Главная страница
qrcode

План по самообразованию - Методы и приемы ТРИЗ как средство актививизации мыслит-й деят. -. Методы и приемы триз как средство активизации мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста


Скачать 29.36 Kb.
НазваниеМетоды и приемы триз как средство активизации мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста
АнкорПлан по самообразованию - Методы и приемы ТРИЗ как средство актививизации мыслит-й деят. -.docx
Дата27.06.2019
Размер29.36 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПлан по самообразованию - Методы и приемы ТРИЗ как средство акт
ТипПояснительная записка
#56411
Каталог

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Города_________________________

детский сад № ________________

План по самообразованию

«Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста».

Выполнил: ______________

воспитатель

2017

Пояснительная записка.
С самого раннего детства можно научить ребенка системно мыслить, придумывать сказки, стихи, решать задачи творческого характера и многое другое. Одним из направлений развития интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста является использование технологии ТРИЗ (теории решения изобретательных задач).

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

Для достижения данной цели мы определили следующие задачи:
Развивать умения устанавливать причинно – следственные связи, выделять главное, производить аналитические действия.
Побуждать детей к самостоятельным рассуждениям по отношению к объекту, как к единому целому, имеющему определенное назначение, состоящему из взаимосвязанных частей, функционирующему в какой – либо среде и имеющему прошлое и будущее.
Формировать умение самостоятельно использовать разные виды моделей для записи условий задачи и возможных вариантов решений, работа со схемами, на полоске, на морфологической таблице.
Совершенствовать умение сужать поле поиска в играх «Да – нет» разного варианта.
Продолжать побуждать детей самостоятельно играть в игры по сужению поля поиска.
Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.

Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Итак, проанализировав методическую литературу, мы сделали вывод о том, что:
ТРИЗ позволяет развивать воображение, фантазию детей;
ТРИЗ позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию;
ТРИЗ стимулирует развитие мышления дошкольников, проявление творчества как детьми, так и педагогами;
ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.
Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

Ожидаемые результаты по мере изучения темы:


- положительная динамика качественных показателей высокого уровня сформированности познавательного развития и коэффициента оригинальности у воспитанников;

- преемственность между семьей и образовательным учреждением в вопросах развития познавательного развития у старших дошкольников;

- повысится педагогическая компетентность субъектов образовательного процесса;

- увеличится доля педагогов, владеющих и применяющих технологии ТРИЗ в образовательном процессе;

- информация о проекте будет представлена на заседаниях ГМО, в средствах массовой информации, интернет-ресурсах.

Методы и приемы ТРИЗ.
В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В своей работе планируем использовать следующие методы ТРИЗ:

- Метод мозгового штурма.

Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

- Метод каталога.

Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.

- Метод фокальных объектов.

- Метод «Системный анализ».

- Метод морфологического анализа.

В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.

- Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка».

Суть метода заключается в том, чтобы разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую), с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.

- Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками).

- Мышление по аналогии. 

Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать

- Типовые приёмы фантазирования (ТПФ).

Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.

При разработке НОД планируется применять «приемы фантазирования» (эвроритм, бином фантазии, «наоборот», «дробление – объединение» итд), «приемы придумывания нового объекта», «методика рассказа по картинке» (по методике Мурашковской И.Н.), обучение навыку классификации (по методике Сидорчук Т.А.).

В результате обучения у детей возникает положительное эмоциональное отношение к занятиям, возрастает познавательная активность и интерес; детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными; у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию; речь становится гораздо более образной и логичной, знания по ТРИЗ начинают применяться на других занятиях и в повседневном общении.


Этапы работы над темой
I Подготовительный этап (сентябрь 2017):
1. Изучение методической литературы по теме.

2.
3. Обследование речи и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. 
II Прогностический этап (сентябрь 2017).

2. Разработка программно - методического обеспечения образовательного процесса:

- календарно – тематическое планирование;

- конспекты занятий;

- план работы с родителями.
III Практический этап (октябрь 2017 – май 2018):
1. Работа с детьми по плану.

2. Работа с родителями по плану.
IV Обобщающий этап (май 2018).


V Внедренческий этап (май 2018).
1. Консультация для воспитателей «ТРИЗ в детском саду. Использование приёма «системный оператор» в работе с детьми от 3–7 лет»

2. Мастер-класс для педагогов «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада».

Календарно – тематическое планирование по работе с детьми 6-7 лет

на 2017 – 2018 учебный год.

(составлено на основе пособия Гин С.И. «Занятия по ТРИЗ в детском саду»)

Месяц
Неделя
НОД
октябрь
1 неделя
Системный оператор.


2 неделя
Анализ сказки по системному оператору.


3 неделя
Прием фантазирования «Дробление – объединение»


4 неделя
Метод фокальных объектов.
ноябрь
1 неделя
Прием фантазирования «Увеличение – уменьшение».


2 неделя
Свойства и признаки объекта.


3 неделя
Развитие ассоциативности.


4 неделя
Развитие ассоциативности (продолжение).
декабрь
1 неделя
Прием фантазирования «Оживление».


2 неделя
Волшебник Времени.


3 неделя
Волшебник Времени (продолжение).


4 неделя
Морфологический анализ.
январь
3 неделя
Прием фантазирования «наоборот».


4 неделя
Сочинение сказок по приему «бином фантазии».
февраль
1 неделя
Обобщающее занятие по приемам фантазирования.


2 неделя
Рассказ по картинке: аналитико – синтетические виды работы.


3 неделя
Рассказ по картине: системный оператор.


4 неделя
Рассказ по картине: выразительные средства речи.
март
1 неделя
Обобщающее занятие по рассказу по картине.


2 неделя
Прогнозирование: объект «больница».


3 неделя
Прогнозирование: объект «самолет».


4 неделя
Фантазирование: объект «магазин».
апрель
1 неделя
Эвроритм: объект «велосипед».


2 неделя
Эвроритм: объект «мороженое».


3 неделя
Обобщающее занятие по придумыванию новых объектов.


4 неделя
Классификация.
Май
1 неделя
Классификация животного мира.


2 неделя
Сочинение сказок о животных.


3 неделя
Классификация растительного мира.


4 неделя
Обобщающее занятие за год.

План работы с родителями
Месяц
Содержание
Октябрь
Папка – ширма «Что такое ТРИЗ?»
Ноябрь
Консультация «ТРИЗ в детском саду и дома»
Декабрь
1. Педагогическая гостиная для родителей:

«Развиваем речь детей посредством ТРИЗ-игр»


3. Анкета для родителей “Речевое развитие ребенка”.
Январь
Февраль
Консультация «ТРИЗ – в повседневной жизни»
Март
Картотека игр по ТРИЗ
Апрель
Консультация "Развитие ребенка с помощью технологии ТРИЗ"
Май
Мастер – класс «Развитие творческого потенциала детей. Применение методов ТРИЗ в детском саду и дома»
Список использованной литературы

Белоусова Л.Е. Веселые встречи. СПб.: Детство-Пресс, 2009
Белоусова Л.Е. Удивительные истории. СПб.: Детство-Пресс, 2003
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте - М.: Просвещение, 1991.
Гин С.И. Мир фантазии. Часть 1 и 2. Гомель, 1995
Гин. С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. уреждений: 3 – е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 112с. ;
Дыбина О.В. Что было до. М.: Творческий центр СФЕРА, 2004
Жихар О.П. ОТСМ - ТРИЗ в дошкольном образовании Мозырь, 2006
Корзун А.В. Веселая дидактика. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн, 2010
Корзун А.В. Цели, задачи и содержание ТРИЗ-педагогики. Решение проблем многоуровневого образования средствами ТРИЗ-педагогики. Саратов, 2008
Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск, 2003
Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. Ульяновск, 2006
Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. Ульяновск, 2007
Сидорчук Т.А. Методы развития воображения дошкольников. Ульяновск, 2007.
Сидорчкук Т.А. «Я познаю мир» Методический комплекс для работы с дошкольниками - г.Ульяновск, ООО «Вектор – С», 2014 г. – 124 с.
ФГОС дошкольного образования. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.ПРИКАЗ от 17 октября 2013 г. N 1155

перейти в каталог файлов


связь с админом