ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С РАСТЕНИЯМИ.
Эксперимент №1.
Цель: наблюдать движение воды в растениях.
Оборудование: любые цветы с белыми лепестками (например, белые гвоздики). Ёмкости для воды, пищевые красители разных цветов, нож, вода.
Ход эксперимента:
1. Наполните емкости водой.
2. Добавьте в каждую из них пищевой краситель определенного цвета.
3. Отложите один цветок, а остальным цветам подрежьте стебли. Ножницы для этой цели не годятся - только острый нож. Обрезать стебель нужно наискось на 2 сантиметра под углом 45 градусов в теплой воде. Постарайтесь при перемещении цветов из воды в емкости с красителями сделать это максимально быстро, зажав срез пальцем, т.к. при контакте с воздухом в микропорах стебля образуются воздушные пробки, мешающие воде свободно проходить по стеблю.
4. Поместите по одному цветку в каждую емкость с красителем.
5. Теперь возьмите тот цветок, что вы отложили. Разрежьте (расщепите) его стебель вдоль от центра на две части. Повторите с ним процедуру, описанную в пункте 3. После этого пометите одну часть стебля в емкость с красителем, например, синего цвета, а другую часть стебля в емкость с красителем др. цвета (например, красным).
Результат: окрашенная вода поднимется по стебелькам растений вверх и окрасит их лепестки в разные цвета. По времени это займет около 24 часов. В конце эксперимента не забудьте обследовать каждую часть цветка (стебель, листья, лепестки), чтобы увидеть путь воды.
Объяснение: вода поступает в растение из почвы через корневые волоски и молодые части корней и по сосудам разносится по всей его надземной части. С передвигающейся водой разносятся по всему растению поглощенные корнем минеральные вещества. Цветы, которые мы используем в эксперименте, лишены корней. Тем не менее, растение не теряет возможность поглощать воду. Это возможно благодаря процессу транспирации - испарению воды растением. Основным органом транспирации является лист. В результате потери воды в ходе транспирации в клетках листьев возрастает сосущая сила. Транспирация спасает
растение от перегрева. Кроме того, транспирация участвует в создании непрерывного тока воды с растворенными минеральными и органическими соединениями из корневой системы к надземным органам растения.
У растений есть два типа сосудов. Сосуды-трубочки, являющиеся ксилемой, передают воду и питательные вещества снизу вверх – от корней к листьям. Образующиеся в листьях при фотосинтезе питательные вещества идут сверху вниз к корням по другим сосудам – флоэме. Ксилема находится вдоль края стебля, а флоэма – у его центра. Такая система немного похожа на кровеносную систему животных. Устройство этой системы, похоже, у всех растений – от огромных деревьев до скромного цветка
Повреждение сосудов может погубить растение. Именно поэтому нельзя портить кору деревьев, так как сосуды находятся близко к ней.
Эксперимент №2.
Цель: Уточнить, что вода движется из почвы к листьям. Установить, куда исчезает вода.
Оборудование: комнатное растение, целлофановый пакет.
Ход наблюдения:
1. Наденьте на комнатное растение целлофановый пакет и закрепите его.
2. Растение поставить в теплое, светлое место.
Результат: через некоторое время на целлофане появляются капельки воды.
Объяснение: капельки появились на листиках потому, что вода испаряется, пар поднялся вверх и снова стал водой, после чего осел на листья.
Эксперимент №3.
Цель: установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений.
Оборудование: 3 горшка с землёй, пеком и глиной, зёрна пшеницы или любого другого растения
Ход эксперимента:
1. Посадите зерна в три горшка: с землёй, с песком и с глиной.
2. Систематически поливайте и рыхлите почву одинаково во всех горшках.
3. Зарисовывайте развитие растений на определённых этапах их развития, начиная с первого всхода.
Результат: растение, посаженное в землю, будет намного крепче двух остальных.
Объяснение: для успешного развития растения необходима плодородная
почва, песок и глина для этого не подходит.
Эксперимент №4.
Цель: показать, как двигается сок в стебле растения.
Оборудование: 2 баночки, вода, чернила или пищевой краситель, любое срезанное растение.
Ход эксперимента:
1. Налить чернила в баночку. Окунуть стебли растения в баночку и подождать.
Результат: примерно через 12 часов будет видно, что растения изменили свой цвет.
Объяснение: окрашенная вода поднимается по стеблю благодаря тонким канальцам. Вот почему стебли растений становятся синего цвета. Эксперимент №5.
Цель: показать важное свойство воды – давать жизнь живому.
Оборудование: срезанные веточки дерева, овёс, 2 тарелочки, вода, вата, ваза.
Ход эксперимента: (проводится зимой)
1. Поставить срезанные с разных деревьев веточками дерева в вазу с водой и понаблюдать за ними (не забывать менять воду каждый день).
Результат: через несколько дней появятся корешки и крошечные зелёные листочки, которые с каждым днём будут увеличиваться.
2. Положить в два блюдечка семена овса (одно блюдечко сухое, а второе – с влажной ватой, вату постоянно увлажнять).
Результат: зёрна овса, помещённые во влажную среду, в скором времени
дадут толстый белый корешок и зелёный расточек. С зёрнами, помещёнными в сухую среду, ничего не произойдёт.
Объяснение: для полноценной жизни всему живому на земле необходима вода. перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |