Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методические рекомендации для специалистов пмпк новосибирск 2015 гбу нсо оцдк 2 содержание введение пакет 1


НазваниеМетодические рекомендации для специалистов пмпк новосибирск 2015 гбу нсо оцдк 2 содержание введение пакет 1
Дата22.11.2019
Размер1.18 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаpaketyi-diagnosticheskix-metodik-dlya-pmpk.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодические рекомендации
#65296
страница1 из 18
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
ГБУ НСО «ОЦДК»
1
Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области
- Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям
«ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ»
ПАКЕТЫ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ
ДИАГНОСТИКИ В УСЛОВИЯХ ПМПК
Методические рекомендации для специалистов ПМПК
НОВОСИБИРСК 2015
ГБУ НСО «ОЦДК»
2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
ПАКЕТ № 1
Методические средства, для оценки развития детей младенческого и Примерные диагностические средства для оценки различных сфер
ГБУ НСО «ОЦДК»
3
Примерные диагностические средства для диагностики уровня овладения Методики, выявляющие особенности состояния всех компонентов и функций )\
ПАКЕТ № 2Примерные диагностические средства для оценки различных сфер 5 лет).
ГБУ НСО «ОЦДК»
4
Методики, используемые психологом для оценки особенностей и уровня (от 5 до 7 лет)
ГБУ НСО «ОЦДК»
5
ПАКЕТ № 3Методики, выявляющие особенности состояния всех компонентов и функций ПАКЕТ № 4Методики, используемые учителем-дефектологом ПМПК для оценки уровня
ГБУ НСО «ОЦДК»
6
ПАКЕТ № 5Методики, выявляющие особенности состояния всех компонентов и функций Пакет № 6Методики, используемые учителем-дефектологом ПМПК для оценки уровня
ГБУ НСО «ОЦДК»
7
ПАКЕТ № 7Примерные диагностические средства для оценки различных сфер 11 лет)
ГБУ НСО «ОЦДК»
8
— Н.ПАКЕТ № 8Методики, выявляющие особенности состояния всех компонентов и функций
ГБУ НСО «ОЦДК»
9
ПАКЕТ № 9Методики, используемые учителем-дефектологом ПМПК для оценки уровня
ГБУ НСО «ОЦДК»
10
ПАКЕТ № 10Методические средства для оценки особенностей девиантного поведения Методические рекомендации по специфике проведения диагностики уровня
ГБУ НСО «ОЦДК»
11
ПАКЕТ № 11Методические средства, используемые педагогом-психологом ПМПК для
ГБУ НСО «ОЦДК»
12
Оценка особенностей состояния компонентов речевого развития ребенка 15 до 18 лет) в процессе проведения логопедического обследования на ПМПКМетодические средства для диагностики уровня овладения программным ПМПК
ГБУ НСО «ОЦДК»
13
Введение
Предлагаемые примерные пакеты диагностических методик разработаны на основе предварительно созданного Реестра диагностических методик для организации психолого-педагогического обследования на ПМПК, включающего следующие позиции: наименование методики, практика применения в Российской Федерации, краткая аннотация. Все диагностические средства Реестра были представлены в необходимом количестве для обследования детей каждой возрастной категории и распределены по соответствующим уровням образования:
Дошкольный уровень образования
Диагностические методики для детей младенческого и ясельного возраста;
Диагностические методики для детей для раннего возраста;
Диагностические методики для детей младшего дошкольного возраста;
Диагностические методики для детей старшего дошкольного возраста;
Уровень начального общего образования
Диагностические методики для детей начального школьного возраста
Уровень основного общего образования
Диагностические методики для детей среднего школьного возраста
Диагностические методики для детей старшего школьного возраста и среднего профессионального образования.
На основании данного реестра разработаны примерные пакеты диагностических методик общим количеством 11 штук. В примерных пакетах представлена специфика диагностической деятельности различных специалистов ПМПК (психолога, логопеда, дефектолога) по следующим направлениям деятельности этих специалистов в рамках анализа особенностей развития различных категорий детей:
1. психологическая диагностика;
2. диагностика речевого развития (логопедическая диагностика);
3. диагностика уровней овладения программным материалом соответствующего уровня образования (дефектологическая диагностика в соответствии с категориями МКФ: «обучение и применение знаний: d130-d159»).
Каждая методика, входящая в соответствующий пакет диагностических средств была описана по следующей схеме:
Краткая историческая аннотация и практика применения в Российской
Федерации;
Цель исследования;
Стимульный материал;
Методические рекомендации по процедуре проведения и анализу результатов;
Анализируемые показатели;
Профиль функционирования в соответствии с категориями МКФ;
Ограничения использования с различными категориями детей.
В примерных пакетах / разделах отдельных пакетов диагностических методик, возможных к использованию психологом ПМПК, представлены методики, позволяющие оценить и проанализировать различные сферы психической деятельности ребенка и особенности развития его личности. В рамках каждого пакета / раздела пакета психологических диагностических средств выделяются следующие оцениваемые сферы:
- операциональные характеристики деятельности
(темп деятельности, продуктивность деятельности, работоспособность, параметры внимания – устойчивость, возможность распределения, переключения);
- зрелость функции программирования и контроля и собственной регуляции;
- познавательная сфера, включающая оценку: особенностей мнестической деятельности; перцептивного-действенного компонента мышления; сформированность
ГБУ НСО «ОЦДК»
14 пространственно-временных представлений; вербально-логического компонента познавательной деятельности, в том числе уровня и особенностей понятийного мышления;
- эмоционально-личностные особенности
(специфика коммуникации и аффективно-эмоционального реагирования, характер межличностного взаимодействия, личностные и характерологические особенности, включая самооценочные структуры, уровень притязаний).
В каждом пакете / разделе пакета диагностических методик, возможных к использованию логопедом ПМПК, представлены методики, позволяющие оценить особенности состояния всех компонентов и функций речи (логопедическая диагностика).
В каждом пакете / разделе пакета диагностических методик, возможных к использованию дефектологом ПМПК, представлены методики, позволяющие оценить уровень овладения программным материалом соответствующего уровня образования
(обучение и применение знаний: d130-d159 в соответствии с МКФ).
В целом для каждого заявляемого возрастного диапазона и соотнесенных с ними примерных пакетах, определяющих специфику диагностической деятельности различных специалистов ПМПК, представлено следующее количество методик, позволяющих произвести качественно-уровневый анализ в четырех градациях для соответствующих доменов здоровья и доменов, связанных со здоровьем (в определениях МКФ):
Для возрастного диапазона от 0 до 2 лет (младенческий и ясельный возраст)
– 13 методик;
Для возрастного диапазона от 2 до 3 лет (ранний возраст) – 19 методик;
Для возрастного диапазона от 3 до 5 лет (младший дошкольный возраст) –
40 методик;
Для возрастного диапазона от 5 до 7 лет (старший дошкольный возраст) – 56 методик;
Для возрастного диапазона от 7 до 11 лет (младший школьный возраст) – 64 методики.
Для возрастного диапазона от 11 до 15 лет (среднего школьного возраста) -
31методика.
Для возрастного диапазона от 15 до 18 лет (старшего школьного возраста и среднего профессионального образования) - 34 методики.
Логика составления каждого пакета диагностических методик предполагает, что специалист ПМПК (логопед, психолог или дефектолог) может выбрать из имеющегося достаточно широкого набора диагностикумов, именно те методики, которые подходят для обследования конкретного ребенка данного возраста и уровня психического развития. Тем более, что сами диагностические методики представлены по степени их усложнения, как, частично в каждом пакете, так и в разных возрастных диапазонах. Таким образом, использование специалистом всех оригинальных диагностических методик, включенных в данный пакет для обследования одного ребенка нецелесообразно ни по временным, ни по иным соображениям.
Распределение указанных направлений деятельности специалистов ПМПК по примерным пакетам и методическим средствам в соответствии различными возрастными диапазонами и уровнями образования представлено в примерных пакетах расположенных справа.
ГБУ НСО «ОЦДК»
15
ПАКЕТ № 1
Пакет № 1
состоит из двух разделов, в которых описаны диагностические средства, используемые различными специалистами ПМПК (психологом, дефектологом,
логопедом) в работе с детьми младенческого и ясельного возраста (от 0 до 2 лет).
В разделе приведено 13 диагностических методик. Во втором разделе пакета № 1 представлены диагностические средства, используемые каждым специалистом ПМПК
(психологом, дефектологом, логопедом) в работе с детьми раннего возраста (от 2 до 3 лет). В этом разделе пакета приведено 19 методик.
Методические средства, для оценки развития детей младенческого
и ясельного возраста (от 0 до 2 лет) различными специалистами
ПМПК
Оценка зрительного восприятия
Краткая аннотация. Изначально методика предназначалась для исследования особенностей зрительного восприятия детей 5-7 лет и старше, а также взрослых.
(Выготский Л.С., Лурия А.Р. и другие). Данные, получаемые при исследовании с помощью данной методики, позволяют судить об уровне процессов выделения зрительных объектов и прослеживания за движущимися объектами (или соответственно невозможности) выделять отдельные зрительные объекты из общего фона или невозможность проследить за движущимся объектом. Ее широко используют в отечественной практике исследования когнитивного развития детей младенческого и раннего возраста.
Важным условием применения методики является подбор игрового материала в соответствии с интересами ребенка и с использованием контрастных цветов. В отношении детей с нарушениями зрения (остаточное зрение на уровне ощущения света) допустимо использование игрушек с световыми эффектами (фонарик, флуоресцентные расцветки), это дает специалисту возможность понять возможности ребенка в отношении прослеживания за игрушкой.
Оцениваются следующие показатели:

Устойчивость зрительного прослеживания;

Ограничения полей зрения;

Уровень помощи взрослого.
Ограничения. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения), с выраженными нарушениями аутистического спектра в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими.
Зеркало
Краткая аннотация. Изначально методика предназначалась для исследования особенностей зрительного и личностного восприятия детей 5-7 лет и старше.
(Выготский Л.С., Пиаже Ж. и другие исследователи). Данные, получаемые при исследовании с помощью данной методики, позволяют судить об уровне процессов выделения зрительных объектов, узнавании себя и отличение себя от другого в зеркале
ГБУ НСО «ОЦДК»
16
(или соответственно невозможности) выделять отдельные зрительные объекты из общего фона или невозможности осознания себя. Ее широко используют в отечественной практике исследования когнитивного развития детей младенческого и раннего возраста.
Важным условием применения методики является наличие либо стационарного зеркала (предпочтительно с возможностью его закрытия). Также могут использоваться специальные (не меньше формата А4) детские небьющиеся зеркала.
Оцениваются следующие показатели:

Устойчивость зрительного прослеживания;

Узнавание себя в зеркале;

Узнавание других в зеркале;

Уровень помощи взрослого.
Ограничения. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения), с выраженными нарушениями умственного развития и аутистического спектра в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими.
Мяч
Краткая аннотация. Изначально методика выросла из любимой детской игры которая возникла в африканских племенах и древнем Риме. Методика предназначается для исследования особенностей общего моторного развития и развития зрительного восприятия. Данные, получаемые при исследовании с помощью данной методики, позволяют судить об уровне сформированности двигательных навыков и общем моторном развитии, а также процессов выделения зрительных объектов и прослеживания за движущимися объектами. Ее широко используют в отечественной практике исследования моторного и зрительного развития детей младенческого и раннего возраста.
В отношении детей с нарушениями зрения (остаточное зрение на уровне ощущения света) допустимо использование мячей со световыми эффектами, это дает специалисту возможность понять возможности ребенка в отношении прослеживания за игрушкой и манипуляций с ней.
Оцениваются следующие показатели:

Устойчивость зрительного прослеживания;

Общемоторные навыки (способность удержать мяч, способность присесть и привстать с мячом в руках, ползанье

Скоординированность движений рук;

Возможность ударить ногой по мячу;

Внимание, специфические умственные функции (предвосхищение)

Уровень помощи взрослого принятие задания; (принятие задания, т. е. согласие ребенка выполнить предложенное задание независимо от качества самого выполнения, является первым абсолютно необходимым условием выполнения задания. При этом он проявляет интерес либо к игрушкам, либо к общению со взрослым.)
Ограничения. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения), с выраженными нарушениями аутистического спектра в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими, с выраженными нарушениями двигательного развития, в том числе, при наличии тяжелых форм ДЦП.
Нанизывание
Краткая аннотация. Методика используется различными авторами (А.Л.Венгер,
ГБУ НСО «ОЦДК»
17
Э.Г.Пилюгина и др. авторы). Предназначается для исследования особенностей общего моторного развития, развития зрительного восприятия и координации глаз-рука.
Данные, получаемые при исследовании с помощью данной методики, позволяют судить об уровне сформированности двигательных навыков и общем моторном развитии, а также процессов выделения зрительных объектов и координации рука-глаз.
Ее широко используют в отечественной практике исследования моторного и зрительного развития детей раннего возраста.
В отношении детей с негрубыми нарушениями двигательной сферы допустимо использование более удобных для захвата колец (больших по размеру в диаметре 20-30 см.) и штырька, что дает специалисту возможность понять возможности ребенка в отношении манипуляций с предметами.
Оцениваются следующие показатели:

Устойчивость зрительного прослеживания;

Общемоторные навыки (способность удержать колечко и одеть его на штырек или шнур)

Скоординированность движений рук под контролем зрения

Зрительное соотнесение по цвету

Внимание, специфические умственные функции

Уровень помощи взрослого принятие задания

Способы выполнения задания

Отношение к результату своей деятельности
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей