Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

алалия. СодержаниеСтр Целевой раздел


НазваниеСодержаниеСтр Целевой раздел
Дата30.03.2019
Размер0.7 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаалалия.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипПояснительная записка
#44360
страница1 из 3
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3

2
Содержание
Стр.
1. Целевой раздел:
3 1.1. Пояснительная записка
3 1.2. Цель и задачи реализации программы
4 1.3.
Принципы и подходы к формированию программы
5 1.4. Этапы логопедической работы, оценка сформированности.
9 1.5. Симптоматика алалии с учетом неязыковых и языковых нарушений.
12 1.6. Мониторинг индивидуального развития детей
17
2. Содержательный раздел
20 2.1. Индивидуальная психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков.
20 2.2.
Комплексная система коррекционного воздействия при экспрессивной алалии и личностью в целом
21 2.3.
Программа индивидуального коррекционноразвивающего обучения с ребенком, страдающим моторной алалией
22 2.4. Особенности взаимодействия учителя-логопеда с воспитателем группы компенсирующей направленности
23
Литература
25
Приложения
27
Календарно-тематическое планирование коррекционноразвивающей работы учителя-логопеда.
28
3
1.
Целевой раздел
1.1.
Пояснительная записка
Актуальность
Алалия - одна из тяжелых и стойких форм патологии речевой деятельности. Многие дети с алалией не овладевают языком и остаются неговорящими или почти неговорящими даже по времени поступления в школу.
Свойственный или сложный симптомокомплекс языковых и неязыковых расстройств оказывает отрицательное влияние не только на речевую коммуникацию, но в определенной степени и на развитие познавательной деятельности некоторых сторон личности, а нередко препятствует достижению значимых для формирующейся личности потребностей и стремлений.
Проблема диагностики и организации коррекционно–
воспитательной работы при алалии – одна из наиболее важных и основополагающих научно – педагогических проблем, системы дошкольных общеобразовательных учреждений в настоящее время.
Все эти факторы говорят о необходимости разносторонних и глубоких знаний об этой форме патологии речевой деятельности, чтобы в будущей практической работе уметь анализировать характер патологии и находить оптимальные пути ее преодоления.
Эта проблема решается в основном по пути создания тестов, диагностических методик, различных систем коррекционно– логопедического воздействия как при моторной, так и при сенсорной алалии, целью которых является раннее обучение и воспитание детей с данной патологией речи. Вместе с тем в теоретической разработке проблемы алалии имеется немало нерешенных вопросов. Все это создает актуальность написания данной программы.
Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, Б. М. Гриншпун, Е.
Ф. Соботович, и другие представители «языковой» концепции выделяют главную задачу логопедического воздействия - воспитание у детей представлений о закономерностях функционирования языковой системы, о взаимодействии составляющих ее компонентов. Они отличают ряд психологических и индивидуальных особенностей, которые не обходимо учитывать при работе с детьми.
В работах разных авторов выявлены особенности речевого развития и структуры дефекта при алалии на основе применения различных критериев: физиологических, клинических, психологических, лингвистических и других. Описаны различные формы алалий, разработана методика логопедического воздействия при разных формах недоразвития речи, а также попытки теоритически обосновать данную проблему и на практике показать пути ее реализации.
4
Но несмотря на все имеющиеся разработки теории и практики коррекционно-воспитательного обучения детей, имеющих алалию, до сих пор не получили надлежащего решения, такие фундаментальные вопросы как проблемы алалии.
Недостаточно изучен механизм и симптоматика алалии. В практике учителей-логопедов дошкольных учреждений имеется также ряд сложностей в преодолении такого нарушения как алалия, и сводятся они к следующему:

недостаточно продуманная система работы воспитателя и учителялогопеда по данному направлению;

недостаток методической литературы, разработанных коррекционно-развивающих (рабочих) программ по преодолению данного нарушения;

нет преемственности между дошкольным учреждением и начальным звеном обучения.
При наличии большого количества различного рода логопедической и психологической литературы по проблеме моторной алалии, коррекционная работа с моторными алаликами на первом, начальном этапе логопедического воздействия освещена недостаточно.
Исходя из вышеуказанного, можно сформулировать решение данной проблемы. Решение состоит в том, чтобы выявить и рассмотреть при каких психолого-педагогических условиях наиболее эффективно осуществляется логопедическое воздействие на детей, имеющих алалию.
Какие методы, средства и формы наиболее целесообразны. Разработать рабочую программу, которая содержит определенную практическую значимость, направленная не только на коррекцию дефекта, но и главным образом на развитие ребенка в целом. Данная программа ссылается на пособие «Как превратить «неговорящего» ребенка в
болтуна», авторами которого являются Т.В. Башинская и Т.В. Пятница.
Наряду с этим, предлагаемая рабочая программа — это попытка:

систематизировать наработанный авторами практический материал;

наметить эффективные научно обоснованные направления логопедической работы и пути выхода из состояния недоразвития речи;

разработать календарно-тематическое планирование по преодолению моторной алалии у детей дошкольного возраста.
1.2. Цель логопедического воздействия – нормализация языкового механизма у детей с алалией.
Моторная алалия – медико-психолого-педагогическая проблема.
Областью логопедии в ней является определение принципов и методов коррекционного воздействия. Комплексный подход к формированию речи при алалии направляет внимание на становление всех функций речи, способствующих ее развитию и улучшению познавательной
5 деятельности, ведется комплексная система работа не только над речью, но и личностью в целом.
Коррекционно-развивающая работа направлена в первую очередь на создание механизмов речевой деятельности, решается посредством ряда поставленных задач:

формируется мотив;

формируются коммуникативное намерение;

осуществляется внутренне программирования высказывания;

выполняется его лексическая разверстка - реальные процессы языковой деятельности;

происходит отбор лексико-грамматических средств - овладение механизмов грамматики, принципам ее действия;

реализуется грамматическое структурирование.
После чего у ребенка с алалией обогащается речевая практика, развиваются умения в сознательном использовании знаний, вырабатывается овладение моделированием речевых операций.
1.3. Принципы и подходы к формированию программы
Программа характеризуется настойчивым стремлением к конечной цели
– формирование коммуникативно-речевые умения, обеспечивающих жизнедеятельность человека, развитие потребности самоактуализации и актуализации своих возможностей внутренних ресурсов, гармоничному развитию личности. А ценность программы заключается в ее необычном построении, поскольку затрагивают:

взаимосвязь общих и частных задач;

содержание и объем образовательных областей;

мониторинг освоения Программы;

подходы и охват общедидактических принципов построения и реализации их в образовательном процессе.
Содержание коррекционно-развивающего процесса в программе, невозможно без реализации основополагающих общедидактических принципов. В современной педагогике, они, своей совокупностью, образуют единую системную целостность в ее успешной реализации.
Современные принципы дидактики обуславливают требования ко всем компонентам образовательного процесса – логике обучения, целям и задачам, формированию содержания, выбору форм и методов, стимулированию и анализу достигнутых результатов.
Дидактические принципы
Реализация дидактических принципов
Принцип сознательности и
активности обучения
Подразумевает взаимосвязь педагогического руководства с
Комплексность методов
психологического воздействия
Этот принцип позволяет говорить о необходимости
6 сознательной, активной, творческой деятельностью воспитанников. Сознательность проявляется в осмысливании цели и задач обучения, в полном знании фактов, глубоком понимании материала, проникновении в сущность изучаемого, умении сознательно применять его на практике.
Основой сознательности обучения является умственная, мыслительная активность учащихся.
Активность теснейшим образом связана с самостоятельностью мысли и действий, играет большую роль в принятии решений, в умении отстаивать свои взгляды и т. п. использования, как в обучении, так и воспитании детей с ОНР всего многообразия методов, приемов, средств. К их числу можно отнести и те, что получили в теории и практике коррекции в последние годы наибольшее распространение и признание. Это методы игровой коррекции: методы арт-, сказко, игротерапии; методы модификации поведения
(поведенческий тренинг).
Принцип наглядности обучения
Это опора на реальные представления детей. Это один из самых известных и интуитивно понятых принципов обучения, использующийся с древнейших времен.
Закономерное обоснование этого принципа получено сравнительно недавно: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения.
Деятельностный принцип
коррекции
Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации.
Развитие и коррекция высших
психических функций.
Реализация этого принципа возможна через выполнение заданий с опорой на несколько анализаторов и включение специальных упражнений по коррекции высших психических функций.
Системе таких упражнений в условиях коррекции речевых дефектов детей придается особое значение.
7
Развитие динамичности
восприятия
Этот принцип успешно реализуется через задания с постепенно нарастающей трудностью; через включение упражнений, при выполнении которых внимание ребенка обращается на разные признаки, свойства и состояния изучаемого предмета; через разнообразие типов выполняемых заданий и смену видов деятельности детей.
Принцип системности и
последовательности
Человек только тогда обладает научным знанием, когда оно четко отражает картину внешнего мира, представляет собой систему взаимосвязанных понятий.
Универсальным средством и главным способом формирования научных знаний является организованное обучение; система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой представляемого материала и познавательными возможностями ребенка. Таким образом, принцип системности и последовательности обучения это получение знаний в системе, их последовательное усвоение.
Системность коррекционных,
профилактических и
развивающих задач
Соблюдение данного принципа не позволяет ограничиваться решением лишь актуальных на сегодняшний день трудностей и требует учета ближайшего прогноза развития ребенка и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей.
Иными словами, задачи программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:

коррекционного
(исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей);

профилактического;

развивающего
(оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития) обучения.
Концентрический
В коррекционноразвивающей работе целесообразно применять
8 концентрическую систему изучения материала, где каждый последующий концентр включает в себя постепенно усложняющуюся совокупность всех подсистем языка
(лексической, синтаксической, морфологической).
Принцип прочности
(основательное изучение
материала)
Прочность усвоения материала зависит не только от объективных факторов: содержания и структуры этого материала, но также и от субъективного отношения к данному материалу, обучению, педагогу; прочность усвоения обусловливается организацией обучения.
Работа памяти избирательна: чем важнее и интереснее тот или иной материал, тем прочнее этот материал закрепляется и дольше сохраняется.
Современное понимание механизмов образовательной деятельности, приводящих к прочному усвоению знаний, позволяет добавить к традиционным и некоторые новые правила обучения.
Продуктивность обработки
информации
Смысл этого принципа состоит в том, чтобы обеспечить полноценное усвоение информации на основе переноса предлагаемых педагогом способов обработки информации.
Тем самым развивается механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения, т.е. способность самостоятельного и адекватного реагирования на определенные условия.
Обеспечение мотивации к
обучению
Этот принцип предполагает обеспечение постоянного интереса ребенка к тому, что ему предлагают выполнить в виде игрового задания.
Принцип доступности обучения
Это соответствие организации и осуществления дидактического процесса уровню развития и подготовленности детей, их индивидуальным особенностям, возрасту.
Известны классические правила, относящиеся к практической реализации
Учет возрастно-психологических
и индивидуальных особенностей
ребенка
Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, памятуя в то же время об уникальности, неповторимости, своеобразии
9 принципа доступности, сформулированные еще Я. А.
Коменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Теория и практика современного обучения расширяют перечень обязательных для реализации правил доступного обучения. каждой личности.
Единство диагностики и
коррекции
Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психологопедагогической помощи ребенку.
Он предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционноразвивающей работы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием лексикограмматического строя, связного высказывания ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний, что позволяет внести необходимые коррективы в обучающие программы.
1.4. Логопедическая работа с детьми, имеющими заключение
моторную
алалию,
строиться
поэтапно,
и опирается на онтогенетическую последовательность речевого развития по А. Н.
Гвоздеву:

однословное предложение;

предложение из слов корней;

первые формы слов;

усвоение флексий;

усвоение предлогов;

наличие развернутой фразовой речи с проблемами в формировании лексики, грамматики, фонетики.
Результативность зависит от целевой установки, обоснованности речевых умений, которыми ребенок должен овладеть на данном этапе, эффективности путей средств, методов логопедического воздействия.
Основной задачей начальных этапов логопедической коррекции является создание стимулов, «пусковых механизмов», которые должны обеспечить развитие речи детей, страдающих алалией, и усвоение ими языковой системы в целом.
I этап -концентр «Звук». «Слог»
10
Цель – формирование первоначальных речевых навыков в системе речевого общения. Первый этап логопедической работы соотносится с I уровнем при ОНР и длится примерно до появления фразовой речи.
Задачи:

Формирование мотивационной основы речевой деятельности.

Формирование активного и пассивного словаря.

Воспитание речевой и психической продуктивной активности ребенка.

Развитие импрессивной речи (восприятие и понимание речи).

Формирование активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению.

Формирование первоначального навыка общения в различных ситуациях (поддержание элементарного диалога).

Совершенствование неречевых процессов.
На I этапе работы основным является воспитание речевой активности, формированием активного и пассивного словаря, доступного пониманию и воспроизведению. Ведется работа над диалогом, в котором развивается сознательное воспитание речи. Ведется работа над небольшим простым рассказом, нераспространенными, затем распространенными предложениями, формируются психофизиологические предпосылки речевой деятельности и первоначальные навыки в ситуации общения. Ключевое внимание уделяется смысловой стороне речи, неправильное произношение допустимо. Первоначальный шаг – установление эмоционального контакта с ребенком, создание доброжелательной атмосферы.
Оценка сформированности первого этапа:

Расширение кругозора и представлений об окружающем мире.

Умение поддерживать на доступном уровне диалог, первые попытки комбинирования слов.

Владение элементарным активным словарем.

Владение однословным предложением.
II этап
-
II концентр «Слово»
Цель – развитие словаря и фразовой речи.
Задачи:

Интенсивная работа по развитию понимания речи, направленная на различение формы слова.

Развитие элементарных форм устной речи на базе уточнения и расширения словарного запаса практического усвоения простых грамматических категорий.

Овладение правильным произношением и развлечением звуков, формированием слоговой структуры слова ее мелодикоинтонационной темпо-ритмической стороной.
11

Систематическая работа по овладению пассивного и активного словаря.
  1   2   3

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей