Главная страница
qrcode

развитие прыгучести. Методическая разработка Развитие прыгучести у юных баскетболистов


Скачать 459.47 Kb.
НазваниеМетодическая разработка Развитие прыгучести у юных баскетболистов
Дата09.12.2019
Размер459.47 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файларазвитие прыгучести.docx
ТипМетодическая разработка
#65692
Каталог


Методическая разработка

«Развитие прыгучести у юных баскетболистов»

Преподавателя физвоспитания: Васильева А. Е.

План:
Введение: значение всестороннего развития при подготовке юных баскетболистов.
  • Изучение литературы о развитии прыгучести и ее обобщение.
  • Средства и методы развития прыгучести с учетом возрастных особенностей.
  • Выводы.

    Введение

    При подготовке юных баскетболистов большое значение уделяется всестороннему развитию детей. Так как в результате исследований было установлено, что наивысшие показатели в одном из физических качеств могут быть достигнуты лишь при определенном уровне развития остальных. Поэтому воспитывать физические качества необходимо так, чтобы они были гармонично развиты в необходимом соотношении, зависящем от особенностей избранной деятельности.

    При подготовке юного баскетболиста основными задачами физического воспитания являются следующие:
    обучение навыками естественных видов движений и их совершенствование в изменяющихся условиях;
  • развитие двигательных качеств – быстроты, силы и выносливости;
  • обучение рациональной технике движений.
    При обучении техническим приемам было установлено, что у ребят, физическое развитие которых лучше, а также лучше развиты физические качества, усвоение и закрепление материала проходило более быстро и прочнее. Поэтому при подготовке юных баскетболистов необходимо сочетать в единстве обучение технике и тактике с развитием физических качеств.

    Во время игры в баскетбол, в работе участвуют все группы мышц. Поэтому при подготовке юных баскетболистов необходимо большое внимание уделять всестороннему развитию всего организма. При подготовке юных баскетболистов всестороннее развитие имеет большое значение еще потому, что в этом периоде развития детского организма, необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности детей. К каждой возрастной группе надо подходить с особой меркой.

    Учебные группы, не считая подготовительные, можно разбить на следующие:
    младшего возраста 10-12 лет;
  • среднего 13-15 лет;
  • старшего возраста 16-18 лет.
    Дети младшего школьного возраста характеризуются тем, что у них повышенная подвижность, но быстро сменяющаяся утомлением, костный аппарат очень гибок и легко поддается неблагоприятным воздействиям. Поэтому ребятам этого возраста необходимо наряду с обучением простейшим элементам техники, давать упражнения для гармонического развития всего организма, особенно корректирующие упражнения, которые способствуют закреплению правильной осанки. Таким образом, всестороннее физическое развитие для детей младшего возраста имеет большое значение, так как оно способствует развитию физических качеств, что благоприятно влияет на весь учебный процесс.

    Для детей среднего возраста (13-15 лет) характерно то, что они быстро прибавляют в росте и весе. Это обычный тип подростка – длинный, узкогрудый, угловатый в движениях, т. е. характеризуется слабым физическим развитием и повышенной утомляемостью. Поэтому для этого возраста всестороннее физическое развитие также играет большое значение, так как оно способствует укреплению всего организма, что значительно повышает работоспособность юного баскетболиста в процессе учебных занятий.

    Таким образом, при подготовке юных спортсменов большое значение уделяется не только обучению технике и тактике, но и большое значение уделяется всестороннему физическому развитию. Всестороннее физическое развитие способствует юному спортсмену более быстро усваивать изучаемый материал, а также развитию основных физических качеств.

    Изучение и обобщение литературы о развитии прыгучести в баскетболе

    В настоящее время имеется много различных статей и работ о развитии прыгучести. В одних даются только средства для развития прыгучести, в других методические приемы, а в третьих имеется одновременно и то, и другое. Особенно хорошо раскрыты методические приемы и даны средства для развития прыгучести в статье Иоселиани «Развитие прыгучести». В своей статье он раскрывает значение прыгучести при подготовке баскетболистов, основные методические приемы, а также дает основные средства для развития прыгучести. В своей статье он обращает внимание на интересный факт. В результате исследований было установлено, что ы результате прыжков с мячом в длину и вверх, наблюдалось понижение прыгучести на 15-20 см. Иоселиани указывал, что при развитии прыгучести необходимо большое внимание уделять прыжковым упражнениям с мячом. Прыжковые упражнения с мячом способствуют развитию координации движений и повышают прыгучесть. В результате наблюдений было установлено, что эффективное развитие прыгучести достигается лишь в результате длительной и систематической тренировки. Прыгучесть и быстрота улучшаются сравнительно медленно и подвержены очень быстрой растренировке. Последнее появляется при перерыве в занятиях уже через несколько дней. Поэтому баскетболистам необходимо работать над развитием прыгучести почти ежедневно, отводя на это от 5 до 10 минут в подготовительной части каждого занятия. В дни, когда нет занятий, развивать прыгучесть надо в индивидуальном порядке. В своей статье Иоселиани указывает последовательность применения средств для развития прыгучести. В начале занятия выполняются упражнения, требующие особенно высокой степени сосредоточения внимания (перевешивание снарядов на крючках в прыжке, доставание подвешенных предметов рукой в прыжке и др.). Вслед за этим выполняются серийные прыжки: напрыгивание на тумбу, сбивание реек в прыжке. В качестве подсобных упражнений, способствующих развитию прыгучести, можно использовать темповые упражнения со штангой. Ее вес не должен превышать половины собственного веса.

    Упражнения со штангой необходимо чередовать с бросками по кольцу. Это позволяет сохранить у спортсмена хорошую точность броска и хорошую координацию движений после больших напряжений. При занятиях на местности желательно применять небольшие кроссы с прыжками через канавы, с доставанием веток деревьев. Некоторые прыжковые упражнения необходимо чередовать пробежками на 20-30 м.

    Прыжковые упражнения следует применять как в подготовительном периоде, так и в основном периоде учебно-тренировочной работы. В зависимости от задач периода меняются лишь объем и интенсивность и в известной мере характер прыжковых упражнений. В основном периоде в день, когда предстоит соревнование, прыжковые упражнения выполняются небольшими сериями, не утомляясь. В подготовительном периоде объем и интенсивность должны быть достаточно велики.

    Матвеев и Цейтлин в своей статье указывают, что для развития прыгучести необходимо развивать и другие двигательные качества. Наивысшие показатели в одном из физических качеств могут быть достигнуты лишь при определенном уровне развития остальных. Поэтому воспитывать двигательные качества необходимо так, чтобы они были гармонично развиты в необходимом соотношении, зависящем от особенностей избранной деятельности.

    Так, при развитии прыгучести авторы рекомендуют также совершенствование таких двигательных качеств, как: быстрота, сила, выносливость. Они также предлагают ряд средств для развития прыгучести и других двигательных качеств.

    Кузнецов и Кераминас в своих работах предлагают ряд средств для развития прыгучести и определяют значение прыгучести при подготовке баскетболистов.

    Преображенский в своей статье раскрыл проблемность вопроса о развитии прыгучести и ее особенностях, а также показал значение техники выполнения прыжков для повышения прыгучести. Преображенский пишет, что сейчас после опубликования в печати интересных, содержательных материалов Иоселиани, Дьячкова, Цейтлина, Матвеева и др., этот вопрос потерял свою проблемную сторону и может считаться в основном методически решенным. Прыгучесть, распространенный в спортивной литературе термин, определяет комплексное качество, в котором умение правильно выполнить толчок сочетается со скоростью и силой этого движения. Если разложить прыгучесть на ее составные части, то это прежде всего сила мышц, быстрота их сокращения и координация всего движения.

    Тренеру баскетбольной команды в процессе творческого применения весьма полезных материалов и упражнений из легкой атлетики и гимнастики, необходимо принимать во внимание следующие важные особенности прыгучести баскетболиста:
    Быстрота и своевременность прыжка;
  • Выполнение прыжков с места и с короткого разбега;
  • Способность к неоднократному выполнению прыжков в условиях борьбы;
  • Умение выполнять действия в воздухе в условиях непосредственного контакта с противником;
  • Готовность к немедленным действиям сразу же после приземления.
    При выполнении прыжков большое значение имеет сочетание махового движения руками с разгибанием туловища и отталкиванием ногами, а также использование эластичных свойств мышц при приземлении. Игрок должен сгибать ноги и напрягать их, начиная толчковое движение еще до приземления на площадку. Это значит, что в момент приземления ноги должны быть напряжены. Под тяжестью спортсмена мышцы предварительно растягиваются и в момент сокращения обладают большей подъемной силой.

    Таким образом, при развитии прыгучести необходимо учитывать особенности прыгучести баскетболиста. Необходимо уделять внимание правильному выполнению техники прыжков. При развитии прыгучести необходимо уделять большое внимание развитию таких важных качеств, как: быстрота, выносливость, сила и ловкость, потому что наивысшие показатели в одном из физических качеств могут быть достигнуты лишь при определенном уровне развития других. При развитии прыгучести необходимо систематическое применение прыжковых упражнений, а также и других средств для развития прыгучести, потому что процесс развития прыгучести очень длительный и быстро подвержен растренировке, если в занятиях наблюдается перерыв. В начале занятий необходимо выполнять упражнения, требующие большого сосредоточения внимания, т. е. на координацию движений. Затем выполнять серийные прыжки. В качестве подсобных упражнений, способствующих развитию прыгучести, можно применять темповые упражнения со штангой, чередуя их с бросками по кольцу.

    Таким образом, развитие прыгучести очень сложный и длительный процесс, поэтому необходимо серьезно подходить к нему.

    Средства и методы развития прыгучести с учетом возрастных особенностей

    При развитии прыгучести у юных баскетболистов необходимо уделять большое внимание на то, что наивысшие показатели в одном из физических качеств могут достигнуты при определенном уровне развития остальных. Поэтому воспитывать физические качества необходимо так, чтобы они были гармонично в необходимом соотношении, зависящем от особенностей избранной деятельности. Таким образом, при развитии прыгучести у юных баскетболистов необходимо уделять большое значение всестороннему физическому развитию детей. У юных баскетболистов еще не выработаны приспособительные реакции организма к высоким нагрузкам. Зная это, необходимо осторожно дозировать нагрузки, особенно на занятиях с самыми маленькими членами баскетбольной секции. Чтобы быстрее выработать у ребят нужные приспособительные реакции организма, необходимо на занятиях общей и специальной физической подготовки повышать нагрузки до оптимального уровня с таким расчетом, чтобы к концу занятий снизить их.

    Иными словами, необходимо сначала укрепить органы и системы детского организма, создать такие условия, чтобы он смог выдержать специфические требования тренировки. Дети хорошо приспособляются к переменным кратковременным нагрузкам. Эту особенность детского организма необходимо учитывать при планировании занятий.

    На занятиях необходимо часто менять упражнения, так, чтобы попеременно нагружать то одни, то другие мышечные группы. Различные по характеру мышечных напряжений упражнения необходимо чередовать с паузами, которые заполняются упражнениями на расслабление. Нагрузку в упражнениях необходимо дозировать так, чтобы она постепенно повышалась, но начинать нагрузки нужно не раньше, чем занимающиеся достигнут высокого уровня тренированности. Усложнять упражнения нужно также постепенно. Таковы основные принципы при занятиях с юными баскетболистами.

    Теперь стоит вопрос, какие физические качества необходимо развивать у детей, и в каких группах надо делать упор на развитие тех или иных качеств.

    Зимин предлагает распределять развитие физических качеств по возрастным особенностям следующим образом:
    Развитие быстроты до 12 лет;
  • Развитие скорости до 14 лет;
  • Развитие скоростной выносливости в 14-16 лет;
  • Развитие прыгучести в 15-16 лет;
  • Развитие силы в 15-16 лет;
  • Развитие общей выносливости в 15-16 лет;
  • Развитие гибкости и ловкости до 14 лет.
    Но это не значит, что над развитием этих качеств необходимо приступать в указанном возрасте. Здесь указывается лишь то, что в этом возрасте необходимо делать основной упор на развитие этих качеств, а начинать развивать их нужно раньше.

    Преображенский в своем пособии по баскетболу «Баскетбол в школе» предлагает таблицу распределения физических качеств по классам (см. табл. №1).

    Таблица №1 «Распределение физических качеств по классам»

    Качества
    Классы
    V
    VI
    VII
    VIII
    IX
    X
    Гибкость
    +
    +








    Быстрота
    +
    +
    +
    +
    +


    Прыгучесть
    +
    +
    +
    +
    +
    +
    Сила в сочетании с расслаблением




    +
    +
    +
    +
    Ловкость и координация
    +
    +
    +
    +
    +


    Общая выносливость




    +
    +
    +
    +
    Скоростная выносливость




    +
    +
    +
    +
    Специальная выносливость








    +
    +
    Из данных таблицы видно, что в младших классах необходимо уделять внимание развитию таких качеств, как: быстрота, ловкость и прыгучесть, а к развитию таких качеств, как сила, выносливость, необходимо приступать гораздо позже, так как детский организм не приспособлен к длительным силовым нагрузкам.

    Таким образом, развивать прыгучесть надо начинать как можно раньше, применяя сначала простейшие прыжковые упражнения, затем постепенно их усложняя и увеличивая дозировку. Но основное внимание на развитие прыгучести должно уделяться в 15-16 лет. Развитие прыгучести должно сочетаться с развитием таких важных качеств, как быстрота, сила и выносливость. От развития этих качеств во многом будет зависеть и прыгучесть, но при развитии прыгучести с раннего возраста, первоначально возможно сочетание лишь с быстротой, а сочетание с такими качествами, как сила и выносливость возможно только после 15 лет. Поэтому основное внимание для развития необходимо уделять именно в это время, так как в это время можно применять множество различных средств. При развитии прыгучести также большое значение имеет правильный выбор методов проведения занятий. Основным методом проведения занятий с юными баскетболистами является игровой метод. Сухие академические уроки никогда не дадут в детской группе того эффекта, который приносят живо, эмоционально построенные занятия. Если вы оформите упражнение в виде игры, то дети скорее освоят нужное движение, и при этом устанут значительно меньше, чем при скучном, однообразном повторении одного того же упражнения. Для развития прыгучести использовалось хорошее упражнение, так называемые длинно-короткие прыжки, то есть длинные скачки с одной ноги на другую. Выполнить это упражнение намечалось 8-10 раз на дистанции 30-40 метров. После трех-четырех повторений ребятам надоедает упражнение, и они выполняют его нехотя, формально, отталкиваясь от грунта не в полную силу. Тогда это же упражнение включается в эстафетный бег. Играя, соревнуясь группа с группой, баскетболисты делают упражнения с интересом, стремятся опередить противника, отталкиваются в полную силу и добивается хороший эффект.

    Таким образом, при подготовке юных баскетболистов игровой метод играет большое значение.

    При развитии прыгучести также большое значение имеет метод круговой тренировки, который обычно применяется для развития целого комплекса физических качеств. Для этого необходимо воспользоваться простым методическим вариантом круговой тренировки – «поточной» организации упражнений. В условиях круговой тренировки увеличивается нагрузка, повышается роль командиров.

    Метод круговой тренировки позволяет ребятам быстрее и лучше усвоить изучаемый материал, так как при круговой тренировке ребята переходят от одного вида деятельности к другому, выполняя кратковременные нагрузки для различных мышечных групп. При методе круговой тренировки группу обычно делят на четыре подгруппы.

    Каждой подгруппе дается индивидуальное задание. При выполнении задания группы меняются местами. В старшем возрасте при развитии прыгучести можно организовать занятие сразу над развитием быстроты, прыгучести и силы.

    Таким образом, метод круговой тренировки позволяет на одном занятии сразу добиться развития нескольких физических качеств. Особенно эффективен этот метод, когда он сочетается с игровым методом.

    При развитии прыгучести большое значение имеют методы учета и контроля. Эти методы способствуют не только проверке правильности методики занятий и успехов занимающихся, но и имеют большое значение, как средство педагогического воздействия. Ни одному юному баскетболисту не хочется отстать от товарищей, не выполнить тех норм в беге или прыжках, которые под силу его партнерам.

    Зная, что контрольные нормативы проводятся регулярно, каждый юный баскетболист подумает о том, как он будет выглядеть при сдаче контрольных нормативов и старательно выполняет упражнения на занятиях. Следовательно, эти методы также имеют большое значение при подготовке юных баскетболистов.

    При развитии прыгучести необходимо также использовать методы объяснения и показ. Эти методы не играют особого значения, так как прыжковые упражнения по совей природе просты и доступны. Гораздо большее значение имеет метод упражнения. Метод упражнения заключается в неоднократном повторении упражнений. При многократном повторении прыжковых упражнений, умение правильно отталкиваться, а также координировать движения в воздухе превращается в навык, т. е. движения выполняются автоматически, исключая сознание. Следовательно, метод упражнения имеет важное значение.

    Для развития прыгучести можно использовать множество разнообразных средств из других видов спорта: легкой атлетики, гимнастики и штангу.

    Кроме этих упражнений также применяются специальные упражнения баскетболистов для развития прыгучести. Это прыжковые упражнения с мячом, а также прыжковые упражнения с применением специальных приспособлений для развития прыгучести. Таким образом, для развития прыгучести можно использовать следующие средства, которые можно подразделить на три группы:
    Прыжковые упражнения;
  • Специальные упражнения баскетболистов;
  • Вспомогательные средства для развития прыгучести.
    При развитии прыгучести у юных баскетболистов учитывается не только анатомо-физиологические особенности детей, а также и степень их тренированности. Исходя из этого, подбираются средства.

    В раннем возрасте (10-12 лет) необходимо подбирать наиболее простейшие прыжковые и специальные упражнения баскетболистов. Из вспомогательных упражнений в этом возрасте можно применять упражнения для развития подвижности, быстроты, ловкости, гибкости. Применяя упражнения в раннем возрасте, необходимо использовать игровой метод, который способствует лучшему усвоению изучаемого материала.

    В среднем возрасте (13-15 лет) применяются в основном те же средства, что и в младшем возрасте, только происходит увеличение нагрузки и повышается сложность выполняемых упражнений. В этом возрасте необходимо давать больше упражнений для развития ловкости, точности движений, чувства равновесия.

    В старшем возрасте для развития прыгучести необходимо применять кроме прыжковых упражнений средства для развития силы, выносливости и др. физических качеств. Развитие силы и выносливости является необходимым условием для развития прыгучести, так как развитие одного физического качества достигает лучших результатов лишь при гармоническом сочетании его с развитием других. Таким образом, этот возраст является основным периодом для развития прыгучести, так как в этом периоде можно применять множество разнообразных средств.

    Следовательно, учитывая возрастные особенности детей, их тренированность, а также соответствие упражнений для данного возраста и их дозировку, для развития прыгучести можно применять следующие средства.

    Прыжковые упражнения

    Прыжковые упражнения имеют большое значение для развития прыгучести у юных баскетболистов, особенно в раннем возрасте. Доступность и легкость этих упражнений способствует применению их в младшем возрасте. Прыжковые упражнения способствуют развитию прыгучести, учитывая ее особенности. Они повышают координацию движений и ориентировку в воздухе. Прыжковые упражнения можно условно подразделить на следующие группы:
    Собственно прыжковые упражнения;
  • Прыжковые упражнения с преодолением препятствий;
  • Прыжковые упражнения с отягощениями.
    Прыжковые упражнения с преодолением препятствий

    Эти упражнения занимают важное положение при развитии прыгучести, способствуя повышению прыгучести, учитывая особенности прыгучести баскетболиста.

    Эти упражнения можно применять для всех возрастов, но для этого необходимо менять высоту препятствий и дозировку упражнений.
    Опорные прыжки через гимнастические снаряды.
  • Прыжки с места через барьер, отталкиваясь двумя ногами или одной. Первоначальная высота 76 см.
  • Многократные прыжки на двух ногах или одной через 5-7 барьеров, стоящих друг от друга на расстоянии 2-3 метра. В зависимости от расстояния между барьерами делать один или два толчка.
  • Прыжки с разбега через 5-7 барьеров, стоящих друг от друга на расстоянии 4-7 метров. Прыгать можно скачком, приземляясь на толчковую ногу или шагом, приземляясь на маховую. Преодолевая барьер скачком, баскетболист делает один или четыре беговых шага, а если шагом, то от одного до трех беговых шага.
  • Прыжки с разбега через два барьера, расстояние между которыми 3-4 метра. Последний барьер стоит около ямы.
  • Прыжки в длину с разбега через барьер с поворотом на 180°-360°.
  • Многоскоки на двух ногах через скамейки (до десяти), поставленные в двух метрах одна от другой.
  • Это же упражнение, но выполняется на одной ноге.
  • Многоскоки на двух ногах через скамейки с поворотом на 180°-360° то в одну сторону, то в другую
  • Стоя на носке одной ноги, обопритесь другой ногой о какой-нибудь предмет (спинка стула или гимнастический козел) примерно на уровне поясницы. Прыгайте вверх, отталкиваясь с носка. Проделайте дважды по 10 прыжков на каждой ноге.
  • Стоя одной ногой на полу, поставьте носок второй ноги на возвышение (30-50 см). Выпрыгивать вверх с максимальной силой, опираясь на ногу, стоящую на возвышении. Сделать по 10 прыжков на каждой ноге.
    Прыжковые упражнения с отягощениями

    Эти прыжковые упражнения играют большое значение при развитии прыгучести. Эти упражнения способствуют развитию силы мышц и быстроте их сокращения. Прыжковые упражнения с применением небольших отягощений (набивных мячей) способствуют развитию координации движений и ориентировке в воздухе. К этим упражнениям можно отнести следующие:
    Прыжковые упражнения с набивными мячами. Прыжки с мячом на месте на одной/ на двух ногах. Эти же прыжки с поворотом на 180°-360°.
  • Многократные прыжки вперед с набивным мячом на двух/одной ноге (тройной, пятерной прыжки).
  • Подскоки со штангой на двух ногах и на одной (на носках). Снаряд на груди или за головой на плечах. Вес штанги не больше половины собственного веса.
  • Прыжки со штангой из выпада со сменой положения ног. Штанга находится на груди или за головой на плечах.
  • Многоскоки со штангой на плечах на двух или одной ноге. Длина прыжков не более 50-70 см, вес штанги 25-40 кг.
  • Встать у гимнастической стенки, пусть партнер взберется к вам на плечи, держась руками за стенку. Присесть и, выпрямляясь, делать подскок. Проделать это упражнение 3-4 раза.
  • Держа перед собой гирю весом 16-32 кг. Встаньте на две параллельные скамейки. Приседайте, опуская гирю до пола, и выпрямляйтесь, вставая из приседа, выпрыгивайте вверх. Количество повторений зависит от веса гири и тренированности занимающихся.
    Специальные упражнения баскетболистов для развития прыгучести

    Специальные упражнения баскетболистов способствуют не только умению хорошо прыгать вверх, но и способствуют развитию таких навыков, как добивать мяч в воздухе, бросать и блокировать мяч, улучшают ориентировку в воздухе и координацию всего движения. Таким образом, эти упражнения способствуют развитию прыгучести, учитывая ее особенности. Эти упражнения подразделить на две группы: прыжковые упражнения с баскетбольным мячом и прыжковые упражнения с применением специальных средств.
    Прыжок вверх с разбега с отталкиванием одной ногой. Баскетболист в полете наносит мелом на щите высшую отметку своего прыжка.
  • То же самое с места, отталкиваясь двумя или одной ногой, чтобы точно узнать, на сколько выше стали прыгать ребята, в результате тренировки поставить на щите две рамки с метражной шкалой от 275 см до 390 см.
  • То же самое, но во время прыжка нужно написать цифру на щите.
  • Упражнение с подвешенным мячом. Обучая добивать мяч в кольцо в прыжке, мы подвесили мяч к щиту на деревянной вешалке с резинкой. В зависимости от задач, мяч нужно расположить ниже или выше кольца. Доставание мяча одной рукой или двумя с разбега или с места.
  • Два игрока становятся рядом, лицом/боком, или спиной друг к другу, их партнер подбрасывает мяч над ними. Игроки в прыжке должны завладеть мячом.


    390 см

    275 см

    Специальное приспособление для развития прыгучести. Мяч подвешен к щиту с помощью вешалки.


    Упражнение с применением специального приспособления для развития прыгучести. Стоя ногойна полу, поставьте носок второй на возвышение (30-50 см). Выпрыгивать вверх с максимальной силой, опираясь на ногу, стоящую на возвышении.


    Стоя на носке одной ноги, обопритесь другой ногой какой-нибудь предмет (спинка стула, гимнастический козел) на уровне поясницы. Выпрыгивайте вверх, отталкиваясь с носка.
      Три игрока становятся рядом (игрок с мячом посередине). По сигналу мяч посылается вверх, немного вперед. Нужно в прыжке завладеть мячом.
    1. Игрок бросает мяч в щит с разной силой и под разным углом. Двое других в прыжке должны завладеть мячом.
    2. Добивание мяча в кольцо в прыжке движением кисти. 2-3 раза сыграть в щит со средней дистанции.
      Упражнения с применением специальных приспособлений
      Наклонная рама с подвешенными мячами. Спортсмен в прыжке одной, двумя ногами достает подвешенный мяч одной рукой, двумя и головой, затем выполняет упражнение, но уже с поворотом на 180°-360°.
    3. Пирамидка высотой 40-50 см. Баскетболист напрыгивает на пирамидку, спрыгивая с нее сначала обычным порядком, затем с последующим выпрыгиванием вверх, доставая подвешенные предметы.
    4. Разновысокие рейки. Занимающиеся прыгают, отталкиваясь одной ногой или двумя и сбивают последовательно рейки.
    5. Крючки для подвески. Спортсмен прыгает с места вверх, подвешивая на крючки бруски, сначала одной рукой, затем другой. В том же порядке он после подвески сейчас же перевешивает брусок на другой крючок в олном прыжке.
    6. Наклонная тумба. Серийные напрыгивания на наклонную тумбу. Выполняется это упражнение обычно в два подхода. В одном подходе баскетболист выполняет половину максимальных прыжков, сделанных в первый день. С каждым днем прибавляется по 2-4 прыжка. Тумба постепенно повышается.


      «Пирамидка»


      «Наклонная тумба»


      Наклонная рама с подвешенными мячами.

      Вспомогательные средства для развития прыгучести

      Вспомогательные упражнения направлены в основном на развитие таких качеств, какбыстрота, сила и выносливость. От степени развития этих качеств зависит и прыгучесть, поэтому при развитии прыгучести необходимо гармонически сочетать с развитием этих качеств.
      Став ногами на возвышение (деревянный брусок высотой 7-10 см), подниматься на носках. Проделывая это упражнение, меняйте положение стоп.
    7. Приседание со штангой 2-3 подхода по 8-10 раз. Вес штанги зависит от от подготовки занимающихся.
    8. Приседание на одной ноге. 10-12 раз на каждой.
    9. Держа перед собой гирю весом 16-24 кг, встать на две параллельные скамейки. Приседание с гирей 8-10 раз по 2-3 подхода.
    10. Рывки, толчки штанги (вес не более половины собственного веса), упражнения выполняются от 3 до 6 движений в каждом подходе.
    11. Метание набивных мячей двумя руками. Снизу, из-за головы и спиной к направлению метания.
    12. Метание ядра двумя руками из различных положений.
    13. Беговые упражнения: семенящий бег, бег с высоким подниманием бедра, скоростной бег отрезков 15-20 м.
    14. Вбегание вверх по лестнице на 40-50 ступенек.
    15. Старты из различных положений, стоя, сидя, лежа и т. д.
    16. Различные эстафеты, включающие бег, прыжки, ведение баскетбольного мяча и др.
    17. Кросс на местности 30-40 минут.
      Выводы
      При подготовке юны баскетболистов большое значение имеет встестороннее развитие детей. Поэтому при развитии прыгучести необходимо уделять внимание развитию таких качеств, как быстрота, ловкость, гибкость и сила.
    18. При развитии прыгучести у юных баскетболистов необходимо уделять большое внимание особенностям прыгучести баскетболиста.
    19. При подготовке юных баскетболистов основными методами проведения занятий являются методы круговой тренировки в единстве с игровым методом.
    20. Для развития прыгучести можно применять много разнообразных средств, которые можно подразделить на три группы: прыжковые упражнения, специальные упражнения баскетболистов для развития прыгучести и вспомогательные средства для развития прыгучести и других качеств.
    21. Применяя эти средства, в начале следует выполнять упражнения, требующие большой координации движений, затем серийные прыжки и вспомогательные средства.
    22. При развитии прыгучести необходимо правильно дозировать нагрузку, чтобы она постепенно повышалась, а также постепенное усложнение упражнений.
    23. При развитии прыгучести у юных баскетболистов, необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности детей, и исходя из этого, правильно подбирать методы и средства при занятиях, особенно в раннем возрасте.
      Литература
      Амамджан О развитии прыгучести у баскетболистов // Спортивные игры, 1962 г, № 3.
    24. Грасис А. М. Специальные упражнения баскетболистов // Физкультура и спорт, 1967 г.
    25. Зинин А. Детский баскетбол // физ-ра и спор, 1989 г.
    26. Иоселиани Развитие прыгучести // упражнения для баскетболистов спорт игры 1958 г, № 3.
    27. Кузнецов О развитии прыгучести у баскетболистов // Спорт игры, 1961 г, № 4, № 10
    28. Кераминас Баскетбол. Учебное пособие для школ тренеров и техникумов физической культуры // Физ-ра и спорт, 1961 г.
    29. Матвеев; Цейтлин Это нужно всегда. Совершенствование баскеболистов // Спортивные игры, 1959 г. № 1, № 3.
    30. Преображенский Баскетбол в школе // из-во просвещение, Москва, 1969 г.
    31. Сборник «Говорят тренеры по баскетболу», выпуск I и II // физ-ра и спорт, 1960, 1961 г.
    32. Газета Спорт за рубежом // 1961 г . № 20; 1962 г. № 7.

  • перейти в каталог файлов


  • связь с админом