Методика оценки динамики речи лиц с афазией
Л.С. Цветковой.
Методика включает пробы (тесты), учитывающие:
Форму афазии;
Центральные механизмы нарушения речи при каждой форме афазии по классификации А.Р.Лурия;
Центральные ее симптомы (дефекты);
Степень ее выраженности.
Эта методика способна:
Выявлять разные уровни нарушения речи, сенсомоторный и семантический;
Оценивать состояние речи (и ее динамику) на уровне слова, фразы, высказывания.
Методика решает задачи объективной количественной оценки состояния и динамики речи при афазии на основе качественного анализа дефекта.
Тесты на экспрессивную речь.
Диалог.
Одно из важнейших проявлений способности субъекта к вербальной коммуникации. Диалог- одна из наиболее жизненно важных сторон вербального общения. Поэтому включение этого теста приближает нас к исследованию естественного процесса общения.
В тест входит 10 вопросов. Первые 5 вопросов требуют простого ответа словами «да», «нет», «хорошо».Затем следуют вопросы, требующие ответа словосочетанием или предложением. Таким образом, усложнение проб здесь идет по параметрам длины и грамматической сложности требуемого ответа.
Называние.
Состоит из 2 тестов:
Называние предмета;
Называние действия.
В этих тестах больному предлагается назвать 30 картинок с изображением предметов и действий. Ранжировка заданий по сложности в этих тестах осуществляется с помощью таких параметров, как частотность, длина и звуковая сложность слова.
Составление предложений по картинкам.
Тест состоит из 15 проб, расположенных в порядке возрастающей сложности. Первые 5 картинок являются наиболее простыми, затем следуют картинки, которые могут быть описаны предложениями с предложным дополнением. И наконец, содержание последних картинок может быть передано с помощью распространенного или сложноподчиненного предложения.
Составление рассказа по картинке.
В этом тесте больному дается задание на описание сюжетной картинки «Опять двойка», при передаче содержания которой необходимо выделение общего действия, связывающего всех героев картинки, и создание на этой основе программы высказывания. На составление рассказа дается 3 минуты.
Тесты на импрессивную речь.
Понимание диалога.
Первые 5 вопросов направлены на выяснение контекстного понимания, поэтому они ограничены в объеме, просты в грамматическом отношении, часто употребляемы в ситуации общения с больным. В следующих 5 пробах исследуется возможность понимания речи при переходе от одной ситуации к другой, с ней не связанной, возрастает объем и сложность построения вопросов.
Понимание слов.
В методику включены 2 теста:
Понимание значения слов, обозначающих предметы;
Понимание значения слов, обозначающих действия.
Тест состоит из 30 проб, в каждой из них больной должен показать от одной до трех картинок, изображающих предметы или действия в соответствии с предъявляемым словом. Слова сгруппированы в 3 группы, по 10 в каждой. Так, первую группу составили слова частотные и не связанные друг с другом ни по звучанию, ни по значению. В следующую группу входят слова, близкие по звучанию средней частотности. В последнюю группу включены слова, близкие по значению, входящие в одно смысловое поле.
Понимание предложений.
В тест входит 25 стимульных заданий и исходных фраз. Каждой фразе соответствует одна картинка, предъявляемая в поле других картинок. Объем поля изменяется от2 до 6 картинок. Затем подается на слух стимульная фраза и больной должен найти адекватную картинку. Помимо этого, в тест включены пробы на понимание предложных и пассивных конструкций.
Понимание вербальных инструкций.
При исследовании понимания предложений используется опора на картинки. Но в реальном общении более часты ситуации, где такой опоры не существует. Поэтому в методику включен тест на понимание вербальных инструкций, где индикатором понимания является адекватное выполнение заданных действий.
В тест входит 10 инструкций, которые предлагаются больному последовательно для выполнения, возрастает объем и грамматическая сложность проб. перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |