Нормы:1) манипуляция с предметами - до 2 лет;
2) процессуальные игровые действия - с 2-х лет (одевает и раздевает куклу; возит машину);
3) процессуальная игра с элементами замысла - от 2-3 лет (катает куклу; нагружает машину кубиками);
4) сюжетная игра - к 3 годам.
Анализ уровня развития игры:1) использование игрушек (адекватное, неадекватное, неспецифические манипуляции с игрушками; предметы-заменители, любимые игрушки; не использует);
2) замысел игр (с
помощью взрослого, самостоятельно, с участием речи);
1) характер замыслов (разнообразный, однообразный);
2) характер игровых действий с игрушками (разнообразные, однообразные, использование речи при этом);
3) взаимодействие в игре (вступает, не вступает; характер речевых реакций в ходе взаимодействия);
4) длительность взаимодействия (кратковременное, длительное).
в) индивидуальные особенности ребенкаПри исследовании индивидуальных особенностей ребенка выявляются:
• особенности эмоционально-волевой сферы;
• личностно-характерологические особенности;
• некоторые типологические особенности
Особенности эмоционально-волевой сферы.фон настроения (нормальный, сниженный, устойчивый аффективный, эйфоричный, депрессивный, контрастирующий); беспричинный смех, крик, плач:
эмоциональная лабильность; снижение волевой активности; повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, вялость, заторможенность; преобладающее настроение на занятиях (в быту): жизнерадостное, подавление. без особых свойств; настроение устойчивое (резкие колебания настроения в течение дня)
Личностные и характерологические особенности: без заметных отклонений; спокойный, беспокойный;
легко вступает в контакт со всеми; конфликтный; проявляет негативизм; немотивированное упрямство раздражительность; склонность к аффектам; агрессивность; обидчивость; впечатлительность; замкнутость; стремление к одиночеству
Некоторые типологические особенности:активный, подвижный (инертный, медлительный); спокойный, уравновешенный (возбудимый, неуравновешенный); быстрота реакции на словесные раздражители (задания, инструкции, просьбы и т.д.): быстрая, замедленная, требуется неоднократное подкрепление.
г) особенности внимания (объем, устойчивость, распределение, умственная работоспособность, переключение)
Методика «Зрительный диктант» (Приложение 3.2.1)
Стимульный материал: 3 таблицы из 16 клеток, где изображены знакомые
предметы.
Для детей 2-2,5 лет - найти две повторяющиеся картинки на таблице 1.
Для детей 3-4 лет - найти две повторяющиеся картинки на таблице 2.
Для детей 5-6 лет - найти две повторяющиеся картинки в таблице 3.
Инструкция: « Вот здесь, на табличке, картинки. Посмотри и закрой все одинаковые (например, домики) как можно быстрее. Но не ошибайся.
Анализ результатов:1) повышенная отвлекаемость (нарушение концентрации внимания);
2) генерализация внимания (зависимость внимания от внешних раздражителей);
3) застревание внимания (нарушение переключаемости), слабая способность переходить с одного объекта на другой;
4) ограниченный объем внимания (неспособность воспринимать в данный момент нужный объем информации).
Выводы:- внимание устойчивое (неустойчивое);
- взгляд фиксирует (не фиксирует);
- переключаемость с одного объекта на другой легкая (замедленная, быстрая, затрудненная, застревание);
- с явлениями генерализации;
- общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту; низкий; не сформировано);
-
слабая концентрация внимания;
- общий уровень произвольного внимания (соответствует возрасту, низкий; произвольное внимание не сформировано).
д) особенности мышленияДля обследования умственных способностей предлагаются следующие задания:
- Разложить серию из 3 и более картин с развитием сюжета.
- Задания на классификацию, обобщение, выделение липшего предмета из группы однородных.
- Определение уровня смысловой целостности рассказа.
В выводах отметить:
- уровень познавательной активности (высокий, снижен, низкий, требует развития);
- сформированность умственных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, причинно-следственные связи, абстрагирование): сформированы, недостаточно сформированы, трудности в формировании, требуют коррекции);
- преобладание формы мышления (наглядно-действенное мышление, наглядно-образное, логическое, словесно-логическое).
Специфические показатели (характеристики) психического развития детей и динамика развития мышления отражены в Приложении 3.2.2 (схемы 1 и 2).
е) особенности памяти