МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К КУРСОВОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ПОЛИКЛИНИЧЕСКАЯ И НЕОТЛОЖНАЯ ПЕДИАТРИЯ»
1.Организация лечебно-профилактической помощи новорожденным в условиях поликлиники. Антенатальная профилактика. Особенности медицинского наблюдения новорожденных.
2. Организация патронажного наблюдения в период новорожденности на педиатрическом участке. Первый патронаж, цели и задачи.
3.Критерии здоровья новорожденных и определение групп направленного риска. Индекс отягощенности генеалогического анамнеза. Оценка биологического и социального анамнеза, прогнозирование патологических состояний, угрожающих жизни ребенка.
4.Новорожденные группы высокого риска. Наблюдение за детьми с риском возникновения патологии центральной нервной системы, гнойно-воспалительными заболеваниями, сепсиса.
5.Организация лечебно-профилактической помощи недоношенным детям.
Особенности наблюдения за недоношенным ребенком - ребенком «высокого риска» на педиатрическом участке. Организация питания и режима. Особенности течения заболеваний, профилактики и лечения фоновых состояний.
6.Наблюдение и лечение новорожденных и грудных детей с хроническими расстройствами питания в условиях детской поликлиники. Профилактика развития хронических расстройств питания. Реабилитация в амбулаторных условиях.
7.Оценка «переходных» состояний у новорожденных. Профилактика гипогалактии у матери. Бесплатное питание.
8.Ранняя диагностика, лечение, профилактика, диспансерное наблюдение и реабилитация детей с бронхолегочными заболеваниями. Показания к госпитализации.
9.Ранняя диагностика, лечение, профилактика, диспансерное наблюдение и реабилитация детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.
10.Ранняя диагностика, лечение, профилактика, диспансерное наблюдение и реабилитация детей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта.
11.Ранняя диагностика, лечение, профилактика, диспансерное наблюдение и реабилитация детей с заболеваниями почек и мочевыводящей системы.
12.Ранняя диагностика, лечение, профилактика, диспансерное наблюдение и реабилитация детей с заболеваниями крови и онкологическими заболеваниями.
13.Ранняя диагностика, лечение, профилактика, диспансерное наблюдение и реабилитация детей с эндокринной патологией.
14.Организация и принципы наблюдения за здоровыми детьми грудного и раннего возраста в условиях поликлиники.
15.Организация лечебно-профилактической помощи детям грудного и раннего возраста. Профилактика ЖДА, рахита, хронических расстройств питания на участке.
16.Работа участкового педиатра с инфекционными больными в условиях поликлиники. Специфическая профилактика инфекционных заболеваний. Календарь прививок.
17.Врачебный контроль при подготовке детей к поступлению в школу и в период адаптации в школе. Формирование психо-функциональной готовности детей к поступлению в школу.
18.Критерии готовности ребенка к поступлению в детский организованный коллектив. Оформление документации, диспансеризация
19.Особенности работы врача по организации наблюдения за детьми, больными инфекционными заболеваниями на дому. Регистрация инфекционных больных. Экстренное извещение.
20.Показания к госпитализации инфекционных больных, оформление направления в стационар.
21.Критерии здоровья новорожденных и определение групп направленного риска. Индекс отягощенности генеалогического анамнеза. Оценка биологического и социального анамнеза, прогнозирование патологических 22.Новорожденные дети из группы высокого риска.
Диспансерное наблюдение за детьми с риском поражением ЦНС, гнойно-воспалительными заболеваниями, внутриутробными инфекциями, пороками развития.
23.Критерии диагностики готовности ребенка к поступлению в школу.
24.Особенности патронажа недоношенных детей на участке. Критерии групп низкого и высокого риска. Особенности организации питания, режима, массажа, закаливания и прививок у недоношенных детей.
25.Врачебный контроль при подготовке детей к поступлению в дошкольное учреждение, в период адаптации, контроль за состоянием здоровья дошкольников в ДДУ
26.Врачебный контроль при подготовке детей к поступлению в дошкольное учреждение, в период адаптации, контроль за состоянием здоровья дошкольников в ДДУ.
27.Ранняя диагностика, лечение, профилактика, диспансерное наблюдение и реабилитация детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. П 28.Диспансеризация детей первого года жизни. Комплексная оценка состояния здоровья детей, определение групп здоровья, риска.
оказания к госпитализации. Организация стационара на дому.
29.Предмет подростковой медицины. Здоровье подростков в настоящее время, биологические и социальные факторы роста заболеваемости подростков.
30.Врачебный контроль при подготовке детей к поступлению в школу и в период адаптации в школе. Формирование психо-функциональной готовности детей к поступлению в школу.
31.Диспансерное наблюдение за детьми раннего возраста в амбулаторно-поликлинических условиях в условиях поликлиники
32.Особенности диспансеризации и реабилитации недоношенных детей в условиях поликлиники. Выявление направленности «риска» недоношенных детей по: риску поражения ЦНС, частоте нервно-психических нарушений, дефектам зрения, дефектам слуха.
33.Организация медицинского наблюдения за подростками в детском амбулаторном центре. Профориентация и подготовка к постановке на воинский учет.
34.Ранняя диагностика инфекционно-воспалительных заболеваний кожи, подкожной клетчатки и придатков кожи у детей грудного возраста в амбулаторно-поликлинической практики педиатра. (Везикулопустулез, пузырчатка, абсцессы, эксфолиативный дерматит, панариций, паронихий, флегмона, омфалит).
35.Клиническая, лабораторная и инструментальную диагностика рахита, рахитоподобных заболеваний, гипервитаминоза D, спазмофилии на педиатрическом участке.
36.Предмет подростковой медицины. Здоровье подростков в настоящее время, биологические и социальные факторы роста заболеваемости подростков.
37.Диспансерное наблюдение и принципы реабилитации детей с заболеваниями органов мочевой системы в условиях поликлиники
38.Дифференцированное наблюдение за детьми с аллергическими заболеваниями в амбулаторно-поликлинических условиях.
39.Роль участкового педиатра в пренатальной и постнатальной профилактике рахита. Предрасполагающие факторы развития рахита, спазмофилии.
Клиническая, лабораторная и инструментальная диагностика рахита.
40.Принципы диспансерного наблюдения за больными с бронхиальной астмой, аллергическим риноконъюнктивитом, атопическим дерматитом в амбулаторно-поликлинических условиях
41.Современная многоуровневая система оказания первичной медико-санитарной помощи детскому населению.
42.Особенности диспансеризации и реабилитации детей с патологией сердечно-сосудистой системы: различных врожденных аномалий развития и приобретенных пороков сердца, ревматизма, кардитов, заболеваний соединительной ткани, пролапса митрального клапана.
43.Диспансеризация и реабилитация детей с сердечно-сосудистой патологией: ревматизмом, миокардитами, пороками развития сердца, заболеваниями соединительной ткани, пролапсом митрального клапана.
44.Адаптация к ДДУ, периоды, степени тяжести. Лечебно-профилактические мероприятия по облегчению адаптационного синдрома, прогнозирование тяжести.
45.Показания и противопоказания к профилактическим прививкам. Поствакцинальные реакции и осложнения.
46.Вакцинация детей с отклонениями в состоянии здоровья. Индивидуальный календарь профилактических прививок.
47.Диагностика, лечение и профилактика гиповитаминозов у детей раннего возраста. Ранняя диагностика, лечение, профилактика рахита и гипервитаминоза витамина D у детей. Реабилитация.
48.Принципы диспансерного наблюдения детей с хроническими заболеваниями на педиатрическом участке.
49.Диагностика, лечение и профилактика железодефицитных состояний у детей раннего возраста. Лабораторный контроль.
50.Современная многоуровневая система оказания первичной медико-санитарной помощи детскому населению
51.Возрастные особенности, предрасполагающие к развитию угрожающих состояний. Физикальное обследование детей при угрожающих состояниях.
52.Показания к экстренной госпитализации ребенка. Показания к госпитализации в отделение реанимации и интенсивной терапии.
53.Прогноз сердечно-легочной педиатрической реанимации, обоснование отказа от ее дальнейшего проведения. Смерть мозга.
54.Алгоритм проведения базисной педиатрической сердечно-легочной реанимации.
55.Синкопальные состояния у детей. Причины обмороков у детей. Принципы диагностики и лечения в амбулаторных условиях.
56.Острая обструкция верхних дыхательных путей у детей. Тактика врача скорой медицинской помощи на догоспитальном этапе.
57.Диагностика, клиника и экстренная терапия дыхательной недостаточности при синдроме острой бронхиальной обструкции.
58.Диагностика, клиника и экстренная терапия дыхательной недостаточности при синдроме острой бронхиальной обструкции.
59.Первая помощь при синдроме плеврального напряжения.
60.Электрокардиографическая диагностика расстройств сердечного ритма.
61.Электрокардиографическая диагностика расстройств сердечного ритма.
62.Тактика и первая врачебная помощь при одышечно-цианотических приступах.
63.Расстройства сознания. Дифференциальный диагноз судорог различного генеза, первая врачебная помощь, тактические решения на догоспитальном этапе.
64.Понятие «политравма». Особенности оказания экстренной помощи при дорожно-транспортном происшествии.
65.Нейротоксический синдром при первичном инфекционной токсикозе.
66.Утопление, виды, дифференцированная терапия на догоспитальном этапе.
67.Первая помощь при отморожениях и замерзаниях.
68.Укусы змей. Принципы диагностики и лечения.
69.Укусы насекомых. Принципы диагностики и лечения.
70.Травматический шок у детей.
71.Тактика врача скорой помощи при множественных поражениях опорно-двигательного аппарата.
72.Повреждение мягких тканей, травматические вывихи, переломы костей скелета у детей. Первая врачебная помощь, показания к госпитализации.
73.Повреждение мягких тканей, травматические вывихи, переломы костей скелета у детей. Первая врачебная помощь, показания к госпитализации.
74.Эпиглотитт. Тактические решения на догоспитальном этапе.
75.Отравление опиатами, барбитуратами, амфетамином и другими стимулирующими средствами
76.Отравление лекарственными препаратами у детей. Тактические решения на догоспитальном этапе.
77.Ингаляционная термическая травма у детей.
78.Принципы оказания неотложной помощи при несчастных случаях.
79.Синдром вегетативной дисфункции. Артериальная гипертензия. Гипертонический криз у детей и подростков.
80.Артериальная гипертензия. Гипертонический криз у детей и подростков.
81.Неотложные состояния при сахарном диабете: гипергликемическая и гипогликемическая кома.
82.Острая надпочечниковая недостаточность у детей.
83.Аспирационный синдром у детей. Профилактика, диагностика. Неотложные мероприятия.
84.Отравление оксидом и диоксидом углерода у детей. Клиника, диагностика, лечение.
85.Приступ бронхиальной астмы. Алгоритм лечения, показания к госпитализации.
86.Ангионевротический отек (Квинке), алгоритм неотложной помощи. 87.Неотложные мероприятия при анафилактическом шоке.
амбулаторно-поликлинических условиях.
88.Нарушения сердечного ритма у детей. Признаки угрожающего состояния нарушений ритма и показания к проведению мероприятий первой помощи.
89.Ожоговый шок. Тактика врача и первая врачебная помощь. Показания к госпитализации.
90.Алгоритм лечения солнечного и теплового удара.
91.Коматозные состояния у детей. Диагностические критерии, последовательность лечебных мероприятий.
92.Гипертермический синдром у детей. Лихорадка «бледного» и «розового» типа. Клиника. Диагностика, неотложная помощь.
93.Болевой синдром, терапевтическая тактика. Показания к госпитализации, условия транспортировки.
94.Судорожный синдром у детей. Алгоритм оказания медицинской помощи при судорогах.
95.Поражение техническим и природным электричеством. Особенности оказания неотложной медицинской помощи при электротравме.
96.Черепно-мозговая травма у детей. Догоспитальная диагностика. Алгоритм неотложных мероприятий.
97.Диагностика, клиника и терапия отека легких у детей на догоспитальном этапе. ЗАДАЧА №1
Девочка 11 лет. Больна в течение года, когда появились жалобы на боли в эпигастральной области, которые появляются утром натощак, через 1,5-2 часа после еды и ночью, купируются приемом пищи. Беспокоят отрыжка кислым, стул регулярный, оформленный. Первое обращение к врачу неделю назад.
Семейный анамнез: у матери ребенка язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки, у отца – гастрит, у бабушки по линии матери – язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки. Акушерский и ранний анамнез без патологии. Учится в специальной школе 6 дней в неделю, занимается 3 раза в неделю хореографией. По характеру интраверт.
Осмотр: рост 148 см, масса 34 кг, кожа и слизистые оболочки бледно-розовые, чистые. Живот мягкий, синдром Менделя положительный в эпигастрии, при поверхностной и глубокой пальпации небольшой мышечный дефанс и болезненность в эпигастрии и пилородуоденальной области, также болезненность в точке Дежардена и Мейро-Робсона. Печень не увеличена, безболезненная при пальпации. По другим органам без патологии.
Лабораторные данные:
Общий анализ мочи: без патологии.
Биохимический анализ крови: общий белок – 72 г/л, АЛТ – 19 Ед/л, АСТ – 24 Ед/л, ЩФ – 138 Ед/л (норма 7-140), амилаза – 100 Ед/л (норма 10-120), тимоловая проба – 4 ЕД, билирубин общий – 15 мкмоль/л, связанный билирубин – 3 мкмоль/л.
Проведена в условиях детского амбулаторного центра эзофагогастродуоденоскопия (ЭГДС): слизистая пищевода розовая, кардия смыкается. В желудке мутная слизь, слизистая с очаговой гиперемией, в антруме на стенках множественные разнокалиберные выбухания. Слизистая луковицы дуоденум – очаги гиперемии, отечная, на задней стенке язвенный дефект 0,8×0,6 см, округлой формы с гиперемированным валиком, дно покрыто фибрином. Взята биопсия. УЗИ органов брюшной полости: печень не увеличена, паренхима гомогенная, эхогенность не изменена, сосудистая сеть не расширена. Желчный пузырь грушевидной формы 55×21 мм с перегибом в дне, содержимое его гомогенное, стенки 1 мм. В желудке большое количество гетерогенного содержимого, стенки его утолщены. Поджелудочная железа: головка 21 мм (норма 18), тело 15 мм (норма 15), хвост 22 мм (норма 18), эхогенность головки и хвоста снижена. Ацидометрия желудка: натощак – рН в теле 2,4; в антруме 4,2; через 30 минут после стимуляции 0,1% р-ром гистамина в дозе 0,008 мг/кг – рН в теле 1,4; в антруме 2,8. Дыхательный уреазный тест: положительный. Биопсийный тест на хеликобактерную инфекцию: положительный (++).
ВОПРОСЫ:
1. Клинический диагноз и его обоснование.
2. Современные принципы лечения данного заболевания. ЗАДАЧА №2 Мать с мальчиком 5 месяцев пришла на очередной профилактический прием к педиатру для решения вопроса о проведении вакцинации. Ребенок от 4 беременности, протекавшей на фоне токсикоза в I триместре. Роды в срок, со стимуляцией. Родился с массой тела 3600 г, длиной – 53 см. Закричала сразу. Вакцинация и неонатальный скрининг проведен своевременно. Естественное вскармливание до 2 месяцев, затем адаптированная молочная смесь. Профилактика рахита проводилась водным раствором витамина D с 2 месяцев в течение 1,5 месяцев не регулярно. В 3 месяца сделана 1 прививка АКДС и полиомиелит, реакции на прививку не наблюдалось. В 4 месяца на прием к врачу не явились. В течение последних 2 месяцев мать обращает внимание на то, что ребенок стал сильно потеть, вздрагивает во сне, от памперсов резкий запах аммиака. При осмотре: масса тела 7200 г, длина – 64 см. Обращает внимание уплощение и облысение затылка, податливость костей черепа по ходу стреловидного и лямбдовидного швов, размягчение краев большого родничка. Нижняя апертура грудной клетки развернута, заметна Гаррисонова борозда, пальпируются реберные «четки». Большой родничок 4×4 см. Мышечная гипотония, плохо опирается на ноги. В естественных складках кожи необильные элементы потницы, стойкий красный дермографизм. Слизистые чистые. Дыхание пуэрильное, хрипов нет. Тоны сердца ясные, ритмичные, ЧСС – 120 уд/мин. Живот большой, распластанный, безболезненный. Печень +2,5 см, селезенка +0,5 см. Стул кашицеообразный, 2-3 раза в день. ВОПРОСЫ:
1.Клинический диагноз и его обоснование.
2. Оцените физическое развитие ребенка.
3.Назовите дополнительные методы обследования ребенка.
4. Можно ли проводить вакцинацию ребенку
5. Назначьте лечение. ЗАДАЧА №3 Ребенок 9 лет на даче случайно наступил на муравейник. Мальчик жалуется на боль жгучего характера, зуд. В области правой стопы и голени определяются множественные мелкие ярко-розовые пятна. ВОПРОСЫ:
1. Поставьте диагноз.
2. Назовите неотложные мероприятия.
3. Определите целесообразность госпитализации.
ЗАДАЧА №4 Ребенка ужалила оса. Девочка возбуждена, плачет, жалуется на сильную боль, чувство жжения и зуда. На месте ужаления – гиперемия, значительный отек. ВОПРОСЫ:
1. Назовите неотложные мероприятия бригады скорой медицинской помощи.
2. Укажите, чем отличается тактика оказания неотложной помощи при ужалении осы и пчелы.
3. Перечислите возможные осложнения инсектной травмы.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |