ГЛАВА о том, что такое Я-концепция, концепция другого человека и как их изучать
БЕРНС Р. РАЗВИТИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ И ВОСПИТАНИЕ. - М., 1986
С. 30. «Я-концепция — это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем».
С. 32. «Это позволяет рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя... Установки можно конкретизировать следующим образом:
1. Образ Я — представление индивида о самом себе.
2. Самооценка — аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой».
С. 39. «Я-концепция играет, по существу, троякую роль:
она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий».
С. 41. «...Стремление защитить Я-концепцию, оградить ее от разрушающих воздействий является одним из основополагающих мотивов всякого нормального поведения».
ЛАЗУРСКИЙ А. Ф. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ. - Л., 1925
С. 59 — 60. «Итак, что такое сознание и в чем обнаруживается его деятельность? ...В чем заключается особенность
90
сознательного процесса? Для того чтобы объяснить это, я приведу пример. Положим, я сплю крепким сном без сновидений, затем я начинаю что-то испытывать, что-то совершенно неопределенное, какой-то толчок. Я не знаю, что это такое, не знаю даже — зрительное ли это впечатление или осязательное, слуховое. Вместе с тем это ощущение является очень смутным и слабым. Мало-помалу я начинаю различать звук, и он делается все более сильным, ощущение становится более ясным, отчетливым. Я начинаю слышать членораздельные звуки, различаю человеческую речь и, наконец, окончательно просыпаюсь, узнаю голос приятеля, который будит меня. Я перешел, значит, от бессознательного состояния к состоянию сознательному. Чем характеризуется этот переход? Во-первых, тем, что мои восприятия сделались более сильными, ясными и отчетливыми. Вместо слабого, неясного шума — громкие, отчетливые звуки человеческой речи. Во-вторых, он характеризуется еще тем, что эти восприятия поставлены мною в связь с окружающим. Вам, вероятно, часто приходилось испытывать, что, просыпаясь, вы сразу не можете ориентироваться: где вы, что с вами, каким образом вы сюда попали? В особенности это бывает, если вы просыпаетесь в малознакомом месте. Затем вы начинаете приводить свои восприятия в связь со своими мыслями и воспоминаниями, и мало-помалу сознание объединяется. Следовательно, вторая особенность — это большее объединение впечатлений. Наконец, третья особенность, о которой подробнее будет сказано ниже, — это связь впечатлений с нашим собственным «я», с нашей собственной личностью».
С. 62. «Несмотря на то, что мы в сознании постоянно различаем более или менее отчетливые отдельные переживания, отдельные мысли, чувства и впечатления, все же в каждый данный момент мы сознаем, что наша душевная жизнь представляет собой нечто цельное, объединенное».
«...Эти два признака — расчленение и объединение (дифференциация и интеграция) составляют характерную особенность не только психической жизни, не только сознания, но и всякой вообще органической жизни — всего живущего и существующего».
С. 64. «Наблюдение обобщенной жизни также показывает, что сознание наше может вмещать несколько впечатлений, но что поле или объем сознания не беспредельны».
С. 66. «...О постоянном отнесении сознательных переживаний к нашему «я», к нашей личности. Эта связь на-
91
столько велика, что многие психологи отождествляют сознание с личностью. Когда сознание утрачивается, то личность человека также временно как бы замирает, ее активное отношение к окружающему миру прекращается или по крайней мере значительно ослабевает. Вместе с тем теряется возможность избирательного отношения к внешней среде, сосредоточения на одних впечатлениях и игнорирования других. В этом отношении деятельность сознания связана также теснейшим образом с деятельностью внимания, так что их можно до некоторой степени отождествить одно с другим. ...Это сосредоточение большей частью бывает следствием активной деятельности нашего «я», однако это случается не всегда, так что активное участие нашего «я» в сосредоточении внимания и в объединяющей деятельности сознания может быть выражено более или менее резко».
С. 88. «...И в психической жизни наша личность, наша психическая организация дана нам как нечто целое, как связанное, организованное единство. Отдельные способности, например, воля, чувство, ум, память, внимание — все это представляет собой лишь отдельные стороны одной общей, цельной организации. Правда, так же, как и в организме, эти стороны до некоторой степени независимы друг от друга. ... Тем не менее несомненно, что отдельные стороны этой общей психической или нервно-психической организации до некоторой степени независимы друг от друга...
...Все наши психические процессы соответствуют мозговым процессам, следовательно, все психические функции также имеют свою физиологическую сторону...
...Деятельность психической организации и ее отдельные функции мы будем рассматривать как деятельность вполне закономерную, подчиненную известным, вполне определенным законам....
...Личность человека можно поставить в теснейшую связь с тем, что в психологии называют апперцепцией».
С. 90. «Об апперцепции мы можем говорить в тех случаях, когда в психическом процессе участвует наше «я», ядро нашей личности, благодаря чему и самый процесс становится ярче и интенсивнее...
...Реалистически же понятый процесс апперцепции является выражением того, что накопленный личностью и окрашенный ее интересами опыт всегда так или иначе участвует в психической деятельности личности... Это и может быть в тесном смысле названо апперцепцией».
92
С. 77. «По мнению Джемса, личность можно рассматривать с трех различных точек зрения. Во-первых, к личности в широком смысле слова относится все то, что так или иначе может быть причислено к моему «я». В этом смысле мы относим к своей личности не только самих себя, но также и многое из окружающей среды, например нашу репутацию в обществе, наше имущество, наш дом, обстановку, наших близких знакомых — все это относится нами к нашей личности в наиболее широком смысле этого слова. В более тесном смысле слова сюда относится наше тело с его физиологическими и патологическими особенностями. Наконец, в еще более узком смысле, так сказать, ядро личности составляют наши психические переживания и их основа, т. е. наши склонности, способности. Обстановка меняется, знакомые меняются, репутация моя в обществе может измениться, наконец, даже мое тело может измениться, оно старится, у меня могут произвести ампутацию ноги и руки, — тем не менее останется совокупность склонностей, способностей, т. е. своеобразный способ реагирования моего «я» на окружающую среду, и это именно мы склонны называть своим «я» в наиболее тесном смысле слова».
«Я» и его проявления чувствований
С. 213. «Я не знаю, как их обозначить: личными было бы слишком неопределенно; эгоистичными очень двусмысленно (эгоистные было бы более подходяще); отождествлять их с гордостью или ее противоположностью значило бы чересчур их ограничивать, ибо они принимают другие формы. Можно бы, точно говоря, понимать их в смысле себялюбия (в этимологическом смысле, amor proprius), т. е. как удовлетворение или довольство собою под всеми его различными видами.
Под каким бы именем они ни обозначались, эти эмоциональные формы сводятся к первичному факту, выражением которого в сознании они являются; это — чувство, основанное или нет на личной силе или слабости, со стремлением к деятельности или задержке последней, являющейся двигательным проявлением этого чувства...
Она обнаруживается довольно поздно (около трехлетнего возраста), появляясь последней в хронологическом порядке, исключая половой инстинкт. В силу этого она быстро принимает характер размышления, так как предполагается, что «я» уже сложилось и что индивидуум со-
93
знает себя самого как такового. Self-feeling проявляется в двух формах: положительной и отрицательной, за типы которых могут быть приняты гордость и смирение».
С. 275. «Положительное или отрицательное чувство личной силы представляет собой нормальную, здоровую эмоцию, когда оно проявляется в границах подходящих, ибо оно приносит индивидуальную и даже специальную пользу.
Для индивидуума оно является отраженным инстинктом самосохранения и, смотря по сознанию силы или слабости, позволяет ему соразмерять свои притязания со степенью своего могущества.
С социальной точки зрения, оно нас ставит в известной мере в зависимость от других».
СОЛОВЬЕВ ВЛ. СОЧИНЕНИЯ. - М„ 1990. - Т. 2
С. 244. «Сущее, сущность или содержание, бытие или модус существования суть три первые логические категории, общие всему существующему. Когда я утверждаю что-нибудь как существующее, например, когда я говорю: «Я есмь», — то в этом выражении подразумевается: 1) я как сущий или субъект бытия; 2) известный способ (modus) или образ бытия, ибо я могу просто быть или быть вообще, я должен иметь известное, определенное бытие, я должен быть так или иначе, тем или другим, иметь ту или другую природу; в данном случае я есмь существо мыслящее, хотящее и т. д., то есть мое бытие (способ бытия) или природа есть мышление, воля и т. д., следовательно, я есмь, значит, здесь я мыслю, хочу и т. д. Но 3) я не могу просто мыслить, просто хотеть или мыслить, или хотеть вообще: я должен мыслить о чем-нибудь, хотеть чего-нибудь, то есть мое мышление и хотение определяются не только как такие, субъективно или как способ моего субъективного бытия, но еще и объективно в своем содержании или идеальной сущности. То, что я мыслю и чего хочу, есть объективное содержание или сущность моего бытия и составляет особенный, необходимый и самостоятельный момент моего существования, не сводимый к предыдущему, а напротив, его определяющий».
ФРЕЙД 3. «Я» И «ОНО». - ТБИЛИСИ, 1991. - Т. 1
С. 355 — 356. «...Мы создали себе представление о связной организации психических процессов в личности и называем эту организацию «я» личности. К этому «я» прикреплено сознание, оно владеет подступами к молитет-
94
Рис.20
В-СЗ, т. е. внешнее; сознательное ПСЗ, т. е. подсознательное БСЗ, т. е. бессознательное
ности, т. е. к разрядке раздражении во внешний мир. Это та психическая инстанция, которая производит контроль над всеми своими частичными процессами; ночью она засыпает, но и тогда все еще управляет цензурой сновидений. От этого «я» исходят и вытеснения, при помощи которых известные психические стремления должны быть исключены не только из сознания, но и из других видов значимости и действительности».
С. 361 — 362. «...Назовем «я» существо, исходящее из системы В и сначала являющееся ПСЗ; все остальное психическое, в котором оно себя продолжает и которое проявляется как БСЗ, назовем, по обозначению Гроддена, «Оно»...
Теперь индивид для нас — психическое «оно», неузнанное и бессознательное, на котором поверхностно покоится «я», развитое из системы В как ядра. Если изобразить это графически, то следует прибавить, что «я» не целиком охватывает «оно», а только постольку, поскольку система В образует его поверхность, т. е. примерно так, как пластинка
зародыша покоится на яйце. «Я» не четко отделено от «оно», книзу оно с ним сливается.
Но и вытесненное сливается с «оно» — оно является лишь его частью. Вытесненное только от «я» резко ограничено сопротивлениями вытеснения; при помощи «оно» оно может с ним сообщаться. ... Эти соотношения мы могли бы представить в виде рисунка, контуры которого, конечно, только и представляют собой изображение и не должны претендовать на особое истолкование.
Прибавим еще, что «я» имеет «слуховой колпак», причем — по свидетельству анатомов — только на одной стороне. Он, так сказать, криво надет на «я». Легко убедиться в том, что «я» является измененной частью «оно». Изменение произошло вследствие прямого влияния внешнего мира при посредстве В-СЗ. «Я» — до извесгной степени
95
продолжение дифференциации поверхности. Оно стремится также применить на деле влияние внешнего мира и его намерений и старается принцип наслаждения, неограниченно царящий в «оно», заменить принципом реальности. Восприятие для «я» играет ту же роль, какую в «оно» занимает инстинкт. «Я» репрезентирует то, что можно назвать рассудком и осмотрительностью. «Оно», напротив, содержит страсти. Все это совпадает с общественными популярными делениями, но его следует понимать лишь как среднее — или в идеале правильное».
С. 363. «Я» прежде всего — телесно; оно не только поверхностное существо, но и само — проекция поверхности. Если искать для него анатомическую аналогию, то легче всего идентифицировать его с «мозговым человеком» анатома, полагающего, что этот человек стоит в мозговой коре на голове; пятки у него торчат вверх, смотрит он назад, а на его левой стороне, как известно, находится зона речи».
ЮНГ К. Г. КОНФЛИКТЫ ДЕТСКОЙ ДУШИ. - М., 1995
С. 187. «Личность как полная реализация целостности нашего существа — недостижимый идеал. Однако недостижимость не является доводом против идеала, потому что идеалы — не что иное, как указатели пути, но никак не цели».
С. 193. «Однако развитие личности означает все же нечто большее, чем просто боязнь страшных последствий или одиночества; оно означает также верность собственному закону».
С. 196 — 197. «Ведь чем меньше масштаб личности, тем в большей степени она неопределенна и бессознательна, пока, наконец, она не исчезает, становясь неотличимой от социальности и поступаясь из-за этого собственной целостностью, и взамен растворяется в целостности группы».
С. 200. «Только тот, кто сознательно может сказать «да» силе предстающего перед ним внутреннего предназначения, становится личностью; тот же, кто ему уступает, становится добычей слепого потока событий и уничтожается».
С. 208. «Становление личности — это риск; и трагично, что именно демон внутреннего голоса означает одновременно и величайшую опасность, и необходимую помощь. Это трагично, но логично. Это естественно».
96
РУБИНШТЕЙН С. Л. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ. — М., 1989. — Т. 2
С. 99. «Изучение психического облика личности включает три основных вопроса. Первый вопрос, на который мы стремимся получить ответ, когда хотим узнать, что представляет собой тот или иной человек, гласит: чего он хочет, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это — вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах, но вслед естественно встает второй: а что он может? Этот вопрос о способностях, дарованиях человека. Однако способности — это сперва только возможности; для того, чтобы знать, как реализует и использует их человек, нам нужно знать, что он есть, что из его тенденций и установок вошло у него в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере человека.
Характер в своем содержательном аспекте теснейшим образом связан с вопросом о том, что для человека значимо в мире и в чем поэтому для него смысл жизни и деятельности. Именно то, что особенно значимо для человека, выступает в конечном счете в качестве мотивов и целей его деятельности. И определяет подлинный стержень личности».
С. 101. «Нельзя ни разрывать единство личности, ни сводить его к простой однородности. Реальное единство психического облика личности многообразно и противоречиво. Но всегда находится в конце концов такая стержневая для данной личности позиция, с которой все свойственные ей противоречия смыкаются в единстве».
С. 104. «Направленность включает два тесно между собой связанных момента: а) предметное содержание, поскольку направленность — это всегда направленность на что-то, на какой-то более или менее определенный предмет, и б) напряжение, которое при этом возникает».
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Из кн.: Франселл Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. - М., 1987.
С. 31. «Конструкт — это отличительный признак, а не вербальный ярлык. Мы должны постоянно помнить, что, говоря об индивидуальной системе конструктов, мы имеем в виду отношения и установки человека к миру, его позицию в мире, рассматриваем его как личность».
4 Заказ 1563
97
Задание № 1. Репертуарные решетки
С. 35. «Келли разработал технику репертуарных решеток в качестве метода изучения систем личных конструктов, как способ «влезть в шкуру другого», увидеть мир его глазами, войти в его положение».
Ролевая персонификация
С. 43. «Келли предложил список из 24 ролевых персонажей:
1. Учитель, которого вы любили (или преподаватель предмета, который вы любили).
2. Учитель, которого вы не любили (или преподаватель предмета, который вы не любили).
3. Ваша жена или подруга.
За. (для женщин) Ваш муж или друг.
4. Руководитель, под чьим началом вы работали или служили и с которым вам трудно было найти общий язык (или некто, под чьим руководством вы работали в неблагоприятной для вас ситуации).
5. Руководитель, под чьим началом вы работали или служили и который вам нравился (или некто, под чьим руководством вы работали в благоприятной для вас ситуации).
• 6. Ваша мать (или та женщина, которая заменила вам мать).
7. Ваш отец (или тот мужчина, который заменил вам отца).
8. Ваш брат, самый близкий вам по возрасту (или некто, кто был вам за брата).
9. Ваша сестра, наиболее близкая вам по возрасту (или некто, кто заменил вам сестру).
10. Коллега, с которым вы легко ладили.
11. Коллега, с которым вам было трудно достичь взаимопонимания.
12. Сосед, с которым вы ладили.
13. Сосед, с которым вам было трудно достичь взаимопонимания.
14. Мальчик, с которым вы дружили, когда вам было 16 лет.
15. Девочка, с которой вы дружили, когда вам было 16 лет.
16. Мальчик, который вам не нравился, когда вам было 16 лет.
98
17. Девочка, которая вам не нравилась, когда вам было 16 лет.
18. Человек одного с вами пола, с которым вы пошли бы в поход.
19. Человек одного с вами пола, с которым вы не пошли бы в поход.
20. Человек, с которым вы были в близких отношениях и которому вы сейчас не нравитесь.
21. Человек, которому вам бы очень хотелось помочь в чем-нибудь (или которого вы очень жалеете).
22. Самый умный человек из всех, кого вы знаете лично.
23. Самый удачливый человек из всех, кого вы знаете лично.
24. Самый интересный человек из всех, кого вы знаете лично.
Конечно, каждый разработчик новой решетки может модифицировать этот список так, чтобы он отвечал его конкретным требованиям. Вот примеры различных наборов элементов, которыми пользовались исследователи:
профессии, эмоции, ситуации, болезни, помещения, фотографии людей, карточки теста, магазины, иностранные государства, мифологические представления, красочные манекены и др.
Келли описал шесть способов выявления конструктов.
1) Метод минимального контекста (карточная форма)
Испытуемому вначале предлагается подставить имена конкретных людей в ролевой список. Затем ему предъявляются три элемента из этого списка и предлагается назвать какое-нибудь важное качество, по которому два из них сходны между собой и, следовательно, отличны от третьего. После того как экспериментатор запишет ответ, испытуемого просят назвать, в чем конкретно состоит отличие третьего человека от двух других (если испытуемый не указал, какие именно два человека были оценены как сходные между собой, то его просят сделать это). Ответ на этот вопрос и представляет собой противоположный полюс конструкта. Испытуемому предъявляется столько триад элементов, сколько сочтет нужным экспериментатор. Специфических правил не существует. Все зависит от числа конструктов, подлежащих исследованию.
2) Метод полного контекста
При этом методе все элементы, выписанные на карточках, раскладываются на столе перед испытуемым. Его
99
просят подумать о важных качествах, характерных для разных групп людей, и выбрать двух человек, наиболее сходных между собой по какому-либо значимому качеству. Когда две первые карточки выбраны, испытуемого спрашивают, в чем они сходны между собой. Затем, по мере добавления последующих карточек, испытуемого время от времени просят сказать, представляет ли данная карточка все еще ту же категорию, что и две первые карточки. Если карточка исключается из группы, испытуемого просят уточнить, изменилась ли категория группировки или осталась прежней.
3) Последовательный метод
Элементы предъявляются так же, как и в форме минимального контекста (то есть триадами, а не группами). Однако в этом случае триады выбираются в соответствии с определенной системой: каждый раз в триаде один из элементов заменяется новым. Например, после предъявления элементов 1, 2 и 3 элемент 1 заменяется элементом 4 и т.д.
4) Метод самоидентификации
Элементы предъявляются так же, как и в предыдущем методе, однако в триаду всегда включается элемент «я сам». Это дает возможность утверждать (в известной степени, конечно), что все выявленные конструкты личнос-тно релевантны.
5) Метод ролевой персонификации
Похож на метод самоидентификации, однако инструкция другая: «Предположим, что вы втроем проводите где-то вечер. Что это может быть за место? Как будут развиваться события? Как поведете себя вы? Как поведут себя другие?» Можно использовать и множество других условий и ситуаций, что предоставит испытуемому большую свободу в ответах.
6) Совмещенный метод полного контекста с методом ролевой персонификации
Карточки с написанными на них названиями элементов раскладываются на столе перед испытуемым, и ему предлагается рассортировать их на группы. После этого в каждую группу помещается карточка «я сам», и экспериментатор задает те же вопросы, что и при использовании
100
метода ролевой персонификации. Примерная форма вопроса может быть следующей: «Предположим, что вы должны провести вечер с этими людьми. Что при этом, скорее всего, произойдет?» и т. д.
...Можно выявить субъективное видение человеком своего взаимодействия с другими людьми и взаимодействия других людей между собой. Именно в ходе такого разговора исследователь может подметить те реальные конструкты, которые использует данный человек.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |