Марищук В.Л. Поведение и саморегуляция человека

Марищук В.Л. Поведение и саморегуляция человека Методические пособия
Текст взят с психологического сайта https://www.myword.ru

Марищук В.Л., Евдокимов В.И.

ПОВЕДЕНИЕ И САМОРЕГУЛЯЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ СТРЕССА

Санкт-Петербург
Издательский дом «Сентябрь»
2001
УДК 159.9 ББК 883
Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. /Мари-М26 щук
В.Л., Евдокимов В.И. — СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2001.-260с.
ISBN 5-94234-007-2
Книга написана как учебное пособие для студентов, изучающих психологию в университетах, медицинских, физкультурных и военных учебных заведениях, а также для всех, кто интересуется проблемами стресса, саморегуляцией эмоциональных состоянии. Часть информации является новой, полученной авторами экспериментальным путем.
В соответствии с содержанием Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования представлены материалы ряда тем, изучаемых по специальностям «Общая психология», «Педагогика и психология». «Клиничесвая психология».
В 1-й главе изложена учебная информация о функциональных состояниях человека, связанных с экстремальными ситуациями природного и технического характера; о функциях, структуре и динамике конфликтов в общении, методах их разрешения.
Во 2-й главе дана характеристика стресса, показаны различия между эв- стрессом и ди-стрессом (авторами представлена новая концепция развития стресса по механизмам «минимизации»). В аспектах передачи основ медицинских знаний даны экспериментальные материалы о понижении иммунной реактивности я нанесении ущерба здоровью. Изложены дискуссионные положения о развитии эмоции.
В 3-й главе представлены материалы по психодиагностике, в том числе тесты, разработанные и многократно апробированные авторами.
В 4-й главе представлены материалы об управлении психическими и эмоциональными состояниями Раскрыта сущность разработанной авторами эффективной методики «Самоконтроль-саморегуляция», используемой в самых различных экстремальных условиях.
В 5-й главе охарактеризован ряд психолого-педагогических аспектов здорового образа жизни, положений профилактической медицины, раскрыта сущность рефлексопрофилактики, аромофитоэргономи-ки, музыкального кондиционирования и др.
Рецензенты:
В.Л.Аверин- доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии и педагогики Педиатрической медицинской академии;
С.Н. Ашкинази — доктор педагогических наук, профессор, начальник кафедры Преодоления препятствий и рукопашного боя Военного института физической культуры;
А.А. Боченков — доктор медицинских наук, профессор, начальник отдела Военно-медицинской академии.
ISBN 5-94234-007-2
© Марищук В.Л., Евдокимов В.И., 2001 © Издательский дом «Сентябрь»,
2001
Работа В.Л. Марищука и В.И. Евдокимова «Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса», представляющая собой учебное пособие, посвящена весьма актуальной и злободневной теме. За последние десятилетия формы стресса стали более разнообразными.
Авторы рассматривают их с точки зрения теории и практики, опираясь при этом, и на свой жизненный опыт. Особенно интересны исторические примеры различных аварий, кораблекрушений, массовых катастроф и т.д. при анализе паники как экстремального состояния.
В пособии приведены чрезвычайно интересные факты влияния стресса на военных учениях. При написании книги был использован полученный на основании личного опыта обширный материал о спортивном стрессе, его особенностях, и влиянии на спортивные достижения.
В данной работе предложены различные формы лечения больных с нарушением эмоциональной сферы, подробно описаны методы лечения внушением и самовнушением, которые используются как одна из форм психотерапии.
Одним из достоинств данного учебного пособия является наличие контрольных вопросов, заданий, словаря терминов, обширной библиографии, рисунков и таблиц.
В заключении следует подчеркнуть, что выход этой книги — важное и своевременное событие.
Член редакционного совета «Издательского дома «Сентябрь», доктор медицинских наук, профессор П.И. Буль.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ПРОБЛЕМА ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

  • Оптимальные и экстремальные условия обитания.
  • Возникновение экстремальных условий в профессиональной деятельности и быту, в общении. Конфликты
  • Паника как экстремальное состояние
  • Экстремальные условия в летной деятельности и морской службе
  • Автономное плавание в океане, как пример поведения человека в экстремальных условиях
  • Молодой учитель и проблема эмоциональной напряженности

Глава 2. СТРЕСС И ЭМОЦИИ

  • Сущность понятия стресса
  • Чем определяется наименование стресса?
  • Профессиональные стрессы
  • Спортивные стрессы
  • Минимизация как перераспределение функциональных резервов организма
  • Роль психологических особенностей и профессии в развитии стресса
  • Эмоции и эмоциональные состояния
  • Эмоциональная напряженность

Глава 3. ОЦЕНКА, САМООЦЕНКА И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТРЕССА

  • О прогнозе стресса с помощью опросников и проективных тестов
  • Накопление психодиагностической информации путем наблюдения
  • Получение психодиагностической информации на занятиях по физической подготовке и в спорте
  • Изучение некоторых интеллектуальных особенностей и социально значимых черт личности

Глава 4. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ПРЕОДОЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТРЕССА

  • Формирование начальных навыков психической саморегуляции
  • Управление вниманием
  • Создание чувственных образов
  • Словесные формулы внушения
  • Саморегуляция мышечного тонуса
  • Управление ритмом дыхания
  • Аутогенная тренировка
  • Методики психической саморегуляции, способствующие коррекции психических качеств
  • Методика самовоспитания
  • Приемы воспитания, культуры мышления, эмоций и воли
  • Приемы, способствующие выработке коммуникативных качеств
  • Методика снижения реакции тревоги и страха
  • Упражнения, нормализующие сон
  • Приемы психической саморегуляции, способствующие отказу от курения
  • Методики психической саморегуляции, имеющие профессиональную направленность
  • Методика идеомоторной тренировки
  • Методика «эмпатийного» полета

Глава 5. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИК ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТРЕССА

  • Точечный массаж
  • Массаж биологически активных точек, оптимизирующий работоспособность
  • Точечный массаж для снятия усталости глаз
  • Электровибромассаж биологически активных точек кожи
  • Электромассаж активных точек, повышающий физическую работоспособность
  • Поверхностная иглорефлексопрофилактика
  • Молоточковая иглорефлексопрофилактика
  • Метод иглоаппликации
  • Поверхностная иглорефлексопрофилактика — новый метод в подготовке спортсменов
  • Музыкальное кондиционирование
  • Светомузыкальные устройства и произведения
  • Аромофитоэргономика
  • Метод полирецепторного реабилитационного воздействия в аппаратно- программном комплексе «Альфамассаж-33»

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Экстремальные условия труда и обитания современного человека стимулируют развитие стресса. Особенно это проявляется в настоящее время, когда наша страна находится на стадии политического и социального реформирования.
Мощное воздействие стресс-факторов современной жизни вызывает защитную реакцию с целью сохранения целостного организма. В ряде случаев испытываемые трудности достигают такой степени, что возникает реальная угроза возникновения у человека состояний дезадаптации и появления психогенно обусловленных расстройств.
В данной ситуации большое значение имеют адаптационные возможности организма человека и своевременно проводимые мероприятия психопрофилактики и психореабилитации. Необходимы предупреждение или преодоление чрезмерного эмоционального напряжения, оптимизация функционального состояния, повышение работоспособности.
Пути к тому могут быть разными. Для одних эффективным методом борьбы со стрессом является психическая саморегуляция, для других — доступные физические упражнения, для третьих — прослушивание любимой мелодии. Все эти методики саморегуляции, в том числе и оригинальные, собственные, предлагаются авторами читателям данного издания.
В соответствии с современными представлениями авторы различают:
  • 1) эв-стресс, способствующий успешности различной профессиональной и спортивной деятельности, не оставляющий особых патологических последствий и завершающийся достаточно полным восстановлением функциональной реактивности органов и систем организма;
  • 2) ди-стресс, характеризуемый для человека не только максимальной мобилизацией резервов, но и возможными деструктивными патологическими последствиями.

Развивая положения Г. Селье о перекрестной сенсибилизации, авторы книги дают ей новую психологическую и физиологическую интерпретацию в аспектах перераспределения функциональных резервов, а также избирательной направленности психических процессов.

В работе приведены интересные экспериментальные данные известного российского спортсмена, дважды Олимпийского чемпиона профессора А.Н. Алябьева и профессора В.Н. Цыгана о динамике функционального состояния лыжников в ходе их напряженных физических тренировок и ответственных соревнований. Результаты исследований еще раз подтвердили ранее опубликованные материалы В.Л. Марищука о том, что у спортсменов в ходе высоких тренировочных нагрузок могут значительно падать иммунные свойства.

Это характеризовалось резким понижением количества гамма-глобулина в крови, что В.Л. Марищук в свое время назвал «функциональным СПИДом». Такое, надо полагать, возможно и у специалистов, работающих в выраженных экстремальных условиях.

Для авиационной медицины и психологии, а также общей психологии в целом, представляет интерес изложенный экспериментальный материал, полученный в ходе реальных полетов. Это, в частности, сведения о диссоциации показателей явно избыточных, неадекватных физиологических реакций, понижении ряда психических функций и поддержание, в то же время, на высоком уровне наиболее важных показателей выполнения военно профессионального труда. Авторы объясняют эти факты влиянием психологической установки.

Сохраняется, и даже порою возрастает, то, что находится в ее русле, а остальное понижается.

С новых психофизиологических позиций дано пояснение причин ошибочных заключений и неадекватных оценок событий и фактов в условиях сильных эмоций. В этом аспекте авторы оправданно опираются на положения о доминанте

А.А. Ухтомского. Такая трактовка заслуживает дальнейшего изучения и оказывает определенные перспективы в медицинской психологии и психотерапии.

Можно согласиться с обоснованием новой трактовки известной закономерности Йеркса-Додсона, которая выражается авторами не инвертированной U-кривой, а трапециевидной линией, что хорошо укладывается в пояснения о закономерностях нейродинамики.

Особый теоретический и практический интерес представляет обоснование методики «Самоконтроль-саморегуляция», получившей не только экспериментальную апробацию, но и достаточное практическое применение.

Выдвинутые постулаты дают основание более позитивно взглянуть на ряд положений Джеймса-Ланге. Приведены веские аргументы к тому, что произвольное управление внешними проявлениями эмоций оказывает существенное влияние на самые интимные психические процессы.

Ознакомление с данной книгой специалистов: психологов, физиологов, педагогов — будет способствовать более глубокому освоению проблем стресса, поможет лучше освоить приемы его профилактики и преодоления. То же самое можно сказать в отношении широкого круга читателей, интересующихся вопросами психологии. Книга поможет им узнать психофизиологические особенности необычных условий деятельности и жизни, освоить приемы самоуправления своими эмоциями.

И.Б. Ушаков член-корреспондент Российской Академии медицинских наук профессор

ВВЕДЕНИЕ

В сложных условиях современной жизни возрастает количество самых различных психогенных воздействий, экстремальных факторов труда и обитания.

Среди них и бытовые, и производственные, и глобально-социальные факторы, вызывающие у человека развитие негативных состояний психики, а вместе с тем и соответствующие психологические реакции, и значительное ухудшение состояния здоровья.

Социологические опросы показывают, что одновременно с широко распространенными стрессами из-за многочисленных материальных затруднений, растут также переживания по причине неудовлетворенности развитием общественной жизни.

Опрос государственных служащих среднего и ниже среднего уровня достатка показал, что многие из них подвержены негативным переживаниям из-за сложностей обеспечения семьи, устройства детей, страха потерять работу, опасности со стороны криминальных элементов (шантаж, избиение, ограбление и т. п.).

Возрастает количество конфликтных отношений в семье, обычно из-за материальных, квартирных проблем, устройства детей, начиная от детского сада, «приличной» школы и особенно при поступлении в вуз. В производственных отношениях становится обыденностью грубость и несправедливость старших и начальников.
Подобное же наблюдается и у представителей .среднего бизнеса, которые отмечают угрозы разорения, шантаж, вымогательства не только со стороны «криминалитета», но иногда и некоторых представителей государства.
Все это, порой, негативно сказывается на устойчивости психических процессов, общем функциональном состоянии, а то и состоянии здоровья, стимулируя развитие эмоционального стресса и психогенно обусловленных расстройств.

Особенно это характерно для лиц с избыточной эмоциональной реактивностью, низкой эмоциональной устойчивостью. В одном исследовании мы провели длительное (около 10 лет) наблюдение за курсантами-летчиками, которые, несмотря на выраженную эмоциональную лабильность, периодическую напряженность в полетах, все же закончили Ейское высшее летное училище и затем служили на должностях военных летчиков-истребителей.

Летный труд в нервно-энергетическом плане обходился им слишком дорого.

К концу десятого года наблюдения наш список был закрыт. 12 человек были дисквалифицированы врачебно-летными комиссиями в связи с психогенно обусловленными расстройствами (язва желудка и 12-перстной кишки, нейроциркуляторные дистонии кардиального типа, начинающаяся гипертоническая болезнь, неврозы и др.). Семь человек по собственной инициативе перешли на наземную работу или уволились из рядов Вооруженных Сил.

Среди населения строгого учета заболеваний (особенно в настоящее время) не ведется, но все же накоплен ряд сведений о том, что профессиональная успешность, производительность труда рабочих, инженерно-технического персонала на ряде предприятий зависима от бытовых, семейных неурядиц и развивающихся психогенно обусловленных расстройств. Здоровье стало самым большим богатством человека.

В современном периоде жизни показатели позитивных отношений в семье и наличие удовлетворительных жилищных условий находятся в прямой корреляционной зависимости от успешности профессиональной деятельности.
С другой стороны, отношения в семье сегодня нередко оказываются, в существенной мере, зависимыми от оптимальности сложившейся системы отношений, способности управлять своими эмоциями, сдерживать себя от грубости с супругой (супругом), с детьми, соседями, сослуживцами, от особенностей психологического климата в трудовом коллективе, где трудится оцениваемый нами субъект.

Данная проблема свое объективное освещение получает в аспектах общей и социальной психологии, психологии труда и экстремальных условий, а когда рассматриваются возрастные аспекты и вопросы профессионального, военного или спортивного мастерства — целесообразно обращаться к практической психологии, психологической и педагогической акмеологии.

В связи с этим В.А. Пономаренко с сотрудниками считают, что на современном этапе развития общества необходимо сделать акцент не на выявлении и лечении негативных состояний и заболеваний, а на их предупреждении.

Выдвинутая концепция профессионального здоровья (рис. 1) приводит к пониманию комплексного подхода к оценке здоровья и профессиональной деятельности человека. Под профессиональным здоровьем понимается «процесс
сохранения и развития регуляторных свойств организма, его физического, психического и социального благополучия, обеспечивающих высокую надежность профессиональной деятельности, профессиональное долголетие и максимальную продолжительность жизни».

На рис. 1 профессиональное здоровье представлено в виде системы, основными структурными компонентами которой являются клинический, психический и физический статусы, обусловливающие уровень функционального состояния, психических и физических качеств, устойчивость работников к факторам профессионального труда и надежность его деятельности.

Биологический возраст — базовая составляющая системы здоровья — имеет тесную связь с клиническим статусом и профессиональным долголетием (см. рис. 1). Количественным выражением динамики биологического возраста служат функциональные резервы организма человека.

В понятии биологического возраста возрастные изменения физиологических систем конкретного организма сопоставляются со средними популяционными данными. Биологический возраст человека не всегда может совпадать с хронологическим {или паспортным) возрастом, определяемым от рождения до момента регистрации.

Концепция биологического возраста имеет определенные ограничения прогностических возможностей, но на ее основе определяется стратегия предупреждения и восстановления наиболее вероятностных или уже наступивших изменений в организме различных специалистов, особенно работающих в экстремальных условиях.

В тесной связи с концепцией профессионального здоровья находятся мероприятия системы психопрофилактики. Психопрофилактика — это комплекс мероприятий, направленный на предупреждение развития у населения социально-
психологической и личностной дезадаптации, заболеваний и их обострений.

Различают первичную психопрофилактику (собственно предупреждение развития негативных психических состояний и расстройств), вторичную психопрофилактику, при которой ведется психопрофилактическая работа с уже заболевшими людьми для предотвращения рецидивов заболевания, и третичную психопрофилактику, направленную на реабилитацию людей, имеющих серьезные заболевания и инвалидность.

Адаптация человека к изменяющимся условиям работы и жизни носит динамический характер и осуществляется за счет уже сформировавшихся психических процессов, состояний, навыков, умений, за счет социально- психологической и личностной реконструкции и за счет активной перестройки среды обитания.

Итог такого приспособления — установление адекватного равновесия между своими возможностями и окружающей средой. Есть лица, которые полноценно приспосабливаются к любым условиям жизни без каких-либо признаков психической дезадаптации. Обычно их называют «идеальной нормой».

Но практически таких людей нет. Изначально можно полагать, что человек в биологическом плане несовершенен и является «мишенью» сложных систем управления, жизненных стрессов. Как следствие этого, у некоторой части людей
(особенно работающих в экстремальных условиях) происходит развитие «профессионально ускоренных» заболеваний.

Появилась необходимость определения статистически средней нормы психического здоровья, когда у людей возникают некоторые отклонения от идеальной нормы, не нарушающие адаптивные возможности и не мешающие выполнению экстремальных профессиональных задач.

В практическом плане В.К. Мягер рекомендует рассматривать психопрофилактику в связи с тремя аспектами: личностным, формой интерперсонального взаимодействия и ситуационным. Эти аспекты взаимосвязаны и могут быть использованы для определения группы лиц с «факторами риска». Они наиболее предрасположены к негативным состояниям психики и развитию заболеваний.

Широкомасштабные исследования различных групп населения, проведенные рядом исследователей, позволили выявить людей, имеющих так называемые «факторы риска», которые при определенных причинах и условиях могут способствовать возникновению состояний дезаптации личности.

Реабилитация, выполняя интегративные функции, особо подчеркивает важность социального аспекта. Один из ведущих специалистов в области реабилитации психических больных М.М. Кабанов представляет реабилитацию как концепцию, выполняющую интег-ративную функцию в системе медицинского знания и являющуюся общенаучной методологией исследования «больной человек — окружающая среда». Задача восстановления личного и социального статуса больного человека не может быть в отрыве от окружающей среды, главным образом, социальной.

Реабилитация — это особый ракурс, особое видение больного во всем: диагностике, профилактике и лечении, в восстановлении функций и социальной значимости. Развивая концепцию реабилитации с позиции «здоровье здоровому человеку» В.А. Пономаренко и А.Н. Разумов подчеркивают, что «концепция здоровье здорового человека касается здоровья не в лечебном учреждении, а на производстве. Реабилитация — это закрепление лечебного эффекта в процессе выздоровления больного после болезни.

В отличие от реабилитации, с помощью которой восстанавливается больной человек, восстановительная медицина воспроизводит утраченное здоровье, которое обеспечивает человеку социально-творческую активность в своей
профессии».

Некоторые различия понятий реабилитации больного и восстановления здоровья здорового человека представлено на табл. 1. Специалисты восстановительной медицины со своими лечебно-оздоровительными мероприятиями восстанавливают утраченные психофизиологические резервы организма, которые обеспечивают работоспособность человека в определенных профессиональных условиях.

Считается, что реабилитация сосредоточена, в основном, на органной патологии, ее критериальный аппарат оценивает степень возвращения к норме. Методики восстановительной медицины перенацеливаются с поисков симптомов болезни на оценку функциональных резервных возможностей организма, именно к тем нагрузкам, условиям труда, в которых работает человек (см. табл. 1).

Медико-социальная дифференциация понятий реабилитации больного и восстановления здоровья здорового (по В.А. Пономаренко и А.Н. Разумову)

Таблица 1

  • 1. Содержание мероприятий
  • 2. Дифференциальные признаки (реабилитация, восстановительная медицина)
  • 3. Объект исследования
  • 4. Больной, болезнь
  • 5. Дееспособный человек, уровень здоровья
  • 6. Этапы исследования
  • 7. Диагностика премор-бида, глубины последствий болезни
  • 8. Диагностика степени истощения здоровья, уровня сохранения психофизических резервов, работоспособности
  • 9. Этапы реабилитации и восстановления
  • 10. Реконвалисценция, реадаптация, ресоциализация
  • 11. Восстановление утраченных психофизиологических резервов.
  • 12. Психофизиологический тренинг к «факторам риска» здоровью.
  • 13. Формирование надежных свойств личности через самосознание и самоуправление
  • 14. Результаты реабилитации и восстановления
  • 15. Сокращение сроков временной нетрудоспособности, сокращение уровня первичной ин-валидизации.
  • 16. Рост гуманистических отношений в обществе. Повышение уровня здоровья.
  • 17. Улучшение внутрисемейных отношений
  • 18. Предотвращение перехода здорового в больного.
  • 19. Восстановление дееспособности и трудоспособности в полном объеме. Воспроизводство здоровья.
  • 20. Повышение эффективности и надежности профессионалов.
  • 21. Обеспечение профессионального долголетия.
  • 22. Сохранение долголетия. Сохранение трудового ресурса населения.

Давая психологическое толкование неадекватным поведенческим реакциям человека в экстремальных условиях, нельзя пройти мимо физиологии высшей нервной деятельности, не видеть соответствующие физиологические и психологические проблемы. Должное место при этом всегда занимают также сведения о стрессе, включая его биохимические, физиологические и психологические механизмы.

Адекватность поведения связана с достаточным развитием мышления, памяти, внимания и других психических познавательных процессов, интеллекта в целом, уровня развития волевых качеств, оптимальности эмоционального напряжения.

Зная психологическую сущность всех этих объектов изучения деятельности, психических явлений, можно прогнозировать поступки человека в зависимости от его жизненного и профессионального опыта, индивидуальных психологических особенностей, активно формировать потребные личностные и физические качества.

Опираясь на рекомендации, вытекающие из психологических теорий, в частности, положений практической психологии, возможно находить пути к преодолению вредных привычек, пагубных влечений, научиться не переживать по пустякам, разрушая свою психику, осваивать защитные психологические механизмы:

  • «сопротивления» негативным эмоциогенным воздействиям;
  • «замещения» как явления переноса негативных эмоционально-волевых устремлений на другие, в частности, иррелевантные объекты (не нанося ущерба людям);
  • «рационализации», суть которой заключается в маскировке истинных мотивов с целью обеспечения внутреннего конфликта, связанного с желанием сохранить чувство собственного достоинства, предотвратить переживания вины, стыда или страха и т. д.

Весьма эффективным способом предупреждения и преодоления негативных проявлений эмоционального стресса может явиться также освоение приемов психической саморегуляции, аутотренинга и специально методики
«Самоконтроль-саморегуляция» (С-КР), описание которых будет представлено далее.

Интерес к психологии повышается, растет и количество публикаций, посвященных различным мотивам, переживаниям, проблемам поведения человека, причинам его ошибочных решений и др.

Рассматривая в данной книге наиболее важные вопросы, мы ориентировались на методологические основы материалистической диалектики и системного подхода. Это, прежде всего, положения о причинно-следственных связях, переходе количественных изменений в качественные и категории меры.

В отношении системного подхода, при анализе любого сложного явления необходимо определить системообразующий фактор, то есть некую узловую, центральную точку отсчета, своеобразную ось, вокруг которой располагаются компоненты рассматриваемой системы.

Далее нужно выделить сами компоненты искомой системы, при наличии убедительного обоснования для их обособления (на основе какого-то определенного алгоритма). Эти компоненты в свою очередь могут быть рассмотрены в виде неких микросистем (так как само рассматриваемое явление может входить в макросистему более высокого уровня).

Все компоненты искомой системы в причинно-следственном плане связаны с системообразующим фактором, но также и между собой; они могут располагаться в некоторой иерархии.

Наконец, о функционировании данной системы (и закрытого, и открытого типа), о ее устойчивости можно судить лишь при наличии в ней механизма обратной связи. Именно в таком методологическом ключе мы и готовили это издание.

В теоретическом плане нами были использованы труды по психологии С.Л. Рубинштейна, В.А. Бодрова, Е.П. Ильина, А.А. Крылова, М.М. Кабанова, Е.А. Климова, Н.Н. Корнилова, М.М. Решетникова А.Н. Леонтьева, А.Я. Петровского,
К.К. Платонова, В.А. Пономаренко, В.П. Панферова, А.А. Реана, Л.А. Регуш, Г.С. Никифорова И.Б. Ушакова и др. Работы М. Арнольд, И. Гилфорда, У. Джеймса, Л. Лазаруса, Г. Олпорта, Г. Селье, 3. Фрейда, К. Левина и др. Материалы по физиологии в трудах И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, Н.Е. Введенского, Н.А. Бер-штейна, Г.И. Косицкого, В.М. Смирнова, В.А. Апчела, В.Н. Цыгана, У. Кеннона, Я. Агреля, Л. Люнгберга, Л. Леви, С. Стивенса, А.
Фрюкхольма и др.

Полною версию пособия можно скачать здесь.

Оцените автора
Metodich.ru
Добавить комментарий