Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Развитие самоконтроля у детейдошкольного возраста. Методические рекомендации по организации работы по развитию самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста вывод по второй главе


Скачать 379.5 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по организации работы по развитию самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста вывод по второй главе
Дата31.03.2019
Размер379.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаРазвитие самоконтроля у детейдошкольного возраста.doc
ТипМетодические рекомендации
#44395
страница3 из 5
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5
Картотека игр, которые могут быть использованы как индивидуально, так и фронтально в ходе занятий, а также режимных моментах группы представлена в Приложение 5.

Систематическая работа по развитию самоконтроля в деятельности педагога-психолога позволит повысить уровень данного процесса.

Нами разработан перспективный план занятий педагога-психолога по данному направлению. Весь процесс развития самоконтроля в процессе тренинговых игровых занятий руководствовался следующими принципами: принцип обеспечения всестороннего гармоничного развития личности ребенка; принцип доступности и учета возрастных осо­бенностей детей; принцип систематичности и последователь­ности; игровой принцип; принцип обеспечения эмоционального благополу­чия ребенка; принцип творческой активности; принцип партнерского общения.

Цель работы конкретизировалась в ряде задач:

1.Развивать у детей мотивированное поведение, побуждение к осознанию необходимости регуляции собственных действий на основе усвоенных правил.
2.Формировать внимание детей (произвольность, концентрацию, переключаемость, распределение, объем).

2.Тренировать саморегуляцию психомоторных функций.

3.Совершенствовать психическую саморегуляцию, способствующую успокоению и снятию напряжения.

5.Предотвращать импульсивность.

6.Снизить психоэмоциональное напряжение.

Занятия предлагается проводит один раз в неделю в первой половине дня в рамках занятий психолога. Продолжительность каждого тренингового занятия составляет 25-30 минут. Всего предлагается провести 10 занятий.

При разработке занятий были использованы методические материалы по развитию самоконтроля Л.С.
Тематическое планирование занятий представлено в Таблице 6. Конспекты занятий представлены в
Таблица 6

Перспективное планирование занятий
Тема
Цель занятия
Содержание занятия

Давайте подружимся!
1.Способствовать развитию чувства единства, сплоченности группы.

2.Обсудить правила поведения в кабинете.

3.Снять психоэмоциональное напряжение.

4. Развить у детей способности подмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные особенности
1. Упражнение «Клубочек»

2.Задание «Обсуждение правил занятий»

3.Упражнение «Море волнуется»

4. Этюд на расслабление: «Сон»

5. Задание «Я сегодня заметил, что…»

Наши способности
1.Снять импульсивность поведения

2. Тренировать саморегуляцию психомоторных функций.

3. Развивать эмоционально-выразительные движения.

4.Совершенствовать коммуникативные навыки
1. Игра «Запретные движения»

2. Игра «Зоопарк»

3. Упражнение «Я кубик несу и не уроню»

4. Упражнение «Шалтай-болтай»

5.Рефлексия «Поделись впечатлениями»
Раз – два-три – внимательные мы
1.Развивать внимание, наблюдательность у детей

2. Формировать коммуникативные навыки.

3.Обучать детей приемам саморасслабления.

4.Совершенствовать произвольность поведения.
1.Упражнение из «Йоговской гимнастики для малышей»

2.Игра «Изобрази явление»

3.Игра «Самолёты»

4.Упражнение «Надоедливая муха»

5.Упражнение «Раз, два, три – говори!»

6.Упражнение «Одно большое животное»
Учимся сосредотачиваться
1.Совершенствовать способности детей длительно удерживать интенсивное внимание на одном и том же объекте или на одной и той же задаче.

2. Развивать у детей мотивированное поведение, побуждение к осознанию необходимости регуляции собственных действий на основе усвоенных правил.

3. Формировать адекватное проявление эмоциональных состояний в коммуникативной сфере.

4.Формировать произвольность поведения в проблемных ситуациях.
1.Игра «Космическое путешествие»

2.Визуализация «Мыслительная картинка»

3.Упражнение «Интервью»

4.Упражнение «Росток»

5.Упражнение «Пловцы»

6. Игра «Четыре стихии»


Внимательные глазки
1.Совершенствовать зрительное внимание.

2.Развивать концентрацию и распределение внимания детей.

3.Развивать внимательность по отношению к сверстникам.

4.Совершенствовать коммуникативные навыки.
1. Игра «Светофор»

2.Игра «Внимательные глазки»

3. Задание «Знаете ли вы цифры»

4.Упражнение «Кто за кем стоит?»

5.Игра «Зеваки»

6.Рефлексия «Мои достижения»
Забавные истории или наши внимательные ушки
1. Совершенствовать психическую саморегуляцию, способствующую успокоению и снятию напряжения.

2.Развивать у детей наблюдательность.

3.Развивать доверие к сверстникам.

4.Развивать ориентировку в пространстве.

5.Развивать и совершенствовать коммуникативные навыки.
1.Игра «Летает – не летает»

2.Игра «Кричалки – шепталки – молчалки»

3.Упражнение «Слепой и поводырь»

4.Игра «Гвалт»

5.Психогимнастика

6. Задание «Моя история»
Внимательные ребята
1.Совершенствовать кинестетическое внимание.

2.Сформировать знания о поведении в конфликтной ситуации.

3.Развивать эмоционально-выразительные движения.

4.Развивать тактильные ощущения, чувство бережного отношения друг к другу.
1.Упражнение «Солнечный лучик»

2. Визуализация «Теплый ветерок»

3.Игра «Кто первый прыгнет в круг»

4.Игра «Не спеши»

5.Упражнение «Волшебный мелок»

6.Задание «Комплимент по кругу»

Учимся все запоминать
1.Формировать способности к преднамеренному запоминанию материала и умению пользоваться логическими приемами запоминания.

2. Совершенствовать у детей объем внимания.

3.Развивать стремление к дружелюбию по отношению к другим.

4.Развивать внимание и координацию движений.
1.Игра «Расставь посты»

2.Игра «Что изменилось?»

3.Саморегуляция «Двигательная регуляция»

4.Игра «Шерлок Холмс»

5.Игра «Все наоборот»

6.Задание «Стенограф»
Внимательные дела
1.Закрепить у детей способности быстро переключать внимание с одного объекта на другой, переходить с одного вида деятельности на другой.

2.Закрепить умение у детей подчинять своё внимание сознательно поставленной цели и требованиям деятельности.

3. Развивать чувственное восприятие.

4. Развивать произвольность и самоконтроль.
1. Упражнение «Я кубик несу и не уроню»;

2. Игра «Цирковые артисты»;

3.Упражнение «Клоуны»;

4. Игра «Да» и «Нет» не говори;

5. Упражнение «Расскажем и покажем»;

6. Рефлексия «Я умею …»
Экзамен на «Супер-внимательность»
1. Закрепить основные свойства внимания.

2. Отработать умение быть наблюдательным

3. Развивать произвольность поведения.

4. Способствовать развитию чувства эмпатии у участников группы.

5.Тренировать саморегуляцию психомоторных функций.
1. Упражнение «Черепашки»;

2. Игра «Слушай команду»;

3.Упражнение «Прошепчи ответ»;

4. Игра «Жужа»;

5. Коллективное задание «Рисование портрета по кругу»

6. Выдача медалей «Супер-внимательность»
Включение родителей в психокоррекционный процесс по развитию самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста повысит эффективность на результативном этапе работы по данному направлению. Для реализации донного условия нами.

Разработана консультация для родителей по развитию самоконтроля у детей в условиях взаимодействия с ними дома.

С целью просвещения родителей в области особенностей развития самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста, а также способов формирования данного процесса нами предложен: Семинар-практикум для родителей «Секреты успеха развития самоконтроля посредством игры» (см. Приложение7).

Таким образом, предлагаемая система работы позволит преодолеть выявленные в ходе эксперимента нарушения в развитии самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста.

Вывод по второй главе

Таким образом, с целью исследования особенностей и выделения уровня развития самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста было проведено экспериментальное исследование. В качестве конкретных методик выступили: «Домик лесника» У.В.Ульенковой; «Да и нет» Гуткиной Н.И.; «Раскрась картинку» Кравцовой Е.Е. На основании результатов исследования по 3 методикам были выделены уровни развития самоконтроля: высокий, средний и низкий. Высокий уровень развития самоконтроля продемонстрировали только 2 ребенка; средний уровень обнаружился у четверых детей; с низким уровнем самоконтроля в группе выделилось четверо дошкольников. Выявленные недостатки, которые проявляются в трудностях проявлений волевых усилий в работе по вербальной инструкции, несформированности произвольного внимания, специфичности особенностей принятия учебной задачи, в частых и достаточно продолжительных отвлечениях, что влияло на качество выполнения заданий, большое количестве ошибок подтверждают необходимость проведения целенаправленной психокоррекционной работы с детьми по формированию самоконтроля. Опираясь на данные экспериментального исследования, нами разработаны методические рекомендации по организации психокоррекционной работы по формированию самоконтроля. Предлагаемая система работы позволит преодолеть выявленные в ходе эксперимента нарушения развития самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста, а также окажет позитивное влияние на повышение уровня самоконтроля у данного контингента детей.


Заключение

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет говорить о том, что проблема развития самоконтроля у детей дошкольного возраста на сегодняшний день является актуальной, так как данный процесс одно из основных условий развития ребенка, важнейший фактор полноценной психологической готовности к школе.

Самоконтроль исследователями трактуется как важное умственное действие, обеспечивающее содержательность и продуктивность самореализации детей в разных видах деятельности, успешность подготовки к обучению в школе полноценное личностное развитие в целом.

Становление самоконтроля в онтогенезе у детей рассматривалась в ряде фундаментальных исследований таких авторов, как О.С.Богданова, Л.И. Божович, А.В.Запорожец, Изотова М.Н., А.Д. Кошелева, Е.И. Кульчицкая, Т.Е.Конникова, В.С.Мухина, Я.З.Неверович, В.П.Юсупов, Д.Б.Эльконин и др. Также в настоящее время в литературе имеются данные, позволяющие рассмотреть процесс развития самоконтроля и определить основные направления работы по развитию данного процесса у детей.

С целью изучения особенностей развития самоконтроля и уровня его развития у старших дошкольников было проведено экспериментальное исследование на основании методик «Домик лесника» У.В.Ульенковой; «Да и нет» Гуткиной Н.И.; «Раскрась картинку» Кравцовой Е.Е. Анализ результатов, полученных в ходе экспериментального исследования, показывает, что у четверых испытуемых выявлен средний уровень развития самоконтроля, столько же воспитанников продемонстрировали низкий уровень самоконтроля. Высокий уровень – отмечен лишь у 2 детей в группе. Также эксперимент позволил выделить следующие особенности, которые проявляются в трудностях проявлений волевых усилий в работе по вербальной инструкции, несформированности произвольного внимания, специфичности особенностей принятия учебной задачи, в частых и достаточно продолжительных отвлечениях, что влияло на качество выполнения заданий, большое количестве ошибок. Таким образом, результаты нашего исследования подтвердили необходимость проведения работы по развитию самоконтроля у дошкольников.

Опираясь на данные экспериментального исследования, мы разработали методические рекомендации по развитию самоконтроля у старших дошкольников. На основе анализа результатов, нами разработаны методические рекомендации, включающие в себя работу со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса: детьми, родителями и педагогами. Таким образом, разработанная нами система работы позволит преодолеть имеющиеся трудности и недостатки в развитии самоконтроля у старших дошкольников.


Список литературы
Ахтамьянова И.И. Регуляция и саморегуляция внимания учащихся: Автореф. дис. . канд.психол.наук. М., 1986. 16 с.
Божович Л.И., Славина Л.С., Ендовицкая Т.В. Опыт экспериментального исследования произвольного поведения//Вопросы психологии.- 1976. - № 4. С. 55-69.
Боришевский М.И. Психологические условия формирования самоконтроля в поведении младших школьников. Автореф. дис. канд. психол.наук. М., 1966. - 20 с.
Бугрименко Е.А. Психологические условия организации контроля и самоконтроля у детей: Дис. канд.психол.наук. М., 1981. - 151 с.
Васильев В.К. Особенности реализации самоконтроля в состоянии психической напряженности: Автореф. дис. . канд. психол.наук., 1981. 21 с.
Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. Ин-тов/ Под ред. А.В. Петровского.-М., 1979.
Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сборник статей /Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, предисловие О.М. Дьяченко. - М., 1995.
Выготский Л.С. Проблемы развития психики//Собр.соч.; Том 1, 1983.
Гальперин П.Я. К проблеме внимания. - М.: АПН РСФСР, 1958
Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М.: Изд.Моск.Ун-та, 1974.
Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогическое общество России, 2003
Гельфан Е.М. Игры и упражнения для развития внимания у детей. М.: изд-во Акад.пед.наук РСФСР. – 1958
 Гнедова Н.М. Самоконтроль в процессах памяти у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. . канд.психол. наук. -М., 1972. 18 с.
Игры и игровые упражнения с детьми шестилетнего возраста /Под ред.ЕЛ.Коваленко.- Киев: Род.школа, 1987.
Изотова Е.И. Эмоциональная сфера ребёнка: теория и практика. – М., 2004.
Ительсон Л.Б. Об особенностях формирования самоконтроля при производственном обучении //Вопросы психологии. - 1961. - № 2. - С. 216.
Запорожец A.B. Развитие произвольных движении. из-во Акад.пед.наук РСФСР, 1960
Каранаевская О. В. Коррекционные занятия с детьми, имеющими эмоционально-волевые нарушения // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2003. - № 5.
Князева Л.П. Индивидуальный подход в формировании поведения детей на занятиях в старшей группе детского сада: Автореф. канд. пед.наук. Л., 1962. - 19 с
Кожевникова В.А. Формирование эмоциональной сферы личности дошкольника при подготовке к школе. Рига: РЙУУ, 1990
Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. Киев, 1971.
Краткий психологический словарь. /Под общ. Ред. А.В Петровского, М.Г.Ярошевского. – М., 1985.
Кулачковекая С.Е. Развитие волевых действий у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. . канд.психол.наук.- М., 1973. 25 с.
Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М.: изд-во «Смысл»1990.
Малвелов С.Г. Задание на развитие самоконтроля,- Москва, М. Просвещение, 1992 г.
Набатникова JI.II. Устойчивость внимания и ее динамика у детей дошкольного возраста: Автореф.дис. канд.психол.наук.- М., 1980. 16 с.
Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. - Л.: ЛГУ, 1989.
Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд. –М., 2000.
Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста/Под ред. Д .В. Эльконина, А.Л.Венгера. -М.: Педагогика, 1988.
Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. – М., 2002.
Петровский В.А., Черепанова Е.М. Индивидуальные особенности самоконтроля при организации внимания //Вопр. психологии. - 1987. - № 5. - С. 48-56.
Психология личности и деятельности дошкольника/Под ред.A.B. Запорожца и Д.Б.Эльконина. М.: Просвещение, 1965.
Психолого-педагогическая диагностика в детском саду/под ред.Р.Р. Калининой. Речь; Санкт-Петербург 2003.
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми./ И.В. Дубровиной.- М., 1999.
Рубцова С.Н. Осознанность и произвольность деятельности в дошкольном возрасте: Автореф. дис. . канд.психол.наук.- М., 1984. 20 с.
Рувинский Л.И., Соловьева А.Е. Психология самовоспитания. - М.: Просвещение, 1982.
Рутман Э.М. Исследование развития внимания в онтогенезе //Вопросы психологии. 1990. - В 4. - С. 162-168.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М.: Новая школа, 1993.
Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем онто-генезе//Вопросы психологии.- 1990. -№6, с. 48-59.
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведении.-- 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. – М., 2003.
Шибицкая Л.А. Формирование саморегуляции поведения у старших дошкольников : Дис. канд.психол.наук. Киев, 1973.
Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей детского сада/Под ред.А.Д.Кошелевой. М.: Просвещение, 1985.
ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей