Логопедические занятия для детей с общим недоразвитием речи 2–3-го уровня (1-й год обучения) Введение В настоящее время все больше детей нуждаются в коррекции нарушений речи. Открываются логопедические центры и пункты, логопедические группы в ДОУ. Логопеды, воспитатели этих групп, испытывают определенные трудности в отборе речевого и игрового материала, применении методов и приемов работы на занятиях.
Разработанные конспекты представляют собой систему специальных логопедических занятий, позволяющих наряду с коррекцией различных речевых нарушений развивать и совершенствовать психические процессы детей..
Содержание конспектов соответствует требованиям программы коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи (ОНР) 2—3-го уровня.
Для детей со 2-м уровнем ОНР некоторые этапы занятий, несомненно, окажутся сложными. В этом случае мы рекомендуем логопеду предъявлять задания к таким детям в облегченном варианте, особенно на первых этапах обучения, подбирать для них индивидуальные виды работы, применять приемы, позволяющие выполнить задание после более подготовленных детей.
Фронтальные логопедические занятия Логопедические занятия в специализированном детском саду являются основной формой коррекционного обучения, на которых осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе. Фронтальные занятия проводятся на протяжении всего времени обучения в определенной системе, по единому для всех детей плану с учетом индивидуальных особенностей. На них присутствуют все дети без исключения. К работе на фронтальных занятиях дети готовятся на индивидуальных и групповых.
Логопедические занятия, в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции речи, подразделяются на следующие типы:
1. — по формированию словарного запаса;
— по формированию грамматического строя речи.
Основными задачами этих занятий являются развитие понимания речи, уточнение и расширение словарного запаса, формирование обобщающих понятий, практических навыков словообразования и словоизменения, умение употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды синтаксических структур.
2. Основными задачами их являются формирование правильного произношения звуков, развитие фонематического слуха и восприятия, навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи, подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.
3. Основная задача — обучение детей самостоятельному высказыванию. На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатление об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин или их серий, составлять рассказ-описание.
1-й период коррекционного обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь) Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю.
Содержание коррекционного обучения:
— развитие понимания устной речи; — умение вслушиваться в обращенную речь; — выделять название предметов, действий, признаков; — понимание обобщающего значения слов; — подготовка к овладению диалогической формой общения; — практическое усвоение некоторых форм словообразования — с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками; — усвоение притяжательных местоимений «мой—моя»; — практическое употребление существительных в винительном, дательном и творительном падежах; — овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий по картинке, моделям; — усвоение навыка составления короткого рассказа.
В первом периоде проводится 13—14 занятий по формированию речевых средств и 6—7 — на развитие первоначальных навыков связной речи.
2-й период коррекционного обучения (декабрь, январь, февраль, март) Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка проводятся 3 раза в неделю. Примерно 14 занятий по формированию словаря и грамматического строя и 12 — по развитию связной речи.
Содержание коррекционного обучения:
— уточнение представлений детей об основных цветах и их оттенках; — практическое образование относительных прилагательных с различными значениями соотнесенности; — различение и выделение названий признаков по вопросам: какой–какая–какое; — усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; — употребление предлогов: в–на–из–под.
Связная речь:
— совершенствование навыка ведения диалога; — сравнение предметов с выделением сходных качеств; — составление простого описания предмета; — закрепление навыка построения простого предложения; — распространение предложения путем введения однородных членов; — усвоение конструктно-сложных предложений; — составление коротких рассказов по картине, серии картин, описаний, простых пересказов; — заучивание простых стихов.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |