Главная страница
qrcode

нарзрения. Образование детей с нарушениями зрения


НазваниеОбразование детей с нарушениями зрения
Дата03.07.2020
Размер2.26 Mb.
Формат файлаppt
Имя файланарзрения.ppt
ТипДокументы
#70323
Каталог

ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

»
ПЛАН Причины зрительных нарушений.
2
Образование детей с нарушениями зрения.
4
Определение понятия «зрение». Строение зрительного анализатора.
3
1
Классификация детей с нарушениями зрения. Психологические особенности детей.
3
3
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЗРЕНИЕ» ЗРЕНИЕ - это способность ощущать и воспринимать окружающую действительность посредством зрительного анализатора. Оно является определяющим в формировании представлений о реально существующих предметах и явлениях.
Орган зрения позволяет получить до 90% информации об окружающем мире.
ИНФОРМАЦИЯ ПО ТЕМЕ Наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения – тифлопедагогика.
Основоположником тифлопедагогики является
французский педагог Гаюи.
Развитие отечественной тифлопедагогики связано с именами ученых М.И.Земцовой, Л.И.Солнцевой, Б.И.Коваленко.
Автором рельефного письма является
французский ученый, «великий слепой» –
Луи Брайль.
Шрифт Брайля – это система письма, которая позволяет незрячим и слабовидящим людям читать и писать путем прикосновений. Шрифт был изобретен Луи Брайлем (1809-1852), который сам потерял зрение и стал учителем незрячих людей.
Уровень 1. Состоит из 26 стандартных букв алфавита и знаков препинания. Используется только теми людьми, которые впервые начинают читать с помощью шрифта Брайля.
Уровень 2. Состоит из 26 стандартных букв алфавита, знаков препинания и сокращений. Сокращения используются с целью экономии места, поскольку страница со шрифтом Брайля не может уместить столько текста, как обычная печатная страница. В основном, на вывесках в общественных местах, в книгах, меню и большей части других информационных материалов используется 2-ой уровень шрифта Брайля.
Уровень 3. В основном, используется при личной переписке, в дневниках и записках, а также в некоторой степени – в произведениях литературы. Это разновидность стенографии, где целые слова сокращаются до нескольких букв.
Строение зрительного анализатора Врожденная патология
Приобретенная патология
Генетические факторы:
наследственная передача
некоторых дефектов зрения:
микрофтальм –
уменьшение размера одного
или обоих глаз и значительное
понижение зрения;
анофтальм – врожденное безглазие.
катаракта – помутнение хрусталика;
астигматизм – аномалии рефракции, т.е. преломляющей способности глаза;
нарушение обмена веществ (при фенилкетонурии);
воздействие на плод инфекций.
Осложнения детских инфекций: корь,
скарлатина, дифтерия;
осложнения общих инфекций:
сифилиса, оспы, туберкулеза глаз;
глаукома (заболевание, связанное с
повышением внутриглазного давления и
изменениями в тканях глаза);
внутричерепные и внутриглазные
кровоизлияния;
травмы головы;
атрофия зрительного нерва,
сетчатки (нарушение питания, гибель клеток);
нейроинфекции – менингит, энцефалит.
Органические
нарушения
к аномалиям развития наследственного происхождения относится микрофтальм – грубое структурное изменение глаза, характеризующееся уменьшением размеров одного или обоих глаз и значительным понижением зрения. При микрофтальме глаз предрасположен к различным воспалительным заболеваниям с дальнейшим понижением зрения.
анофтальм – врожденное безглазие.
катаракта – помутнение хрусталика.
пигментная дистрофия (дегенерация) сетчаткиастигматизм
Приобретенные аномалии  ЗАБОЛЕВАНИЯ ГЛАЗ Ушиб глаза
Ожоги глаз
близорукости (миопия) дальнозоркости преломление СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ Азбука для незрячих
(рельефный шрифт Брайля
Настольный
прибор
для письма
по Брайлю
ДЕФЕКТЫ ПОЛЯ ЗРЕНИЯ
Функциональные
нарушения
НАРУШЕНИЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ
НОРМ И ПРАВИЛ:
НЕДОСТАТОЧНАЯ ОСВЕЩЕННОСТЬ;
ЧРЕЗМЕРНЫЕ ЗРИТЕЛЬНЫЕ НАГРУЗКИ – ДЛИТЕЛЬНОЕ
ЧТЕНИЕ КНИГ, ПРОСМОТР ТЕЛЕВИЗОРА, РАБОТА С
КОМПЬЮТЕРОМ;
НЕСОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ РАБОТЫ С КНИГОЙ: ЧТЕНИЕ
ЛЕЖА, В ДВИЖУЩЕМСЯ ТРАНСПОРТЕ, ПРИ ПЛОХОМ
ОСВЕЩЕНИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ
КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ СЛЕПЫЕ
ДЕТИ
(НЕЗРЯЧИЕ)
Дети с полным отсутствием зрительных ощущений, сохранившимся светоощущением, либо остаточным зрением (с максимальной остротой зрения 0,04 на лучше видящем глазу с применением очков).
Слепота – двусторонняя неизлечимая потеря
зрения.
СЛАБО
ВИДЯЩИЕ
ДЕТИ
Составляют относительно большую группу.
К ним относятся дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4, а также с другими нарушениями:
сужение поля зрения, патология цветоощущения, косоглазие.
КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ СЛЕПЫЕ (НЕЗРЯЧИЕ) ДЕТИ
СЛЕПОРОЖДЕННЫЕ
(отсутствуют зрительные
представления)
ОСЛЕПШИЕ
(зрительные представления
остались в их памяти)
Чем позже ребенок потерял
зрение, тем легче ребенок
вспоминает образ предмета
(явления) по словесному описанию.
СЛЕПОТА АБСОЛЮТНАЯ
(ТОТАЛЬНАЯ)
отсутствует светоощущение
и цветоразличие.
ПРАКТИЧЕСКАЯ
сохраняется светоощущение или остаточное зрение, позволяющее различать контуры, силуэты предметов непосредственно перед глазами.
Большинство слепых имеют остаточное зрение.
КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ СЛАБО
ВИДЯЩИЕ ДЕТИ
дети с остротой зрения
от 0,05 до 0,4
дети с нарушением
поля зрения
дети с патологией
цветоощущения,
косоглазием
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ ЗРЕНИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
ОГРАНИЧЕНИЕ В ОБЩЕНИИ
ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ,
МЫШЛЕНИЯ
ТРУДНОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО
ВОПРИЯТИЯ,
ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ
ИСКАЖЕНИЕ
ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
ОБУЧЕНИЕ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ СЛУХОВОЙ
КОЖНЫЙ
ВИБРАЦИОННЫЙ
ОБОНЯТЕЛЬНЫЙ
ОПОРА
НА
СОХРАННЫЕ
АНАЛИЗАТОРЫ
«ШЕСТОЕ» ЧУВСТВО (ТЕПЛОВОЕ)
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ УВЕЛИЧЕНИЕ СРОКА
ОБУЧЕНИЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ТИФЛОПРИБОРОВ
ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ
И ПИСЬМУ ПО СИСТЕМЕ
БРАЙЛЯ
ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ
ОСЯЗАНИЯ, ОРИЕНТИРОВКЕ
В ПРОСТРАНСТВЕ
ОБУЧЕНИЕ ПРОВОДИТ
ТИФЛОПЕДАГОГ
ОБУЧЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПЕЦИАЛЬНОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА (РЕЛЬЕФНОГО)
ОБУЧЕНИЕ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ ОПТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
НАГЛЯДНОСТИ
СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОСВЕЩЕНИЯ
ОПОРА НА
ОСТАТОЧНОЕ
ЗРЕНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ:
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ Увеличение срока обучения
Используются специальные оптические средства для фронтального обучения: эпи- и диапроекторы
Обучение по специальным учебным пособиям с крупным шрифтом
В помещениях
создается
повышенная освещенность
Обучение проводит тифлопедагог
Используются специальные оптические индивидуальные средства:
очки телескопические и гиперокулярные,
лупы – ручные, стационарные
ОПТИЧЕСКИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ Педагог должен соблюдать следующие : 10-15 мин. непрерывного чтения или письма - перерыв
Осуществлять тесную связь с родителями и медработником
ПРОФИЛАКТИКА ЗРИТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ

Литературные источники

Основы дефектологии. –М., 1991.
Основы специальной психологии /Под ред. Л.В.Кузнецовой.-М.,2005.
Специальная дошкольная педагогика /Под ред. Е.А.Стребелевой.- М., 2001.
Специальная педагогика /Под ред. Н.М.Назаровой. –М.,2000.
перейти в каталог файлов


связь с админом