Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Психолого-педагогическое сопровождение развития обучения и воспитания лиц с зпр


НазваниеПсихолого-педагогическое сопровождение развития обучения и воспитания лиц с зпр
Дата05.11.2019
Размер0.64 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаproekt.docx
ТипДокументы
#64867
страница1 из 3
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ КОЗЬМЫ МИНИНА»


ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
на тему: ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЦ С ЗПР

Выполнили:
студенты 3 курса, очной формы обучения, гр. Л-17-1

Ахлынова Дарья,
Макарова Карина,
Петрушова Ирина,
Морева Светлана
Преподаватель: дпк., профессор Дмитриева Е.Е.

Нижний Новгород – 2019 г.

Оглавление:

Ведение

1. Теоретическая часть проекта:

1.1. Характерные особенности детей с ЗПР

1.2. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ (ЗПР)

1.3 Коррекционно-развивающее направление

2. Практическая часть проекта :

2.1. Психолого-педагогическое диагностирование детей с ЗПР

2.2. Рекомендации родителям по взаимодействию с детьми, имеющими ЗПР

2.3. Подбор литературы для родителей имеющих детей с ЗПР

Заключение

Приложения

Введение

Проблема помощи детям с задержкой  психического развития (ЗПР) приобрела в последние годы особую актуальность.  В последние десятилетия особенно остро обозначилась проблема существенного роста числа детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии.  Значительное место среди этих детей занимают именно дети с ЗПР, причем год от года наблюдается тенденция роста их численности.

Задержка психического развития (ЗПР) - одна из наиболее распространенных форм  психических нарушений. ЗПР - это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов.

В системе психологической помощи детям с задержкой психического развития на первое  место ставят не дефект, а формирование и развитие целостной личности ребенка, способной направить свои усилия под руководством взрослых на компенсацию нарушений и реализацию своих потенциальных возможностей успешного вхождения в социальную среду.

Характерные особенности детей ЗПР
Задержка психического развития – это обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении.

Понятие «задержка» подчеркивает временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия для обучения и развития детей данной категории.

Для детей с задержкой психического развития характерно следующее:
- Повышенная истощаемость.
- Неустойчивое внимание.
- Своеобразное поведение.
- Недостаточность произвольной памяти.
- Отставание в развитии мышления.
- Дефекты звукопроизношения.
- Бедный словарный запас слов.
- Низкий навык самоконтроля.
- Незрелость эмоционально-волевой сферы.
- Ограниченный запас общих сведений и представлений.
- Слабая техника чтения.
- Трудности в счёте и решении задач по математике.
- Неустойчивое внимание.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ (ЗПР)
- психолого-педагогическая поддержки и помощь ребёнку и родителям в
решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны
специалистов разного профиля, действующих координированно.
Задачи:
- Выявление особых образовательных потребностей детей с ЗПР
- Осуществление психолого-медико-педагогической помощи детям с ЗПР
- Помощь детям с ЗПР в освоении образовательной программы начального общего образования и интеграции в образовательном учреждении
- Оказание методической помощи родителям и педагогам, осуществляющим учебно-воспитательную функцию детей с ЗПР

Цель сопровождения: создание условий для оптимизации психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития).
Цель сопровождения детей с ЗПР в дошкольной образовательной организации - создание психолого-педагогических условий для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.

Содержание деятельности воспитателя в рамках психолого-педагогического сопровождения ребенка с задержкой психического развития в дошкольной образовательной организации включает в себя следующее:

1. Выявлениедетей с ограниченными возможностями здоровья и информирование семьи о необходимости прохождения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) с целью определения ребенку адаптированной образовательной программы.

2. Работа с ребенком

Разработка индивидуального образовательного маршрута (персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в интеллектуальном, эмоционально-волевом, деятельностном, нравственно-духовном развитии).

Составление индивидуальной карты развития ребенка (документа, включающего в себя основные показатели развития ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение, в динамике).

Цель использования карты - выявление и обобщение в одном документе индивидуальных психофизических, личностных особенностей воспитанника, уровня психического развития, усвоения программного материала и как результат - проектирование индивидуального образовательного маршрута в рамках образовательного процесса конкретного дошкольного учреждения.

В карту индивидуального развития могут быть включены следующие показатели:
- характер адаптации ребёнка к условиям ДОУ;
- данные о состоянии здоровья ребенка;
- данные об уровне физического развития ребенка;
- показатели уровня психического развития (познавательных процессов, свойств и качеств личности, уровень развития общения и деятельности);
- показатели уровня усвоения ребенком программного материала;
- показатели эффективности дополнительного образования.

Основные принципы сопровождения:
- безусловное принятие каждой личности;
- признание уникальности личного опыта конкретного ребенка;
- создание условий для саморазвития, личностного роста.

В организации психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями специалисты центра руководствуются федеральными, региональными и муниципальными нормативно-правовыми документами.

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется через следующие направления:
1. Диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей;
2. Организация коррекционно-развивающего обучения;
3. Консультирование детей, родителей, педагогов.


Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения детей в детском саду являются:

- консультативная помощь врачей-специалистов;
- методические рекомендации и практическая помощь в организации дифференцированного подхода к детям (разработка и реализация рекомендаций по взаимодействию с детьми с эмоционально-волевыми нарушениями, приемов по развитию внимания, памяти, мышления в дидактических и подвижных играх, организация учебно-воспитательной и индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ);
- организация взаимодействия воспитателей, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя по коррекции речи, познавательных процессов и поведения у детей;
- организация и проведение практикумов и консультаций для воспитателей о развитии детей, их психофизиологических особенностях;

- просветительская работа среди родителей (особенности развития детского организма, адаптация детей к новым условиям, готовность ребенка к школьному обучению, профилактика заболеваний)
- индивидуальные рекомендации для родителей, испытывающих трудности в воспитании ребенка
- организация исполнения рекомендаций городской и областной ПМПК
- контроль за исполнением медикаментозного и физиотерапевтического лечения, рекомендованного ребенку врачом-специалистом.

Проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР в условиях детского сада недостаточно разработана. Трудности построения коррекционно-педагогического процесса в таком учреждении во многом обусловлены тем, что категория детей с ОВЗ полиморфна (многообразна) и разнородна по составу.

В обеспечении условий и возможностей развития и обучения детей с ОВЗ особая роль принадлежит педагогу - психологу. Говоря о работе психолога, имеем в виду не просто психологическую помощь, поддержку детей, испытывающих трудности в обучении. А говорим именно о психологическом сопровождении детей на всех этапах обучения как о сложном процессе взаимодействия, результатом которого должно явиться создание условий для развития ребенка, для овладения им своей деятельностью и поведением, для формирования готовности к жизненному самоопределению, включающему личностные, социальные аспекты

Коррекционно-развивающее направление.

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ЗПР, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:
- развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (по средствам арт - терапии, сказкотерапии, пескотерапии и др.);
- развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций.

В системе психологической помощи детям с задержкой психического развития на первое место ставят не дефект, а формирование и развитие целостной личности ребенка, способной направить свои усилия под руководством взрослых на компенсацию нарушений и реализацию своих потенциальных возможностей успешного вхождения в социальную среду.

Система комплексного сопровождения детей позволяет выявить отклонения в развитии, либо способности на ранних этапах и выбрать образовательный маршрут, позволяющий скорректировать развитие ребенка, либо наиболее полно развить его способности.


Основной целью работы стало выявление отклонений в развитии, склонностей и способностей ребенка, определение их характера и выбор оптимального образовательного маршрута.

- системное сопровождение, направленное на профилактику или коррекцию проблемы, характерной не для одного ребенка, а для системы в целом.



Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ЗПР можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога-психолога.

2.1.Психолого-педагогическое диагностирование детей с ЗПР

Проводя диагностику детей с ЗПР, необходимо строго придерживаться следующих правил:

• перед началом обследования устанавливать устойчивый положительный контакт с ребенком;

• во время обследования поддерживать интерес ребенка к выполняемым заданиям;

• различные виды помощи ребенку строго дозировать и обязательно фиксировать в протоколе обследования;

• каждый вид задания начинать с легкого (тренировочного) варианта, чтобы ребенок понял, в чем заключается задание, и ощутил удовлетворение от его успешного выполнения;

• предлагать ребенку полифункциональные задания, обеспечивающие оценку сразу по нескольким показателям познавательного развития;

• продолжительность тестирования не превышает 20 минут, при первых признаках утомления перехожу на другой вид работы;

• индивидуализировать последовательность предъявляемых заданий (легкие/трудные, вербальные/невербальные, учебные/игровые), чередую задания с учетом ведущего анализатора (зрительный, слуховой, тактильный, кинестетический);

• при предъявлении многозвеньевых инструкций использовать несложные по грамматическому оформлению речевые конструкции, предусматривать повторное поэтапное предъявление задания (делю инструкции на от дельные смысловые звенья).

Оценивая выполнение каждого отдельного задания, анализируются следующие показатели:

• способность ребенка организовать свою деятельность: как он приступает к выполнению задания, насколько выражен при этом этап ориентировки в задании, как протекает сам процесс работы (действия планомерны или хаотичны, характерны ли импульсивные реакции, «полевое» поведение);

• способы работы (рациональные/нерациональные), используемые ребенком при выполнении задания: зрительное соотнесение, примеривание, бессистемные повторяющиеся действия;

• способность ребенка контролировать свою деятельность, замечать ошибки в работе, находить и исправлять их;

• способность ребенка руководствоваться образцом: умение работать по образцу, сличать свои действия с образцом, осуществлять поэтапный контроль;

• отношение ребенка к результату своей работы: проявляет ли заинтересованность в конечном результате; демонстрирует индифферентное отношение; ориентируется на оценку экспериментатора, а не на сам результат.

• понимание содержания задания, восприимчивость к по мощи, способность осуществить перенос показанного способа на аналогичное задание.

Эти данные в процессе обследования обязательно фиксируются в протоколе.

При многообразии существующих методов такой диагностики основная проблема заключается в оптимальном выборе конкретных методик с учетом исследуемой категории детей. Основными для меня критериями выбора как от дельных методик психологического обследования, так и их совокупности в целом являются следующие условия:

• применяемые методики должны предусматривать определенные меры помощи, необходимые для выполнения заданий детьми с ЗПР;

• обследование не должно быть слишком длительным в силу особенностей работоспособности детей с ЗПР.

С учетом указанных критериев для диагностики детей с ЗПР нами были подобраны следующие методики:
Методика Пьерона-Рузера для исследования внимания и темпа деятельности.
Этот тест направлен на исследование внимания и темпа деятельности. Принцип его построения восходит к «Корректурной пробе» Бурдона. Предлагаемая модификация в основных чертах воспроизводит вариант, используемый в тесте Векслера. Однако у Векслера используются разные задания для детей до 8 лет и после 8 лет. Вариант, описанный ниже, пригоден для использования на протяжении всего школьного возраста. Материалом служат карандаш и лист с фигурками, в каждой из которых ребенок должен будет нарисовать определенный символ. Тест проводится с фиксацией времени, поэтому для него необходим секундомер или (что менее удобно) часы с секундной стрелкой. Рабочий лист представлен в конце. В верхней части листа показано, какой символ должен быть нарисован внутри каждой из фигур. Следующая укороченная строка — тренировочная. Далее идут тестовые строки.
Опосредованное запоминание по А.Н.Леонтьеву
  1   2   3

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей