Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

кубанский государственный медицинский университет


Скачать 121.11 Kb.
Названиекубанский государственный медицинский университет
АнкорDlya studentov stom fak 2 k.docx
Дата05.11.2017
Размер121.11 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаDlya_studentov_stom_fak_2_k.docx
ТипРуководство
#30777
страница1 из 5
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра патологической анатомии

e:\_кафедра\утвержденный логотип кгму.jpg

А.А. Славинский, Л.М. Чуприненко, В.Л. Друшевская

РУКОВОДСТВО

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО ОБЩЕЙ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ
для студентов стоматологических факультетов медицинских ВУЗов

Краснодар

2013
УДК…………….

ББК…………………
Славинский Александр Александрович –

заведующий кафедрой патологической анатомии КубГМУ,

доктор биологических наук, профессор

Чуприненко Людмила Михайловна –

доцент кафедры патологической анатомии КубГМУ,

кандидат медицинских наук

Друшевская Виктория Леонидовна –

ассистент кафедры патологической анатомии КубГМУ,

кандидат биологических наук

Рецензенты:
Заведующий кафедрой


Руководство к практическим занятиям по общей патологической анатомии. Учебно-методическое пособие. Краснодар. ГБОУ ВПО Кубанский государственный медицинский университет, 2013. – 50 с.
Предназначено для студентов стоматологических факультетов медицинских ВУЗов. Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки (специальности) 060201 Стоматология (квалификация (степень) "специалист"), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 января 2011 г. N 16. Создано в соответствии с учебным планом по направлению подготовки (специальности) 060201 Стоматология.
Печатается по рекомендации ЦМС КубГМУ протокол № от

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие……………………………………………………………………….....4

Занятие 1. Предмет и задачи патологической анатомии.

Процессы адаптации и компенсации…………………………………………….. 5

Занятие 2. Морфология нарушения обмена веществ …………..………….....9

Занятие 3. Гибель клеток и тканей в живом организме. …………..………..13

Занятие 4. Расстройства кровообращения………………………….. ………..16

Занятие 5. Общие сведения о воспалении. Острое воспаление. Морфология экссудативного воспаления в полости рта……………………..20

Занятие 6. Хроническое воспаление. Морфология пролиферативного

воспаления в полости рта. Процессы регенерации…………..……………...24

Занятие 7. Опухоли. Общие положения. Опухоли из эпителия …………....28

Занятие 8. Мезенхимальные опухоли.

Опухоли меланинобразующей ткани………..…………………………………...31

Занятие 9. Одонтогенные опухоли челюстных костей.

Опухоли слюнных желез…………………………………………….……............35

Занятие 10. Итоговое занятие…………………………………………….……..39

Приложение

Схема для описания макропрепарата…………………………………………..40

Вопросы для внеаудиторной самостоятельной работы………………….….41

Ответы на тестовые задания……………………………………………….….…42

Ответы на ситуационные задачи …….………………......................………....43

Список рекомендуемой литературы, ссылки на ресурсы Интернет…….....46


ПРЕДИСЛОВИЕ
Цель учебно-методического пособия – помочь студентам второго курса стоматологического факультета освоить основные закономерности развития общепатологических процессов, их морфологические проявления с акцентом на орофациальную патологию.

Для подготовки к практическим занятиям приведены основные термины и понятия, даны контрольные вопросы для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы, которые в совокупности становятся контрольными вопросами итогового занятия по модулю "Общепатологические процессы". Для каждого практического занятия указаны учебные цели, навыки и умения (компетенции), которыми должен овладеть студент после изучения темы. Представленные в руководстве тестовые задания и клинико-анатомические (ситуационные) задачи помогут закрепить знания, подготовиться к итоговому занятию и экзамену.

Блок самостоятельной работы студентов на практическом занятии структурирован и включает изучение демонстрационных макропрепаратов (не более 5-6), микропрепаратов (не более 2-3), и 1-2 электроннограммы. Для детального изучения и описания в практической тетради рекомендован один тематический препарат, который студенты должны охарактеризовать на макроскопическом и микроскопическом уровне. Указанное количество макро- и микропрепаратов позволяет оптимизировать практическую часть работы, проходящую в рамках двухчасового занятия.

Приложение содержит ответы к тестовым и ситуационным задачам, схему для описания препарата на макроскопическом уровне, список рекомендуемой литературы и ссылки на ресурсы Интернет.

Пособие направлено на формирование клинического мышления у студентов, приобретение общекультурных и профессиональных компетенций, а в последующем, на применение знаний патологической анатомии в клинике.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов стоматологического факультета и преподавателей кафедр патологической анатомии медицинских ВУЗов.

ЗАНЯТИЕ 1.

Предмет и задачи патологической анатомии.

Процессы адаптации и компенсации

Цель практического занятия. Получить знания о содержании и задачах патологической анатомии, её связи с фундаментальными и клиническими дисциплинами, о роли и задачах патологоанатомической службы. Приобрести знания о сущности процессов адаптации и компенсации, причинах и механизмах развития, морфологической характеристике, исходах и значении в патологии человека.

Учебные цели. После изучения темы студент должен:

Знать:

- основные термины и понятия;

- объекты, методы и уровни исследования в патологической анатомии;

- правила построения патологоанатомического диагноза;

- этические и деонтологические нормы в патологической анатомии.

Уметь:

- распознавать на макро- и микропрепаратах различные виды адаптации и компенсации,

- давать заключение о морфологической динамике патологического процесса и его исходах, решать тестовые и ситуационные задачи, отвечать на контрольные вопросы;

- понимать патогенетические принципы построения диагноза и структуру патологоанатомической службы.

Владеть:

- алгоритмом описания пораженного органа на макроскопическом уровне;

- навыками изучения патологически измененной ткани на микроскопическом уровне.

Основные термины и понятия:

АТРОФИЯ (atrophia - голодаю, худею) уменьшение массы и объема органа (ткани), сопровождающееся ослаблением или прекращением их функции.

АУТОПСИЯ (autopsia - видение собственными глазами) - вскрытие трупа с диагностической или научной целью.

БИОПСИЯ (bios - жизнь) - прижизненное взятие тканей, органов или взвеси клеток для микроскопического исследования с диагностической целью, а также для изучения динамики патологического процесса.

ГИПЕРПЛАЗИЯ (hyper – сверх, plasis - образование, формирование) - увеличение числа структурных элементов ткани или органа за счет деления клеток.

ГИПЕРТРОФИЯ (hyper – сверх, trophe – питание) – увеличение объема функциональных единиц органа (ткани), сопровождающееся интенсификацией его функций.

ГИПЕРТРОФИЯ ВАКАТНАЯ (vacatum - пустовать, быть незанятым) – разрастание опорных тканей в месте, ранее занятым функционально-активной паренхимой органа, целым органом.

ГИПЕРТРОФИЯ ВИКАРНАЯ (vicarius - заменяющий, замещающий) – заместительная гипертрофия одного из парных органов при выключении функции другого.

ДИАГНОЗ (diagnosis - распознавание) – медицинское заключение о состоянии здоровья обследуемого, об имеющихся у него заболеваниях (травмах) или о причине смерти, выраженное в терминах МКБ-10, обозначающих название болезней (травм).

исследование гистологическое – микроскопическое исследование окрашенных специальным красителем кусочков ткани для уточнения или подтверждения диагноза.

исследование иммунногистохимическое – микроскопическое исследование с применением антител к искомым антигенам – опухолевым, вирусным, микробным, аутоантигенам. Используется для верификации гистогенеза опухоли, диагностики инфекционных, аутоиммунных болезней.

исследование цитологическое – исследование с помощью микроскопа отдельных клеток, полученных при соскобах или аспирации содержимого полых органов, а так же пункционной биопсии тканей/органов.

КАХЕКСИЯ (kakos – плохой, hexis - состояние) - общее истощение организма при злокачественных опухолях, поражениях гипофиза и других тяжёлых заболеваниях.

МЕТАПЛАЗИЯ (metaplasis - преобразование) – патологический процесс превращения одной ткани в другую, в пределах одного гистиотипа (т.е. родственную ей).

осложнение основного заболевания – патологический процесс (синдром, нарушение функции органа, реже заболевание), который патогенетически (этиологически) связан с основным заболеванием, но не является его обязательным проявлением.

основное заболевание – одно или несколько заболеваний (нозологических единиц) по поводу которых проводилось обследование (лечение). В случае наступления летального исхода: одно или несколько заболеваний, которые привели к смерти больного.

ПАТОГЕНЕЗ (pathos - страдание, болезнь) - механизмы развития заболеваний и патологических процессов.

ПАТОМОРФОЗ (morphosis - формирование) - изменение клинических и морфологических проявлений отдельной болезни, а также структуры заболеваемости и смертности под влиянием различных воздействий.
ТАНАТОГЕНЕЗ (hanatos - смерть) - динамика клинических, биохимических и морфологических изменений в процессе умирания.

сопутствующие заболевания – одно или несколько заболеваний (нозологических единиц), которые не связаны с основным заболеванием этиологически или патогенетически, а в случае летального исхода не принимали участие в танатогенезе.

Этиология (aitia - причина) - учение о причинах и условиях возникновения болезней.

ЯТРОГЕНИЯ (atros - врач) – осложнения, неумышленный вред, наносимый пациенту как вследствие общения с ним, так и в результате профилактических, диагностических и лечебных мероприятий.

Контрольные вопросы:

1. Патологическая анатомия: содержание, задачи, объекты исследования.

2. Взаимосвязь патологической анатомии с другими фундаментальными и клиническими дисциплинами.

3. Методы исследования в патологической анатомии. Биопсия: определение, виды.

4. Патологоанатомический диагноз: определение, рубрики.

5. Адаптация: определение, виды, биологическое значение.

6. Атрофия: виды, клинико-морфологическая характеристика.

7. Гипертрофия и гиперплазия: причины, механизмы, виды, морфологическая характеристика.

8. Метаплазия: виды, морфологическая характеристика, значение.

9. Компенсация: фазы компенсаторного процесса, виды компенсаторной гипертрофии, морфологическая характеристика.

Тестовые задания для самопроверки

1. Укажите объекты исследования в патологической анатомии:

а) аутопсийный материал

б) биопсийный материал

в) операционный материал

г) медицинская документация

д) экспериментальный материал

4. Укажите, кто заполняет направление на патогистологическое исследование:

а) лечащий врач

б) медсестра

в) врач, взявший материал для исследования

г) фельдшер-лаборант

д) всё перечисленное верно

2.Укажите основные задачи патологоанатомической службы:

а) посмертная диагностика болезней

б) прижизненная диагностика болезней

в) уточнение причин насильственной смерти

г) контроль качества клинической диагностики

д) уточнение структуры причин смерти населения

5. Укажите определение термина «атрофия»:

  1. переход одного вида ткани в другой

  2. увеличение объёма клеток и тканей

  3. уменьшение объёма клеток, тканей

  4. замещение соединительной тканью

  5. увеличение числа клеток и внутриклеточных структур





3. Укажите виды биопсий:

а) инцизионная

б) прижизненная

в) эндоскопическая

г) пункционная

д) аспирационная

6. Укажите определение термина «гиперплазия»:

  1. переход одного вида ткани в другой

  2. увеличение объёма клеток, тканей

  3. уменьшение объёма клеток, тканей,

  4. замещение соединительной тканью

  5. увеличение числа клеток и внутриклеточных структур

Ситуационная задача № 1

В патологоанатомическое отделение поступил операционный материал – удаленная правая почка. Орган увеличен в размерах, на разрезе чашечки и лоханка резко расширены, заполнены прозрачной жидкостью. В устье мочеточника обнаружен камень, затрудняющий отток мочи. Толщина паренхимы почки до 0,8 см. Корковый слой уменьшен до 0,2 см, граница между корковым и мозговым слоем стёрта.

Дайте ответы на вопросы:

  1. Укажите общепатологический процесс, развившейся в почке.

  2. Назовите вид данного процесса и механизм его развития.

  3. Какие микроскопические изменения можно обнаружить в почке?

  4. Какие клинические проявления развиваются при данном патологическом процессе?

▬♦♦♦▬

Работа на практическом занятии:

1. Изучить бланк направления на гистологическое исследование.

2. Ознакомиться с бланком протокола патологоанатомического вскрытия и медицинского свидетельства о смерти.

3. Изучить демонстрационные макропрепараты: бурая атрофия миокарда, гидронефроз, нефросклероз.

4. Изучить демонстрационные микропрепараты: бурая атрофия миокарда, бурая атрофия печени, сетчатая атрофия пульпы зуба.

5. Изучить тематический препарат: «Гипертрофия миокарда».

- зафиксировать в тетради макроскопические изменения;

- зарисовать в тетради микроскопические изменения, обозначить:

1) увеличенные в объеме кардиомиоциты;

2) крупные гиперхромные ядра.

6. Изучить электроннограмму "Гипертрофия миокарда, стадия декомпенсации". Обратить внимание на набухшие митохондрии с разрушенными кристами, просветление матрикса.

ЗАНЯТИЕ 2.

Морфология нарушения обмена веществ

Цель практического занятия. Приобрести знания о сущности различных видов дистрофий, их причинах и механизмах развития, морфологической характеристике, исходах и значении в патологии человека.

Учебные цели. После изучения темы студент должен:

Знать:

- основные термины и понятия;

- виды нарушения обмена веществ в клетках и тканях, их макро- и микроскопические проявления, этиологию, патогенез, морфогенез, исходы.

Уметь:

распознавать на макро- и микропрепаратах различные виды дистрофий, давать заключение о морфологической динамике патологического процесса и его исходах, решать тестовые и ситуационные задачи, отвечать на контрольные вопросы.

Владеть:

- алгоритмом описания пораженного органа на макроскопическом уровне;

- навыками изучения патологически измененной ткани на микроскопическом уровне.

Основные термины и понятия:

акантоз (akantha - шип, колючка) - выросты эпидермиса кожи и эпителия слизистых оболочек с удлинением межсосочковых отростков.

АЛЬБИНИЗМ (albus - белый) – дефицит или отсутствие пигмента в коже, волосах, радужке и сетчатке глаза в результате нарушения обмена тирозина при синтезе меланина.

АЛЬТЕРАЦИЯ (alteratio – изменение, повреждение) – структурные изменения клеток, тканей и органов, сопровождающиеся нарушением их жизнедеятельности.

АМИЛОИДОЗ (amyloidosis) - внеклеточный диспротеиноз, характеризующийся отложением в тканях амилоида и приводящий к атрофии паренхимы, склерозу и функциональной недостаточности органов.

ВИТИЛИГО (vitium - порок, порча) – поражение кожи в виде очаговых депигментированных участков с локализацией чаще на лбу, глазах, животе и коленях.

ГЕМОСИДЕРОЗ (haima – кровь, sideros - железо), отложение в тканях и органах железосодержащего пигмента гемосидерина.

ГИАЛИНОЗ (hyalinos - прозрачный, стекловидный) - один из видов белковой дистрофии, при которой в ткани образуются полупрозрачные плотные массы, напоминающие гиалиновый хрящ.

гиперкератоз (keratos - роговое вещество) - чрезмерное развитие или недостаточное отшелушивание рогового слоя кожи.

ДИСПРОТЕИНОЗ – вид дистрофии, связанный с избыточным накоплением белка в паренхиматозных клетках, строме, стенках сосудов.

ДИСТРОФИЯ (dys - затруднение, нарушение, trophe - питание) - патологический процесс, обусловленный нарушением клеточного и тканевого метаболизма, приводящий к структурным нарушениям в клетках и тканях.

ЖЕЛТУХА – синдром, связанный с избыточным накоплением в организме билирубина, сопровождается окрашиванием кожи, слизистых оболочек и внутренних органов в желтый цвет.

КСЕРОСТОМИЯ (xeros – сухой, stoma рот) - сухость во рту вследствие нарушения слюноотделения.

ЛЕЙКОПЛАКИЯ (leukos – белый, plakos – пластинка) - дистрофическое изменение слизистой оболочки, сопровождающееся ороговением эпителиального слоя.

липидоз - нарушение внутриклеточного липидного обмена в организме.

МЕЛАНОЗ (melanos - темный, черный) - избыточное накопление в тканях организма пигмента меланина.

паракератоз (parakeratosis) - нарушение процесса ороговения клеток эпидермиса, характеризующееся наличием в роговом слое клеток, содержащих ядра, и отсутствием зернистого слоя.

ПЕТРИФИКАТ (КАЛЬЦИНАТ) (petros – камень) - участок дистрофии или некроза ткани, инкрустированный (пропитанный) солями кальция.

СИАЛОЛИТИАЗ (sialon - слюна, lithos – камень) - заболевание, характеризующееся образованием конкрементов в слюнной железе. 

стеатоз (steatos – жир) - инфильтрация паренхиматозных клеток липидами.

ФИБРИНОИД – сложное вещество, состоящие из фибрина, белков плазмы крови, полисахаридов, нуклеопротеидов, возникает при деструкции соединительной ткани.
  1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей