривающая чувственные удовольствия в качестве основной цели и мотива поведения.

Генезис(гр.) – происхождение, возникновение, развитие.

Гилозоизм (гр. «гиле» - вещество; «зое» - жизнь) учение, согласно которому всякое вещество природы обладает так называемой «жизненной силой» и способностью ощущать. В связи с этим мышление и сознание рассматриваются как высшие проявления этой всеобщей способности материи. Представителями Г. были Д.Бруно, Д.Дидро, Б.Спиноза и др.

Гносеологический оптимизм направление в теории познания, выражающее в своих основных положениях уверенность в принципиальной способности человека познавать мир таким, как он существует на самом деле (объективно), открывать его действительные законы.

Гносеология (гр. «гносис» - знание; «логос» - учение) теория познания, раздел философии, в котором исследуются природа, сущность, предпосылки и возможности познавательной деятельности человека, выявляются условия и критерии истинности знания. Центральный вопрос Г. о принципиальной познаваемости мира является важнейшей стороной (гносеологической) основного вопроса философии.

Гуманизм мировоззренческий принцип, выражающий человеколюбие, т.е. отношение к человеку как высшей ценности, стремление создавать необходимые условия для его самосовершенствования и гармонического развития.

Движение всеобщая изменчивость вещей и явлений действительности, осуществляющаяся в бесконечном многообразии форм, начиная от простого перемещения тел и до смены идей и состояний сознания. В диалектическом материализме Д. рассматривается в качестве атрибута материи.

Дедукция (лат. «дедуктио» – выведение) – научный метод, представляющий собой движения мысли от принятых за истинные общих, т.е. относящихся ко всему классу изучаемых предметов, положений, к выводам о части предметов или даже об единичных предметах данного класса.

Деизм (лат. «деус» - Бог) философско-мировоззренческая позиция, заключающаяся в признании Бога как творца мира и его перводвигателя, но при этом отрицающая его способность определять ход мирового развития. Важнейшие представители – Вольтер, И.Ньютон, Ж..Руссо и др.

Диалектика (гр. «диа» - два; «лектика» - разговор) в дословном переводе означает «вести диалог, беседовать». В понимании древнегреческого философа Сократа, который ввел этот термин в теоретический оборот, Д. означает искусство поиска истины путем выявления различных определений предмета и выявления логических противоречий во взглядах оппонентов. В дальнейшем термин получал другие значения: анализ и синтез понятий (Платон), движение мысли от низших понятий к высшим (Аристотель), искусство логических умозаключений (средневековые схоласты) и т.д.В современном понимании, идущем от Г.Гегеля, термин имеет два основных значения: 1) саморазвитие посредством зарождения, обострения и разрешения внутренних противоречий; 2) учение о таком саморазвитии. Будучи разработана Гегелем на объективно-идеалистической основе (прежде всего как процесс саморазвития мирового Разума), Д. была впоследствии перенесена К.Марксом на почву материализма.

Дуализм (лат.: «дуалис» - двойственный) – философское учение, исходящее из признания в качестве равноправных и несводимых друг к другу двух начал (субстанций) мира: духовного и материального. Классическим представителем Д. считается Р.Декарт, хотя ему и не удалось провести эту позицию до конца последовательно, что выразилось во введении им в свою онтологию понятия Бога как первосубстанции, гармонизирующей отношение между духовным и материальным.

Закон – объективная, общая, необходимая и существенная, устойчивая и повторяющаяся связь вещей и явлений. По широте действия различают З.: частные, действующие в достаточно узких сферах действительности, например, только в тепловых или в электрических процессах; общие, проявляющиеся в более широких областях, к примеру, в двух или даже более формах движения материи; всеобщие, не имеющие границ своего действия. К последним относятся математические закономерности и законы диалектики, которые при этом обладают еще и признаком универсальности, т.е. выражают не только количественные, но и качественные стороны предметов, а также взаимосвязи между ними.

Идеализация мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих в действи-тельности. Примерами таких понятий являются «абсолютная плоскость», «идеальный газ».

Идеализм (философский) общее название философских учений, утверждающих и обосновывающих первичность, т.е. определяющий характер идеального, духовного в мире по отношению к материальному. Внутри И., как единого философского направления условно выделяют две его основные разновидности: идеализм объективный, полагающий в качестве исходного первоначала и первопричины мира нечто объективно-духовное (например, «мир идей» Платона, «абсолютную Идею» Гегеля, «мировую Волю» Шопенгауэра и т.п.), и идеализм субъективный, отрицающий в существование материального мира вне его восприятия и осмысления познающим субъектом – человеком или человечеством (представители: Беркли, Мах, Юм и др.).

Индивид – единичный представитель человеческого рода. Понятие И. является самым бедным по содержанию из всех, отображающих человека, поскольку выражает прежде всего его количественную (один из многих), а не качественную характеристику.

Индивидуальность неповторимое своеобразие какого-либо предмета (вещи, явления). Применительно к человеку И. имеет, прежде всего, общественно-исторический, а не естественно-природный характер, т.к. представляет собой уникальное сочетание социальных качеств индивида, формирующееся в процессе его общественной жизни. При этом биологические характеристики, такие, как темперамент, задатки и т.п., выступают лишь необходимыми предпосылками формирования человеческой И.

Индукция (лат. «индуктио» – наведение) – метод познания, построенный на строгом учете, анализе и систематизации фактов с дальнейшим движением мысли от частного (опытного) знания ко все более общим выводам.

Истина – знание о действительности, соответствующее ей по своему содержанию. Важнейшими характеристиками И. в ее диалектико-материалистическом понимании являются объективность и конкретность, а также то, что она представляет собой не застывший результат познания, а процесс, в котором происходят постоянные взаимопереходы, так называемых, абсолютной и относительной истин.

Исторический и логический методы – взаимообусловливающие общенаучные методы, применяемые, прежде всего, на теоретическом уровне исследования. С помощью первого из них воспроизводится история становления и развития объекта со всеми ее «зигзагами», скачками и случайностями. С помощью второго воспроизводится логика, т.е. общая закономерность такого развития.

Категории (гр. «категориа» - высказывание, свидетельство, признак) – наиболее общие и фундаментальные понятия той или иной области знания, отражающие общие, существенные свойства и отношения явлений действительности, изучаемых ею. Особенность К. философии состоит в их всеобщности и универсальности, т.е. отнесенности ко всем сферам действительности (примерами являются понятия бытия, субстанции, материи, движения и др.). При этом К. диалектической философии, как правило, носят парный характер, отражая внутреннюю противоречивость мира и его познания (например, возможность и действительность, необходимость и случайность, сущность и явление, абстрактное и конкретное, историческое и логическое и т.п.).

Категорический императив (лат.: «императивус» - повелительный) – термин, введенный И.Кантом для обозначения высшего и безусловного закона этики, требующего поступать всегда так, чтобы каждый поступок мог служить образцом морального поведения для всех людей. К.и. Кант противопоставляет «условному» императиву, т.е. такому требованию, которое обусловливает моральное поведение личными или коллективными интересами. Таковым, в частности, по его мнению, является известное «золотое правило нравственности», обусловливающее моральный поступок желанием получить соответствующее отношение к себе.

Качество – философская категория, выражающая относительную устойчивость и определенность предметов и явлений; совокупность свойств, определяющих существование предмета как именно данного и отличающего его в определенном отношении от всех других предметов. К. находится в диалектическом единстве с количеством. Выражением этого единство является категория меры.

Когерентность истины (лат. «когеренс» - находящийся в связи) – критерий истины, применяемый в неопозитивистской гносеологии, согласно которому знание признается истинным, если оно представляет собой внутренне самосогласованную систему, не допускающую внутри себя логических противоречий.

Количество– философская категория, выражающая такие стороны или характеристики предметов и их свойств, которые могут быть в каком-либо отношении отождествлены (уподоблены) друг другу и потому отношение между ними могут быть выражены числом. К. является противоположностью (диалектической) качеству, составляя в единстве с ним противоречие (диалектическое), выражаемое категорией меры.

Конкретное (характеристика знания) – см. в ст. «Восхождение от абстрактного к конкретному».

Конкретность истины – зависимость знания, претендующего на истинность от конкретных условий существования объекта – места, времени, взаимосвязей с другими предметами, а также исторических возможностей познающего его субъекта – развития общественно исторической практики, исследовательской базы науки, включая методологию, методику, оборудование и др. Вне учета всего этого знание может терять черты истинности, превращаясь в заблуждение.

Креационизм (лат. «креацио» - создание, творение) – мировоззренческий принцип и теологическое учение о создании мира и всех вещей в нем единственным творцом – Богом.

Критерий истины – показатель, с помощью которого определяется истинность полученного знания. В современной науке в качестве основного такового рассматривается практика, хотя и понимается его относительность в силу исторического характера самой общественной практики.
Личность 1) в широком смысле – конкретный человек в единстве его природных, прежде всего психофизиологических, и социальных качеств; в собственно философском смысле – человек как субъект социальной деятельности, основные характеристики которого обусловлены конкретно-историческими условиями жизни общества, а также социальным положением и уровнем активности самого человека. Л., таким образом, представляет собой диалектическое единство общего, особенного и индивидуального в человеке, включая в себя характеристики, выражающие как зависимость ее от общества, так и относительную самостоятельность, обособленность от него.
Логика (гр.: «логос» - мысль, слово, понятие) наука, изучающая законы и формы мышления, а также способы развития знания. Различают Л. формальную, исследующую формы мысли в относительной независимости от их содержания и связи между ними, у истоков которой стоял Аристотель, и Л. диалектическую, исследующую законы связи форм и объективного содержания мышления, а также пути развития знания, создателем которой считается Гегель. Обе Л. не исключают, а взаимообогащают друг друга и, благодаря этому, дают более глубокое понимание мышления как процесса получения и развития знаний о действительности.

Логос – греческое слово, выражающее понятие, которое означает всеобщий закон бытия, а также порядок, мысль, разум, учение. Употреблялось главным образом в античной и средневековой философии.

Материализм (лат.: «материалис» - вещественный) – одно из основных философских направлений, совокупность философских учений, в основе которых лежит признание первичности, т.е. определяющей роли материи по отношению к сознанию, материального по отношению к духовному.

Материалистическое понимание истории - открытый К.Марксом и Ф.Энгельсом принцип осмысления жизни и развития общества. В основе его - признание первичности (определяющей роли) общественного бытия людей по отношению к их индивидуальному и общественному сознанию, базиса общества по отношению к его надстройке. Главный источник исторического развития М.п.и. усматривает в противоречиях, возникающих, обостряющихся и разрешающихся в исторически конкретных способах производства материальных благ.

Материальное единство мираодин из основополагающих принципов материализма, состоящий в признании того, что в основе всего бесконечного многообразия вещей и явлений в мире лежит единое всеобщее материальное (т.е. независящее от какого-либо сознания) начало.

Материя(лат.: «материа» - вещество) – центральная категория материалистической философии, выражающая субстанцию и субстрат всех реально существующих в мире вещей и явлений. В истории материализма содержание понятия М. неоднократно изменялось и углублялось. В современном материализме М. определяется как «философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существую независимо от них» (В.И.Ленин).

Мера – одна из центральных категорий диалектической философии, выражающая сущность закона взаимопереходов количественных изменений в качественные. Понятие М. означает единство количественных и качественных характеристик предмета, те границы количественных изменений, в пределах которых предмет сохраняет свое качество, а при нарушении их теряет его, т.е. становится, по сути, другим предметом.

Метафизика(гр.: «мета та физика» - то, что после физики) – термин имеет два основных значения: 1) философское учение о сверхчувственных, т.е. не постигаемых в опыте, первоначалах бытия. В этом значении термин восходит к Андронику Родосскому, назвавшему так работы Аристотеля об умопостигаемых началах бытия и принципах его познания. 2) Концепция развития мира и метод его познания, противоположный диалектике. Отрицает развитие как качественные изменения предметов, сводя его лишь к количественным изменениям их свойств. Не признает внутренних противоречий как источников развития, полагая единственными такими источниками внешние для предметов силы. Впервые такой смысл термину М. придал Гегель, подвергший критике предшествующую ему философию за ее односторонность, склонность расчленять природу на отдельные, внутренне не связанные между собой части.

Метод (гр. «методос» - путь, способ) – способ теоретического или практического освоения объекта, представляющий собой определенную, основанную на объективном его знании систему действий человека. Применительно к науке методы подразделяются на: частные, применяющиеся только в отдельных науках; общие, находящие применение в ряде наук; общенаучные. Особое место занимают философские методы, представляющие собой системы исходных принципов познавательной, в том числе мыслительной, деятельности. Исторически сложились два таких метода – диалектика и метафизика.

Методология – область научного знания, разрабатывающая и изучающая методы научных исследований, а также принципы подхода к различным типам объектов таких исследований и, соответственно, к разным классам научных задач. Философская М. разрабатывает и исследует общенаучные принципы и методы в их взаимосвязи.

Мировоззрение – система обобщенных взглядов, оценок, идеалов и принципов, выражающих отношение людей к окружающей их действительности и к самим себе в ней и определяющих их поведение и деятельность.

Монизм (гр. «монос» – один, единственный) – философский принцип, согласно которому все многообразие мира выводится из одной субстанции (либо материальной, либо духовной). М. противоположен дуализму и плюрализму. В соответствии с тем или иным решением основного вопроса философии различают материалистический и идеалистический М.

Натурфилософия (лат. «натура» – природа) - философское учение о природе в ее целостности, построенное умозрительно и основанное на отвлеченных философских принципах. Н. возникла еще в античности, когда все знания о природе развивались в лоне философии. В рамках Н. был выдвинут ряд плодотворных идей, в частности — догадка об атомистическом строении материи, о диалектических противоречиях и взаимопереходах в природе и др. С развитием естественных наук, особенно в 19-20 в.в. Н. теряет свой престиж и значение для построения научной картины мира.

Необходимость и случайность – философские категории, отражающие различные типы связей предметов друг с другом: Н. — внутренняя, существенная связь, вытекающая из коренных особенностей предметов, С. — связь, имеющая внешний по отношению к предмету характер. В диалектической философии Н. и С. рассматриваются квк взаимообусловленные и при определенных условиях взвимопереходящие друг в друга.

Неопозитивизм — современный этап развития позитивизма. Свою основную задачу его основоположники (Нейрат, Карнап, Рейхенбах, Витгенштейн и др.) видели в разработке метода логического и лингвистического анализа знания — научного, философского, обыденного. Как и все позитивисты, они отвергали философию в качестве теоретического знания, противопоставляя ей науку. Н. сыграл значительную роль в развитии математической логики, семиотики и логики науки.

Номинализм (лат. «номина» - имя, наименование) – философское учение, зародившееся в средневековой схоластике. Отрицает реальное существование общего (универсалий) в мире. В крайних своих формах (Росцелин и др.) Н. считал их только именами единичных вещей, «звуками голоса», которым ничто в действительности не соответствует. Умеренный Н. (Абеляр и др.), названный позднее концептуализмом, признавал возможность существования универсалий, но лишь после вещей, т.е. в человеческом уме, способном к обобщениям. Номинализму противостоял реализм.

Ноосфера (гр. «ноос» - ум) – термин, обозначающий ту часть Земли и околоземного пространства, которая несет на себе печать разумной преобразующей деятельности человечества. Введен в научный и философский оборот французским философом Тейяром де Шарденом и русским ученым-геохимиком В. И Вернадским, рассматривавшими человеческую деятельность как мощнейший фактор, который по своему влиянию на состояние природы сравним с геологическим.

Обшественное бытие - понятие социальной философии, характеризующее реальный процесс общественной жизни людей, прежде всего его объективную (материальную) сторону, в фундаменте которой лежит материальное производство.

Обшественное сознание - идеальная сторона общественной жизни людей, представляющая собой систему социально распространенных чувств, настроений, представлений, мыслей (форм общественного сознания: политического, правового, нравственного, эстетического, научного, религиозного).

Обшественно-экономическая формация — центральное понятие марксистской социологии, характеризующее общество как целостный организм, находящийся на определенной ступени развития, обусловленной исторически сложившимся способом производства материальных благ.

Общество1) в широком смысле – относительно обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой историческую форму жизнедеятельности людей; 2) в более узких смыслах — определенный этап человеческой истории (напр., первобытное О., рабовладельческое О. и т.д.), или же отдельный социальный организм, отличающийся определенным этническим либо др. своеобразием (напр., английское О., российское О., советское О. и т.п.).

Объект (от лат. «объектиум» - предмет) — то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. О. не следует отождествлять с обьективной реальностью. Он представляет лишь ту ее часть, которая находится во взаимодействии с субъектом.

Объективность — характеристика вещей и процессов, выражающая независимость их существования от субъекта (человека или человечества), его сознания и деятельности.

Онтология (от гр. «онтос» - бытие, сущее и «логос» - учение) — раздел философского знания, рассматривающий проблемы бытия как такового (по Аристотелю, «сущего как сущего»): его природы и сущности, взаимосвязей в нем материального и духовного и др.

Основной вопрос философии — вопрос об отношении в мире духовного, сознания, т.е. идеального, к природному и общественному бытию, т.е. материальному. Вопрос этот в качестве основного философского был впервые осознан лишь в 19 в, Г,Гегелем, а затем сформулирован Ф.Энгельсом. О.в.ф. имеет две стороны (два аспекта) своей постановки: 1) онтологическую, определяющую, в чем сущность мира, что в нем выступает первичным, определяющим, а что вторичным, определяемым — материя либо сознание; 2) гносеологическую, уясняющую принципиальную возможность для сознания отражать мир объективно, т.е. таким, каким он существует независимо от познающего его субъекта. Различные решения первой из указанных сторон привели к расколу философии на противоположные онтологические направления — материализм и идеализм. При решении же второй стороны сформировались две противоположные теоретико-познавательные позиции - гносеологический оптимизм и агностицизм.

Относительная истина (относительное в истинном знании) – знание, неполностью совпадающее по своему содержанию с объектом, а потому неточное и требующее уточнения и углубления в ходе развития познания.
Отражение – всеобщее свойство материи, выражающееся в способности материальных предметов при взаимодействии с другими предметами воспроизводить различным образом в своих структурах и свойствах их характеристики. Формы О. определяются прежде всего уровнем организации отражающего предмета (субъекта отражения) и соответствуют формам движения материи.

Отрицание – разрушение, уничтожение предмета. В диалектике и в метафизике, как противоположных концепциях развития, понятие О. имеет разные смыслы: если в метафизике оно понимается как полное уничтожение предмета внешними силами, прерывающее его развитие, то в диалектике О. рассматривается как прежде всего момент развития, характеризующий неразрывную связь между новым и старым предметами (качествами), поскольку источником его выступают внутренние противоречия, приводящие к тому что старое самоотмирает, сохраняя и передавая в новое все, что еще не исчерпало себя и может служить основой его формирования и саморазвития.

Отрицание отрицания – один из основных законов диалектики, раскрывающий общую направленность (линию) развития. В связи с тем, что отрицание, согласно диалектической концепции, в конечном счете приводит к тому, что новый предмет в значительной степени представляет собой противоположность старого (хотя и не полную), то следующее отрицание есть в определенной мере возвращение к прежнему (прежде всего по форме), хотя и на новом качественном уровне. В результате общая линия развития напоминает спираль.

Ощущение – чувственное воспроизведение отдельных сторон и признаков предметов, воздействующих на органы чувств.
Пантеизм (от rp. «пан»- все и «теос» - Бог) - философское учение, отрицающее Бога как особую Личность и приближающего его к природе. Центральная идея П.: «Бог во всем и все в Боге». Различают П. идеалистический, понимающий Бога как сверхприродное разумное или волевое начало, вмещающее в себя весь мир, который выступает при этом как «пространственно развернувшийся Бог» (Николай Кузанский) и П. материалистический, полагавший, что Бог не стоит выше природы, а является ее внутренне активной «душой» (Дж.Бруно). В более поздних своих формах П. (например, у Б.Спинозы) считает Бога и природу лишь разными названиями одного и того же мира.

Патристика (гр. «патрос» - отец) – этап развития средневековой европейской философии, связанный с разработкой так называемыми «отцами церкви» (Василий Великий, Аврелий Августин, Тертулиан и др,) основ христианской теологии, выработкой единой догматики и ее первоначальным рациональным толкованием.

Позитивизм (лат. «позитивус» - положительный) – одно из направлений западноевропейской философии, выступившей в 19 в. с претензией на преодоление раскола философии на материализм и идеализм и создание философии, которая не выходит за рамки опытных данных науки, т.е. «позитивного» знания. Задачей философии при этом становится освобождение науки от так называемых «пустых» понятий, не выражающих данных опыта. Поскольку наука, по мнению позитивистов, может описывать лишь внешние связи и последовательность явлений, то их сущность остается за границами научного и философского познания. Основоположниками П. были О. Конт (Франция), Г.Спенсер и Дж.Миль (Англия), В дальнейшем своем развитии П. последовательно принимал формы эмпириокритицизма и неопозитивизма.

Покой — момент движения материальной системы, когда она сохраняет свое качественное состояние или положение относительно других материальных систем. Всякая система раньше или позже, но обязательно выходит из состояния покоя. Таким образом, П. всегда относителен и временен, хотя и обьективен.

Понятие – форма абстрактного мышления, отражающая предметы или их классы в существенных, необходимых и достаточных признаках.
Прагматизм (гр. «прагма» - действие, дело) – течение субъективно-идеалистической философии, исходным принципом которого является отрицание существования в мире объективных законов, в также объективной истины. Истинным при этом объявляется лишь такое знание, которое обладает полезностью для человеческих действий. Представители — Ч.Пирс, Д.Дьюи, У,Джемс и др.
Практика (от гр. «праксис» - деятельный) – специфически человеческий способ жизнедеятельности, имеющий общественно-историческую природу и выражающийся в активном и целенаправленном преобразовании действительности. Различают П. материальную, направленную на изменение природного и социального мира, и духовную, в процессе которой осуществляется изменение духовных объектов (чувственных образов, абстрактных понятий, идеальных моделей и т.п.). Материальная П., являясь, в последнем счете, первичной по отношению к духовной, выступает в следующих своих важнейших формах: 1) материально-производственная деятельность; 2) социально-преобразующая деятельность; 3) научный эксперимент. П. играет важнейшую (в марксистской философии — определяющую) роль в процессе познавательной деятельности человека и общества, являясь: 1) ее основой и движущей силой; 2) ее действительной целью; 3) критерием (определителем) истинности ее результатов.

Представление – целостный чувственный образ предмета, возникающий в памяти на основе ранее имевшихся у субъекта ощущений и восприятий.
Провиденциализм (лат. «провиденциа» - провидение, предопределение) – религиозное учение, истолковывающее развитие мира (в т.ч. историю человечества) как постоянное осуществление замысла Бога.

Прогресс и регресс — противоположные направленности в развитии: П. — развитие в сторону усложнения и совершенствования той или иной системы; Р. — движение системы в противоположную сторону, т.е. в направлении ее упрощения и разрушения. В реальном процессе развития П. н Р. взаимосвязаны и в определенной степени предопределяют друг друга.

Производительные силы - силы, активно участвующие в процессе материального производства. К ним относятся люди с их знаниями, умениями, навыками, а также средства производства, включающие в себя средства труда и предметы труда. П.с. являются активной и определяющей стороной способа производства материальных благ, другой стороной которого являются производственные отношения.

Производственные отношения- отношения, складывающиеся в процессе производства между большими социальными группами людей, прежде всего классами. В структуру П.о. входят: 1) отношения к средствам производства, выражающиеся в формах собственности на них; 2) отношения обмена деятельностью на основе общественного разделения труда; 3) отношения по поводу распределения, обмена и потребления произведенных материальных благ.

Противоположности (диалектические) – стороны, силы, тенденции предмета, которые одновременно взаимоисключают и взаимопредполагают и обусловливают друг друга, образуя тем самым противоречие (диалектическое).

Противоречие (диалектическое) – специфическое отношение между противоположностями (диалектическими), создающее постоянное напряжение в предмете и тем самым являющееся основным источником и движущей силой саморазвития в материальном и духовном мире.

Развитие – важнейшая категория, означающая поступательный процесс движения (изменения) системы, имеющий определенную направленность. В этом смысле различают две такие направленности развития – прогрессирегресс. В философии сложились две основные концепции понимания этой категории – метафизика и диалектика. В первой из них Р. понимается как процесс прежде всего количественных изменений, порождаемых внешними взаимодействиями развивающейся системы. Общая направленность таких изменений может быть условно определена как «круговая» либо «прямолинейная». Во второй же концепции Р. понимается как процесс порождаемых прежде всего внутренними противоречиями взаимообусловливающих друг друга количественно-качественных самоизменений системы, общая направленность которых может быть условно определена как «спираль».
Различие – отношение между предметами или их свойствами, выражающее их несоответствие друг другу или же предмета самому себе, связанное с постоянной изменчивостью (движением) как атрибутом материи. Р. является диалектической противоположностью тождества, находясь с ним в отношении противоречия (диалектического).

Рационализм ( от лат. «рацио» – ум, разум) – термин, имеющий в философии два основных значения: 1) философское направление, признающее наличие объективных законов в мире и принципиальную возможность, в связи с этим, его разумного познания; 2) направление в гносеологии, считающее основой получения достоверного знания человеческий ум, строго следующий законам логики и опирающийся на так называемые «врожденные идеи» в качестве единственного источника такого знания.

Реализм (лат. «реалис» - действительный) – направление в схоластике, сторонники которого считали подлинным бытием не сами вещи, в их общие понятия (универсалии), изначально имеющиеся в уме Бога. Идейно восходит к учению Платона о существовании особого «мира идей», предшествующего вещам и их определяющего. Представители – Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо и др. Представители более позднего умеренного Р. (Фома Аквинский и его последователи) признавали существование универсалий не только в уме Бога, но и в вещах (как его творениях) и после вещей – в понятиях человеческого ума.

Реформация – начавшееся в эпоху Возрождения внутри католической церкви движение, подвергавшее критике ортодоксальные основы католицизма, особенно «перерождение» верхушки церкви и имевшее целью ее реформирование на основе демократизации, установления более справедливых отношений между Богом, церковными священнослужителями и верующими. У истоков стояли Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Кальвин и др. Результатом этого движения явилось появление целого ряда так называемых протестантских церквей (кальвинистской, англиканской и др.).

Сенсуализм (гр «сенсус» – ощущение) – крайняя форма эмпиризма, течение в гносеологии, рассматривающее ощущения единственным источником знаний об окружающей человека действительности.
  1   2

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей