Главная страница
qrcode

МР-2- Функции медсестры приемного отд. +++. Методическая разработка практического занятия Функции медсестры приемного отделения


Скачать 223.5 Kb.
НазваниеМетодическая разработка практического занятия Функции медсестры приемного отделения
Дата21.11.2019
Размер223.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМР-2- Функции медсестры приемного отд. +++.doc
ТипМетодическая разработка
#65282
Каталог

Министерство здравоохранения Донецкой Народной Республики

Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Донецкий базовый медицинский колледж

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

«Функции медсестры приемного отделения»

МДК 04. 03 Технология оказания медицинских услуг

Курс: І

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

Время: 4 часа

Донецк 2017

Организация-разработчик:

Донецкий базовый медицинский колледж

Разработчик:

Борбат Э.А. – преподаватель первой квалификационной категории основ сестринского дела

Обсуждено и утверждено на заседании методической комиссии профессиональной и практической подготовки основ сестринского дела

Протокол № _______от _________________2017 г.

Председатель цикловой комиссии ___________________Паниева Н.П.

1. Содержание МРПЗ

НАИМЕНОВАНИЕ

СТР.
1.
Мотивация изучения темы
4
2
Цели занятия
4-5
3
Интеграционные связи
6
4
Оснащение
6-7
5
Этапы занятия
7
6
Список литературы
8
7
Ход занятия
8-11
8
Приложение №1 (Контроль исходного уровня знаний. Претест)
12-13
9
Приложение №2 (Эталоны ответов на претест)
14-15
9
Приложение №3 (Контрольные вопрсы.)
16
10
Приложение №4 (Эталоны ответов на контрольные вопросы).
17
11
Приложение №5 (Алгоритм выполнения практических навыков)
18- 22
12
Приложение №6 (Критерии оценки выполнения практических навыков)
23
13
Приложение №7 (Ситуационные задачи– итоговый контроль)
24
14
Приложение №8 (Эталоны ответов решения ситуационных задач)
25-29


Приложение №9 (Критерии оценок решения ситуационных задач)
30
15
Приложение №10 (Домашнее задание)
31
2. Мотивация изучения темы:

Суть деятельности медсестринского персонала в приемном отделении стационара состоит в том, чтобы уже во время приема пациента в стационар начать лечение пациента- создать доброжелательные условия, сформировать позитивное настроение к госпитализации, выявить возможные проблемы пациента, которые возникли в результате госпитализации в стационар. Собрать необходимую информацию, осмотреть пациента, провести санитарную обработку, в том числе при выявлении педикулеза, заполнить необходимую документацию, транспортировать пациента в леч. отделение .Медицинская сестра должна предупредить ухудшение состояния пациента во время приема, оказать адекватную доврачебную помощь.

Знания, полученные студентами на данном занятии, являются основой для будущей профессиональной деятельности, так как лечение пациента начинается уже в приемном отделении и от знаний и умений медицинской сестры зависит во многом исход заболевания.

Неумение выполнять некоторые манипуляции, ошибки или небрежность при их проведении, незнание принципов оказания неотложной доврачебной помощи, халатное отношение медсестры к своим обязанностям могут быть причиной тяжелых последствий для больного. Медсестра несет не только моральную ответственность за охрану здоровья больных и выполнение своих обязанностей, но и юридическую.
3. Цели занятия:

Учебные цели:

Знать:
функции медсестры приемного отделения
  • оснащение санпропускника
  • правила проведения антропометрии;
  • виды санитарной обработки пациентов;
  • технику проведения ванны и душа;
  • дезинсекционные мероприятия при педикулёзе;
  • виды и правила транспортировки пациентов;

    Уметь:
    произвести осмотр и осуществить соответствующие мероприятия при выявлении педикулеза;
  • измерить рост пациента;
  • определить массу тела;
  • измерить окружность грудной клетки;
  • транспортировать пациента в лечебное отделение (на каталке, кресле-каталке, пешком);
  • осуществить дезинфекцию и утилизацию предметов ухода за пациентом.
    Способствовать формированию соответствующих ПК (4.1. – 4.12) и ОК (1 – 13)
    Воспитательные цели:
    Способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию;
  • Формировать профессиональный кругозор и общую культуру;
  • Акцентировать внимание студентов на необходимости соблюдения правил этики и деонтологии в сестринском процессе при боли;
  • Воспитывать альтруизм, гуманное отношение к пациентам, чувство ответственности за результаты своей работы.
  • Воспитание у студентов наиболее важных личностно-профессиональных качеств медицинского работника:
  • Умение осознавать ответственность за жизнь пациента;
  • Формирование чувства ответственности за своевременное и качественное проведение мероприятий по профилактике ВБИ.
  • Расширить кругозор, обогатить эрудицию студентов, поддерживать интерес к изучаемому предмету.

    Развивающие цели:
    Способствовать развитию у студентов понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней;
  • Развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность.

    4. Интеграционные связи(внутри- и межмодульные, внутридисциплинарные, связь с другими учебными дисциплинами):

  • Дисциплина
    Знать
    Теория и практика сестринского дела

    Основные этические принципы философии сестринского дела.

    Уровни, элементы эффективного общения. Зоны комфорта.

    Условия, способствующие и препятствующие эффективному общению медсестры с пациентом.

    Обучение в сестринском деле

    Правила заполнения медицинской документации.
    Безопасная середа для персонала и пациента
    Обеспечение инфекционной безопасности. Дезинфекция
    Технология оказания медицинских услуг


    Технологию оказания медицинских услуг. Владеть навыками выполнения манипуляций при уходе за пациентами
    Анатомия и физиология
    Анатомия и физиология кожи
    Фармакология
    Основные группы медицинских препаратов и их применение при выполнении зависимого сестринского вмешательства
    Основы латинского языка с медицинской терминологией
    Медицинская терминология

    5. Оснащение:

    Учебно – наглядные пособия: рабочая программа, методическая разработка, тесты, ситуационные задачи, дополнительная литература, лекционный материал, учебно-методическая литература, учебно-наглядные, раздаточный материал: таблицы, схемы.

    Технические средства – ростомер, сантиметровая лента весы, водный термометр, моющие растворы, противопедикулезная укладка, , защитная одежда(халат медицинские перчатки, маски, защитные очки); полотенца, клеенка, ветошь, таз, стул., антисептик для обработки рук, 70% этиловый спирт, ватные шарики (бязевая упаковка, крафт пакеты), емкости с дезрастворами.
    6. Этапы занятия:


    Название этапа
    Время этапа
    1
    Организационный этап
    3 мин
    2
    Основной этап. Проверка исходного уровня знаний
    20 мин
    3
    Практическая часть
    125 мин.
    4
    Итоговый контроль
    20 мин
    5
    Заключительный этап. Подведение итогов занятия
    7 мин
    6
    Задание для самостоятельной работы
    5 мин


    7. Список литературы:
    Основная:
    Аббясов И.Х, Двойников С.И., Карасева Л.А., Коннова Т.В., Лавровский С.Н., Пономарева Л.А., Смирнов В.П. Основы сестринского дела. – М., 2007.
  • Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2011.
  • Мухина С. А. , Тарновская И. И. «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» - М.: ГЭОТАР - Медиа», 2008.
  • Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.
    5. Обуховец Т.П., Чернова О.В. Основы сестринского дела// под редакцией Кабарухина Б.В.: Учебное пособие. – изд. 16-ое .-Ростов н/Д Феникс, 2011.
    Дополнительная:
    Сопина З.Е., Фомушкина И.А. «Управление качеством сестринской помощи. Учебное пособие» М.: ГЭОТАР – Медиа, 2011.
  • Красильникова И.М., Моисеева Е.Г. «Неотложная доврачебная медицинская помощь: учебное пособие», М.: ГЭОТАР – Медиа, 2011.
  • Морозова Г.И. «Основы сестринского дела. Ситуационные задачи. Учебное пособие» М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009.


    8. Ход занятия



  • п/п
    Название этапа
    Учебные цели в уровнях усвоения
    Описание этапа. Методы контроля и обучения.
    Материалы методического обеспечения (контроль, наглядность, алгоритмы, инструкции)
    Время этапа
    1.
    Организационный этап


    Отмечаются отсутствующие и внешний вид студентов и аудитории, сообщается тема, цели с проведением мотивации, сообщается план проведения занятия.

    Инструктаж по охране труда.
    Учебный журнал
    3 мин
    2.
    Основной этап. Проверка исходного уровня знаний

    а) проверка исходного уровня знаний.
    в) подведение итогов контроля: Преподаватель обращает внимание на допущенные ошибки, вносит коррективы в ответы, отмечает лучших студентов и дает рекомендации, пояснения тем, кто допустил ошибки.
    Приложение №1 (Претест)

    Приложение №2 (Эталоны ответов на претест)

    Приложение №3 (Контрольные вопросы)

    Приложение №4 (Ответы на контрольные вопросы)

    20мин
    3.
    Практическая часть


    а) подготовка студентов к самостоятельной работе: демонстрация практических навыков преподавателем. Преподаватель заостряет внимание на наиболее важных аспектах темы .

    Демонстрирует манипуляции на муляжах.

    Критерии оценок

    Б) самостоятельная работа студентов: отработка практических навыков на муляжах индивидуально и малыми группами.

    Преподаватель следит за ходом самостоятельной работы, где необходимо, делает конкретные рекомендации студентам, отвечает на их вопросы.

    В) подведение итогов самостоятельной работы, выставление оценки по выполнению практических навыков.
    Критерии оценок
    Учебно – наглядное и техническое оснащение

    Приложение №5

    (Алгоритмы выполнения практических навыков)
    Приложение №6 (Критерии оценки выполнения практических манипуляций)

    125 мин.
    4.
    Итоговый контроль


    Итоговый контроль


    Критерии оценок
    Приложение №7 (Итоговый контроль – ситуационные задачи)
    Приложение №8(Эталоны ответов на ситуационные задачи)

    (Приложение №9

    (Критерии оценки решения ситуационных задач)
    20 мин
    5.
    Заключительный этап. Подведение итогов занятия

    Преподаватель кратко анализирует занятие и дает критическую оценку каждого его этапа, обращает внимание на хорошие результаты и на допущенные ошибки, выделяет лучшие работы и указывает на отставание, недостаточную подготовленность к занятию, отмечает прогресс в учебной деятельности студентов.


    7 мин
    5.
    Задание для самостоятельной работы


    Преподаватель дает четкие рекомендации по подготовке к следующему занятию, акцентируя внимание на главных вопросах
    Приложение №10

    (Задание для самостоятельной работы)
    5 мин

    Приложение №1

    Претест (Контроль исходного уровня знаний.)

    1. Санитарная обработка считается полной, если пациенту проводилось:

    а) ванна, душ

    б) обмывание, обтирание

    в) ванна, обмывание

    г) обтирание, душ
    2. Проведение обтирания пациента относится к санитарной обработке:

    а) полной;

    б) частичной;
    3. Максимальная продолжительность гигиенической ванны для пациента:

    а) 10-15 мин;

    б) 20-25 мин;

    в) 40-45 мин;

    г) 60 мин.
    4. Перед началом санитарной обработки пациента медсестра должна осмотреть его волосистые части тела для выявления...................
    5. Наибольшую эпидемиологическую опасность представляют:

    а) головные вши;

    б) платяные вши;

    в) лобковые вши;
    6. После обработки пациента с педикулезом медсестра посылает экстреннее извещение в СЭС:

    а) об инфекционном заболевании (форма № 058/у)

    б) об обнаружении педикулеза (форма № 0-25/у)

    в) о заболевании, вызванном педикулезом (форма № 016/у)
    7. Повторный осмотр волосистой части головы пациента после обработки педикулёза проводится через ………. дней.
    8. Средства для уничтожения вшей называются……………… средствами.
    9. Гребень после каждого осмотра:

    а) промывают под проточной водой

    б) промывают в кипящей воде

    в) обрабатывают дезинфицирующим раствором

    г) протирают 70 % раствором этилового спирта
    10. При незначительном поражении пациентов головными (от 1 до 10 экземпляров, включая гниды) рекомендуют способ уничтожения насекомых и гнид:

    а) механический

    б) химический (педикулициды)

    Приложение №2

    (Эталоны ответов

    Контроль исходного уровня знаний. Претест)


    1. а

    2. б

    3. б

    4. педикулеза

    5. б

    6. а

    7. 10 дней

    8. педикулицидными

    9. г

    10.а

    Приложение № 3

    Контрольные вопросы


    Что такое антропометрия?
  • Какие виды антропометрических измерений вы знаете?
  • Цели проведения антропометрических измерений.
  • Что такое индекс массы тела (индекс Кетле)
  • Виды санитарной обработки пациентов.
  • Что такое дезинфекция и дезинсекция ?
  • Педикулез и его эпидемиологическая опасность.
  • Основные признаки педикулёза.
  • Педикулицидные средства.
  • Виды транспортировки пациентов в лечебное отделение.
  • .Выбор способов транспортировки , в зависимости от патологии пациента
    (заполнить таблицу)
  • Характер и локализация заболевания
    Способ транспортировки
    Сердечно - сосудистая недостаточность


    Острая сосудистая недостаточность


    Бессознательное состояние


    Ожоги


    Перелом костей черепа


    Перелом грудного и поясничного отдела позвоночника


    Перелом ребер


    Перелом костей таза


    Кровоизлияние в мозг


    Приложение №4

    (Ответы на контрольные вопросы)

    1.Антропометрия – методы определения особенностей телосложения и физического развития человека.

    Виды антропометрических измерений:
    измерение роста 
  • измерение массы тела
  • определение окружности головы и грудной клетки 
  • определение окружности живота 
  • спирометрия
  • динамометрия 
    2.3. Измерение роста





    4. Индекс массы тела ( ИМТ) — величина, позволяющая оценить степень соответствия массы Индекс массы тела рассчитывается по формуле: I= m / h *2 ( в квадрате)

    (где: m — масса тела в килограммах , h — рост в метрах,)

    и измеряется в кг/м².

    Например, масса человека = 60 кг, рост = 170 см. Следовательно, индекс массы тела в этом случае равен:

    ИМТ = 60 : (1,70 × 1,70) = 20,7

    Показатель индекса массы тела разработан 5. Санитарная обработка может быть:

    6.Дезинфекция - это комплекс мероприятий по уничтожению в окружающей среде патогенных (болезнетворных) микроорганизмов уничтожение возбудителей инфекции в помещении, на инструментах, шприцах и иглах, аппаратах, предметах ухода, посуде, белье, одежде, биологических жидкостях, экскрементах.

    Дезинсекция – комплекс мероприятий направленный на уничтожение насекомых.


    7. Педикулез(вшивости). Паразитами человека могут быть головная, платяная и лобковая вошь. Вши являются переносчиками сыпного и возвратного эпидемического тифа.

    Следует помнить, что вши особенно часто локализуются на затылочной, теменной и височной областях (головные вши) или в области лобка (лобковые вши). При значительной численности насекомые могут распространяться по всей нижней части туловища, особенно на животе, где надолго остаются синюшные следы.

    Головная вошь живет и размножается на кожном покрове головы, каждые 2-3 часа питается кровью. Гниды головных вшей продолговатой формы, они как бы приклеены к волосяному стержню особой клейкой массой, причем почти всегда, вблизи корней волос.

    Платяные вши живут и откладывают яйца преимущественно в складках одежды, швах, в воротниках и поясах. Размеры вшей от 1,5 до 4 мм, а их яиц (гнид) — не более 1,0-1,5 мм.

    Наибольшую эпидемическую опасность представляют платяные вши. Напившись крови больного сыпным или возвратным тифом, через 4-7 дней они способны передавать возбудителей здоровому человеку. Заражение происходит при попадании выделений инфицированной вши в месте расчесов после укуса или раздавливания насекомого.

    В испражнениях вшей, попадающих на одежду, они сохраняют жизнеспособность и патогенность до 3 и более месяцев.

    Лобковая вошь практически не имеет эпидемиологического значения, но она так же, как платяная и головная вши, вызывает зуд, приводящий к расчесам кожи, что, в свою очередь, при сочетании с низкой гигиенической культурой этого человека способствует возникновению различных гнойничковых заболеваний кожи.

    Наличие вшей на человеке, его белье, одежде указывает на неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние окружающей среды.

    8. Основные признаки педикулеза:
    зуд, сопровождающийся расчесами, иногда аллергией;
  • огрубление кожи от массовых укусов вшей и воздействия слюны насекомых на дерму;
  • меланодермия — пигментация кожи за счет кровоизлияний в ткани и воспалительного процесса, вызываемоего воздействием слюны насекомых;
  • колтун — довольно редкое явление, образующееся при расчесах головы: волосы запутываются, склеиваются гнойно-серозными выделениями, которые корками засыхают на голове, под ними — мокнущая поверхность.
    Расчесы способствуют возникновению вторичных кожных заболеваний: дерматитов, экземы и т.д. При сильной завшивленности появляются субфебрильная (до 37,5 С) температура и припухлость лимфатических узлов.

    9. Педикулоцидные средства.

    Валитен — водно-спиртовой лосьон на основе Сумитрина

    Инсектицидный шампунь на основе Сумитрина

    Инсектицидный дуст на основе Сумитрина

    Сифакс — инсектицидный шампунь на основе Сумитрина

    Авирон (таблетка)

    Инсекто-Еста — жидкость

    Флороцид — водно-спиртовой лосьон

    Нитилон — лосьон

    Ниттифор — лосьон -на 30-40 мин

    Ланцид — лосьон

    Перфолон — лосьон

    Педилин — лосьон на 30-40 мин

    Медифокс (супер) — лосьон на 30 мин

    Бензил-бензоат 20% эмульсия на 20-30 мин

    10. Способ транспортировки в отделение:
    на носилках (вручную или на каталке),
  • на кресле-каталке,
  • на руках,
  • пешком.
    Способ определяет врач в зависимости от состояния пациента.

    11.Выбор способов транспортировки , в зависимости от патологии пациента
  • Характер и локализация заболевания
    Способ транспортировки
    Сердечно - сосудистая недостаточность
    В положении полусидя, хорошо укрыть, положить к рукам и ногам грелки
    Острая сосудистая недостаточность
    В положении с приподнятым ножным концом
    Бессознательное состояние
    Голову пациента повернуть набок (профилактика аспирации рвотных масс)
    Ожоги
    По возможности уложить на неповрежденную сторо-ну, обожженную поверхность накрыть стерильной простыней
    Перелом костей черепа
    На носилках в положении лежа с опущенным подголовником, без подушки, вокруг головы валик из одежды
    Перелом грудного и поясничного отдела позвоночника
    На жестких носилках на спине, на обычных – на животе
    Перелом ребер
    В положении сидя
    Перелом костей таза
    Лежа на спине, подложив под согнутые и разведенные колени валик или подушку
    Кровоизлияние в мозг
    Лежа на спине


    Приложение №5

    (Алгоритмы выполнения практических навыков)

    ИЗМЕРЕНИЕ РОСТА ПАЦИЕНТА

    Цель: оценка физического развития.

    Показания: поступление в стационар, профилактические осмотры.

    Оснащение: ростомер, ручка, история болезни.

    Проблема: пациент не может стоять.
    Этапы
    Обоснование
    I. Подготовка к процедуре

    1. Собрать информацию о пациенте. Доброжелательно представиться ему. Уточнить, как к нему обращаться, если медсестра видит пациента впервые. Объяснить пациенту предстоящую процедуру, получить согласие. Оценить возможность пациента участвовать в процедуре
    Установление контакта с пациентом. Обеспечение психологической подготовки пациента к предстоящей процедуре. Соблюдение прав пациента
    Подготовить ростомер: постелить клеенку или одноразовую салфетку под ноги. Предложить пациенту разуться, расслабиться, женщинам необходимо распустить волосы
    Обеспечение профилактики внутри-больничной инфекции. Обеспечение достоверных показателей
    II. Выполнение процедуры

    1. Предложить пациенту встать на площадку ростомера спиной к стойке со шкалой так, чтобы он касался ее тремя точками (пятками, ягодицами и межлопаточным пространством)
    Обеспечение достоверных показателей
    2. Встать справа либо слева от пациента
    Обеспечение безопасной больничной среды
    3. Слегка наклонить голову пациента так, чтобы верхний край наружного слухового прохода и нижний край глазницы располагались на одной линии, параллельно полу
    Обеспечение достоверных показателей
    4. Опустить на голову пациента планшетку, зафиксировать ее, попросить пациента опустить голову, затем помочь ему сойти с ростомера. Определить показатели, соответствующие числам, расположенным на уровне нижнего края планшетки
    Обеспечение условий для получения результата. Обеспечение охранительного режима
    5. Сообщить полученные данные пациенту
    Обеспечение прав пациента
    III. Окончание процедуры

    1. Записать полученные данные в историю болезни
    Обеспечение преемственности сестринского ухода

    Примечание. Если пациент не может стоять, измерение проводится в положении сидя. Следует предложить пациенту стул. Точками фиксации будут крестец и межлопаточное пространство. Измерьте рост в положении сидя. Зафиксируйте результаты.

    ВЗВЕШИВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАССЫ ТЕЛА

    Цель: оценка физического развития, эффективности лечения и ухода.

    Показания: профилактические осмотры, заболевания сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочевыделительной и эндокринной систем.

    Оснащение: медицинские весы, ручка, история болезни.

    Проблемы: тяжелое состояние пациента.

    Этапы
    Обоснование
    I. Подготовка к процедуре

    1. Собрать информацию о пациенте. Вежливо представиться ему. Спросить, как к нему обращаться, если медсестра видит пациента впервые. Объяснить процесс проведения процедуры и правила (натощак; в одной и той же одежде, без обуви; после опорожнения мочевого пузыря и по возможности кишечника). Получить согласие пациента на процедуру. Оценить возможность его участия в ней
    Установление контакта с пациентом. Соблюдение прав пациента
    2. Подготовить весы: выверить, отрегулировать, закрыть затвор. Постелить клеенку или бумагу на площадку весов
    Обеспечение достоверных результатов. Обеспечение инфекционной безопасности
    П. Выполнение процедуры

    1. Попросить пациента снять верхнюю одежду, разуться и осторожно встать на центр площадки весов. Открыть затвор. Продвигать гири на весах влево до тех пор, пока уровень коромысла не совпадет с контрольным.
    Обеспечение достоверных показателей
    2. Закрыть затвор
    Обеспечение сохранности весов
    3. Помочь пациенту сойти с весовой площадки
    Обеспечение охранительного режима
    4. Посмотреть данные. Помните, что большая гиря фиксирует десятки килограммов, а маленькая — граммы в пределах килограмма .
    С помощью индекса массы тела — индекса Кетле — можно определить соответствие роста массе тела. Для этого вес нужно разделить на возведенный в квадрат рост и сравнить с приведенными ниже индексами: 18—19,9 — меньше нормы; 20—24,9 — идеальная масса тела; 25—29,9 — предожирение; более 30 — ожирение
    5. Сообщить данные пациенту
    Обеспечение прав пациента
    III. Окончание процедуры

    1. Убрать с площадки салфетку и выбросить ее в контейнер для мусора. Вымыть и осушить руки
    Профилактика внутрибольничной инфекции
    2. Занести полученные показатели в историю болезни
    Обеспечение преемственности сестринского ухода
    Примечание. При отсутствии возможности в текущий момент взвесить пациента, можно манипуляцию отложить, так как она не является жизненно необходимой. В отделениях реанимации, гемодиализа пациентов взвешивают в кровати с помощью специальных весов.
    ОБРАБОТКА ПАЦИЕНТА С ПЕДИКУЛЕЗОМ

    Цель: лечебная и профилактическая.

    Показания: наличие педикулеза.

    Оснащение: дополнительный халат, косынка, 2 непромокаемых фартука, перчатки, клеенка , кувшин с теплой водой, противопедикулезное средство, шампунь, 2 полотенца, расческа (греб таз, целлофановая пелерина, шапочка для душа.
    Этапы
    Обоснование
    I. Подготовка к процедуре

    1. Собрать информацию о пациенте до встречи с ним. Доброжелательно и уважительно представиться ему. Уточнить, как к нему обращаться, если медсестра видит пациента впервые. Выяснить, знаком ли он с данной манипуляцией; когда, по какому поводу, как ее перенес
    Установление контакта с пациентом
    2. При незнании пациентом цели и последовательности предстоящей процедуры объяснить их ему
    Психологическая подготовка к манипуляции
    3. Получить его согласие
    Соблюдение прав пациента
    4. Подготовить необходимое оснащение
    Обеспечение эффективного проведения процедуры
    5. Вымыть и осушить руки, надеть дополнительный халат, фартук, перчатки. Постелить на пол клеенку и поставить на нее стул
    Обеспечение инфекционной безопасности
    6. Помочь пациенту надеть фартук и сесть (если позволяет состояние) на стул, накрыть плечи пациента целлофановой пелериной
    Обеспечение инфекционной безопас- ности пациента
    7. Дать в руки пациенту (если это возможно) полотенце и попросить закрыть им глаза. Если пациент не в состоянии держать полотенце, это делает за него помощник, у которого также должны быть дополнительный халат, косынка и перчатки. Развести педикулоцид в соответствии с инструкцией по применению
    Исключение попадания педикулицида в глаза пациенту. Обеспечение проведения процедуры и организация безопасности сестры и пациента.
    II. Выполнение процедуры

    1. Смочить волосы пациента небольшим количеством воды из кувшина (температура воды — 36—37 °С)
    Обеспечение условий для

    нагрева педикулоцидного средства
    2. Обработать равномерно волосы пациента приготовленным противопедикулоцидным средством (t 27 °С). Покрыть голову пациента шапочкой на 20—60 мин (экспозиция зависит от используемого средства)
    Обеспечение качества противопедикулезной обработки
    3. Промыть волосы пациента теплой водой, ополоснуть их 6 % раствором столового уксуса (t 27 °С). Разделить волосы на пряди и вычесать частым гребнем каждую прядь. Убрать полотенце, прикрывающее глаза. Высушить и осмотреть волосы пациента.

    Внимание! При наличии площиц волосы в подмышечных впадинах и на лобке сбривают или обрабатывают тем же педикулоцидным средством
    Контроль качества обработки. Обеспечение качественной обработки
    4. Спросить пациента о самочувствии
    Определение реакции пациента на процедуру
    III. Окончание процедуры

    1. Сложить белье и одежду пациента в мешок и отправить в дезкамеру. Снять фартук, халат, перчатки, поместить в мешок для дезинсекции. Вымыть и осушить руки
    Обеспечение инфекционной безопасности
    2. Сделать отметку о педикулезе: на титульном листе в правом верхнем углу «Медицинской карты стационарного больного» поставить красным карандашом букву «Р»
    Обеспечение преемственности дальнейшего контроля и наблюдения за пациентом
    3. Заполнить экстренное извещение о выявлении инфекционного заболевания и сообщить в филиал Федерального Государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии» (Ф. № 058/У), зарегистрировать данные о пациенте в «Журнале учета инфекционных заболеваний» (Ф. № 060/У)
    Соблюдение требований контроля внутрибольничной инфекции


    Примечание. Если волосы обрабатывать не фосфорорганическими препаратами, а мыльно-порошковой эмульсией, гниды остаются невредимыми, поэтому требуется дополнительная обработка 30 % раствором столового уксуса, подогретого до t 27 °С (20 мин). При выявлении педикулеза у мужчин волосы можно коротко остричь (при согласии пациента). Остриженные волосы собирают в мешок и сжигают. Использованные инструменты и предметы ухода, помещение, где проводилась обработка пациента, дезинсецируют теми же средствами.

    Приложение №6

    (Критерии оценки выполнения практических манипуляций)

    5 (отлично)
    4 (хорошо)
    3 (удовлетворительно) – рабочее место не полностью оснащается для выполнения практических манипуляций; нарушена последовательность их выполнения; действия неуверенные, для обоснования действий необходимы наводящие и дополнительные вопросы и комментарии педагога; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; рабочее место убирается, в соответствии с требованиями санэпидрежима;

    2 (неудовлетворительно) – затруднения с подготовкой рабочего места, невозможность самостоятельно выполнить практические манипуляции; совершаются действия, нарушающие безопасность пациента и медперсонала, нарушаются требования санэпидрежима, техники безопасности при работе с аппаратурой, используемыми материалами.

    При получении студентом неудовлетворительной оценки по одному из заданий, итоговая оценка не выставляется.

    При выполнении студентом всех заданий итоговая оценка складывается как среднее арифметическое. По результату выполненный заданий выносится решение - вид деятельности освоен (не освоен).


    Приложение №7

    (Итоговый контроль )

    Ситуационные задачиЗадача №1.
    В приемное отделение поступил больной пациент, медицинская сестра осмотрела его и обнаружила, что ноги пациента грязные. Она решила провести вновь поступившему больному гигиеническую ванну. Допущены ли медицинской сестрой ошибки в работе? Обоснуйте ответ.

    Задача №2.
    Медицинская сестра после обработки волосистой части головы пациента при педикулезе, свою одежду и белье пациента поместила в общий бак для белья, который отправляют в прачечную. Правильно ли она поступила? Обоснуйте ответ.

    Задача №3.
    Медицинская сестра после обработки волосистой части головы пациента при педикулезе, белье пациента и свою спецодежду поместила в непромокаемый мешок и отправила в дезинфекционную камеру. На титульный лист медицинской карты стационарного больного поставила букву «Р». Обработала помещение. Что еще должна сделать медицинская сестра при выявлении пациента с педикулезом?

    Задача №4.
    При проведении процедуры гигиенической ванны пациенту, медицинская сестра помыла больного, ополоснула его под душем и помогла пациенту выйти из ванной. Что забыла сделать медицинская сестра для уменьшения риска падения пациента?

    Задача №5.
    При проведении гигиенической ванны температурный режим помещения +20°С, температурный режим воды +40°С. Правильно ли медицинская сестра соблюдала температурный режим воды и помещения? Если нет, исправьте ошибки.
    Задача №6.
    При поступлении пациента в стационар медицинская сестра измеряет ему рост. Пациент снял верхнюю одежду и встал на площадку ростомера. Что забыла сказать медицинская сестра?

    Задача №7.
    В приемное отделение поступил пациент с черепно-мозговой травмой без документов, медицинская сестра оформила медицинскую карту стационарного больного и отправила его в отделение. Какая ошибка была допущена медицинской сестрой? Обоснуйте ответ.

    Задача №8.
    По скорой помощи в приемное отделение поступил пациент в бессознательном состоянии и без документов. Опишите действия медицинской сестры.

    Задача №9.
    Пациент поступил в приемное отделение самотеком. При осмотре: одет в грязную одежду, обнаружен педикулез. У медицинской сестры было много работы, и она не сообщила врачу о вновь поступившем пациенте, а сказала ему, чтобы пришел на другой день. Правильно ли поступила медицинская сестра. Обоснуйте ответ.

    Задача №10.
    Медицинская сестра приемного отделения при поступлении пациента обнаружила, что пациент одет в грязную одежду и решила провести гигиеническую ванну самостоятельно. Определите ошибку медицинской сестры и обоснуйте ответ.

    Приложение №8

    (Эталоны ответов на ситуационные задачи)
    Эталоны ответов на ситуационные задачи
    Задача №1.
    Да ошибка в работе медсестры допущена. Санитарную обработку назначает врач: она осматривает больного, и обработка зависит от тяжести состояния пациента, назначает: полную или частичную обработку. Санобработку проводит медицинская сестра, младшая медицинская сестра или санитарка.

    Задача №2.
    Медицинская сестра поступила не верно. После обработки пациента при педикулезе белье пациента и свою спецодежду помещают в непромокаемый мешок и отправляют в дезинфекционную камеру.

    Задача №3.
    Медицинская сестра при выявлении пациента с педикулезом должна информировать службу санэпиднадзора. Экстренное извещение об инфекционном заболевании (форма № 001/у).

    Задача №4.
    Для уменьшения риска падения пациента медицинская сестра должна была спустить воду из ванной, а затем попросить пациента выйти из ванной.

    Задача №5.
    Температурный режим воды +37-38°С, в помещении +25°С.

    Задача №6.
    Медицинская сестра забыла сказать пациенту, снять обувь.
    Задача №7.
    Медицинская сестра совершила ошибку. Она обязана при поступлении пациента с черепно-мозговой травмой дать телефонограмму в милицию.
    Задача №8.
    Медицинская сестра обязана при поступлении пациента без документов дать телефонограмму в милицию. На титульном листе медицинской карты пишет фамилию Неизвестный.

    Задача №9.
    Медицинская сестра обязана была сообщить врачу, произвести санитарную обработку пациента при педикулезе. Отпускать пациента домой не имела права.

    Задача №10.
    Санитарную обработку назначает врач, а медицинская сестра осуществляет обработку.

    Приложение №9

    (Критерии оценки решения ситуационных задач)
    5 (отлично) – студент правильно и полно проводит первичную оценку состояния, самостоятельно выявляет удовлетворение каких потребностей нарушено, определяет проблемы пациента, ставит цели и планирует сестринские вмешательства с их обоснованием, проводит текущую и итоговую оценку

    4 (хорошо) – студент правильно проводит первичную оценку состояния, выявляет удовлетворение каких потребностей нарушено, определяет проблемы пациента, ставит цели и планирует сестринские вмешательства с их обоснованием, проводит текущую и итоговую оценку. Допускаются отдельные незначительные затруднения при ответе; обоснование и итоговая оценка проводится с дополнительными комментариями преподавателя;

    3 (удовлетворительно) – студент правильно, но неполно проводит первичную оценку состояния пациента. Выявление удовлетворение каких потребностей нарушено, определение проблемы пациента возможен при наводящих вопросах педагога. Ставит цели и планирует сестринские вмешательства без обоснования, проводит текущую и итоговую оценку с наводящими вопросами педагога; Затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации

    2 (неудовлетворительно) – неверная оценка ситуации; неправильно выбранная тактика действий,

    Приложение №10

    (Задание для самостоятельной работы)

    Тема занятия: «Термометрия. Лихорадка»
    Литература: Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету "Основы сестринского дела": Учебник. –М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013 с.225-231.

    Обуховец Т.П., Чернова О.В. Основы сестринского дела// под редакцией Кабарухина Б.В.: Учебное пособие. – изд. 16-ое .-Ростов н/Д Феникс, 2011.

    Задание: внимательно прочитайте рекомендуемую литературу. Составьте краткий конспект по следующим вопросам.
    1. Взаимодействие процессов терморегуляции.

    2. Нормальные значения температуры тела.

    3. Физиологические колебания температуры тела.

    4. Факторы, влияющие на поддержание нормальной температуры тела.

    5. Способы измерения температуры тела; устройство максимального ртутного термометра.

    6. Температурный лист, регистрация данных термометрии.

    7. Периоды лихорадки и помощь в каждый период лихорадки

    8.Дезинфекция и хранение термометров
    Самостоятельная работа:
    Подготовка презентации, сообщения по теме «Термометрия»
  • Построение температурных кривых и их оценка.





  • перейти в каталог файлов


    связь с админом