ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»Методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2016 года РУССКИЙ язык МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОММосква2016Авторы: Цыбулько И.П. (руководитель), Александров В.Н., Арутюнова Е.В., Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Дощинский Р.А., Капинос В.И., Пучкова Л.И., Соколова Н.В.Методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2016 г. по русскому языку подготовлены в соответствии с Тематическим планом работ Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений» на 2016 г. Пособие предназначено для подготовки экспертов по оцениванию заданий с развернутым ответом, которые являются частью контрольных измерительных материалов (КИМ) для сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку.В методических материалах дается краткое описание структуры контрольных измерительных материалов 2016 г. по русскому языку, характеризуются типы заданий с развернутым ответом, используемые в КИМ ЕГЭ по русскому языку, и критерии оценки выполнения заданий с развернутым ответом, приводятся примеры оценивания выполнения заданий и даются комментарии, объясняющие выставленную оценку.Авторы будут благодарны за замечания и предложения по совершенствованию пособия.© Цыбулько И.П., Александров В.Н., Арутюнова Е.В., Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Дощинский Р.А., Капинос В.И., Пучкова Л.И., Соколова Н.В.© Федеральный институт педагогических измерений, 2016.ЗАДАНИЯ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУОсобенности контроля и аттестации выпускников при проведении единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку определяются спецификой предмета, конечными целями обучения и назначением экзаменационной работы.Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуют новые подходы к определению целей обучения. Цели обучения, его содержание (знания, умения и навыки) определяются через понятия языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций.Изучая язык как систему и овладевая лингвистическими знаниями, школьники одновременно обучаются речи на родном языке - осознают и осмысливают через понятия и правила свою уже сложившуюся речевую практику и на этой основе корректируют и совершенствуют устную и письменную речь.Экзаменационная работа составлена так, что позволяет проверить, в какой степени у выпускников средней школы сформирована каждая из четырех компетенций - языковая, лингвистическая, коммуникативная и культуроведческая.Двоякая функция ЕГЭ - аттестовать выпускников общеобразовательных школ и отобрать среди них наиболее подготовленных учащихся для продолжения обучения в вузе - определяет структуру и содержание экзаменационной работы. В ней, помимо заданий базового уровня, имеются задания повышенного и высокого уровней сложности, обладающие большой дифференцирующей силой. Именно эти задания позволяют выделить из числа экзаменующихся наиболее подготовленных.В работе использованы два типа заданий: задания открытого типа с кратким ответом и задание открытого типа с развернутым ответом.Большая часть заданий открытого типа с кратким ответом проверяет сформированность базовой языковой компетенции экзаменуемых: умение выявлять соответствие (или несоответствие) какой-либо речевой единицы языковой норме, а также умение на базовом уровне опознавать языковые единицы и классифицировать их. Несколько заданий проверяет сформированность коммуникативной компетенции экзаменуемых - способность понимать высказывание, связно и логично строить текст. В целом задания открытого типа с кратким ответом проверяют подготовку по русскому языку на базовом уровне.При этом есть задания открытого типа с кратким ответом, которые ориентированы главным образом на проверку лингвистической компетенции экзаменуемых. В заданиях этого типа для анализа предлагается более сложный, чем в заданиях базового уровня, языковой материал, причем предъявляется он как в виде изолированных языковых примеров (предложений), так и на материале текста.В целом задания к тексту представляют собой многоаспектный анализ текста (смысловой, композиционный, типологический, стилистический, языковой) и являются заданиями базового, высокого и повышенного уровней сложности.Задание открытого типа с развернутым ответом - это сочинение на основе предложенного текста. Задание, являясь заданием повышенного уровня сложности, проверяет сформированность у экзаменуемых отдельных коммуникативных умений и навыков:1) анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;2) комментировать главную проблему исходного текста;3) определять позицию автора текста по заявленной проблеме;4) выражать и аргументировать собственное мнение;5) последовательно и логично излагать мысли;6) использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическоебогатство языка;7) практическую грамотность - навыки оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и речевыми нормами современного русского литературного языка.Таким образом, вторая часть экзаменационной работы проверяет состояние практических речевых умений и навыков и дает представление о том, владеют ли экзаменуемые монологической речью, умеют ли аргументированно и грамотно излагать свою точку зрения, что немаловажно не только для успешной учебной деятельности, но и для дальнейшего профессионального образования.Кроме того, сочинение на основе исходного текста призвано показать сформированность у экзаменуемых кулътуроведческой компетенции, потому что прямо или косвенно дает представление в части аргументации собственного мнения о широте кругозора экзаменуемых, их начитанности и общей культурной образованности.ПОДГОТОВКА ЭКСПЕРТА ПРЕДМЕТНОЙ КОМИССИИ ПО РУССКОМУЯЗЫКУВ период проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена были заложены нормативно-правовые, содержательные и методические основы для создания стандартизированной подготовки региональных экспертов-предметников по русскому языку.Эксперту предметной комиссии по русскому языку необходимознать:1) цели единого государственного экзамена;2) структуру и содержание контрольных измерительных материалов по русскому языку:• кодификатор элементов содержания по предмету для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена;• спецификацию экзаменационной работы для выпускников 11 класса средней (полной) общеобразовательной школы;• число заданий в тесте и отдельных его частях;• порядок расположения заданий в тесте;• типы заданий;• общие требования задания с развернутым ответом;3) принципы отбора содержания контрольных измерительных материалов (КИМ) по русскому языку: валидность; надежность; объективность проверки; пропорциональную представленность в работе всех разделов школьного курса; соответствие данного измерителя характеру проверяемого объекта;4) общие научно-методические подходы к оценке выполнения задания с развернутым ответом;5) специфические подходы к системе оценки выполнения задания с развернутым ответом по русскому языку: при проверке второй части работы следует исходить из того, что оценивается не работа в целом, а тот комплекс умений и навыков, который проверяется с ее помощью;6) специально разработанную на основе действующих норм шкалу для проверки задания с развернутым ответом, максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый за выполнение этой части работы;7) классификацию ошибок и недочетов в письменной речи, критерии разграничения ошибок;8) процедуру проверки и перепроверки экзаменационных работ; понимать:1) значение педагогического контроля в современном учебном процессе;2) специфику тестовой формы контроля; отличие тестирования от других видов контроля уровня сформированности знаний, умений и навыков по предмету;3) сущность компетентностного подхода в обучении русскому языку;4) ответственность за соблюдение информационной безопасности при проверке части с развернутым ответом. уметь:1) проводить стандартизированную процедуру проверки и перепроверки сочинений:• следовать инструкциям, регламентирующим процедуру проверки и оценки развернутых ответов;• правильно оформлять протоколы проверки и оценки развернутых ответовэкзаменуемых;2) проверять сочинение по следующим составляющим коммуникативной компетенции:• умение воспринимать информацию, содержащуюся в тексте;• умение анализировать содержание читаемого текста;• умение выражать собственное мнение;• умение аргументировать свою точку зрения;• умение точно, последовательно и выразительно излагать свои мысли;• орфографические и пунктуационные умения;• владение нормами современного русского литературного языка;3) применять критерии и нормативы оценки каждого из предъявленных в системе оценивания речевых умений;4) разграничивать ошибки и недочеты различного типа; выявлять в работе экзаменуемого повторяющиеся, однотипные и негрубые ошибки,5) правильно квалифицировать ошибки в сочинениях экзаменуемых;6) обобщать результаты проверки работ. Документация эксперта предметной комиссии по русскому языку(См. Приложение 1)При проверке экзаменационных сочинений ЕГЭ эксперт работает со следующими документами:1) формулировкой задания с развернутым ответом;2) текстом, на основе которого создается экзаменационное сочинение;3) текстом рецензии задания 24;4) информацией о тексте;5) информацией об авторе текста;6) общими критериями оценивания ответа на задание с развернутым ответом;7) протоколом проверки ответов на задания бланка № 2;8) памяткой для эксперта, проверяющего ответ на задание с развернутым ответом по русскому языку;9) работой экзаменуемого.В качестве справочного материала эксперту желательно иметь под рукой различные словари и справочники, таблицы с перечнем грамматических и речевых ошибок, а также таблицу пошагового оценивания ответа на задание второй части экзаменационной работы (см. Приложение 2).ОБЩАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ (СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ)Для оценки сочинения применяется сочетание двух рейтинговых шкал в системе, специально разработанной для измерения различных сторон коммуникативной подготовки учащихся. Система предусматривает словесное описание критериев оценивания развернутого ответа (сочинения) и цифровую характеристику нормативов оценки по каждому критерию.При разработке критериев оценивания задания с развернутым ответом учитывались достижения психологии и методики в области преподавания родного и неродного языков. Основу нормативов оценки составили действующие нормы современного русского литературного языка.При проверке сочинения следует исходить из того, что оценивается не работа в целом, а умения и навыки, составляющие коммуникативную компетенцию.Система оценивания сочинения включает критерии, отражающие требования к различным составляющим коммуникативной компетенции учащихся. Каждый критерий в зависимости от его значимости оценивается рейтинговой шкалой различной длины: 3-0. Максимальное количество баллов, которое можно набрать за эту часть работы, - 24.В системе выделены аспекты проверки, сформулированы критерии и обозначены нормативы оценки различных составляющих коммуникативной компетенции выпускников средней школы. Такой подход к оценке сочинения нов для методики русского языка и представляет определенную трудность для экспертов, пока еще не вполне владеющих новой технологией проверки и оценивания письменных работ. КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМВнимание! При выставлении баллов за выполнение задания в «Протокол проверки ответов на задания бланка № 2» следует иметь в виду, что если ответ отсутствует (нет никаких записей, свидетельствующих о том, что экзаменуемый приступал к выполнению задания), то в протокол проставляется «X», а не «О». №
| Критерии оценивания ответа на задание с развернутым ответом
| Баллы
| I
| Содержание сочинения
|
| К1
| Формулировка проблем исходного текста
|
|
| Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста.
Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет
| 1
|
| Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста
*Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1—К4 оценивается 0 баллов
| 0
| К2
| Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
|
|
| Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров из прочитанного текста, важных для понимания проблемы.
Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет
| 3
|
| Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Экзаменуемый привёл 1 пример из прочитанного текста, важный для понимания проблемы.
Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет
| 2
|
| Сформулированная экзаменуемым проблема исходного текста прокомментирована с опорой на исходный текст, но
экзаменуемый не привёл ни одного примера из прочитанного текста,
важного для понимания проблемы,
или
в комментарии допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием проблемы исходного текста
| 1
|
| Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, или
прокомментирована без опоры на исходный текст, или
в комментариях допущено более одной фактической ошибки, связанной
с пониманием проблемы исходного текста,
или
прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым
проблема,
или
вместо комментария дан простой пересказ текста или его фрагмента, или
вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста
| 0
| КЗ
| Отражение позиции автора исходного текста
|
|
| Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме.
Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет
| 1
| Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована
неверно,
или
позиция автора исходного текста не сформулирована
| 0
| К4
| Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
|
|
| Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы)
| 3
|
| Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт), или
привёл только один аргумент из художественной, публицистической или научной литературы
| 2
| Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл один аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт
| 1
| Экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументов, или
мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например: «Я согласен
/ не согласен с автором»),
или
мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе
| 0
| II
| Речевое оформление сочинения
|
| К5
| Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
|
|
| Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
- в работе нет нарушений абзацного членения текста
| 2
|
| Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но
допущена одна логическая ошибка, и/или
в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста
| 1
|
| В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но
допущено более одной логической ошибки, и/или
имеется два случая нарушения абзацного членения текста
| 0
| Кб
| Точность и выразительность речи
|
|
| Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи
’"’Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10
| 2
|
| Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но
прослеживается однообразие грамматического строя речи, или
работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но
есть нарушения точности выражения мысли
| 1
|
| Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи
| 0
| III
| Грамотность
|
| К7
| Соблюдение орфографических норм
|
|
| орфографических ошибок нет (или одна негрубая ошибка)
| 3
|
| допущено не более двух ошибок
| 2
|
| допущено три-четыре ошибки
| 1
|
| допущено более четырёх ошибок
| 0
| К8
| Соблюдение пунктуационных норм
|
|
| пунктуационных ошибок нет (или одна негрубая ошибка)
| 3
|
| допущено одна-три ошибки
| 2
|
| допущено четыре-пять ошибок
| 1
|
| допущено более пяти ошибок
| 0
| К9
| Соблюдение языковых норм
|
|
| грамматических ошибок нет
| 2
|
| допущено одна-две ошибки
| 1
|
| допущено более двух ошибок
| 0
| К10
| Соблюдение речевых норм
|
|
| допущено не более одной речевой ошибки
| 2
| допущено два-три ошибки
| 1
| допущено более трёх ошибок
| 0
| К11
| Соблюдение этических норм
|
|
| этические ошибки в работе отсутствуют
| 1
| допущены этические ошибки (одна и более)
| 0
| К12
| Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
|
|
| фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют
| 1
| допущены фактические ошибки (одна и более) в фоновом материале
| 0
| Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1-К12)
| 24
| перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |