Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методические рекомендации по летней производственной практике в качестве помощника врача скорой и неотложной помощи и участкового врача-терапевта для студентов V курса лечебного факультета


НазваниеМетодические рекомендации по летней производственной практике в качестве помощника врача скорой и неотложной помощи и участкового врача-терапевта для студентов V курса лечебного факультета
Анкорmetodicheskie recommendacii2012.doc
Дата28.10.2016
Размер83.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаmetodicheskie_recommendacii2012.doc
ТипМетодические рекомендации
#776
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей





Государственное бюджетное образовательное учреждение


высшего профессионального образования

"Оренбургская государственная медицинская академия"


Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


по летней производственной практике

в качестве помощника врача скорой и неотложной помощи и участкового врача-терапевта

для студентов V курса лечебного факультета

Оренбург - 2012

Составители: д.м.н., проф. Г.Г. Багирова, к.м.н, асс. Л.В. Попова, к.м.н., доц. Л.В. Сизова
Общая редакция заведующей кафедрой поликлинической терапии, д.м.н., проф. Г.Г. Багировой

За время прохождения практики студент должен провести беседы с больными, прочитать лекции на медицинские темы в рамках санитарно-просветительной работы и составить отчет о производственной практике по курсу общественного здоровья и организации здравоохранения, который сдается на кафедру общественного здоровья и здравоохранения № 1.

Правила и порядок ведения рукописного дневника производственной практики



Указания по ведению дневника

1. На титульном листе дневника обязательно указываются фамилия, имя, отчество студента, номер группы, курс, факультет. Перед каждым этапом практики должна быть страница с общими сведениями – место практики (город, лечебное учреждение), фамилии и должности руководителей практики от медицинского учреждения и ОрГМА, сроки прохождения практики.
Пример оформления:

ДНЕВНИК ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ


студента (ки) ______Фамилия, имя, отчество___________
….. группы V курса лечебного факультета
……………………………………………………………………
(название лечебного учреждения, где студент проходит производственную практику)
Базовый руководитель …………………………

Руководитель от ОрГМА ………………………

Время прохождения практики

с …………………2012г. по ……………………..2012 г.



студенты предупреждаются на организационном собрании на базе практики в начале цикла. В случае неоднократных нарушений студентом правил ведения дневника или типовой медицинской документации доцент-руководитель вправе учесть это обстоятельство при приеме зачета.

4. Накануне зачета каждый студент в отчетах заполняет сводную таблицу за всю практику (за цикл), где указывает рядом с ранее вписанным «минимумом» фактическое число выполненных практических навыков. В графе «Примечание» указывается причина невыполнения или недовыполнения какого-либо умения, если таковое случится (например, отсутствие метода исследования на базе практики).
5. Печатный дневник содержит следующие разделы:

Раздел «Летняя производственная практика». Описан в п.1.

Раздел «Отчет о работе на производственной практике» - представляет из себя стандартные таблицы умений. Порядок заполнения приведен выше в п.4.

Раздел «Санитарно-просветительная работа» - указываются названия бесед с больными, даты их проведения, аудитория (где проводились, число слушателей). Раздел заполняется студентом и подписывается врачом базового медицинского учреждения, ответственным за санитарно-просветительную работу.

Примерные темы лекций и бесед для населения


  1. Здоровый образ жизни – залог долголетия.

  2. Рациональное питание.

  3. СПИД, его профилактика.

  4. Профилактика ожирения.

  5. Профилактика артериальной гипертонии.

  6. Болезни опорно-двигательного аппарата и их профилактика.

  7. Факторы риска при ИБС.





3

14

Введение



Производственная практика студентов V курса лечебного факультета является неразрывной составной частью учебного процесса. Главная ее цель – освоить основной объем работы врача скорой неотложной помощи, участкового терапевта.

Данные методические рекомендации были составлены сотрудниками кафедры поликлинической терапии, чтобы ознакомить студентов с целью, задачами, этапами прохождения практики и правильностью оформления дневников.

Программа производственной практики студентов


V курса лечебного факультета
Производственная практика студентов V курса состоит из работы в качестве помощника врача скорой и неотложной помощи на базе подстанций ССМП (4 суточных дежурства) и помощника участкового терапевта на базе поликлиник (12 рабочих дней).

Цель и задачи практики



Производственная практика студентов V курса лечебного факультета преследует цель освоения основного объема работы врача скорой и неотложной помощи на базе ССМП и участкового терапевта на территориальном участке.

Для достижения этой цели студент должен:

1. Уметь оказывать экстренную врачебную помощь на догоспитальном этапе, определять показания для экстренной госпитализации больных.

2. Научиться проводить амбулаторный прием и осмотр больных на дому с назначением лечения.

3. Осуществлять профилактические осмотры и диспансерное наблюдение за больными.

4. Владеть основными параклиническими методами обследования.



4

13


5. Уметь интерпретировать результаты исследований, выполняемых в условиях поликлиники.

6. Знать основную документацию участкового врача-терапевта и уметь ее заполнять.

7. Уметь проводить врачебно-трудовую экспертизу и оформлять листок нетрудоспособности, справку о нетрудоспособности, посыльный лист на МСЭК.

8. Уметь выписывать рецепты на наиболее часто назначаемые в амбулаторных условиях препараты.

9. Проводить санитарно-просветительную работу на участке.

10. Принимать участие во врачебных конференциях, проводимых в поликлинике и на подстанциях ССМП.

11. Уметь анализировать показатели заболеваемости, смертности, временной нетрудоспособности, инвалидности на участке.

12. Соблюдать правила техники безопасности и охраны труда.
Студенты работают по индивидуальному графику, составленному непосредственным руководителем практики на данной подстанции ССМП и в поликлинике.

Контроль за работой студентов V курса лечебного факультета возлагается на преподавателей кафедры поликлинической терапии. Непосредственно за прохождение практики на подстанциях ССМП отвечают заведующие подстанциями и старшие врачи смены, а в поликлинике – заведующие поликлиникой, заведующие терапевтическими отделениями (старшие терапевты).

За время прохождения практики на подстанциях ССМП у студентов должно быть 4 суточных дежурства.

В поликлинике студенты проходят практику в течение 12 рабочих дней (включая субботние дни). Продолжительность рабочего дня студента – 6 часов, из которых 4 часа он проводит на приеме в поликлинике и 2 часа обслуживает больных на дому вместе с врачом.


5

12

Рекомендуемая литература

1. Авруцкий Г.Я., Балаболкин М.И., Баркаган З.С. и др. Справочник по оказанию скорой и неотложной медицинской помощи.- СПб.: Лейла, 1996.


2. Багирова Г.Г., Майко О.Ю., Попова Л.В. Неотложная помощь на догоспитальном этапе при наиболее часто встречающихся заболеваниях внутренних органов / Информационно-методическое письмо для студентов 6 курса, интернов, ординаторов, врачей общей практики. − Оренбург, 2004. − 102с.

3. Волков В.С., Петрухин И.С., Смирнов Л.Е. Амбулаторное лечение заболеваний внутренних органов.- Тверь: Изд-во Тверской гос. мед. академии, 1997.

4. Галкин В.А. Поликлиническая терапия. – М.: Медицина, 2000. – 256с.

5. Поликлиническая терапия: Учебник для студентов высших учебных заведений / Б.Я. Барт и др. Учебное пособие для студентов медицинских ВУЗОВ − М.: «Академия», 2005. − 544с.

6. Практическое руководство для врачей общей (семейной) практики/под ред. И.Н. Денисова. – М, 2001.- 720с.

7. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 31 января 2012 г. N 70н г. Москва "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 февраля 2010 г. N 55н "О порядке проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан""

8. Рейдерман М.И. Неотложная электрокардиография. – М., 1993. – 125с.

9. Руксин В.В. Основы неотложной кардиологии. – СПб., 1994.

10. Синдромальная диагностика внутренних болезней/ Под общей ред. Г.Б. Федосеева.- СПб.: Специальная литература, 1995.

11. Социальная гигиена и организация здравоохранения: Учебное руководство (Ю.П. Лисицын, Н.В. Полунина, К.А. Отдельнова и др.) – М., 1999. – 450с.

12. Справочник по клинико-экспертной работе. - М.: Грант, 1998.

13. Сторожаков Г.И., Чукаева И.П., Александров А.А. Поликлиническая терапия / Учебник для студентов медицинских ВУЗОВ. − М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2007. − 704с.



6

11

2. Дневник должен отражать всю работу студента в процессе производственной практики, с указанием места (бригада ССМП, кабинет участкового терапевта, помощь на дому, специализированные кабинеты и бригады ССМП, ВК, МСЭК, кабинет функциональной диагностики и проч.) и времени (по часам) ее выполнения. Особое внимание должно быть уделено описанию случаев оказания неотложной помощи.

В поликлинике – приводится число принятых первичных больных, перечисляются их диагнозы и назначенное лечение с указанием форм, названий и доз препаратов в латинской транскрипции, способом и кратностью их применения. При этом 1-2 больных с новыми для студента состояниями, или с существенными нетипичными особенностями течения заболевания, или трудных в плане диагностики и лечения описываются подробно. По ним указываются: больной (без указания Ф.И.О., см. образец на с. 7), возраст, жалобы, основные данные анамнеза, физикальные данные (только по системам органов, где выявлены отклонения от нормы), заключения лабораторных и инструментальных методов исследования, развернутый клинический диагноз, дополнительное обследование и лечение. Указывается, в чем конкретно состоят необычность заболевания, диагностические и лечебные затруднения.

Такие записи должны быть предельно лаконичными и содержать только основные сведения, необходимые для обоснования диагноза и особенностей терапии. В последующие дни практики повторять подробное описание больных с аналогичными заболеваниями не следует. В случае отсутствия больных с «новой» или «интересной» патологией в некоторые дни подробного описания первичных больных может не быть.

Далее приводится число принятых повторных больных с перечислением диагнозов. По 1-2 больным описываются особенности течения болезни, трудности в диагностике и лечении, необходимость в коррекции назначений.

Затем описывается работа по вызовам на дом. Указываются больной, возраст, диагноз и рекомендованное лечение. По усмотрению студента и исходя из наибольшей познавательной ценности вместо более подробного описания 1-2 повторных больных может быть дано по той же схеме описание пациентов, осмотренных на дому.


Порядок проведения зачетов

по производственной практике
К зачету допускаются студенты, выполнившие все перечисленные выше виды работы, оформившие в соответствии с изложенными требованиями дневники практики, а также сдавшие по окончании цикла по поликлинике отчет о производственной практике по курсу общественного здоровья и здравоохранения (отчет сдается на кафедру общественного здоровья и здравоохранения №1).

Зачет проводится на базе практики после окончания каждого цикла. Он принимается комиссией в составе: главный врач или начмед, руководитель от ОрГМА, руководители практики на базе – старшие врачи смен ССМП, заведующий поликлиникой, заведующие отделениями. Перед зачетом по работе в поликлинике комиссия должна быть информирована о сдаче студентом отчета по курсу общественного здоровья и здравоохранения (отметка ставится на отчете).
Вопросы, задаваемые студенту на зачете по производственной практике:


  1. Вопросы по ошибкам и замечаниям, выявленным и фиксированным в дневнике при ежедневных и промежуточных проверках дневника руководителем от базы и руководителем от ОрГМА.

  2. Вопросы по технике любых манипуляций, выполненных студентом лично или на которых он присутствовал, отраженных в его дневниках; вопросы по любым аспектам клиники, обследования и лечения конкретных больных, с которыми студент лично работал за время практики, или же при обследовании и лечении которых присутствовал.

  3. Вопросы по организации участковой службы или службы скорой и неотложной помощи в базовом лечебном учреждении.






7

10

Ежедневная запись заканчивается перечислением остальной работы в поликлинике по часам выполнения (лекции, беседы, групповые занятия с руководителями практики, заполнение посыльных листов на МСЭ, оформление больничных листов, санаторно-курортных карт, количество больных, осмотренных в порядке диспансеризации, работа во МСЭК и ВК, прочие умения согласно их «минимумов»).
Пример записей в дневнике:

8.00 – 9.00 Осмотрел 5 первичных больных (артериальная гипертония – 2, ИБС –2, язвенная болезнь – 1).

Больная И., 54 лет. Жалобы: головная боль, головокружение, шум в ушах, подъем артериального давления до 160/100 мм рт.ст. Объективно: Тоны сердца приглушены, ритмичные. АД=160/100 мм рт.ст. PS=80 в мин. Диагноз: Гипертоническая болезнь II стадии. Степень АГ 3. Риск 4 (очень высокий).

Рекомендовано: Tab. Hypothiazidi 0,025 N.20

По 1/2 таблетки внутрь 1 раз в день утром

Tab. «Enap» N.20

По 1 таблетке внутрь 2 раза в день

Больному Р., 42 лет, в связи с изменением особенностей течения язвенной болезни: утратой сезонности обострений, выраженным похуданием, потерей аппетита, иррадиацией боли в спину назначено дообследование: ЭГДС с биопсией, УЗИ поджелудочной железы, определение уровня амилазы крови, чтобы исключить cancer головки поджелудочной железы. В случае подтверждения диагноза больному показана госпитализация для решения вопроса об оперативном лечении.
9.00-11.00 Осмотрел 10 повторных больных и 3 здоровых лиц в порядке профосмотра.

11.00-11.20 Оценил 5 общих анализов крови, 3 биохимических анализа крови, 4 общих анализа мочи, 1 копрограмму (указать имеющиеся отклонения от нормы). Оформил 2 листка нетрудоспособности.

11.20–11.40 Заполнил 1 санаторно-курортную карту.




  1. Физкультура и здоровье.

  2. Что мы знаем о витаминах?

  3. Токсикомании и их предупреждение.

  4. Наркомания.

  5. Алкоголь – влияние на здоровье человека.

  6. Профилактика заражения туберкулезом.

  7. Всеобщая диспансеризация населения.

  8. Дополнительная диспансеризация работников бюджетной сферы.

Раздел «Замечания и пожелания студента по производственной практике». Заполняется самим студентом. В нем объективно должны быть отмечены положительные и отрицательные моменты организации и хода практики, с точки зрения студента. Раздел подписывается руководителем от ОрГМА, что означает ознакомление его с данным разделом.

Раздел «Производственная характеристика». Она пишется непосредственными руководителями практики вместе с руководителем от ОрГМА после прохождения каждого цикла практики. В ней отражаются место и сроки прохождения практики, приобретенные студентом умения, отражаются этические и деонтологические аспекты общения с пациентами и медицинскими сотрудниками.

Отчет заверяется главным врачом и скрепляется гербовой печатью медицинского учреждения. Без подписи главного врача и печати базового учреждения отчет считается не оформленным и не может быть представлен к зачету.

В конце дневника руководитель от ОрГМА ставит общую зачетную отметку (зачет, незачет).




8

9

11.40-12.00 Присутствовал на рентгеноскопии легких

1 больного в рентгеновском кабинете. У больного В., 34 лет, выявлена острая правосторонняя нижнедолевая пневмония.
12.00-14.00 Вызовы на дом. Совместно с участковым врачом осмотрел 4 больных (1 - с бронхиальной астмой, 2 – с артериальной гипертонией, 1 – с ОРВИ).

При работе на ССМП приводится число обслуженных вызовов, перечисляются диагнозы больных с указанием количества больных с аналогичными диагнозами. Больные с впервые встретившимся студенту диагнозом (с существенными нетипичными особенностями течения заболевания, трудные в плане диагностики и лечения) описываются подробно по изложенным выше правилам для первичных больных на поликлиническом приеме. Перечисляются выполненные манипуляции, в том числе инъекции конкретных препаратов для больного с «новым» неотложным состоянием. Рекомендации по дальнейшему наблюдению (амбулаторное лечение или госпитализация в конкретное учреждение).
3. Дневник заполняется ежедневно в конце рабочего дня студента. Непосредственный руководитель практики от лечебного учреждения ежедневно проверяет и подписывает дневник, письменно указывает допущенные ошибки. Руководитель от ОрГМА не реже, чем 2-3 раза за каждый цикл практики оценивает правильность и регулярность ведения дневника. Выявленные ошибки и упущения преподаватель письменно фиксирует в дневнике. Такая промежуточная проверка заканчивается выставлением подписи доцента. Кроме того, и руководитель практики от лечебного учреждения (ежедневно), и руководитель от ОрГМА (с указанной выше частотой) проверяют типовую медицинскую документацию, которую ведет студент (амбулаторная карта) и делают необходимые замечания. Для проверок правильности и регулярности оформления рукописного дневника студент обязан ежедневно предъявлять его руководителю практики от лечебного учреждения (зав. терапевтических отделений, старшим терапевтам, старшим врачам смены или зав. подстанциями ССМП) и доценту в дни его посещений, о чем правил ведения дневника или типовой медицинской документации



перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей