|
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ Виды формы методы. Методическая разработка теоретического занятия ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах
МДК 02.02. Основы реабилитации
По теме «Виды, формы, методы реабилитации» Специальность: 060501 Сестринское дело
(базовый уровень)
Купино
2015 Рассмотрена на заседании
Предметно-цикловой метод комиссии профессиональных модулей
Протокол № Председатель
______________________
Автор-составитель: преподаватель первой квалификационной категории Петрова Н.В.
Содержание
1 Пояснительная записка 4 2 Междисциплинарные связи 5 3 Внутридисциплинарные связи 6 4 Оснащение 7 5 Тема, цели и задачи занятия 8 - 9 6 Структура занятия 10 7 Технологическая карта практического занятия 11 - 12 8 Контроль исходного уровня знаний 13 - 20 9 Учебно-информационный блок по теме 21 - 25 10 Контроль итогового уровня знаний и умений 26 - 35 11 Рейтинговая система контроля и оценки знаний 36 14 Литература 37 15 Приложение 38 - 40
Пояснительная записка Методическая разработка практического занятия для преподавателей по теме «Сестринское дело и сестринский процесс в реабилитации пациентов с заболеваниями и травмах опорно – двигательной, нервной системы» подготовлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования третьего поколения. Данная тема входит в изучение ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. МДК 02.02. Основы реабилитации и является итоговым практическим занятием. На его проведение по программе выделено 270 минут.
Актуальность данной темы заключена в росте патологий опорно – двигательной, нервной системы особенно в последние десятилетия. По количеству больных в год на данный момент времени заболевания и травмы опорно – двигательной, нервной системы находятся на третьем месте, их обогнали только сердечнососудистые и онкологические патологии. Статистика ВОЗ свидетельствует: различными болезнями опорно-двигательного аппарата страдает 80% населения. Причем большинство – трудоспособного возраста: от 30 до 50 лет, около одного миллиарда людей на Земле страдают от различных заболеваний нервной системы.
Применение средств физической культуры в лечении заболеваний и травм опорно – двигательной, нервной системы позволяют решить основные задачи медицинской реабилитации - ускорить восстановительные процессы и увеличить их эффективность, снизить инвалидизацию, повысить уровень адаптации инвалида к условиям жизни.
При изучении данной темы на практическом занятии использованы следующие инновационные и педагогические технологии: проблемного обучения, здоровьесберегающая, информационная, модульно-рейтинговая система, мозговая атака, организационно - деятельностная игра. Используются как игровые, так и неигровые методы активного обучения: опрос, проведение манипуляций, решение ситуационных задач («медсестра-пациент»). Во время занятия устанавливается педагогическое сотрудничество между преподавателем и студентами.
Широко используется отработка практических навыков путем выполнения упражнений и массажа друг на друге. Работа проводится в парах. Обучающийся, выполняющий задание, контролируется своим сокурсником, затем они меняются местами. В результате чего, обучающиеся приобретают умения организовывать собственную деятельность, учатся работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами и руководством, выполнять зависимую, независимую и взаимозависимую роли, а также брать на себя ответственность за работу членов команды и за результат выполнения заданий, что позволяет добиться формирования общих и профессиональных компетенций.
Применение инновационных педагогических технологий и методов обучения дает возможность преподавателю реализовать компетенции, поставленные Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования нового поколения.
Междисциплинарные связи
Внутридисциплинарные связи
Оснащение: Методическое:
- методическая разработка для преподавателя;
- компетентностно - ориентированное практическое задание;
- модельный ответ (инструмент проверки);
- бланк формализованного наблюдения за выполнением комплексов упражнений;
- схема графического диктанта;
- виды контроля с заданиями и ответами;
- методическое пособие для студентов «Массаж отдельных частей тела»
- учебное пособие для самостоятельной работы студентов;
- сборник гимнастических упражнений;
- сборник лечебных гимнастик;
- таблицы: «Лечебная гимнастика при плоскостопии», «Лечебная гимнастика при нарушении осанки», «Лечебная гимнастика при гемипарезах для борьбы с синкенезиями», «Лечебная гимнастика при поражении периферических нервов верхних и нижних конечностей», «Лечебная гимнастика при неосложнённом компрессионном переломе позвоночника», «Пассивная гимнастика в суставах», «Лечебный массаж важнейших нервных стволов и нервных окончаний верхних конечностей и груди»;
- игра «Профессионал»;
- комплексы специальных упражнений, лечебных гимнастик;
- видеофильм «Лечебная физкультура при заболеваниях и травмах нервной системы». Материальное:
- технические средства обучения (мультимедийный проектор, компьютерная техника)
- стол массажный
- массажный крем;
- массажные валики;
- массажные мячи;
- простыни;
- вата;
- мыло;
- часы песочные;
- полотенце;
- салфетки;
- ковровое покрытие;
- зеркальная стена;
- гимнастические палки;
- гимнастические стенки;
- наклонная плоскость;
- медболлы;
- прикроватный столик;
- мешочки с песком;
- стоподержатель.
Тема: Сестринское дело и сестринский процесс в реабилитации пациентов с заболеваниями и травмами опороно – двигательной, нервной системы. Тип занятия: практическое занятие с применением игровых и ролевых технологий.
Место занятия: учебный кабинет основ реабилитации.
Продолжительность занятия: 270 минут.
Специальность: медицинская сестра/медицинский брат.
Цели:
1. Образовательные:
1) повторить, закрепить и систематизировать теоретические знания по пройденным темам;
2) усвоить основные механизмы воздействия на организм средств физической реабилитации;
3) приобрести навыки по проведению комплексов упражнений и приёмов массажа.
2. Воспитательные:
1) воспитать ответственное отношение к обучению;
3) воспитание ответственного отношения к своим обязанностям, изделиям медицинского назначения, к аппаратуре.
3. Развивающие:
1) развивать познавательный интерес к своей профессии, клиническое мышление, прививать научно – поисковые навыки.
4. Методические:
Обучающийся должен знать:
1) понятие о средствах физической реабилитации;
2) механизм действия физических упражнений и приёмов массажа на опорно – двигательную и нервную системы;
3) виды и цели физиотерапевтических процедур;
4) основные показания и противопоказания к выполнению процедур, возможные осложнения;
5) правила техники безопасности при применении средств физической реабилитации.
Обучающийся должен уметь:
1) подготовить пациентов к проведению процедур физической реабилитации;
2) провести комплексы лечебной гимнастики при заболеваниях опорно – двигательной и нервной системы;
3) провести комплексы упражнений для профилактики осложнений со стороны внутренних органов и опорно - двигательного аппарата;
4) выполнить приёмы массажа отдельных частей тела;
5) подготовить и заполнить необходимую медицинскую документацию;
6) определять ответную реакцию организма на процедуры физической реабилитации. Обучающийся должен владеть:
- навыком проведения реабилитационных мероприятий. Настоящее практическое занятие дает возможность получить информацию об освоении соответствующих профессиональных и общих компетенций:
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно – диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно – диагностического процесса.
ПК. 2.6. Вести утверждённую медицинскую документацию
ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителем.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения задания.
ОК.12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижений жизненных и профессиональных целей.
Структура занятия
№ п/п Структурные элементы Время 1. Организационный момент 5 мин. 2. Вводное слово: актуализация темы, план, цели занятия 10 мин. 3. Контроль исходного уровня знаний:
1. фронтальный опрос;
2. графический диктант;
3. игра «Профессионал»;
4. проведение комплексов упражнений, гимнастик;
5. реферативные сообщения, с мультимедийным сопровождением.
30 мин.
10 мин.
10 мин.
30 мин.
30 мин. 4. Оценка исходного уровня знаний студента по рейтинговой системе 5 мин. 5. Изложение учебного материала преподавателем по теме «Сестринское дело и сестринский процесс при заболеваниях и травмах центральной и периферической нервной системы»:
1. конспектирование учебного материала;
2. демонстрация средств физической реабилитации;
3. просмотр видеофильма.
30 мин.
20 мин.
10 мин. 6. Выполнение практического задания к ситуационным задачам малыми группами под контролем преподавателя 20 мин. 7. Контроль освоенных знаний и умений по теме «Сестринское дело и сестринский процесс при заболеваниях и травмах центральной и периферической нервной системы»
1. защита ситуационных задач
2. тестовое задание
40 мин.
10 мин. 8. Оценка итогового уровня знаний студента по рейтинговой системе 5 мин. 9. Домашнее задание к учебной практике 5 мин.
10. Окончание занятия 270 мин.
|
|