Тема 7.
Медицина Нового времени: медико-биологическое направление
(XVIII – начало XX в.) План занятия
Характеристика эпохи (1640 – 1918 гг.)
Развитие медико-биологических дисциплин.
1. Характеристика эпохи (1640 – 1918 гг.) В современной исторической науке Новое время отождествляется с периодом утверждения и развития капиталистических отношений. Рубеж между Средневековьем и Новым временем – 1640 г. – год Английской буржуазной революции, оказавшей влияние на ломку феодальных отношений в Европе. Рубежом между Новой и Новейшей истории является 1918 г. – год окончания Первой мировой войны.
Характерной чертой эпохи являлось развитие колониальной экспансии и создание колониальной системы. В Новой истории превалировали буржуазные отношения.
Развитие капиталистических отношений требовал развития естественно-научных знаний. Этому способствовало влияние французского материализма XVIII в.
Проанализируйте естественнонаучные открытия конца XVIII – XIX вв. и их влияние на развитие медицины.
Акцентируйте внимание на важнейших из них:
А) Теории клеточного строения живых организмов.
Б) Законе сохранения и превращения энергии.
В) Эволюционном учении.
Обратите внимание, что в Новой истории развитие наук приобретает интернациональный характер, идет дифференциация медицинских дисциплин. 2. Развитие медико-биологических дисциплин. Рассмотрение вопроса начните с определения понятия «медико-биологические дисциплины».
При ответе на вопрос используйте следующий план:
Развитие научной анатомии.
Общая патология.
Эмпирическая и экспериментальная микробиология.
Успехи физиологии и экспериментальной медицины
1. Главная черта эпохи Нового времени – утверждение анатомических вскрытий в преподавании медицины.
Охарактеризуйте учебники анатомии Г. Бидлоо, Ф. Рюйша. В чем их принципиальное отличие от предшествующего периода?
В Новое время происходит дифференциация анатомии. В качестве самостоятельных дисциплин выделяются гистология, эмбриология, антропология.
Охарактеризуйте развитие отечественных анатомических исследований. Используя следующий план, раскройте вехи истории анатомии:
А) Роль императора Петра I в развитии анатомических исследований, основание Кунсткамеры и её первоначальные функции;
Б) Первый отечественный атлас анатомии (М. И. Шеин);
В) П. А. Загорский и его труд «Сокращенная анатомия».
Г) Вклад И. В. Буяльского и Н. И. Пирогова в развитие анатомии;
Д) Д. Н. Зернов и изучение анатомии ЦНС;
Е) П. Ф. Лесгафт и становление отечественной науки о физическом воспитании.
2. Развитие общей патологии можно разделить на 2 периода:
А) Макроскопический период, связанный с зарождением патологической анатомии, органопатологии и тканевой патологии, связанный с деятельностью Дж. Морганьи и К. Биша.
Б) Микроскопический период, связанный с появлением гуморальной (К. Рокитанский) и целлюлярной (Р. Вирхов) теории патологических процессов.
В России становление патологической анатомии и физиологии связано с деятельностью А. И. Полунина и В. В. Пашутина.
3. Эмпирическая и экспериментальная микробиология находится в неразрывной связи с развитием микроскопической техники.
Эмпирический период развития дисциплины посвящен поиску методов борьбы с особо опасными инфекциями, и связан с деятельностью Эд. Дженнера,
Лишь в середине XIX в. на смену эмпирическому периоду пришел экспериментальный, связанный с деятельностью Л. Пастера.
Во второй половине XIX в. сформировалось учение о защитных силах организма:
А) Клеточная (фагоцитарная) теория иммунитета И. И. Мечникова;
Б) Гуморальная теория иммунитета П. Эрлиха.
Особое значение имело развитие бактериологии: (Р. Кох) и вирусологии: (Д. И. Ивановский).
Раскройте содержание данных теорий и методы их воплощения в практической медицинской деятельности.
4. Успехи физиологии и экспериментальной медицины связаны с изучением отдельных систем и функций организма, а так же открытием первых клинико-физиологические лабораторий. Список литературы 1. Бородулин Ф. Г. История медицины. Избранные лекции. – М.: Медицина, 1961.
2. Грицак Е. Н. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003.
3. Заблудовский П, Е. История отечественен медицины: Материалы к курсу истории медицины: Ч 1. Период до 1917 г. – М.: Изд. ЦОЛИУВ, 1969.
4. Заблудовский П. Е., Крючок Р. Р., Кузьмин М. К. История медицины. – М.: Медицина, 1981.
5. История медицины: Материалы к курсу истории медицины / Под ред. Б. Д. Петрова. – М.: Медицина, 1954.
6. Кузьмин М. К. История медицины: Очерки. – М., 1978.
7. Лисицын Ю. П. История медицины: Учебник. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004.
8. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. Т. 17. – 2-е изд. – М.: Медицинская энциклопедия, 1960. – Стб. 47 – 512.
9. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. Т. 14. – 3-е изд. – М., 1980. – С.7 – 322. Стб. 1 – 947.
10. Медицинский энциклопедический словарь / Под ред. В. И. Бородулина. – М.: Оникс XXI век, 2002.
11. Мирский Б. М. История медицины в России в ХVI-ХIХ вв. – М.: РОССПЭН, 1996.
12. Мультановский М. П. История медицины: Учебник. – М.: Медицина, 1967.
13. Семенченко В. Ф. История фармации. – М.: ИКЦ «МарТ», 2003.
14. Сорокина Т. С. История медицины: Учебник. – 4-е изд. – М.: «Академия», 2005.
15. Хрестоматия по истории медицины / Сост, Э. Д. Грибанов. Под ред. и с примеч. П. Е. Заблудовского. – М.: Медицина, 1968.
Тема 8.
Клиническая медицина Нового времени
(XVIII – начало XX в.) План занятия
Учение о внутренних болезнях: становление клинического метода.
Общественная медицина в Новой истории.
Развитие отечественной медицины и медицинского образования (XVIII – XIX вв.)
Учение о внутренних болезнях: становление клинического метода.
Дайте определение понятию «клиническая медицина».
Развитие данного направления связано с эволюцией методов и приборов физического обследования больного. Рассмотрите её, опираясь на следующую схему:
А) Термометрия (XVI–XVIII вв.). Термометры Д. Фаренгейта, Р. Реомюра, А. Цельсия. Введение в клиническую практику (XVIII – XIX вв.).
Б) Перкуссия. (Л. Ауэнбруггер, Ж. Корвизар).
В) Посредственная аускультация, изобретение стетоскопа. (Р. Т. Лаэннек).
Г) Инструментальные, физические и химические методы лабораторной и функциональной диагностики.
Развитие хирургии было связано с поиском решения ряда проблем:
Отсутствие обезболивания.
Раневая инфекция и сепсис
Кровопотери, отсутствие научных основ оперативной техники.
Решение данных проблем было связано с успехами хирургии в связи с великими научными открытиями XIX столетия:
А) открытием наркоза: эфирного (1846 г.); хлороформного (1847 г.);
Б) методов антисептики и асептики (1867 г.);
В) совершенствовании техники оперативных вмешательств;
Г) открытием групп крови (1900 г.)
Общественная медицина в Новой истории. Общественная медицина является сферой врачебной общественной деятельности, направленной на сохранение здоровья населения, предупреждение и лечение болезней.
Становление общественной медицины связано с развитием:
1) демографической статистики (Дж. Граунт);
2) профессиональной патологии (Б. Рамаццини);
3) экспериментальной гигиены (А. П. Доброславин);
4) идеи государственного здравоохранения (И. П. Франк).
Рассмотрите историю развития данных направлений. 3. Развитие отечественной медицины и медицинского образования (XVIII – XIX вв.) Реформы Петра I способствовали становлению медицинского дела. Первый российский госпиталь и госпитальная школа были открыты в 1707 г. В 1725 г. состоялось открытие Академии наук в Санкт-Петербурге, Развитие высшего медицинского образования продолжилось с открытием Императорского Московского университета (1755 г.) и медицинского факультета при нем.
В данный период влияние на становление естествознания и медицинского дела в России оказывали выдающиеся деятели национальной науки: М. В. Ломоносов – ученый-энциклопедист и просветитель, первый русский профессор Петербургской Академии наук; первые российские профессора медицины: С. Г. Забелин, Н. М. Максимович-Амбодик, Д. С. Самойлович.
Раскройте основные направления их деятельности.
Развитие клинического направления отечественной медицины продолжилось в XIX в. Основоположником клинической медицины в России являлся М. Я. Мудров.
Ведущими центрами медицинской науки России являлись Медико-хирургическая академия в Санкт-Петербурге и медицинский факультет Императорского Московского университета.
В XIX в. происходит становление отечественных терапевтических школ. Создателем крупнейшей в России терапевтической школы являлся С. П. Боткин. Особое внимание уделялось клинике внутренних болезней. Список литературы 1. Бородулин Ф. Г. История медицины. Избранные лекции. – М.: Медицина, 1961.
2. Грицак Е. Н. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003.
3. Заблудовский П, Е. История отечественен медицины: Материалы к курсу истории медицины: Ч 1. Период до 1917 г. – М.: Изд. ЦОЛИУВ, 1969.
4. Заблудовский П. Е., Крючок Р. Р., Кузьмин М. К. История медицины. – М.: Медицина, 1981.
5. История медицины: Материалы к курсу истории медицины / Под ред. Б. Д. Петрова. – М.: Медицина, 1954.
6. Кузьмин М. К. История медицины: Очерки. – М., 1978.
7. Лисицын Ю. П. История медицины: Учебник. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004.
8. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. Т. 17. – 2-е изд. – М.: Медицинская энциклопедия, 1960. – Стб. 47 – 512.
9. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. Т. 14. – 3-е изд. – М., 1980. – С.7 – 322. Стб. 1 – 947.
10. Медицинский энциклопедический словарь / Под ред. В. И. Бородулина. – М.: Оникс XXI век, 2002.
11. Мирский Б. М. История медицины в России в ХVI-ХIХ вв. – М.: РОССПЭН, 1996.
12. Мультановский М. П. История медицины: Учебник. – М.: Медицина, 1967.
13. Семенченко В. Ф. История фармации. – М.: ИКЦ «МарТ», 2003.
14. Сорокина Т. С. История медицины: Учебник. – 4-е изд. – М.: «Академия», 2005.
15. Хрестоматия по истории медицины / Сост, Э. Д. Грибанов. Под ред. и с примеч. П. Е. Заблудовского. – М.: Медицина, 1968.
Тема 9
Основные аспекты развития медицины Новейшего времени
(XX – начало XXI в.) План занятия
1. Успехи естествознания и медицины в XX столетии. Международное сотрудничество в области здравоохранения
2. Становление принципов советского здравоохранения.
3. Медицина на современном этапе. 1. Успехи естествознания и медицины в XX столетии. Международное сотрудничество в области здравоохранения. Развитие основных аспектов медицинской теории и практики получило воплощение в XX столетии и связано с развитием концепции современного естествознания и Научно-технической революцией. На данный период приходятся важнейшие естественнонаучные изыскания, открытие новых лекарственных средств, разработка методов диагностики, лечения и профилактики болезней. Свидетельство этому – нобелевские премии в области медицины, физиологии и смежных с ними дисциплин.
Проанализируйте важнейшие открытия Новейшей медицины, используя следующую схему ответа:
- электрокардиография (В. Эйтховен);
- радиоактивность (А. Беккерель);
- физиология пищеварения (И. П. Павлов);
- теория иммунитета (И. И. Мечников, П. Эрлих);
- трансплантация сосудов, тканей и органов (А. Каррель);
- электроэнцефалография (В. В. Правдич-Неминский, X. Бергер);
- искусственное сердце (Ч. Линдберг);
- сульфаниламиды (Г. Домагк);
- антибиотики (А. Флеминг, Э. Чейн, З. В. Ермольева);
- искусственная почка;
- пересадка жизненно важных органов (В. П. Демихов);
- пересадка сердца человеку (К. Барнард);
- открытие материального субстрата гена.
Произошла постановка принципиально новых проблем, связанных с развитием синтетической теории эволюции; генетикой и социально-этическими проблемами генной инженерии; молекулярной биологии; учением о биосфере; экологией человека и социальной экологией; психоанализом 3. Фрейда; учением о стрессе, концепцией внутренних защитных сил организма (иммунология, аллергология); учением о здоровом образе жизни; концепцией научно-доказательной медицины.
Научно-техническая революция позволила достичь внедрения новых технологий функциональной диагностики и лечения болезней: эндоскопии и кардиографии; УЗИ, томографии, компьютерных технологий в медицине.
Произошли изменения в концепции здравоохранения, продолжилась дифференциация и интеграция наук.
Охарактеризуйте достижения терапии, хирургии, педиатрии, стоматологии, микробиологии, иммунологии, эпидемиологии, гигиены, других медицинских дисциплин в современной истории в соответствии с планируемой специализацией.
Международное сотрудничество в области здравоохранения связано с историей становления международных организаций и национальных обществ:
- Красного Креста и Красного Полумесяца (А. Дюнан, 1863 г.);
- Всемирной организацией здравоохранения (1948 г.):
- движением «Врачи мира за предотвращение ядерной войны» (1980 г.). 2. Становление принципов советского здравоохранения. В 1918 г. был создан Народный комиссариат здравоохранения РСФСР, наркомом здравоохранения был назначен Н. А. Семашко.
Новейшая история отечественной медицины связана со становлением принципов советского здравоохранения. Охарактеризуйте важнейшие из них:
1. Государственный характер: предполагает плановость, бесплатность, общедоступность здравоохранения.
2. Профилактическое направление, включает борьбу с эпидемиями, ликвидацию особо опасных инфекций (чумы, холеры, малярии); санитарное просвещение; оздоровление условий труда и бьгга; охрану материнства и младенчества; вакцинацию; диспансеризацию.
3. Единство медицинской науки и практики.
Происходит становление крупнейших научных медицинских школ, представителями которых являлись выдающиеся ученые России: Н. Н. Бурденко, Н. Ф. Гамалея, В. М. Бехтерев, Д. К. Заболотный, А. А. Кисель, М. П. Кончаловский, Т. П. Краснобаев, А. Л. Мясников, Е. Н. Павловский, С. И. Спасокукоцкий, А. Н. Сысин, Л. А. Тарасович. И. П. Павлов.
Важнейшей вехой в истории отечественной медицины являлось создание Академии медицинских наук СССР (1944 г., ныне РАМН). 3. Медицина на современном этапе. Начало 1990-х гг. характеризовалось глубоким кризисом отечественного здравоохранения. Реформа здравоохранения декларировала демонополизацию государственного сектора здравоохранения, введение в его систему рыночных механизмов и медицинского страхования. Однако отсутствие механизмов в реализации реформы не позволил достичь желаемых результатов.
В 1997 г. была одобрена концепция развития здравоохранения и медицинской науки. В 1998 г. была утверждена федеральная целевая программа. «Медицина высоких технологий», параллельно ведутся национальные проекты, направленные на развитие фундаментальных исследований.
Охарактеризуйте основные направления и успехи развития экспериментальной, клинической и профилактической медицины и организации здравоохранения в современной России. Акцентируйте внимание на развитии: нанотехнологий, трансплантологии, биоинженеринга, геронтологии, генетики, нейрохирургии, психофизиологии; новациях в акушерстве и гинекологии, расширении возможностей диагностики. Список литературы 1. Бородулин Ф. Г. История медицины. Избранные лекции. – М.: Медицина, 1961.
2. Грицак Е. Н. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003.
4. Заблудовский П. Е. История отечественной медицины: Учеб. пособие: Ч. 2. Медицина в СССР. – М.: Изд. ЦОЛИУВ, 1971.
5. Заблудовский П. Е., Крючок Р. Р., Кузьмин М. К. История медицины. – М.: Медицина, 1981.
6. История медицины: Материалы к курсу истории медицины / Под ред. Б. Д. Петрова. – М.: Медицина, 1954.
7. Кузьмин М. К. История медицины: Очерки. – М., 1978.
8. Лисицын Ю. П. История медицины: Учебник. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004.
9. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. Т. 17. – 2-е изд. – М.: Медицинская энциклопедия, 1960. – Стб. 47 – 512.
10. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. Т. 14. – 3-е изд. – М., 1980. – С.7 – 322. Стб. 1 – 947.
11. Медицинский энциклопедический словарь / Под ред. В. И. Бородулина. – М.: Оникс XXI век, 2002.
12. Мультановский М. П. История медицины: Учебник. – М.: Медицина, 1967.
13. Семенченко В. Ф. История фармации. – М.: ИКЦ «МарТ», 2003.
14. Сорокина Т. С. История медицины: Учебник. – 4-е изд. – М.: «Академия», 2005.
15. Хрестоматия по истории медицины / Сост, Э. Д. Грибанов. Под ред. и с примеч. П. Е. Заблудовского. – М.: Медицина, 1968. Тема 10.
Становление и развитие медицинского дела Пензенского края План занятия
Основные этапы становления и развития медицины (XVII – XIX вв.)
Успехи новейшей региональной медицины (XX – начала XIX в.)
Выдающиеся медики Пензенской области
Занятие проводится в форме экскурсии в музей Пензенской областной больницы им. Н. Н. Бурденко. Список литературы 1. Годин В. С., Савин О. М., Шалдыбин Г. П. Путь в полтора столетия... Страницы истории Пензенской областной больницы им. Н. Н. Бурденко. – Пенза, 1996. Часть II
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Рекомендации для подготовки докладов и рефератов Для подготовки к семинарским занятиям необходимо в соответствии с обсуждаемой темой, внимательно проработать нужные разделы основной литературы и лекций. Кроме того, следует ознакомиться с дополнительными источниками.
При подготовке доклада используется следующая схема
а) введение;
б) содержание разделов;
в) заключение;
г) библиография.
Если студентом выбрана тема по научным трудам какого-либо деятеля медицины, то доклад должен включать следующие разделы:
- характеристика эпохи, в которую жил и трудился ученый;
- краткая биография ученого:
а) годы учебы;
б) первые шаги в науку;
в) характеристика научной школы, в которой ученый вырос как исследователь;
г) анализ наиболее важных этапов в жизни ученого;
- вклад в развитие медицинской науки;
- педагогическая деятельность;
- общественная деятельность;
- характеристика ученого как человека. Воспоминания о нем современников и учеников;
- выводы: определение значения исследований ученого для дальнейшего прогресса науки.
Объем доклада произвольный. Устный доклад не должен превышать 15 минут. При выступлении можно пользоваться планом доклада и зачитывать выдержки, даты, названия и т.д.
После прослушивания курса лекций и завершения практических занятий, студенты сдают зачет. К зачету допускаются студенты, отчитавшиеся по контрольным точкам текущего рейтинга. Зачет проводится в дифференцированной форме: устный ответ, тестовые задания.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |