Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Абрамова Практикум по возрастной психологии. О том, что такое психология развития, и о некоторых методах исследования в ней 3


НазваниеО том, что такое психология развития, и о некоторых методах исследования в ней 3
АнкорАбрамова Практикум по возрастной психологии.doc
Дата15.09.2017
Размер2.77 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаАбрамова Практикум по возрастной психологии.doc
ТипГлава
#11945
страница10 из 24
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   24
ГЛАВА о том, что такое Я-концепция, концепция другого человека и как их изучать

БЕРНС Р. РАЗВИТИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ И ВОСПИТАНИЕ. - М., 1986

С. 30. «Я-концепция — это совокупность всех представ­лений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описа­тельную составляющую Я-концепции часто называют об­разом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с от­ношением к себе или к отдельным своим качествам, назы­вают самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем».

С. 32. «Это позволяет рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя... Установки можно конкретизировать следующим образом:

1. Образ Я — представление индивида о самом себе.

2. Самооценка — аффективная оценка этого представ­ления, которая может обладать различной интенсивно­стью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызы­вать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны обра­зом Я и самооценкой».

С. 39. «Я-концепция играет, по существу, троякую роль:

она способствует достижению внутренней согласованно­сти личности, определяет интерпретацию опыта и явля­ется источником ожиданий».

С. 41. «...Стремление защитить Я-концепцию, оградить ее от разрушающих воздействий является одним из осно­вополагающих мотивов всякого нормального поведения».

ЛАЗУРСКИЙ А. Ф. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ. - Л., 1925

С. 59 — 60. «Итак, что такое сознание и в чем обнаружи­вается его деятельность? ...В чем заключается особенность

90

сознательного процесса? Для того чтобы объяснить это, я приведу пример. Положим, я сплю крепким сном без сно­видений, затем я начинаю что-то испытывать, что-то со­вершенно неопределенное, какой-то толчок. Я не знаю, что это такое, не знаю даже — зрительное ли это впечатле­ние или осязательное, слуховое. Вместе с тем это ощуще­ние является очень смутным и слабым. Мало-помалу я на­чинаю различать звук, и он делается все более сильным, ощущение становится более ясным, отчетливым. Я начи­наю слышать членораздельные звуки, различаю человечес­кую речь и, наконец, окончательно просыпаюсь, узнаю голос приятеля, который будит меня. Я перешел, значит, от бессознательного состояния к состоянию сознательно­му. Чем характеризуется этот переход? Во-первых, тем, что мои восприятия сделались более сильными, ясными и от­четливыми. Вместо слабого, неясного шума — громкие, от­четливые звуки человеческой речи. Во-вторых, он характе­ризуется еще тем, что эти восприятия поставлены мною в связь с окружающим. Вам, вероятно, часто приходилось испытывать, что, просыпаясь, вы сразу не можете ориен­тироваться: где вы, что с вами, каким образом вы сюда попали? В особенности это бывает, если вы просыпаетесь в малознакомом месте. Затем вы начинаете приводить свои восприятия в связь со своими мыслями и воспоминания­ми, и мало-помалу сознание объединяется. Следователь­но, вторая особенность — это большее объединение впе­чатлений. Наконец, третья особенность, о которой под­робнее будет сказано ниже, — это связь впечатлений с на­шим собственным «я», с нашей собственной личностью».

С. 62. «Несмотря на то, что мы в сознании постоянно различаем более или менее отчетливые отдельные пере­живания, отдельные мысли, чувства и впечатления, все же в каждый данный момент мы сознаем, что наша ду­шевная жизнь представляет собой нечто цельное, объеди­ненное».

«...Эти два признака — расчленение и объединение (диф­ференциация и интеграция) составляют характерную осо­бенность не только психической жизни, не только созна­ния, но и всякой вообще органической жизни — всего живущего и существующего».

С. 64. «Наблюдение обобщенной жизни также показы­вает, что сознание наше может вмещать несколько впечат­лений, но что поле или объем сознания не беспредельны».

С. 66. «...О постоянном отнесении сознательных пере­живаний к нашему «я», к нашей личности. Эта связь на-

91

столько велика, что многие психологи отождествляют со­знание с личностью. Когда сознание утрачивается, то лич­ность человека также временно как бы замирает, ее ак­тивное отношение к окружающему миру прекращается или по крайней мере значительно ослабевает. Вместе с тем теряется возможность избирательного отношения к внеш­ней среде, сосредоточения на одних впечатлениях и иг­норирования других. В этом отношении деятельность со­знания связана также теснейшим образом с деятельнос­тью внимания, так что их можно до некоторой степени отождествить одно с другим. ...Это сосредоточение боль­шей частью бывает следствием активной деятельности нашего «я», однако это случается не всегда, так что ак­тивное участие нашего «я» в сосредоточении внимания и в объединяющей деятельности сознания может быть вы­ражено более или менее резко».

С. 88. «...И в психической жизни наша личность, наша психическая организация дана нам как нечто целое, как связанное, организованное единство. Отдельные способ­ности, например, воля, чувство, ум, память, внима­ние — все это представляет собой лишь отдельные сто­роны одной общей, цельной организации. Правда, так же, как и в организме, эти стороны до некоторой сте­пени независимы друг от друга. ... Тем не менее несом­ненно, что отдельные стороны этой общей психичес­кой или нервно-психической организации до некото­рой степени независимы друг от друга...

...Все наши психические процессы соответствуют моз­говым процессам, следовательно, все психические функ­ции также имеют свою физиологическую сторону...

...Деятельность психической организации и ее отдель­ные функции мы будем рассматривать как деятельность вполне закономерную, подчиненную известным, вполне определенным законам....

...Личность человека можно поставить в теснейшую связь с тем, что в психологии называют апперцепцией».

С. 90. «Об апперцепции мы можем говорить в тех случа­ях, когда в психическом процессе участвует наше «я», ядро нашей личности, благодаря чему и самый процесс стано­вится ярче и интенсивнее...

...Реалистически же понятый процесс апперцепции является выражением того, что накопленный личностью и окрашенный ее интересами опыт всегда так или иначе участвует в психической деятельности личности... Это и может быть в тесном смысле названо апперцепцией».

92

С. 77. «По мнению Джемса, личность можно рассмат­ривать с трех различных точек зрения. Во-первых, к лич­ности в широком смысле слова относится все то, что так или иначе может быть причислено к моему «я». В этом смысле мы относим к своей личности не только самих себя, но также и многое из окружающей среды, напри­мер нашу репутацию в обществе, наше имущество, наш дом, обстановку, наших близких знакомых — все это от­носится нами к нашей личности в наиболее широком смысле этого слова. В более тесном смысле слова сюда от­носится наше тело с его физиологическими и патологи­ческими особенностями. Наконец, в еще более узком смыс­ле, так сказать, ядро личности составляют наши психи­ческие переживания и их основа, т. е. наши склонности, способности. Обстановка меняется, знакомые меняются, репутация моя в обществе может измениться, наконец, даже мое тело может измениться, оно старится, у меня могут произвести ампутацию ноги и руки, — тем не ме­нее останется совокупность склонностей, способностей, т. е. своеобразный способ реагирования моего «я» на окру­жающую среду, и это именно мы склонны называть сво­им «я» в наиболее тесном смысле слова».

«Я» и его проявления чувствований

С. 213. «Я не знаю, как их обозначить: личными было бы слишком неопределенно; эгоистичными очень двусмыс­ленно (эгоистные было бы более подходяще); отождест­влять их с гордостью или ее противоположностью значи­ло бы чересчур их ограничивать, ибо они принимают дру­гие формы. Можно бы, точно говоря, понимать их в смысле себялюбия (в этимологическом смысле, amor proprius), т. е. как удовлетворение или довольство собою под всеми его различными видами.

Под каким бы именем они ни обозначались, эти эмо­циональные формы сводятся к первичному факту, выра­жением которого в сознании они являются; это — чув­ство, основанное или нет на личной силе или слабости, со стремлением к деятельности или задержке последней, являющейся двигательным проявлением этого чувства...

Она обнаруживается довольно поздно (около трехлет­него возраста), появляясь последней в хронологическом порядке, исключая половой инстинкт. В силу этого она быстро принимает характер размышления, так как пред­полагается, что «я» уже сложилось и что индивидуум со-

93

знает себя самого как такового. Self-feeling проявляется в двух формах: положительной и отрицательной, за типы которых могут быть приняты гордость и смирение».

С. 275. «Положительное или отрицательное чувство лич­ной силы представляет собой нормальную, здоровую эмо­цию, когда оно проявляется в границах подходящих, ибо оно приносит индивидуальную и даже специальную пользу.

Для индивидуума оно является отраженным инстинк­том самосохранения и, смотря по сознанию силы или слабости, позволяет ему соразмерять свои притязания со степенью своего могущества.

С социальной точки зрения, оно нас ставит в извест­ной мере в зависимость от других».

СОЛОВЬЕВ ВЛ. СОЧИНЕНИЯ. - М„ 1990. - Т. 2

С. 244. «Сущее, сущность или содержание, бытие или модус существования суть три первые логические катего­рии, общие всему существующему. Когда я утверждаю что-нибудь как существующее, например, когда я говорю: «Я есмь», — то в этом выражении подразумевается: 1) я как сущий или субъект бытия; 2) известный способ (modus) или образ бытия, ибо я могу просто быть или быть вооб­ще, я должен иметь известное, определенное бытие, я должен быть так или иначе, тем или другим, иметь ту или другую природу; в данном случае я есмь существо мысля­щее, хотящее и т. д., то есть мое бытие (способ бытия) или природа есть мышление, воля и т. д., следовательно, я есмь, значит, здесь я мыслю, хочу и т. д. Но 3) я не могу просто мыслить, просто хотеть или мыслить, или хотеть вообще: я должен мыслить о чем-нибудь, хотеть чего-ни­будь, то есть мое мышление и хотение определяются не только как такие, субъективно или как способ моего субъективного бытия, но еще и объективно в своем со­держании или идеальной сущности. То, что я мыслю и чего хочу, есть объективное содержание или сущность моего бытия и составляет особенный, необходимый и са­мостоятельный момент моего существования, не своди­мый к предыдущему, а напротив, его определяющий».

ФРЕЙД 3. «Я» И «ОНО». - ТБИЛИСИ, 1991. - Т. 1

С. 355 — 356. «...Мы создали себе представление о связ­ной организации психических процессов в личности и называем эту организацию «я» личности. К этому «я» при­креплено сознание, оно владеет подступами к молитет-

94



Рис.20

В-СЗ, т. е. внешнее; сознательное ПСЗ, т. е. подсознательное БСЗ, т. е. бессознательное

ности, т. е. к разрядке раздражении во внешний мир. Это та психическая инстанция, которая производит контроль над всеми своими частичными процессами; ночью она засыпает, но и тогда все еще управляет цензурой снови­дений. От этого «я» исходят и вытеснения, при помощи которых известные психические стремления должны быть исключены не только из сознания, но и из других видов значимости и действительности».

С. 361 — 362. «...Назовем «я» существо, исходящее из системы В и сначала являющееся ПСЗ; все остальное пси­хическое, в котором оно себя продолжает и которое про­является как БСЗ, назовем, по обозначению Гроддена, «Оно»...

Теперь индивид для нас — психическое «оно», неузнанное и бессознательное, на котором поверхностно покоится «я», разви­тое из системы В как ядра. Если изобразить это графически, то следует прибавить, что «я» не целиком охватывает «оно», а только постольку, по­скольку система В об­разует его поверх­ность, т. е. примерно так, как пластинка

зародыша покоится на яйце. «Я» не четко отделено от «оно», книзу оно с ним сливается.

Но и вытесненное сливается с «оно» — оно является лишь его частью. Вытесненное только от «я» резко огра­ничено сопротивлениями вытеснения; при помощи «оно» оно может с ним сообщаться. ... Эти соотношения мы мог­ли бы представить в виде рисунка, контуры которого, ко­нечно, только и представляют собой изображение и не должны претендовать на особое истолкование.

Прибавим еще, что «я» имеет «слуховой колпак», при­чем — по свидетельству анатомов — только на одной сто­роне. Он, так сказать, криво надет на «я». Легко убедиться в том, что «я» является измененной частью «оно». Изме­нение произошло вследствие прямого влияния внешнего мира при посредстве В-СЗ. «Я» — до извесгной степени

95

продолжение дифференциации поверхности. Оно стремится также применить на деле влияние внешнего мира и его намерений и старается принцип наслаждения, неограни­ченно царящий в «оно», заменить принципом реальности. Восприятие для «я» играет ту же роль, какую в «оно» за­нимает инстинкт. «Я» репрезентирует то, что можно на­звать рассудком и осмотрительностью. «Оно», напротив, содержит страсти. Все это совпадает с общественными по­пулярными делениями, но его следует понимать лишь как среднее — или в идеале правильное».

С. 363. «Я» прежде всего — телесно; оно не только по­верхностное существо, но и само — проекция поверхнос­ти. Если искать для него анатомическую аналогию, то лег­че всего идентифицировать его с «мозговым человеком» анатома, полагающего, что этот человек стоит в мозговой коре на голове; пятки у него торчат вверх, смотрит он назад, а на его левой стороне, как известно, находится зона речи».

ЮНГ К. Г. КОНФЛИКТЫ ДЕТСКОЙ ДУШИ. - М., 1995

С. 187. «Личность как полная реализация целостности нашего существа — недостижимый идеал. Однако недо­стижимость не является доводом против идеала, потому что идеалы — не что иное, как указатели пути, но никак не цели».

С. 193. «Однако развитие личности означает все же не­что большее, чем просто боязнь страшных последствий или одиночества; оно означает также верность собственно­му закону».

С. 196 — 197. «Ведь чем меньше масштаб личности, тем в большей степени она неопределенна и бессозна­тельна, пока, наконец, она не исчезает, становясь неот­личимой от социальности и поступаясь из-за этого соб­ственной целостностью, и взамен растворяется в целос­тности группы».

С. 200. «Только тот, кто сознательно может сказать «да» силе предстающего перед ним внутреннего предназначе­ния, становится личностью; тот же, кто ему уступает, становится добычей слепого потока событий и уничто­жается».

С. 208. «Становление личности — это риск; и трагично, что именно демон внутреннего голоса означает одновре­менно и величайшую опасность, и необходимую помощь. Это трагично, но логично. Это естественно».

96

РУБИНШТЕЙН С. Л. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ. — М., 1989. — Т. 2

С. 99. «Изучение психического облика личности вклю­чает три основных вопроса. Первый вопрос, на который мы стремимся получить ответ, когда хотим узнать, что представляет собой тот или иной человек, гласит: чего он хочет, что для него привлекательно, к чему он стремит­ся? Это — вопрос о направленности, установках и тен­денциях, потребностях, интересах и идеалах, но вслед естественно встает второй: а что он может? Этот вопрос о способностях, дарованиях человека. Однако способности — это сперва только возможности; для того, чтобы знать, как реализует и использует их человек, нам нужно знать, что он есть, что из его тенденций и установок вошло у него в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере человека.

Характер в своем содержательном аспекте теснейшим образом связан с вопросом о том, что для человека значи­мо в мире и в чем поэтому для него смысл жизни и дея­тельности. Именно то, что особенно значимо для челове­ка, выступает в конечном счете в качестве мотивов и це­лей его деятельности. И определяет подлинный стержень личности».

С. 101. «Нельзя ни разрывать единство личности, ни сводить его к простой однородности. Реальное единство психического облика личности многообразно и противо­речиво. Но всегда находится в конце концов такая стерж­невая для данной личности позиция, с которой все свой­ственные ей противоречия смыкаются в единстве».

С. 104. «Направленность включает два тесно между со­бой связанных момента: а) предметное содержание, по­скольку направленность — это всегда направленность на что-то, на какой-то более или менее определенный пред­мет, и б) напряжение, которое при этом возникает».

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Из кн.: Франселл Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личнос­ти. - М., 1987.

С. 31. «Конструкт — это отличительный признак, а не вербальный ярлык. Мы должны постоянно помнить, что, говоря об индивидуальной системе конструктов, мы име­ем в виду отношения и установки человека к миру, его позицию в мире, рассматриваем его как личность».

4 Заказ 1563

97

Задание № 1. Репертуарные решетки

С. 35. «Келли разработал технику репертуарных реше­ток в качестве метода изучения систем личных конструк­тов, как способ «влезть в шкуру другого», увидеть мир его глазами, войти в его положение».

Ролевая персонификация

С. 43. «Келли предложил список из 24 ролевых персо­нажей:

1. Учитель, которого вы любили (или преподаватель предмета, который вы любили).

2. Учитель, которого вы не любили (или преподаватель предмета, который вы не любили).

3. Ваша жена или подруга.

За. (для женщин) Ваш муж или друг.

4. Руководитель, под чьим началом вы работали или служили и с которым вам трудно было найти общий язык (или некто, под чьим руководством вы работали в небла­гоприятной для вас ситуации).

5. Руководитель, под чьим началом вы работали или служили и который вам нравился (или некто, под чьим руководством вы работали в благоприятной для вас ситу­ации).

• 6. Ваша мать (или та женщина, которая заменила вам мать).

7. Ваш отец (или тот мужчина, который заменил вам отца).

8. Ваш брат, самый близкий вам по возрасту (или не­кто, кто был вам за брата).

9. Ваша сестра, наиболее близкая вам по возрасту (или некто, кто заменил вам сестру).

10. Коллега, с которым вы легко ладили.

11. Коллега, с которым вам было трудно достичь вза­имопонимания.

12. Сосед, с которым вы ладили.

13. Сосед, с которым вам было трудно достичь взаимо­понимания.

14. Мальчик, с которым вы дружили, когда вам было 16 лет.

15. Девочка, с которой вы дружили, когда вам было 16 лет.

16. Мальчик, который вам не нравился, когда вам было 16 лет.

98

17. Девочка, которая вам не нравилась, когда вам было 16 лет.

18. Человек одного с вами пола, с которым вы пошли бы в поход.

19. Человек одного с вами пола, с которым вы не по­шли бы в поход.

20. Человек, с которым вы были в близких отношениях и которому вы сейчас не нравитесь.

21. Человек, которому вам бы очень хотелось помочь в чем-нибудь (или которого вы очень жалеете).

22. Самый умный человек из всех, кого вы знаете лично.

23. Самый удачливый человек из всех, кого вы знаете лично.

24. Самый интересный человек из всех, кого вы знаете лично.

Конечно, каждый разработчик новой решетки может модифицировать этот список так, чтобы он отвечал его конкретным требованиям. Вот примеры различных набо­ров элементов, которыми пользовались исследователи:

профессии, эмоции, ситуации, болезни, помещения, фотографии людей, карточки теста, магазины, иностран­ные государства, мифологические представления, красоч­ные манекены и др.

Келли описал шесть способов выявления конструктов.

1) Метод минимального контекста (карточная форма)

Испытуемому вначале предлагается подставить имена конкретных людей в ролевой список. Затем ему предъяв­ляются три элемента из этого списка и предлагается назвать какое-нибудь важное качество, по которому два из них сходны между собой и, следовательно, отличны от третьего. После того как экспериментатор запишет ответ, испыту­емого просят назвать, в чем конкретно состоит отличие третьего человека от двух других (если испытуемый не ука­зал, какие именно два человека были оценены как сход­ные между собой, то его просят сделать это). Ответ на этот вопрос и представляет собой противоположный полюс конструкта. Испытуемому предъявляется столько триад эле­ментов, сколько сочтет нужным экспериментатор. Специ­фических правил не существует. Все зависит от числа кон­структов, подлежащих исследованию.

2) Метод полного контекста

При этом методе все элементы, выписанные на кар­точках, раскладываются на столе перед испытуемым. Его

99

просят подумать о важных качествах, характерных для разных групп людей, и выбрать двух человек, наиболее сходных между собой по какому-либо значимому каче­ству. Когда две первые карточки выбраны, испытуемого спрашивают, в чем они сходны между собой. Затем, по мере добавления последующих карточек, испытуемого время от времени просят сказать, представляет ли данная карточка все еще ту же категорию, что и две первые кар­точки. Если карточка исключается из группы, испытуемо­го просят уточнить, изменилась ли категория группиров­ки или осталась прежней.

3) Последовательный метод

Элементы предъявляются так же, как и в форме мини­мального контекста (то есть триадами, а не группами). Однако в этом случае триады выбираются в соответствии с определенной системой: каждый раз в триаде один из элементов заменяется новым. Например, после предъяв­ления элементов 1, 2 и 3 элемент 1 заменяется элементом 4 и т.д.

4) Метод самоидентификации

Элементы предъявляются так же, как и в предыдущем методе, однако в триаду всегда включается элемент «я сам». Это дает возможность утверждать (в известной сте­пени, конечно), что все выявленные конструкты личнос-тно релевантны.

5) Метод ролевой персонификации

Похож на метод самоидентификации, однако инструк­ция другая: «Предположим, что вы втроем проводите где-то вечер. Что это может быть за место? Как будут разви­ваться события? Как поведете себя вы? Как поведут себя другие?» Можно использовать и множество других усло­вий и ситуаций, что предоставит испытуемому большую свободу в ответах.

6) Совмещенный метод полного контекста с методом ролевой персонификации

Карточки с написанными на них названиями элемен­тов раскладываются на столе перед испытуемым, и ему предлагается рассортировать их на группы. После этого в каждую группу помещается карточка «я сам», и экспери­ментатор задает те же вопросы, что и при использовании

100

метода ролевой персонификации. Примерная форма воп­роса может быть следующей: «Предположим, что вы дол­жны провести вечер с этими людьми. Что при этом, ско­рее всего, произойдет?» и т. д.

...Можно выявить субъективное видение человеком сво­его взаимодействия с другими людьми и взаимодействия других людей между собой. Именно в ходе такого разгово­ра исследователь может подметить те реальные конструк­ты, которые использует данный человек.
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   24

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей