Направление подготовки: 050100.62: Педагогическое образование (профиль: «Дошкольное образование») (бакалавариат, 2 курс, 3 - 4 семестры; очное обучение) Дисциплина: «Методическая работа в дошкольной образовательной организации» Количество часов: 48 (в том числе: лекции - 22, практические занятия - 26; форма контроля: экзамен - 4-й семестр). Темы: 1. Сущность и содержание методической работы в дошкольной образовательной организации (ДОО) 2. Функциональные обязанности и требования к личности старшего воспитателя ДОО3. Аналитико-прогностическая деятельность старшего воспитателя 4. Функция контроля в управленческой деятельности старшего воспитателя 5. Организация работы методического кабинета детского сада 6. Технологии методической работы в детском саду 7. Совет педагогов в ДОО как главное звено в организации методической работы 8. Виды, формы и методы организации педагогических советов 9. Технологии нетрадиционных по форме педагогических советов 10. Повышение квалификации и аттестация педагогов ДОО Ключевые слова:методическая работа (деятельность); профессиональная компетентность педагогов; системный подход; деятельностный подход; квалификационные требования; функциональные обязанности; аналитико-прогностическая функция;программа развития ДОО; годовой план ДОО; коррекционно-регулирующая функция; методический кабинет ДОО; технологии методической работы; содержание, формы методы методической работы; совет педагогов ДОО; аттестация; повышение квалификации педагогов.Дата начала использования: 1 сентября 2013 г. Автор: Климентьева Зинаида Александровна, доцент, к.п.н. Казанский (Приволжский) федеральный университет Институт психологии и образования З.А. Климентьева Методическая работа в дошкольной образовательной организации Краткий конспект лекций Казань-2013
Климентьева З.А. Методическая работа в дошкольной образовательной организации: Краткий конспект лекций / З.А. Климентьева; Каз.федер.ун-т. – Казань, 2013. –52с. Аннотация В представленных лекциях раскрываются вопросы содержания и организации методической деятельности в современной дошкольной образовательной организации. Несколько тем посвящены изучению функциональных обязанностей и требований к личности старшего воспитателя детского сада, отвечающего за данное направление деятельности ДОО. В частности, важнейшие функции старшего воспитателя – аналитикопрогностическая и функция контроля выделены как отдельные, самостоятельные темы курса. В ряде лекций рассматриваются разнообразные технологии методической работы в ДОО: традиционные, нетрадиционные, технологии педагогических советов, повышения квалификации педагогов детских дошкольных учреждений. Каждая тема содержит список рекомендуемой для изучения основной и дополнительной литературы. Завершать изучение лекционного материала предлагается выполнением практикоориентированных творческих заданий, приведённых в конце каждой лекции. Электронная версия курса Принято на заседании кафедры педагогики и методики дошкольного образования Протокол № 13 от 05.06.2013 © Казанский федеральный университет © Климентьева З.А.
Содержание 1. Тема 1. Сущность и содержание методической работы в дошкольной образовательной организации (ДОО) 6 1.1. Сущность и задачи методической работы в ДОО 6 1.2. Содержание и принципы построения методической работы в ДОО 8 1.3. Контрольные вопросы и практические задания к теме 1 8 1.4. Список основной литературы 8 1.5. Список дополнительной литературы 9 2. Тема 2. Функциональные обязанности и требования к личности старшего воспитателя дошкольной образовательной организации 10 2.1. Требования к компетентности старшего воспитателя детского сада 10 2.2. Должностные обязанности старшего воспитателя ДОО 11 2.3. Требования к личности старшего воспитателя ДОО 12 2.4. Контрольные вопросы и практические задания к теме 2 12 2.5. Список основной литературы 13 2.6. Список дополнительной литературы 13 3. Тема 3. Аналитико-прогностическая деятельность старшего воспитателя 14 3.1. Сущность и принципы планирования как функции управления 14 3.2. Целеполагание как функция планирования 14 3.3.Виды и формы планирования деятельности ДОО 15 3.4. Стратегические и тактические планы дошкольной образовательной организации 16 3.5. Аналитическая деятельность старшего воспитателя 18 3.6. Контрольные вопросы и задания к теме 3 20 3.7. Список основной литературы 21 3.8. Список дополнительной литературы 21 4. Функция контроля в управленческой деятельности старшего воспитателя ДОО 22 4.1. Сущность и значение функции контроля. Этапы, условия и принципы его организации 22 4.2. Виды контроля в детском саду 24 4.3. Формы и методы контроля в ДОО 24 4.4. Педагогический анализ как функция управления 26 4.5. Контрольные вопросы и задания к теме 4 26 4.4. Список основной литературы 27 4.5. Список дополнительной литературы 27 5. Организация работы методического кабинета детского сада 28 5.1. Требования к оснащению методкабинета дошкольной образовательной организации28 5.2. Требования к организации работы методкабинета 28 5.3. Контрольные вопросы и задания к теме 5 29 5.4. Список основной литературы 29 5.5. Список дополнительной литературы 29 6. Технологии методической работы в детском саду 30 6.1. Традиционные технологии методической деятельности 30 6.2. Нетрадиционные технологии методической деятельности детского сада 34 6.3. Контрольные вопросы и задания к теме 6 36 6.4. Список основной литературы 36 6.5. Список дополнительной литературы 37 7. Совет педагогов детского сада как главное звено в организации методической работы 38 7.1. Основные функции совета педагогов в ДОО 38 7.2. Подготовка заседаний совета педагогов в ДОО 39 7.3. Контрольные вопросы и задания к теме 7 40 7.4. Список основной литературы 40
7.5. Список дополнительной литературы 41 8. Виды, формы и методы организации педагогических советов в детском саду 42 8.1. Виды педагогических советов в детском саду 42 8.2. Методы и формы организации педагогических советов в ДОО 42 8.3. Контрольные вопросы и задания к теме 8 44 8.4. Список основной литературы 44 8.5. Список дополнительной литературы 45 9. Технологии нетрадиционных по форме педагогических советов в ДОО 46 9.1. Педсовет – конференция 46 9.2. Педсовет – научно-практическая конференция 46 9.3. Ситуативный педсовет 46 9.4. Педсовет – дискуссия 46 9.5. Педсовет – творческий отчёт 46 9.6. Педсовет – презентация 46 9.7. Педсовет – конференция 46 9.8. Педсовет – аукцион 46 9.9. Педсовет – фестиваль 46 9.10. Педсовет – деловая игра 47 9.11. Контрольные вопросы и задания к теме 9 48 9.12. Список основной литературы 48 9.13. Список дополнительной литературы 48 10. Повышение квалификации педагогов дошкольной образовательной организации50 10.1. Система повышения квалификации педагогов детских садов 50 10. 2. Профессиональная переподготовка и курсы повышения квалификации для педагогов дошкольного образования 50 10.3. Контрольные вопросы и задания к теме 10 51 10.4. Список основной литературы 52 10.5. Список дополнительной литературы 52
Тема 1. Сущность и содержание методической работы в дошкольной образовательной организации (2 часа) Аннотация. В данной теме рассматриваются подходы разных авторов – теоретиков и практиков дошкольного образования к определению сущности понятия «методическая работа»; определены основные задачи, содержание и принципы построения методической деятельности в детском саду. Ключевые слова: методическая работа (деятельность), задачи методической работы, системный и ситуационный подходы к построению методической работы, содержание методической работы, принципы организации методической деятельности, деятельностный подход. Методические рекомендации по изучению темы. После внимательного прочтения лекции выполните контрольное задание 1 и ответьте на вопросы 2, 3. В случае затруднений при выполнении творческого контрольного задания 4 рекомендуется изучить предложенную литературу. 1.1. Сущность и задачи методической работы в ДОО Современная дошкольная образовательная организация в соответствии с Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования должна обеспечить высокое его качество, доступность, открытость, привлекательность для детей, родителей и всего общества. В свою очередь, качество деятельности детского сада, как пишет Белая К.Ю., зависит от качества работы воспитателей, от созданных руководителем условий для творческого поиска ими новых форм и методов работы с детьми, от объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника. Таким образом, ключевой фигурой организованного образовательного пространства детского сада является педагог, обладающий основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей и их физическое развитие; организации различных видов деятельности и общения дошкольников; организации непосредственно образовательной деятельности; осуществлении взаимодействия с родителями воспитанников и работниками образовательного учреждения; методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса, владении современными педагогическими, в том числе, информационно-коммуникационными технологиями. В связи с этим становится очевидным, что непрерывное профессиональное развитие педагогов дошкольного образования является объективно необходимым. Во многом оно обеспечивается деятельностью методических служб разных уровней и, в первую очередь, уровня самой образовательной организации. Методическую работу детского сада следует считать одним из важнейших аспектов управления и рассматривать как деятельность, направленную на обеспечение качества образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях. Построенная в логике компетентностного и персонифицированного подходов, она способствует развитию качеств личности педагога, необходимых ему для успешного самообразования и творческой самореализации. Изучению актуальных вопросов организации методической работы в детском саду посвящены исследования многих современных авторов: Атемаскиной Ю.В. и Богословец Л.Г., Белой К.Ю., Виноградовой Н.А., Волобуевой. Л.М., ДубровойВ.П. и Милашевич Е.П., Елжовой Н.В., Казаковой И.Н., Майер А.А., Пеньковой Л. А. Фалюшиной Л.И. и других. Сущность понятия «Методическая работа» рассматривается многими теоретиками и практиками дошкольного образования. По определению А. И. Васильевой, методическая работа в детском саду - комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приёмам работы с детьми. Л. И. Фалюшина рассматривает методическую работу как функцию управления качеством воспитательно-образовательной работы в педагогических системах, которая заключается в двустороннем процессе обучения и учения её объекта, направленных на качественную педагогическую деятельность по разностороннему развитию детей. По мнению Л.М. Волобуевой, методическая работа – это часть целостной системы непрерывного образования воспитателей, направленная на углубление, актуализацию знаний, умений, навыков педагогов, основанных на достижениях науки и передового опыта, способствующих повышению профессионального мастерства каждого педагога, на формирование коллектива единомышленников, развитие творческого потенциала всех педагогов, необходимого для качественной воспитательно-образовательной работы в ДОУ. К. Ю. Белая даёт следующее определение: методическая деятельность – целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на повышение профессионального мастерства каждого педагога, развитие творческого потенциала коллектива, повышение качества и эффективности педагогического процесса. Таким образом, все исследователи делают акцент на том, что методическая работа (деятельность) – это основной путь повышения мастерства и профессиональной компетентности педагогов. Методическая работа в дошкольной образовательной организации сегодня является важнейшей составляющей в системе непрерывного образования педагогов. Она направлена на решение конкретных задач детского сада, сформулированных в программе развития и годовом плане. Главная задача методической работы – оказание конкретной практической помощи воспитателям в совершенствовании технологий, форм, методов работы с детьми. Исходя из этого можно выделить следующие критерии оценки качества методической работы в ДОО: - выполнение или превышение требований ФГОС в развитии детей; - рост мастерства и профессиональной компетентности педагогов; - улучшение психологического климата в коллективе, повышение творческого потенциала педагогов, развитие передового педагогического опыта. Высокоэффективная методическая служба дошкольной образовательной организации сегодня находится в постоянном поиске актуального содержания, результативных форм и методов методической работы, дающих наибольший импульс творчеству педагогов. Однако анализ современной педагогической практики показывает разный уровень работы как детских садов в целом, так и отдельных педагогов. Одна из причин создавшейся ситуации кроется в том, что в каждой дошкольной организации складывается своя система работы с педагогическими кадрами. Её характер зависит от степени сплочённости коллектива, его творческой направленности, традиций, профессиональной зрелости каждого сотрудника и, вместе с тем, от стремления руководителей строить педагогический процесс и методическую работу с кадрами нетрадиционно. Важнейшими принципами организации методической работы являются системный и ситуационный подходы к её построению. Так, разовые открытые просмотры или консультации, подготовленные старшим воспитателем без учёта действительных интересов педагогов, не решают абсолютно никаких серьёзных психолого-педагогических задач. Планируя содержание методической работы, старший воспитатель должен изучить мотивационно-ценностную составляющую каждого педагога, уровень его профессиональной компетентности, чтобы выбрать технологии методической поддержки индивидуального образовательного маршрута каждого воспитателя и специалиста. С целью определения актуального для педагогического коллектива содержания методической работы Казакова И.Н. рекомендует использовать данные самооценки воспитателями своих профессиональных компетенций в области организации игровой, двигательной, коммуникативной, познавательной, художественной деятельности детей; в области обеспечения безопасности их жизнедеятельности, создания благоприятного психолого- педагогического климата в группе, организации взаимодействия с семьями воспитанников, планирования и так далее. Основное содержание методической работы можно представить следующим комплексом направлений: 1. Общекультурная подготовка педагогов (направлена на повышение речевой культуры педагогов, компетенций в области искусства и так далее); 2. Дидактическая подготовка педагогов (воспитатели и специалисты должны знать ведущие дидактические концепции развивающего обучения, личностноориентированного и другие); 3. Социально-психологическая подготовка педагогов (направлена на формирование коммуникативных компетенций, педагогической эмпатии, рефлексии и пр.); 4. Повышение компетентности педагогов в области культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности, физического воспитания детей; 5. Этическая и правовая подготовка педагогов, прежде всего, в области соблюдения и защиты прав детей дошкольного возраста; 6. Воспитательная подготовка педагогов; 7. Управленческая подготовка педагогов (в управленческой иерархии детского сада воспитатель занимает очень важное место, так как управляет коллективом группы детей и их родителей); 8. Технологическая подготовка (направлена на формирование практических компетенций в организации разных видов детской деятельности и взаимодействия с родителями); 9. Техническая подготовка педагогов (направлена на формирование практических компетенций в разных видах детской деятельности). 1.2. Содержание и принципы построения методической работы в ДОО Главным принципом построения методической работы является системный подход к её построению. Методическая работа в ДОО строится по структуре: - прогнозирование; - программирование; - планирование; - организация; - регулирование; - контроль; - стимулирование; - коррекция; - анализ. Деятельностный подход к построению методической работы в ДОО позволяет выделить другую структуру: мотивы – цель – содержание – формы – методы – результаты. Результатом методической работы в ДОО должно явиться становление высокоорганизованной, высокоэффективной системы педагогической деятельности, когда каждый педагог владеет умением осуществлять проблемный анализ и на основе его данных моделировать, планировать свою деятельность, получать намеченные результаты. 1.3. Контрольные вопросы и задания к лекции № 1: 1. Проанализируйте взгляды различных авторов на сущность понятия «методическая работа» 2. Определите основные задачи методической работы. 3. Разъясните суть системного и ситуационного подходов к организации методической работы в детском саду. 4. Наметьте темы конкретных методических мероприятий, направленных на повышение: А) общекультурной подготовки педагогов; Б) дидактической; В) воспитательной; Г) социально-психологической; Д) правовой; Е) этической; Ж) технологической; З) технической; И) управленческой подготовки педагогов. 1.4. Основная литература: 1. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96с. 2. Виноградова Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: методическое пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.Н. Родионова. – М.: Айрис – пресс, 2008. – 192с. 3. Елжова Н.В. Система контроля и методическая работа в дошкольном образовательном учреждении / Н.В. Елжова. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. 1.5. Дополнительная литература: 1. Васильева А.К., Бахтурина Л.А., Кабитина И.И. Старший воспитатель детского сада – М., 1990. 2. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – М., 2003. 3. Голицина Н.С. Система методической работы в ДОУ. – М., 2010. 4. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. – М., 1995. 5. Елжова Н.В. Методическая копилка для педагогов дошкольного образовательного учреждения / Н.В. Елжова. – Изд. 3-е, перер. и дополн. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 250с. 6. Иванцова И.А. Организация методического кабинета в ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2008. - № 10. 7. Климентьева З.А. Организация методической работы в детском саду. //Современное дошкольное образование и коррекционная педагогика: теории, инновации, опыт: Сборник статей и методических материалов международной НПК. 29 мая 2013г. / Под ред. В. Габдулхакова, С. Башиновой. – Казань: КФУ, 2013. 151с. перейти в каталог файлов
|