Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методические рекомендации к сбору анамнестических данных


НазваниеМетодические рекомендации к сбору анамнестических данных
АнкорMetodicheskie rekomendatsii po obsledovaniyu detey doshkolnogo vozrasta s rechevoy patologiey.doc
Дата09.10.2017
Размер0.86 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаMetodicheskie_rekomendatsii_po_obsledovaniyu_detey_doshkolnogo_v
ТипМетодические рекомендации
#27662
страница1 из 11
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Методические рекомендации


по обследованию детей дошкольного возраста

с речевой патологией

(к оформлению документации)

3.1 Методические рекомендации к сбору анамнестических данных.

1. При изучении наследственных, нервно-психических, соматических, хронических заболеваний у родителей отметить:

Данные: со слов; по документам (подчеркнуть)

- данных нет;

- наследственность отягощена нервно-психическими заболеваниями (конкретизировать): неврозы, психозы, логоневрозы и др.;

- наследственность отягощена хроническими заболеваниями (кон­кретизировать): сердечно-сосудистые, эндокринные и др. заболевания;

- наследственность отягощена соматическими заболеваниями (кон­кретизировать);

- наличие алкоголизма у родителей;

- характерологические особенности матери и отца.

2. При изучении речевой среды (5-ый, 6-ой г.ж.), данных о речевых наруше­ниях у родителей и родственников отметить:

- благополучная;

- ускоренный темп речи у родителей или близких родственников;

- задержка речевого развития у родителей;

- заикание у родителей, сестер, братьев;

- контакт с заикающимися или лицами с другой речевой патологией;

- нарушение звукопроизношения у родителей или близких родствен­ников;

- наличие двуязычия - какой язык преобладает в общении.

3. При изучении характера протекания беременности отметить:

- от которой по счету беременности ребенок;

- исход предыдущей(-их) беременности(-ей);

- токсикоз (1-й, 2-й половины беременности);

- хронические заболевания матери (заболевания почек, печени, сер­дечно-сосудистые, эндокринные и др.);

- простудные и инфекционные заболевания (1-я, 2-я половина бере­менности);

- психические и физические травмы матери (1-я, 2-я половина бере­менности): падения, ушибы, сотрясения, психозы и др.;

- применение медикаментозных средств (антибиотики, гормональ­ные препараты и их синтетические аналоги, жаропонижающие, седативные средства, противосудорожные, антипаразитические);

- влияние химических веществ, широко применяющихся в промыш­ленности и быту (бензин, формальдегид, фенолы, кислоты, ядохи­микаты и др.);

- повышенный фон радиационного излучения;

- употребление алкоголя, никотина, наркотиков.

4. При изучении характера протекания родов отметить:

- нормальные, быстрые, стремительные, затяжные (обезвоженные), досрочные, срочные, недоношенность;

- слабость родовой деятельности матери;

- применение средств родовспоможения (механическая, химическая, электростимуляция; наложение щипцов; кесарево сечение);

- травмы во время родов (переломы, кровоизлияния, черепно-мозговые травмы, родовая опухоль);

- наличие асфиксий (белая, синяя);

- резус-фактор (отрицательный, совместимость, несовместимость ре­зус-фактора матери и ребенка);

- вес и рост ребенка при рождении.

5. Когда закричал ребенок (сразу, не сразу; характер крика - слабый, моно­тонный, немодулированный, громкий, модулированный).

6. При изучении раннего постнатального периода отметить:

- характер грудного вскармливания (когда принесли кормить, отказ от груди, активное сосание, трудность удержания соска, засыпание во время кормления, быстро наступающая утомляемость, частые поперхивания, обильные срыгивания, до какого времени осуществ­лялось грудное вскармливание, последующее вскармливание (сме­шанное, искусственное);

- характер «жизненного» ритма ребенка (особенности сна, бодрство­вания); без особенностей, чрезмерное двигательное беспокойство., отмечаем длительность и глубину сна, нарушение засыпания и про­буждения, постоянный и беспричинный плач, стойкое нарушение сна. Для изучения анамнестических проводится анкетирование родителей (анкета №1, Приложение 3.1.1).

7. При изучении раннего психомоторного развития отметить: с какого времени ребенок удерживает головку, сидит, стоит, ходит; время появления первых зубов и их количество к году.

Возрастные особенности раннего психомоторного развития представлен в Приложении 3.1.2.

8. При изучении данных о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка (в соответствии с данными медицинской карты отметить отклонения от нормы.

9. При изучении характера раннего речевого развития ребенка отметить:

- время появления гуления (в норме с 3-х мес.);

- время появления лепета (в норме с 6 мес.);

- характер лепета (активный, многообразие звуковых комплексе», бедность звуковых комплексов, назализованность гласных);

- первые слова (в норме около года);

- первые фразы (в норме от 1,5 до 2 лет);

- характер первых слов и фраз (наличие нарушений слоговой струк­туры,

- аграмматизмы, неправильное звукопроизношение.

Особенности довербального и раннего вербального развития детей отражены в схеме развития речи ребенка (Приложение 3.1.3).

Для сбора дополнительных данных о ребенке разработана анкета №2 (Приложение 3.1.4).

3.2 Исследование неречевых психических функций

Общие данные, полученные в процессе обследования:

а) общительность (легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, избирательное общение, избирательный не­гативизм);

б) характер игровой деятельности (для детей от 2 до 4 лет)

Ребенку предлагают поиграть со знакомыми игрушками. Логопед ведет наблюдение за игрой.

Игра:

- манипулятивная;

- предметная;

- процессуальная;

- с элементом замысла;

- сюжетная;

- ролевая

Нормы:

1) манипуляция с предметами - до 2 лет;

2) процессуальные игровые действия - с 2-х лет (одевает и раздевает куклу; возит машину);

3) процессуальная игра с элементами замысла - от 2-3 лет (катает куклу; нагружает машину кубиками);

4) сюжетная игра - к 3 годам.

Анализ уровня развития игры:

1) использование игрушек (адекватное, неадекватное, неспецифические ма­нипуляции с игрушками; предметы-заменители, любимые игрушки; не исполь­зует);

2) замысел игр (с помощью взрослого, самостоятельно, с участием речи);

1) характер замыслов (разнообразный, однообразный);

2) характер игровых действий с игрушками (разнообразные, однообразные, использование речи при этом);

3) взаимодействие в игре (вступает, не вступает; характер речевых реакций в ходе взаимодействия);

4) длительность взаимодействия (кратковременное, длительное).

в) индивидуальные особенности ребенка

При исследовании индивидуальных особенностей ребенка выявляются:

• особенности эмоционально-волевой сферы;

• личностно-характерологические особенности;

• некоторые типологические особенности

Особенности эмоционально-волевой сферы.

фон настроения (нормальный, сниженный, устойчивый аффективный, эйфоричный, депрессивный, контрастирующий); беспричинный смех, крик, плач:

эмоциональная лабильность; снижение волевой активности; повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, вялость, заторможенность; пре­обладающее настроение на занятиях (в быту): жизнерадостное, подавление. без особых свойств; настроение устойчивое (резкие колебания настроения в те­чение дня)

Личностные и характерологические особенности:

без заметных отклонений; спокойный, беспокойный; легко вступает в контакт со всеми; конфликтный; проявляет негативизм; немотивированное упрямство раздражительность; склонность к аффектам; агрессивность; обидчивость; впечатлительность; замкнутость; стремление к одиночеству

Некоторые типологические особенности:

активный, подвижный (инертный, медлительный); спокойный, уравновешенный (возбудимый, неуравновешенный); быстрота реакции на словесные раздражители (задания, инструкции, просьбы и т.д.): быстрая, замедленная, требуется неоднократное подкрепление.

г) особенности внимания (объем, устойчивость, распределение, умственная работоспособность, переключение)

Методика «Зрительный диктант» (Приложение 3.2.1)

Стимульный материал: 3 таблицы из 16 клеток, где изображены знакомые

предметы.

Для детей 2-2,5 лет - найти две повторяющиеся картинки на таблице 1.

Для детей 3-4 лет - найти две повторяющиеся картинки на таблице 2.

Для детей 5-6 лет - найти две повторяющиеся картинки в таблице 3.

Инструкция: « Вот здесь, на табличке, картинки. Посмотри и закрой все оди­наковые (например, домики) как можно быстрее. Но не ошибайся.

Анализ результатов:

1) повышенная отвлекаемость (нарушение концентрации внимания);

2) генерализация внимания (зависимость внимания от внешних раздражите­лей);

3) застревание внимания (нарушение переключаемости), слабая способность переходить с одного объекта на другой;

4) ограниченный объем внимания (неспособность воспринимать в данный момент нужный объем информации).

Выводы:

- внимание устойчивое (неустойчивое);

- взгляд фиксирует (не фиксирует);

- переключаемость с одного объекта на другой легкая (замедленная, быстрая, затрудненная, застревание);

- с явлениями генерализации;

- общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту; низкий; не сформировано);

- слабая концентрация внимания;

- общий уровень произвольного внимания (соответствует возрасту, низкий; произвольное внимание не сформировано).

д) особенности мышления

Для обследования умственных способностей предлагаются следующие зада­ния:

- Разложить серию из 3 и более картин с развитием сюжета.

- Задания на классификацию, обобщение, выделение липшего пред­мета из группы однородных.

- Определение уровня смысловой целостности рассказа.

В выводах отметить:

- уровень познавательной активности (высокий, снижен, низкий, требует развития);

- сформированность умственных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, причинно-следственные связи, абстрагирование): сформированы, недостаточно сформиро­ваны, трудности в формировании, требуют коррекции);

- преобладание формы мышления (наглядно-действенное мышление, наглядно-образное, логическое, словесно-логическое).

Специфические показатели (характеристики) психического развития детей и динамика развития мышления отражены в Приложении 3.2.2 (схемы 1 и 2).

е) особенности памяти
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей