Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Пояснительная записка


НазваниеПояснительная записка
Дата08.09.2019
Размер5.54 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаdoc_spp_ovz_komplekttnr.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипПояснительная записка
#63104
страница1 из 55
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   55

1

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время в нашей стране разработан, принят и апробирован Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающий возможность удовлетворить в образовательном процессе особые образовательные потребности не только каждой категории обучающихся с ОВЗ, но и различных групп, входящих в каждую из них, независимо от того, где происходит их обучение: совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, группах или в отдельных организациях.
Стандарт, обеспечивая равные возможности получения качественного начального общего образования, единство образовательного пространства РФ, государственные гарантии уровня и качества образования, определяет требования к структуре адаптированных основных образовательных программ для различных категорий и групп обучающихся с ОВЗ
(далее – АООП НОО), условиям их реализации и результатам их освоения.
Разработанный Стандарт выступает основой как для разработки Примерной АООП НОО обучающихся с ОВЗ, так и разработки и реализации рабочих программ по учебным предметам и коррекционным курсам.
Стандарт в части, касающейся обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее –
ТНР), представляет варианты адаптированных основных образовательных программ начального общего образования, которые дифференцируются как по содержанию образования, так и по срокам обучения данной группы обучающихся. Стандарт определяет для обучающихся с ТНР выбор вариантов АООП НОО (варианты 5.1, 5.2).
Вариант 5.1 предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения
(1
–4 классы).
В структуру АООП НОО обязательно включается Программа коррекционной работы, направленная на реализацию особых образовательных потребностей обучающегося, преодоление недоразвития речи и поддержку в освоении ФГОС НОО. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися АООП НОО соответствуют ФГОС НОО
1
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (зарегистрирован Министерством юстиции
3
Вариант 5.2 предназначен для обучающихся с ТНР, для преодоления речевых расстройств которых требуются особые педагогические условия, специальное систематическое целенаправленное коррекционное воздействие. Это обучающиеся, находящиеся на II и III уровнях речевого развития (по Р. Е. Левиной), при алалии, афазии, дизартрии, ринолалии, заикании, имеющие нарушения чтения и письма и обучающиеся, не имеющие общего недоразвития речи при тяжелой степени выраженности заикания. В зависимости от уровня речевого развития в образовательной организации существуют два отделения:
I отделение – для обучающихся с алалией, афазией, ринолалией, дизартрией и заиканием, имеющих общее недоразвитие речи и нарушения чтения и письма, препятствующие обучению в общеобразовательных организациях;
II отделение – для обучающихся с тяжелой степенью выраженности заикания при нормальном развитии речи.
Срок освоения АООП НОО для обучающихся с ТНР составляет в I отделении 5 лет (1 дополнительный – 4 классы), во II отделении 4 года (1–4 классы). Для обучающихся с ТНР, не имевших дошкольной подготовки и (или) по уровню своего развития не готовых к освоению программы 1 класса, предусматривается 1 дополнительный класс. Выбор продолжительности обучения (за счет введения 1 дополнительного класса) на I отделении (4 года или 5 лет) остается за образовательной организацией, исходя из возможностей региона к подготовке детей с ТНР к обучению в школе.
Комплект рабочих программ включает 20 примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам и является средством фиксации содержания образования инвариантной части учебного плана и части, формируемой участниками образовательного процесса, по варианту обучения 5.2.
Концептуальные положения комплекса примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для 1 дополнительного и 1 классов соотнесены с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и Примерными АООП НОО для обучающихся с ТНР.
Реализация требований рабочих программ предполагает удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся, включая:
• выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы риска (совместно со специалистами медицинского профиля) и назначение логопедической помощи на этапе обнаружения первых признаков отклонения речевого развития;
Российской Федерации 22 декабря 2009 г., рег. № 15785) (ред. от 18.12.2012) (далее –
ФГОС НОО).
4
• организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением перед началом обучения в школе; преемственность содержания и методов дошкольного и школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию или полное преодоление отклонений речевого и личностного развития;
• получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося и степени выраженности его речевого недоразвития;
• обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных и коррекционно-развивающей областей, так и в процессе индивидуальной/подгрупповой логопедической работы;
• создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние высших психических функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на основе обеспечения комплексного подхода при изучении обучающихся с речевыми нарушениями и коррекции этих нарушений;
• координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения;
• получение комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или минимизации первичного дефекта, нормализации моторной сферы, состояния высшей нервной деятельности, соматического здоровья;
• возможность адаптации основной общеобразовательной программы при изучении содержания учебных предметов по всем предметным областям с учетом необходимости коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков учащихся;
• гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
• индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ТНР;
• постоянный (пошаговый) мониторинг результативности академического компонента образования и сформированности жизненной компетенции обучающихся, уровня и динамики развития речевых процессов, исходя из механизма речевого дефекта;
• применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью;
5
• возможность обучаться на дому и/или дистанционно при наличии медицинских показаний;
• профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем максимального расширения образовательного пространства, увеличения социальных контактов; обучения умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики;
• психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация партнерских отношений с родителями.
В настоящем комплекте содержатся рабочие программы по отдельным учебным предметам и программы к коррекционным курсам для 1 дополнительного и 1 классов обучающихся.
Блок программ для 1 дополнительного класса включает примерные рабочие программы по учебным предметам обязательных предметных областей: предметная область «Филология» – учебный предмет «Обучение грамоте»; предметная область «Математика и информатика» – учебный предмет «Математика»; предметная область «Обществознание и естествознание» – учебный предмет
«Окружающий мир»; предметная область «Искусство» – учебный предмет «Изобразительное искусство»; предметная область «Искусство» – учебный предмет «Музыка»; предметная область «Технология» – учебный предмет «Труд»; предметная область «Физическая культура»учебный предмет «Физическая культура».
Для обеспечения внеурочной деятельности в 1 дополнительном классе представлены рабочие программы к коррекционным курсам: «Произношение», «Развитие речи»,
«Логопедическая ритмика».
Блок программ для 1 класса включает примерные рабочие программы по учебным предметам обязательных предметных областей: предметная область «Филология» – учебный предмет «Обучение грамоте»; предметная область «Математика и информатика» – учебный предмет «Математика»; предметная область «Обществознание и естествознание» – учебный предмет
«Окружающий мир»; предметная область «Искусство» – учебный предмет «Изобразительное искусство»; предметная область «Искусство» – учебный предмет «Музыка»; предметная область «Технология» – учебный предмет «Труд»; предметная область «Физическая культура»учебный предмет «Физическая культура».
6
Для обеспечения внеурочной деятельности в 1 классе представлены рабочие программы к коррекционным курсам: «Произношение», «Развитие речи», «Логопедическая ритмика».
Комплект для реализации АООП НОО по варианту 5.2 для 1 дополнительного и 1 классов включает 20 рабочих программ по учебным предметам и коррекционным курсам.
Каждая (отдельная) примерная рабочая программа по учебным предметам и коррекционным курсам для 1 дополнительного и 1 классов содержит:
1)
пояснительную записку, в которой: конкретизируются цели образовательнокоррекционной работы с учетом специфики учебного предмета, дается общая характеристика учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
2)
основное содержание учебного предмета, коррекционного курса, включающее перечень изучаемого учебного материала, направления работы;
3)
календарно-тематическое планирование с указанием ориентировочного распределения учебных часов по разделам предмета (курса);
4)
рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому
обеспечению образовательной деятельности по предмету (курсу);
5)
планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Комплекс примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам по АООП НОО обучающихся с ТНР 1 дополнительного и 1 классов создан для оказания помощи педагогическим работникам и представителям администрации образовательных организаций, реализующих ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и имеющих государственную аккредитацию образовательных программ.
7

ПРИМЕРНЫЕ РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ
ВАРИАНТ 5.2
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ И 1 КЛАССЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ,
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Предмет «Обучение грамоте» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
«Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка»
(К. Д. Ушинский).
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Обучения грамоте» на ступени начального общего образования являются:
— ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
— формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
8
Общая характеристика курса
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Обучение грамоте» основных задач образовательной области «Филология»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
— развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
— формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
— формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
— воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики.
Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного
(основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно
9
слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог,
«читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твердых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т. д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.
10
С национальными, региональными, этнокультурными особенностями обучающиеся знакомятся на отдельных уроках. Это способствует расширению знаний обучающихся об окружающей действительности родного края, обогащению и расширению словаря, воспитанию у детей чуткого и внимательного отношения к слову.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   55

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей