Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Развитие самоконтроля у детейдошкольного возраста. Методические рекомендации по организации работы по развитию самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста вывод по второй главе


Скачать 379.5 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по организации работы по развитию самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста вывод по второй главе
Дата31.03.2019
Размер379.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаРазвитие самоконтроля у детейдошкольного возраста.doc
ТипМетодические рекомендации
#44395
страница5 из 5
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5

Упражнение «Необычная радуга».

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Лягте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга.

Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару, он освежает тебя как купание в озере. Ощутите эту свежесть.

Следующий – желтый цвет. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение.

Зеленый – цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. Если нам не по себе, и мы чувствуем себя неуверенно, зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше.

Откройте глаза. Что вы чувствовали и ощущали, когда представляли себе, что смотрите на голубой, желтый и зеленый цвет? Возьмите с собой эти ощущения на весь день».

Развитие произвольной регуляции поведения
Игра «Запретное число»

Дети сидят в кругу. Им необходимо выбрать запретное число (например, 2); после чего взрослый произносит вслух ряд чисел. Каждый раз, когда звучит запретное число, детям надо хлопать в ладоши.

Игра «Зеваки»

Цель: Формирование концентрации внимания.

Дети встают в круг, берутся за руки. Далее им необходимо идти по кругу, а по сигналу (это может быть звук колокольчика, по­гремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) должны остановиться, хлопнуть 4 раза в ладоши, повернуться и идти в другую сторону. Кто не успел вы­полнить задание, выбывает из игры.

Игра «ДА и НЕТ не говорить»

Цель: Формирование произвольного внимания, быстроты реакции

В игре дети, отвечая на вопросы, не должны отвечать «да» и «нет».

1 .Ты сейчас спишь?
    Ночью солнышко светит?
    Ты любишь мороженое?
    Тебя зовут (неправильное имя)?
    Ты любишь ходить к врачу?
    Доктор стрижет детей?
    Ты ходишь в детский сад?
    Коровы летают?
    Зимой жарко?
    Ты ходишь на работу?

    Игра «Четыре стихии»

    Цель: Развитие умения концентрировать внимание на деталях.

    Дети стоят в кругу, по команде водящего «вода» дети вытягивают руки вперед, «воздух» — поднимают руки вверх, «земля» — опускают руки вдоль тела, «огонь» — вращают руками в разных направлениях.

    Игра «Передай игрушку по кругу»

    Цель: Развитие умения концентрировать внимание на деталях.

    Дети стоят в кругу. По кругу пускаются игрушки. Сначала их в два раза меньше, чем детей. По мере увеличения скорости пе­редачи игрушек из рук в руки количество игрушек уве­личивается.

    Игра «Гвалт»

    Цель: Развитие концентрации внимания, ловкости

    Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водя­щий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадать­ся, что это за песня, собрав ее по словечку.

    Развитие произвольной регуляции поведения

    Игра «Щекотушки»

    Цель: Обучение детей управлению своим поведением

    Ребята сидят на стульчиках с грустным выражением лица. Ведущий подходит к каждому и легонько щекочет. Задача детей — не рассмеяться!

    Игра «Стойкий оловянный солдатик»

    Цель: Формирование произвольного поведения

    Звучит ритмичная музыка, дети двигаются, кому как нравится. По команде «Замри» принимают позу солда­тика.

    Игра «Есть или нет?»

    Цель: Совершенствование волевого поведения

    Дети становятся в круг и берутся за руки. Ведущий в центре, он объясняет задание: если участники соглас­ны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат: «Да», если не согласны, топают ногами и кричат: «Нет!»

    Есть ли в поле светлячки?

    Есть ли в море рыбки?

    Есть ли крылья у теленка?

    Есть ли клюв у поросенка?

    Есть ли гребень у горы?

    Есть ли двери у норы?

    Есть ли хвост у петуха?

    Есть ли ключ у скрипки?

    Есть ли рифма у стиха?

    Есть ли в нем ошибка?

    Игра «Все наоборот»

    Цель: Формирование про­извольного контроля над своими действиями

    Дети стоят в кругу, педагог показывает определенные движе­ния, а дети должны повторять эти движения на­оборот. Например: если педагог руки поднимают, то дети опус­кают .

    Игра «Тише едешь, дальше будешь»

    Цель: Обучение детей контролировать за своими действиями.

    Ребята выстраиваются в одну линию и по команде ведущего очень медленно двигаются до линии фини­ша. Побеждает тот, кто приходит к финишу последним. Правила игры: запрещается останавливаться и топ­таться на одном месте.

    Игра «Кричалки - шепталки - молчалки»

    Цель: Развитие умения действовать по правилу

    Дети стоят в кругу. Детям предлагаются три силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это сигналы. Когда взрослый поднима­ет красную ладонь - «кричалку» - можно бегать, кри­чать, сильно шуметь; желтая ладонь - «шепталка» - можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «мол-чалка» - синяя ладонь - дети должны замереть на ме­сте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».

    Приложение 6

    Конспекты занятий
    Занятие «Учимся сосредотачиваться»

    Задачи:

    1Совершенствовать способности детей длительно удерживать интенсивное внимание на одном и том же объекте или на одной и той же задаче.

    2. Формировать у детей способности подмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные особенности.

    3. Формировать адекватное проявление эмоциональных состояний в коммуникативной сфере.

    4.Формировать произвольность поведения в проблемных ситуациях

    Материалы к занятию: листы плотной бумаги и фломастеры.

    Ход занятия:

    Ритуал приветствия

    Дети встают в круг и здороваются дуг с другом рукопожатиями, называя различные слова приветствия.

    Приветствие

    1. Игра «Космическое путешествие»

    Дети стоят возле стульчиков, расположенных вдоль стены в один ряд.

    Психолог говорит:

    - Представьте, что вы превратились в космонавтов, а стульчики — в ракету. Вам предстоит отправиться в путешествие на другую планету. Наденьте скафандры. Дети делают вид, что надевают скафандры.

    - Скафандры надеты. Экипаж космонавтов делает круг почета перед посадкой в ракету.

    Дети, идя друг за другом, обходят зал. Психолог напоминает, что на них надеты большие скафандры, поэтому идти нужно медленно, широко расставляя ноги.

    - Космонавты занимают места в ракете.

    Дети садятся на стульчики.

    - Внимание! До старта осталось 5 секунд. Начинается отсчет времени: «Пять, четыре, три, два, один, старт!»

    Дети имитируют звук двигателей. По ходу игры можно предложить детям «испытать перегрузки (откинуться назад, прижаться к спинке стула, напрячь ночи и руки) и изобразить человека в невесомости (привстать со стульчиков, выполнять замедленные плавные движения).

    - Объявляется общая готовность. Перед вами неизвестная планета. Ракета идет на посадку. Дети делают вид, что пристегиваются. Кладут руки на колени, откидывают голову назад, напрягают мышцы тела.

    - Поздравляю вас. Посадка прошла успешно.

    Дети расслабляют мышцы.

    - Сейчас вы высадитесь на незнакомой планете. Будьте внимательны. Вам предстоит рассказать всем жителям Земли о том, что вы увидите.

    Дети встают со стульчиков, широко расставив ноги, ходят по залу, внимательно смотрят по сторонам.

    - Внимание! Говорит командный пункт. Всем космонавтам необходимо вернуться в космический корабль.

    Дети садятся на стульчики.

    - Сосредоточьтесь, скоро вы будете выходить на связь с Землей. Дети опускают голову и закрывают глаза.

    Визуализация «Мыслительная картинка»

    Педагог предлагает детям отдохнуть лежа на коврике. Чиатя следующее:
    Упражнение «Интервью»

    Психолог говорит:

    - Земля на связи. Вам предстоит ответить на вопросы журналистов. Отвечайте хором, но помните, что Земля находится очень далеко, звук будет доходить не сразу, а через 3 секунды, поэтому говорить нужно только после счета «Раз, два, три». Все готовы? Начали!

    -Космонавты здоровы? Раз, два, три!

    - Люди на планете есть?

    - Небо какого цвета?

    - Вода есть?

    - Животные есть?

    - Домой хотите?

    ! Можно придумать любые вопросы, относящиеся к описанию зала.

    Упражнение «Росток»

    Психолог говорит:

    - Теперь представьте, что вы посадили на планете деревья. Покажите, как они будут расти. Дети встают со стульчиков и садятся на корточки.

    - Я буду считать до десяти, а вы постепенно поднимайтесь, растите. На счет 10 деревья должны стать уже большими.

    Упражнение повторяется несколько раз. В конце психолог спрашивает, какие деревья посадил каждый ребенок.

    Упражнение «Пловцы»

    Психолог говорит:

    - Пришло время отправляться в обратный путь. Дети садятся на стульчики, имитируют звук двигателей.

    - Ракета приближается к Земле. Садимся. Что произошло? Мы не приземлились, а «приводнились». Ракета оказалась в море. Придется выбираться из нее и плыть к берегу. Дети встают со стульчиков и, имитируя движения плов цов, обегают зал и садятся на места.

    Игра «Четыре стихии»

    Дети стоят в кругу, по команде водящего «вода» дети вытягивают руки вперед, «воздух» - поднимают руки вверх, «земля» - опускают руки вдоль тела, «огонь» - вращают руками в разных направлениях

    Рисование на заданную тему

    Детям раздаются листы плотной бумаги и фломастеры.

    - Представьте и нарисуйте то, что каждый из вас мог бы (хотел бы) увидеть во время путешествия по незнакомой планете. Дети выполняют задание.

    Ритуал прощания

    Дети встают в круг и прощаются дуг с другом рукопожатиями, называя различные слова прощания.


    Занятие Экзамен на «Супер-внимательность»

    Задачи:

    1. Закрепить основные свойства внимания.

    2. Отработать умение быть наблюдательным

    3. Развивать произвольность поведения.

    4. Способствовать развитию чувства эмпатии у участников группы.

    Материалы к занятию: магнитофон; кассета с записью мажорной музыки; полотенце или шарф; смешная мягкая игрушка («Фантастик»); листы плотной бумаги, фломастеры (цветные карандаши).

    1. Упражнение «Черепашки»;

    2. Игра «Слушай команду»;

    3.Упражнение «Прошепчи ответ»;

    4. Игра «Жужа»;

    5. Коллективное задание «Рисование портрета по кругу»

    6. Выдача медалей «Супер-внимательность»

    Ритуал приветствия

    Звучит спокойная музыка, дети ходят по залу. Если пси­холог хлопает в ладоши один раз, дети здороваются за руку, если два — плечиками, если три раза — спинками.

    Упражнение «Черепашки»

    Дети садятся на корточки.

    Психолог говорит:

    -Представьте, что вы превратились в маленьких черепашек. Наступила ночь. Черепашки спрятались под панцирями - втянули и опустили головки, прижали лапки к телу, закрыли глаза. Сладко спят черепашки. Но вот на смену ночи пришло утро. Солнечные лучи заглянули к черепашкам и стали их будить. Черепашки медленно просыпаются. Вот они осторожно пошевелили пальцами на лапках, открыли глазки, медленно-медленно приподняли головки, вытянули шеи и с любопытством осмотрелись вокруг. Пора вставать - они распрямили лапки, привстали, потянулись к солнышку, подняли лапки вверх. Эх, до чего же ласковое, теплое солнышко сегодня! С добрым утром, черепашки!

    Игра «Слушай команду»

    Дети движутся по залу под музыку. Внезапно музыка прерывается. Психолог шепотом произносит команду (поднять правую руку, присесть, подпрыгнуть, сесть на стульчик и т.п.). Дети выполняют команду, включается музыка, игра продолжается.

    Упражнение «Прошепчи ответ»

    Дети садятся на стульчики. Психолог говорит:

    -Я буду задавать вам вопросы. Каждый, кто знает ответ, протягивает вперед руку, сжимает пальцы в кулак, а большой палец поднимает вверх. Покажите эти движения. Дети выполняют задание.

    - Когда я увижу много поднятых вверх пальцев, то начну считать: «Раз, два, три». На счет «три» вы все вместе должны будете прошептать ответ.

    Психолог задает следующие вопросы:

    - Какое сейчас время года?

    -Какой сегодня день недели?

    -Как называется город (поселок), в котором вы жи¬вете?

    -Какое число следует за числом пять?

    -Как называется детеныш коровы?

    -Сколько лап у собаки?

    -Сколько лап у двух собак? И т.п.

    Игра «Жужа»

    С помощью считалки выбирается водящий — «Жужа». Он садится на стул, стоящий в центре зала. В руках «Жужа» держит полотенце (шарф). Остальные дети начинают драз¬нить «Жужу», кривляться перед ней, произнося слова:

    «Жужа, Жужа, выходи,

    Жужа, Жужа, догони!»

    «Жужа» терпеливо сидит на стуле. Но вот «терпение за¬канчивается», она вскакивает и осаливает кого-нибудь из детей полотенцем (шарфом).

    Осаленный ребенок становится «Жужей».

    ! Надо внимательно следить за тем, чтобы удар был не сильным.

    Коллективное задание «Рисование по кругу»

    Дети садятся на стульчики.

    Психолог показывает детям смешную мягкую игрушку и говорит:

    -Ребята, к нам в гости пришел Фантастик. Он умеет рассказывать веселые неправдоподобные истории. Послушайте одну из них:

    «Однажды я бежал по лужайке и подпрыгивал то на одной, то на другой ноге. Один раз я так сильно подпрыгнул, что улетел на облако. Уселся на него поудобнее и решил попутешествовать на нем. Облако летело-летело и вдруг столкнулось с другим облаком. Меня подбросило вверх, я перекувырнулся через голову и начал падать, только не пойму - вверх или вниз? Как вы думаете, ребята? В том-то и дело, что не вниз, а вверх, и упал на звезду. Звезда была очень горячая, поэтому я не мог стоять на месте и стал прыгать и допрыгнул до необыкновенного цветка. Я долго любовался этим цветком. Все лепестки у него были разноцветные и такие яркие, что мне пришлось закрыть глаза. А когда я их открыл, оказался у себя дома в кровати! Это был сон!»

    Фантастик хотел нарисовать то, что увидел во сне, но у него не получилось. Давайте поможем ему. Возьмите листы бумаги и фломастеры (карандаши), нарисуйте сновидение Фантастика. Дети выполняют задание.

    Выдача медалей «Супер-внимательность»
    Ритуал прощания

    Звучит спокойная музыка, дети ходят по залу. Если пси­холог хлопает в ладоши один раз, дети прощаются за руку, если два — плечиками, если три раза — спинками.

    Приложение 7

    Семинар-практикум для родителей «Секреты успеха развития самоконтроля посредством игры»

    Цели:
    Познакомить родителей с видами игр и их значением в психическом развитии детей и формировании самоконтроля.
    Обучить родителей игровым приемам во взаимодействии с детьми.
    Обобщить имеющийся опыт родителей в вопросах внедрения игр в жизнь детей.
    Представить способности детей детского сада в ходе воспитательно-образовательного процесса.
    Ход собрания

    Выступление педагога-психолога Сегодня хотелось бы поговорить о том, что дети любят делать больше всего – играть!

    Опрос родителей: «Почему дети любят играть?» (вопрос родителям по кругу)

    Обобщение: Вы совершенно правы. Игра – это ведущий вид деятельности, это то, что детям интересно делать. Игра – это основная деятельность детей. Дети не ставят в игре каких – то иных целей, чем цель – играть. Игра – это средство социализации, в игре дети отображают мир взрослых, учатся общаться, проигрывать какие-либо проблемные ситуации, то есть становятся увереннее, талантливее.

    Игра – это площадка для подготовки детей во взрослую жизнь, когда ребенок овладевает сначала учебной деятельностью, а затем «правилами жизни». И было бы не правильно не сказать, что игра – это средство воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс.

    А как часто мы слышим призыв «Поиграй со мной!»

    Упражнение для родителей. Мы предлагаем обсудить вопрос о роли родителей, о их значимости в игре ребенка. И на диаграмме показать значимость в % соотношении.

    Обобщение: вы совершенно правы, что значение родителей в игре ребенка очень велико. Но часто получается, что призыв «поиграй со мной» многих родителей наводит на размышление о несамостоятельности ребенка, который не может себя занять. «Ну что за ребенок? Даже поиграть один не может» - ошибочно говорят родители, не понимая природы детской игры.

    Известно, что игровая деятельность не возникает сама по себе, не изобретается ребенком, она задается взрослым, который
    учит его играть,
    передает общественно-сложившиеся способы игровой деятельности (как использовать игрушку, предмет – заместитель, др. средства),
    учит выполнять условия действия,
    строить сюжет,
    подчиняться правилам.
    Все это ребенок впитывает в себя как губка, а затем обобщает игровые способы и переносит их на другие ситуации.

    А как часто мы слышим: «Не хочу играть!» Или вы затеяли игру, а ребенок без желания реагирует. Мы предлагаем подумать и создать рекламный плакат – «Как можно заинтересовать ребенка?»

    «Мозговой штурм»

    Родители методом «мозгового штурма» предлагают, как можно заинтересовать ребенка.

    Выбирая роли или игрушку необходимо помнить о таких правилах, как учет интереса ребенка.

    Упражнение для родителей

    Вам, уважаемые родители, предлагается выбрать среди игрушек ту, с которой ваш ребенок любит играть. В конце проводится опрос родителей.

    Обобщение: Еще до рождения малыша родители покупают первые игрушки - погремушки и мечтают о том времени, когда ребенок порадуется куклой, мячом, велосипедом. Зачастую забота об игре ограничивается покупкой игрушек. Это не правильно, ибо, как метко подмечено народной мудростью, «игрушка не балушка».

    Обсудить момент односторонности интересов, отсутствия интереса, когда мальчик играет куклой.

    Говоря о правилах подбора игр и игрушек нужно учитывать
    Опрос родителей: как вы решаете этот вопрос?

    На каждом возрастном этапе детства, нужны свои игрушки и игры, поскольку они призваны решать определенные задачи воспитания. Сам по себе подбор игрушек определяет направление развития детской игры.

    Демонстрация игрушек «1 – 100» по степени сложности.
    Толстая книга / тонкая книга
    Пазлы 150 штук/35 штук
    Величина пазлов (мелкие/крупные)
    Вес игрушки (высокая пирамидка/низкая пирамидка)
    Цвет игрушек (голубой слон)
    Хотелось бы поговорить еще и о виде игр и игрушек, как факторе подбора игр для детей.

    Родителям предлагается найти и показать игрушки – самоделки, бросовый материал. Задание родителям: придумать как можно больше способов внедрения в игру.

    Таким образом, игры делятся на сюжетные, дидактические, спортивные (подвижные), настольно-печатные и пр.

    Организовать игру очень просто. Есть игрушки, вот и здорово! А с подвижной игрой казалось бы сложнее, но это только кажется. Предложим вам поиграть в подвижную игру.







    .





    1   2   3   4   5

    перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей