Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Особенности организации контроля по русскому языку Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий. Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.
В качестве диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2 – 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения). Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.
Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции. Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания. Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями – пейзажа, портрета и т.п. Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
– нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
– неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
– отсутствие изученных знаков препинания в тексте {в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
– наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
– существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
– отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
– употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).
Недочеты:
– отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы; отсутствие «красной» строки;
– неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило;
– незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы также не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.
При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученные орфограммы.
При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.
Характеристика цифровой оценки (отметки) «5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 3 – 4 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Оценка письменных работ по русскому языку.
Диктант
• «5» – за работу, в которой нет ошибок.
• «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.
• «3» – за работу, в которой допущено 3 – 5 ошибок.
• «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Примечание:
Повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку, а ошибки, допущенные на одно и то же правило в разных словах считаются как две.
Грамматическое задание
• «5» – без ошибок.
• «4» – правильно выполнено не менее З/4 заданий.
• «3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
• «2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Контрольное списывание
• «5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
• «4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка, 1 – 2 исправления.
• «3» – за работу, в которой допущено 2 – 3 ошибки.
• «2» – за работу, в которой допущены > 4 ошибки.
Словарный диктант
• «5» – без ошибок.
• «4» – 1 ошибка и 1 исправление.
• «3» – 2 ошибки и 1 исправление.
• «2» – 3 – 5 ошибок.
Тест
• «5» – верно выполнено более 3/4 заданий.
• «4» – верно выполнено 3/4 заданий.
• «3» – верно выполнено 1/2 заданий.
• «2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.
Изложение
• «5» – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 – 2 исправления.
• «4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.
• «3» – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений, беден словарь, 3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.
• «2» – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.
Сочинение
• «5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1—2 исправления.
• «4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.
• «3» – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2 – 3 предложений, беден словарь, 3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.
• «2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.
Примечание:
Учитывая, что вид работ в начальной школе носит обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.
РУССКИЙ ЯЗЫК 2 КЛАСС
Запись под диктовку с использованием слоговой модели (с.135)
I.Подготовка к письму:
1) школьник слушает орфоэпически произнесённоё предложение;
2)так же повторяют его, чтобы запомнить;
3) под самодиктовку чертят слоговую модель;
4) ещё раз повторяя, указывают ударение, находят, классифицируют и обозначают орфографические задачи (орфограммы): те, которые могут сразу решить подчеркивают, пока не решаемые отмечают точкой.
II.Запись.
Глядя на модель, диктуют себе и пишут:
а) подчёркивая орфограммы на месте решённых задач;
б)пропуская буквы и оставляя вместо них точки на месте пока не решаемых.
III.Проверка написанного:
выполнение действий пункта 4 памятка .
Проверь (поработай корректором):
-читай по слогам – нет ли описок;
-снова находи все орфограммы;
-где можешь, объясни выбор букв и решай, нет ли ошибок;
-есть ошибка- исправляй, сомневаешься- над буквой ставь ?
Проведение диктанта без предварительного составления слоговой модели ( с.136)
I. Знакомство с текстом.
II. Прослушивание каждого предложения с дополнительной установкой находить «опасные» при письме места.
III.Запись предложения ( под орфоэпическую диктовку) с соблюдением требования памятки 4:
-знаешь ответ в задаче – пиши и подчёркивай;
-не знаешь – оставляй «окошко».
VI. Проверка под орфоэпическое чтение учителя: выполнение действий пункта 4 памятки 4.
Проверь (поработай корректором):
-читай по слогам – нет ли описок;
-снова находи все орфограммы;
-где можешь, объясни выбор букв и решай, нет ли ошибок;
-есть ошибка- исправляй, сомневаешься- над буквой ставь ?
После проверки учащиеся могут на последней строке поставить знак +, который будет обозначать: «Я проверил, считаю, что всё верно»
Как работать над ошибками (с.61 )
ПАМЯТКА
1).Найди ошибку (если она не показана).
2).Определи, в какой части слова допущена ошибка; если эта часть не выделена, обозначь её.
3).Выпиши слово с «окошком» на месте той буквы, которая выбрана неверно.
4).Реши какое правило нужно применить.
5) Выполни нужные действия и вставь букву.
6). Вернись к тексту, где была допущена ошибка, и исправь её.
В 3-м и 4-м классах третий пункт памятки немного изменится:
-если ошибка в окончании, выпиши слово вместе с тем, от которого оно зависит;
-если в другой части слова, выпиши одно это слово
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕКСТЫ ДЛЯ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ИЛИ НА РЕЗЕРВНОМ УРОКЕ
( 1 четверть)
1.У нас есть маленькие враги. Это бабочки, жуки и разные насекомые. Они едят листья, траву. Часто портят корни деревьев. Выручают нас птицы.
По В.Бианки
2.Большой белый гусь зашипел и вытянул шею. Потом захлопал крыльями и ударил Наденьку. А маленький гусёнок больно ущипнул её. Вот какие гуси драчуны и кусаки!
По Б.Емельянову
3.Папа и мама любили животных. Жили в доме собака Джек и толстый кот Иванович. Но часто бывали ежи и зайчата. Зверьков я приносил из леса.
По Г.Скребицкому
ДИКТАНТЫ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
(Первый труднее)
1. От ежей есть и польза и вред. тичьи гнёзда. Они могут навредить маленьким зайчатам. ( 28 слов)
По И.Акимушкину
2.Ребята работали. А Петя сел на ступеньку и сидит. Потом поймал кошку. Стал ей песню петь. зьям. Давно пора. (31 слово)
По В. Голявкину
Дополнительные задания:
1) в указанных предложениях ( _____) подчеркните в словах буквы парных по глухости-звонкости согласных, которые не являются орфограммами; вместе с ними подчеркните и буквы, которые это подсказали;
2) над выделенными буквами обозначить их звуки;
3)поставь галочку над Ь, если он разделительный.
Контрольная работа по русскому языку за 1 четверть
учени___ 2 класса
__________________________________________________________________________________ Критерии оценивания Задания
1. Умение правильно писать слова с раздели-тельными
знаками 1.Подумай и запиши слова правильно
Ма (ль,л)чик______________________ по(чьт,чт)а___________________________
Ру(чк, чьк)а______________________ пе(сьн,сн)я___________________________
По(нч,ньч)ик_____________________ хи(щн,щьн)ник________________________
2. Умение находить и правильно писать слова с сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
3. Умение записывать звуки – буквами.
[ т ′ у л ′ п а н] _____________________ [с, и р ,э н,] _________________________ [ й ′ о ж ы к ] _____________________ [й, э ст ]__________________________
4. Умение оформ-лять звуковые записи слов. Запиши условными значками звуков слова:
Лейка _[_________________________]____, вишня [_________________________]____
Ружьё__[_________________________]____, ели [ _________________________]__
5.Умение писать словарные слова, делить на слоги
1. Умение правильно писать слова с разделительным знаком и без него.
Задание: подумай и запиши слова правильно
2. Умение находить и правильно писать слова с сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Задание. Из предложений ,которые диктует учитель выпиши слово с сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
3. Умение записывать звуки – буквами.
Задание.
[ т ′ у л ′ п а н] _____________________ [ с, и р, э н, ]_________________________
[ й ′ о ж ы к ] _____________________ [й, э с т _]__________________________
4. Умение оформлять звуковые записи слов.
Задание. Запиши условными значками звуков слова:
Лейка _[________________________]_____, вишня [_____________________________]
Ружьё__[________________________]_____, ели [____________________________]
5. Умение писать словарные слова, делить на слоги
Задание. 1.Запиши слова, которые тебе продиктует учитель.
2. Раздели на слоги. |