Уровни сформированности основных линий развития
№ п/п
| Основные линии развития
| Актуальный уровень
| Зона ближайшего развития
| Ниже зоны ближайшего развития
| 1
| Социальное развитие
|
|
|
| 1.1
| Представления о себе
|
|
|
| 1.2
| Ближайшее окружение
|
|
|
| 1.3
| Навык опрятности
|
|
|
| 1.4
| Навык еды
|
|
|
| 1.5
| Навык одевания
|
|
|
| 1.6
| Навык умывания
|
|
|
| 2
| Физическое развитие
|
|
|
| 2.1
| Ходьба
|
|
|
| 2.2
| Бег
|
|
|
| 2.3
| Прыжки
|
|
|
| 2.4
| Лазание, ползание
|
|
|
| 2.5
| Метание
|
|
|
| 2.6
| Равновесие
|
|
|
| 3
| Познавательное развитие
|
|
|
| 3.1
| Сенсорика
|
|
|
| 3.1.1
| Форма
|
|
|
| 3.1.2
| Величина
|
|
|
| 3.1.3
| Цвет
|
|
|
| 3.1.4
| Целостность восприятия
|
|
|
| 3.2
| Наглядно-действенное мышление
|
|
|
| 3.3
| Ориентировка на количественный признак
|
|
|
| 3.4
| Представления об окружающем
|
|
|
| 3.5
| Развитие речи
|
|
|
| 3.5.1
| Понимание речи
|
|
|
| 3.5.2
| Активная речь
|
|
|
| 4
| Деятельность
|
|
|
| 4.1
| Предметные действия
|
|
|
| 4.2
| Игра
|
|
|
| 4.3
| Рисунок
|
|
|
| 4.4
| Конструирование
|
|
|
| После анализа полученных результатов педагогического обследования разрабатывается индивидуальная программа обучения, воспитания и развития.
Алгоритм составления индивидуальной коррекционной программы
1. Провести анализ результатов обследования ребенка по заключениям различных специалистов. 2. Выделить основные направления работы с учетом полученных результатов обследования, акцентировав внимание на коррекции специфических особенностей в развитии каждого ребенка. 3. Определить содержание развивающей и коррекционно-воспитательной работы с ребенком по основным линиям развития: 3.1. Здоровье — общее самочувствие ребенка, соматическое здоровье, выполнение базовых культурно-гигиенических навыков, рекомендации по режиму и питанию. 3.2. Социальное развитие — способы общения (вербальные, невербальные), взаимодействие со сверстниками, способы присвоения общественного опыта (подражание, показ, образец, по речевой инструкции); представления о себе и о других. 3.3. Социально-эмоциональное развитие ребенка (позитивный настрой, самопринятие, психический тонус, настроение, контактность со взрослыми и сверстниками, способы общения, профилактика фобий и страхов). 3.4. Физическое развитие: развитие и коррекция основных движений и общих моторных навыков, развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, совершенствование зрительно-двигательной и зрительно-слуховой координации. 3.5. Познавательное развитие а) сенсорное развитие: • зрительное восприятие — развитие ориентировочной деятельности методом проб: ориентировка на форму, величину, цвет, целостность восприятия предметов и предметных изображений; • слуховое восприятие — двигательная реакция на звуковой стимул, различать на слух способность разных звучаний двух музыкальных инструментов (дудочка и металлофон), голоса знакомых людей и бытовые шумы; • тактильно-двигательное восприятие: различать предметы легкие — тяжелые, холодные — теплые, мокрые — сухие, гладкие — шершавые; дифференцировать два разных предмета на ощупь; б) ознакомление с окружающим: вызывать у ребенка интерес к предметам, действию с ними, явлениям окружающей действительности — учить рассматривать, выделять существенные признаки предметов, овладевать функциональным назначением знакомых предметов; в) формирование ориентировки на количество и счет. Восприятие количества через различные анализаторы (зрительный, слуховой, тактильный). Выделение один — много, соотнесение количества и числа; г) формирование предпосылок наглядно-действенного мышления. Учить действовать целенаправленно с предметами-орудиями, анализировать и решать практические проблемные задачи (используя метод проб). Выполнять орудийные действия: «Лови шарики», «Поймай рыбку из бассейна», «Достань камушки». Учить действовать молотком — забивать колышки, выбивать шарики. Формировать фиксирующую функцию речи; д) развитие речи и коррекция коммуникативных возможностей ребенка, формирование предпосылок активной речи, развитие понимания обращенной речи, подготовка артикуляционного аппарата к усвоению языковых норм (массаж, артикуляционная гимнастика, постановка звуков); е) развитие мелкой моторики и элементарных графических умений (начиная с ориентировки на след от карандаша, кисти, фломастера). 3.6. Формирование предметной и игровой деятельности Завершение этапа манипулятивных действий с игрушкой. Формирование специфических манипуляций (трясти погремушку, сжимать резиновую пищалку). Развитие предметных (пересыпать ложкой, совочком, переливать чашкой, ведерком) и предметно-игровых действий (с куклой, машинкой, мячиком, сюжетными игрушками). Овладение определенными предметными навыками — закрывать коробку, закрывать и открывать крышки кастрюлек, нанизывать кольца на стержень, вкладывать шарики или силуэтные изображения в прорези доски, объемной игрушки и др. Формирование соотносящих действий с использованием различных игр и игрушек: «Посади елочки», «Поставь грибочки», «Собери бусы», «Построй паровозик», «Построй башенку». Обыгрывание сюжетных игрушек: «Покатай зайку», «Покорми матрешек», «Угости мишку чаем», «Перевези кубики», «Уложи куклу спать», «Покачай куклу». Ряжение, игры «Нарядные детки», «День рождения у куклы», «Праздник». Знакомство с элементами кукольного театра. Драматизация эпизодов из сказок разными театрализованными средствами (би-ба-бо, пальчиковый, перчаточный, настольный театр). 3.7. Изобразительная деятельность и конструирование Формировать интерес к изображениям, умение дифференцировать изображение и предмет. Воспитывать интерес к краскам и фломастерам, формировать умение действовать с ними.
| ЛИТЕРАТУРА Баряева Л. Б. Математическое развитие детей с интеллектуальной недостаточностью / Л. Б. Баряева. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. Баряева Л. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии) / Л. Б. Баряева. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, Союз, 2002. Венгер А. А. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения / А. А. Венгер, Г. Л. Выгодская, Э. И. Леонгард. — М.: Просвещение, 1972. Гаврилушкина О. П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей / О. П. Гаврилушкина. — М.: Просвещение, 1991. Давыдова С. И. Роль действий по подражанию, образцу и словесной инструкции в обучении умственно отсталых дошкольников / С. И. Давыдова. — М., 1976. Дошкольное воспитание аномальных детей / под ред. Л. П. Носковой. — М.: Просвещение, 1993. Дошкольное образование России в документах и материалах: сб. действующих нормативно-правовых и программно-методических материалов. — М.: Гном и Д, 2001. Екжанова Е. А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности / Е. А. Екжанова. — СПб.: Сотис, 2002. Екжанова Е. А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева // Дефектология. — 1999. — № 6. — С. 25–34. Екжанова Е. А. Организация коррекционно-воспитательного процесса в условиях специализированного дошкольного учреждения для детей с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева // Дефектология. — 2000. — № 3. — С. 66—78. Екжанова Е. А. Организация и содержание коррекционно-воспитательной работы в специализированном дошкольном учреждении для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых) / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. — М., 2000. Екжанова Е. А. Технологии, укрепляющие здоровье, в системе обучения коррекционно-развивающих специальных дошкольных учреждений / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2002. — № 4. — С. 19—25. Екжанова Е. А. Коррекционно–развивающее обучение и воспитание: Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. — М.: Просвещение, 2-е изд. — 2005. Екжанова Е. А. Системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева // Дефектология. — 2006. — № 6. — С. 3—14. Катаева А. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. — М.: Владос, 2004. Катаева А. А. Дошкольная олигофренопедагогика / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. — М.: Просвещение, 2001. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / под ред. Е. А. Стребелевой. — М.: Просвещение, 2005. Специальная дошкольная педагогика / под ред. Е. А. Стребелевой. — М.: Академия, 2002. перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |