Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Специфика обследования лиц с афазией


Скачать 26.08 Kb.
НазваниеСпецифика обследования лиц с афазией
Дата19.09.2019
Размер26.08 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаPZ_4.docx
ТипДокументы
#63446
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Практическое занятие № 4 (2 ч).
©Н.Н.Баль, Н.В.Чемоданова

Тема: Специфика обследования лиц с афазией.

Цель: углублять и обобщать знания о симптоматике форм афазии, особенностях обследования при афазии, критериях оценки неречевых функций (праксиса, гнозиса и др.) при афазии; формировать умения отбирать и демонстрировать приемы этих функций, анализировать и составлять логопедическое заключение при афазии.

Вопросы для обсуждения:

1. Отличие разных форм афазии друг от друга.

2.Критерии оценки неречевых функций (праксиса, гнозиса и др.) при афазии.

3. Обоснование заключения о речевом статусе лица с афазией.

Задания для самостоятельной работы:

1. Ответить на тестовые задания:


А) динамического праксиса Б) пространтвенного праксиса

В) зрительного гнозиса Г) автоматизированных видов речи


А) оценка и воспроизведение ритмов

Б) копирование различных фигур, складываемых из спичек, складывание их в перевернутом виде

В) воспроизведение символических движений (погрозить пальцем, поманить к себе кого-нибудь и пр.)

Г) пробы с географической картой


А) пробы Хеда В) реципрокная проба

Г) проба «кулак – ребро – ладонь» Д) воспроизведение ритмов


А) пропевание мелодии знакомой песни Б) перечисление дней недели, месяцев

В) воспроизведение порядкового счета Г) составление рассказа по серии сюжетных картинок


А) называние по картинкам предметов Б) называние контурных изображений

В) называние по картинкам действий Г) называние предметов одним словом


А) воспроизведение символических движений Б) пробы с часами

В) проба «кулак – ребро – ладонь» Г) пробы с географической картой


А) динамического праксиса Б) пространственного праксиса

В) зрительного гнозиса Г) автоматизированных видов речи


А) оценка и воспроизведение ритмов

Б) копирование различных фигур, складываемых из спичек, складывание их в перевернутом виде

В) воспроизведение символических движений (погрозить пальцем, поманить к себе кого-нибудь и пр.)

Г) пробы с географической картой


А) форму афазии Б) возраст пациента В) время повреждения мозга

Г) степень выраженности нарушения речи Д) сроки начала восстановительного обучения

2. На основе изучения литературы привести примеры логопедического заключения на каждую форму афазии.

1.Больной с легкостью идет на контакт, иногда проявляет инициативу. Личность сохранена. Во времени больной ориентируется; понимает, в каком месте находится и для чего. Больной осознает, что его речь нарушена и мотивирован для ее восстановления. У больного присутствует феномен «отчуждения смысла слов», нарушено понимания слов, вербальных инструкций, обращенной речи.

Спонтанная речь малопродуктивна, имеют место логореи. Эмпрессивная речь полностью нарушена, больной использует слова, не относящиеся к данной ситуации. Больной узнает отдельные буквы, читает слова, написанные вертикально. Может выполнять простые письменные инструкции. Больной может письменно называть предметы и изображения, но имеются литеральные парафазии. Больной может решать различные арифметические примеры, которые записаны на бумаге или доске. У больного акустическая агнозия, он не понимает обращенную речь окружающих его людей. Зеркальность в письме отсутствует. Оральной и артикуляторной апраксии у больного не обнаружено, а также динамической, конструктивно-пространственной апраксии, дизартрии, эхолалии.

Акустико-гностическая афазия тяжелой степени, аграфия средней тяжести, алексия легкой степени, акалькулия легкой степени, апраксия отсутствует. Больной активен, не находится в депрессивном состоянии, готов к тяжелой восстановительной работе. Мотивирован на полное восстановление речи.

2. Экспрессивная речь представлена короткими фразами, разнообразными по лексико-грамматической структуре. Наблюдаются частые вербальные парафазии и паузы, обусловленные трудностями нахождения нужного слова. В длинных, сложных по звуковому составу словах, имеются искажения в последовательности звукоряда, составляющего слова: перестановки, пропуски, антиципации и слабости акустических следов. Затруднено проговаривание малочастотных слов.
Наблюдаются ошибки, связанные с трудностями удержания воспринятого текста. Слова и фразы оказываются забытыми после введения паузы, вопроса, счета.
Диалогическая речь нарушена менее остальных видов речевой деятельности.
Наблюдаются трудности называния предметов, имен собственных и цифр.
Понимание коротких речевых конструкций доступно. При восприятии развернутых текстов наблюдаются ошибки осмысления. Больной начинают волноваться, переспрашивать, просит, чтобы говорили медленнее. Показ предметов и частей тела по единичным названиям доступен. При предъявлении серий названий возникает отчуждение смысла слова. Простые инструкции больной выполняет, многоступенчатые — нет.
Чтение как функция не нарушено.
Функция письма «опережает» устную речь. Звукобуквенный анализ первично не страдает. В письме под диктовку наблюдаются пропуски слов и вербальные парафазии.
Акустико-мнестическая афазия тяжелой степени.


3. Экспрессивная речь не изменена. Наблюдается ограничение сложных логико-грамматических оборотов речи. Редкое использование пространственных предлогов и слов с пространственным значением.

Понимание ситуативной и неситуативной речи доступно, если в ней отсутствуют сложные логико-грамматические конструкции. Тексты, содержащие логико-грамматические построения, понимаются больным с трудом. Наблюдаются трудности понимания атрибутивных, возвратных, страдательных, пространственных конструкций, обусловленные импрессивным аграмматизмом. Больной не понимает значения пространственных предлогов, приставок со значением удаления и приближения, предлогов, отображающих пространственные взаимоотношения объектов. У больного наблюдаются первичные расстройства функции счета.

Семантическая афазия тяжелой степени.

4. Нарушены и оральный, и артикуляционный праксис. Больной иногда справляется лишь с имитацией простых оральных поз, а выполнение их по инструкции недоступно. Наблюдается поиск позы, который проявляется в беспорядочных движениях языка и губ. Часто наблюдаются затруднения в произнесении даже гласных.
Спонтанная устная речь практически отсутствует, имеется лишь речевой «эмбол», заменяющий больному вербальную речь при попытках общения с окружающими. «Эмбол» экспрессивно насыщен, богато интонирован широким использованием жестов и мимики.
Речевые автоматизмы отсутствуют, что свидетельствует о грубом нарушении артикуляционного праксиса. Присутствуют сопряженный или отряженный счет.
Повторная речь отсутствует, за исключением способности повторять отдельные гласные звуки.
Диалогическая речь отсутствует.
Составление фраз по сюжетной картинке недоступно.
Пересказ текстов невозможен.
Больной понимают обращенную к ним речь. Чаще ситуативно-бытового характера. Более сложные виды речи не всегда доступны, особенно с логико-грамматическими оборотами. Наблюдается отчуждение смысла слова при показе предметов, частей тела, а также ошибки в выполнении устных заданий. Больной не в состоянии понимать речь по радио, а также развернутую монологическую и диалогическую речь окружающих.
Чтение отсутствует. Чтение вслух отсутствует, даже автоматизированных рядов. Буквы вслух больной не прочитывают, но иногда правильно их показывает.
Письмо как функция отсутствует. Больной в состоянии написать свою фамилию. Невозможно письмо под диктовку даже тех букв, которые узнаются по названиям. Звукобуквенный анализ нарушен грубейшим образом: больной не в состоянии определить количество букв в слове, вставить пропущенную гласную букву даже в простое трехбуквенное слово.

Афферентно-моторная афазия тяжелой степени.
5. Оральный праксис нарушен. Больной справляется с воспроизведением отдельных поз, но затрудняется при попытке перехода от одной позы к другой. Наблюдается застревание на отдельных элементах действия, поиски поз. То же самое наблюдается и в артикуляторном праксисе .Изолированные звуки больной повторяет свободно, однако задание воспроизвести серию звуков вызывает существенный артикуляционный сбой.
Спонтанная речь бедна. Состоит в основном из хорошо упроченных слов, в основном номинаций. Имеются значительные произносительные трудности, проявляющиеся в «застревании» на отдельных фрагментах слов. Слова «разорваны». Интонация бедна и однообразна. Речевая активность средняя.
Наблюдается сопряженный и отраженный прямой счет. Обратный счет недоступен. Пение со словами.

Больной способен к повторению отдельных звуков как с опорой на артикуляционный образ, так и на акустический. Повторение слогов затруднено. Воспроизведение слова не удается. Повторная речь воспроизводится легче спонтанной.
Доступно воспроизведение отдельных высокочастотных номинаций, но называнию серьезно препятствуют персеверации.
Составление фраз по сюжетной картинке практически недоступно.
Наблюдаются трудности в восприятии речи. Наблюдаются трудности понимания речевых конструкций, в которых грамматические элементы несут существенную смысловую нагрузку.
Чтение практически отсутствует. Наблюдается способность к прочитыванию отдельных букв. Прочитывание слогов с артикуляционными затруднениями. Чтение слов недоступно, т.к. имеются трудности восприятия серии графем.
Письмо как функция отсутствует. Больной не в состоянии написать свою фамилию. Невозможно письмо под диктовку даже тех букв, которые узнаются по названиям. Эфферентно-моторная афазия тяжелой степени.
6. Наблюдаются отдельные персеверации, которые носят глобальный характер. Больной затрудняется в переключении с «ручных» проб на оральные, с оральных — на артикуляторные.
Спонтанная речь практически отсутствует, за исключением отдельных упроченных в прежней речевой практике речевых штампов разговорно-бытового характера. Интонация однообразна. Речевая активность низкая. Наблюдаются эхолалии. Больной постоянно нуждается в стимулировании речи извне.
Больной легко справляется со всеми видами прямой автоматизированной речи. Обратный счет, перечисление дней недели, месяцев в обратном порядке сопровождается персеверациями, истощением внимания, соскальзыванием на прямой порядок перечисления.
Повторная речь носит характер эхолалий. Присутствуют персеверации в виде «добавочной» речевой продукции по типу застревания на предыдущих фрагментах или по типу смыслового соскальзывания.
Диалогическая речь практически отсутствует. Он в состоянии отвечать «да» или «нет». Используют в качестве ответов отдельные междометия.
Больной не в состоянии составить фразу по сюжетной картинке.

Перессказ практически не доступен.

Больной понимают речь не полностью. Затруднено понимание грамматически сложно построенной речи. Наблюдаются явления «псевдоотчуждения смысла слова» из-за трудностей включения в задание.
Доступно чтение отдельных букв в простых словах.
Больному доступно списывание. При письме под диктовку более сложных слов и фраз больной допускает ряд искажений в виде пропусков и персевераторных «добавок» элементов текста. Письмо «от себя» недоступно из-за снижения речевой активности.
Динамическая афазия тяжелой степени.
3.Продемонстрировать и объяснить:
Приемы обследования гнозиса при афазии.
Больному предлагают назвать или описать предметы или их изображения. Ему даются простые, четкие, контрастные предметные картинки, затем близкие по форме (мяч, яблоко, глобус, очки, велосипед и т. п.). Затем они заменяются одноцветными, контурными, сделанными крапом (покрытые мелкими точками), перечеркнутыми зигзагообразными линиями и наложенными друг на друга контурными изображениями. Больные со зрительной агнозией быстро начинают испытывать затруднения в опознании рисунков. Больные с амнестической афазией путем описания функций предметов, изображенных на рисунках, справляются с этими заданиями. Узнавание букв, написанных различным шрифтом, проверяется у хорошо говорящих больных путем их называния и показа по заданию. Больные с оптической алексией затрудняются в выполнении этих заданий.
    Приемы обследования праксиса при афазии.
    переключение с одного движения на другое. Больному даются задания (при отсутствии гемипареза) на относительно быстрое, одновременное переключение различных движений двух рук (например, одна рука сжата в кулак, другая развернута).

    Пробапремоторной апраксии
    больной не удерживает план движений, пропускает и повторяет отдельные движения.

    Пространственный праксис исследуется при помощи следующих тестов:
    1. Пробы Хэда. Больному предлагается по подражанию выполнять вместе с логопедом следующие движения: поднести указательный палец к подбородку, перевернуть руку ладонью вверх и пальцами от подбородка, поставить левую ладонь перпендикулярно вдоль подбородка, поставить ладонь перпендикулярно к другой ладони и т. п. Фиксируется, правильно ли больной выполняет предложенные пробы, а также той ли рукой он их выполняет. Проверяется ориентация больного в левой и правой стороне тела: больного просят показать левое ухо правой рукой, правый глаз левой рукой и т. п. Исследуется воспроизведение различных поз пальцев.

    2.Копирование больным различных фигур, складывание из спичек, складывание перевернутом виде. Используется методика КООС: выкладывание из кубиков различных орнаментов. Кроме того, 3. Проба с часами и географической картой. Больному предлагается на нарисованных часах без цифр определить время по направлению стрелок; нарисовать стрелки, передающие то или иное время; на карте найти моря, города, страны; проставить на скрещенных перпендикулярно осях местонахождение севера и юга, востока и запада; нарисовать контуры Черного моря; расположить несколько городов по отношению к Москве и т. п.
    4. Проверяется ориентированность больного среди букв, написанных правильно, зеркально и горизонтально строке. Трудности выполнения этих тестов характерны для больных с афферентной и семантической афазиями. При поражении премоторных и заднелобных отделов коры головного мозга выявляется инертность и нарушение планирования действий и движений при выполнении серий этих заданий.
    оральной, нижнетеменной апраксией
    не могут произвольно изобразить движение поцелуя, сплюнуть по заданию, при сохранности этих движении в повседневной жизни. Оральная, нижнетеменная апраксия в некоторых случаях наблюдается изолированно, без речевых расстройств.

    премоторной апраксией хорошо выполняют отдельные движения и застревают на одном из движений, входящих в линейно организованную серию движений, вследствие персеверации. При этом иногда возникает иллюзия наличия симультанной, конструктивной, пространственной апраксии при поражении премоторных отделов коры головного мозга. При обширных поражениях лобных долей в связи с выраженной инактивностью и аспонтанностыо нарушается непроизвольное сплевывание, откашливание, при относительной сохранности выполнения этих движений, при стимуляции.
      Приемы обследования слухоречевой памяти при афазии.
      Нарушения слухоречевой памяти выявляются при помощи повторения больным серий слов (по два, по три и более), например, дом - кот - лес, рука - окно - рыба и т. д. Больным дастся задание повторить предложение В саду за высоким забором росли яблони и груши. Больные с акустико- мнестической афазией, не удерживая речевой ряд, пропускают, как правило, второе и третье слово, при эфферентной моторной афазии больные персеверируют первое или второе слово, а также слова из предыдущих заданий.
      Другим приемом обследования слухоречевой памяти является нахождение по заданию 2-3-4 картинок из 15-20 разложенных перед больным или сложенных в стопку. Вторично негрубо слухоречевая память может нарушаться при поражении как лобных долей мозга, так и нижнетеменных отделов левого полушария у правшей.


      4. Проанализировать материалы логопедического обследования и составить логопедическое заключение по данным обследования:

      Больной В., 37 лет.

      Год назад перенес тяжелую черепно-мозговую травму. Во время обследования больной контактен, адекватен, ориентирован в месте и времени.

      В сфере праксиса выявляются негрубые нарушения праксиса позы и орального праксиса. Гнозис без особенностей. Спонтанная речь практически отсутствует, может произнести отдельные и простые фразы. При исследовании повторения, называния, чтения – отчетливые дефекты кинестетического звена (замена близких по способу образования звуков, пропуски согласных, перестановки). Например, повторение (хлеб – хеб, зима – сина), называние (кровать – к…каат, карандаш, ананас, рисует се…сидит…эксует).

      Словарный запас сужен, импресивная сфера в значительной степени сохранена. Вместе с тем иногда отмечается отчуждение смысла слов.

      Письмо более сохранено, чем устная речь.

      4. Подготовиться к анализу дидактического материала для обследования лиц с афазией.

      Литература:
      Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. М., 2007.
    1. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. М., 1988 / 2001.
    2. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. М., 2000.
    3. Бурлакова М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии. М., 1991.
      Материалы к лекциям.
      перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей