Главная страница
qrcode

Дидактические игры


НазваниеДидактические игры
Дата23.11.2019
Размер66.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаидактические игры.doc
ТипДокументы
#65321
Каталог



Дидактические

игры
«Цветут цветы»

Цель: познакомить детей с различными цветами и по­мочь усвоить их названия. Сравнивая цветы, дети учатся выделять их общие и индивидуальные признаки.

Ход: в игре принимают участие двое-четверо детей. Проводит взрослый. Ведущий раздает каждому по одной большой карте. Соответствующие этим картам меленькие карточки-цветы ведущий перемешивает и кладет на стол рисунками вниз. Затем, открывая по одной карточке, спрашивает: «Как называется этот цветок?», «У кого в букете есть такой цветок». Играющий говорит: «Это красная роза. Такая роза есть в моем букете.» Ответ правильный – ведущий отдает ему маленькую карточку. Неправильный – оставляет себе. Выигрывает тот, кто первым подберет все цветы к букету.

«Кому что нужно для работы?»

Цель: упражнять в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям определенной профессии .

Ход: логопед: «Я буду называть человека по профессии, а вы скажете, что нужно ему для работы». «Сапожник!» - говорит логопед. «Гвозди, молоток, кожа, сапоги, машинка», - отвечают дети. Так же: врач, воспитатель, дворник, шофер, повар, летчик.

2 вариант: логопед называет предметы для труда, а дети называют профессию.
«Дарю цветок»

Цель: познакомить детей с различными цветами и помочь усвоить их названия. Сравнивая цветы, дети учатся выделять их общие и индивидуальные признаки.

Ход: в игре участвуют трое-шестеро детей. Ведущий раздает большие карты-образцы букетов, которые они должны будут составить. Маленькие карточки перемешивает и раздает поровну. Участники рассматривают свои карточки-цветы и кладут их рисунками вниз на свои большие карты-букеты, не показывая другим. Обращаясь к любому участнику, каждый играющий по очереди дает ему одну из маленьких карточек, какой-нибудь цветок, который не вошел в его букет, говорит: «Дарю тебе розу». А тот отвечает: «А я дарю тебе ирис». Обмен до тех пор, пока все участники не составят букеты.
«Какая, какой?»

Цель: учить согласовывать прилагательное с существительным в мужском, женском и среднем родах.

Ход: в игре принимают участие двое – четверо детей. Раскладываются картинки с изображением предметов различного рода. Ребенок берет любую картинку. На­пример, зонт. Логопед спрашивает: «Зонт какой?» Ребенок должен ответить: «Красный, красивый».

Например, груша. Логопед спрашивает: «Груша какая?» Ре­бенок отвечает: «Желтая, сочная, вкусная».(так же ср.р.)
«Что такого же цвета?»

Цель: учить детей использовать в речи прилагатель­ные, правильно согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже.

Ход: педагог показывает зеленый лист. Дети называют его цвет, а затем предметы того же цвета (так же ис­пользуют красный, синий, желтый, оранжевый, корич­невый и фиолетовый).

Усложнение: серый, черный, белый цвета.
«Назови одним словом»

Цель: учить употреблять в речи обобщающие понятия.

Ход: логопед показывает карточку с изображением моркови, свеклы, лука, картофеля, огурца, помидора, редиски. Дети должны назвать сначала каждый предмет, а затем назвать эти предметы одним словом. В данном случае – овощи.

Посуда: чашка, блюдце, чайник, сахарница, тарелка, молочник и т.д.

Транспорт: легковая машина, автобус, трактор, грузовая машина, экскаватор, троллейбус, трамвай и т.д.

Фрукты: яблоко, груша, лимон, ананас и т.д.

Так же поступить с темами домашние и дикие животные, игрушки, инструменты, цветы.
«У кого – кто?»

Цель: закрепить детенышей домашних и диких животных.

Ход: в игре участвуют двое детей. Логопед раскладывает карточки с изображением взрослых животных – мам. Дети называют их. Следом раскладываются карточки детенышей. Ребенок к каждой маме подбирает своего детеныша. А другой ребенок к детенышу подбирает маму.
«Чего не стало?»

Цель: учить употреблять в речи существительные родительного падежа единственного и множественного чисел.

Ход: логопед раскладывает пять, шесть картинок с изображением предметов разного рода сначала в единственном числе. Ребенок называет эти предметы.

Например: один помидор, одна груша, одно яблоко, одна морковь и один лимон. Ребенок закрывает глаза, а в это время логопед убирает одну карточку. Открыв глаза, ребенок угадывает – чего не стало? Ответ: не стало одного помидора. Так же играть с карточками, где предметы во множественном числе.

«Третий, четвертый, пятый лишний»

Цель: уточнить обобщающие понятия, развивать наблюдательность, память. Учить распознавать по единому признаку, развивать способности детей сравнивать, обобщать. Воспитывать любовь к живой природе.

Ход: перед ребенком лежит карточка с изображением предметов одной лексической темы, а один предмет лишний. Ребенок должен назвать вслух все предметы и ответить на вопрос – какой лишний.

Например: «четвертый лишний» - огурец, редиска, яблоко, капуста (лишний предмет – яблоко, это фрукт).

Аналогично с карточками «третий лишний» и «пятый лишний».

«Один, два, пять»

Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными в ж.р., м.р. и с.р.

Ход: ребенок, глядя на картинку, считает один предмет, два и пять. Например: одно яблоко, два яблока, пять яблок. Одна конфета, две конфеты, пять конфет.
«Сосчитай и скажи»

Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными в ж.р., м.р. и с.р.

Ход: ребенок, глядя на картинку, считает предметы.

Например: одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш.
«Чей хвост?»

Цель: учить детей использовать в речи притяжательные прилагательные.

Ход: разложены большие карточки с изображением диких и домашних животных без хвостов. На маленьких карточках только лишь хвосты этих животных. Ребенок подбирает хвостик к нужному животному.
«Назови слово»

Цель: автоматизация звука «Ц» в слове: в начале, в середине, в конце. Закрепление понятия «слово».

Ход: Ребенок перечисляет предметы и животных, которые изображены на диске – круге.
«Назови слово»

Цель: автоматизация звука «З» в слове: в начале, в середине, в конце. Закрепление понятия «слово».

Ход: ребенок перечисляет предметы и животных, которые изображены на диске – круге.


«Назови слово»

Цель: автоматизация звука «Ш» в слове: в начале, в середине, в конце. Закрепление понятия «слово».

Ход: ребенок перечисляет предметы и животных, которые изображены на диске – круге.
«Прочитай по первым звукам»

Цель: закрепление навыков чтения, развитие внимания, мышления.

Ход: в игре 24 карточки с картинками и 96 карточек с буквами. Предложить прочитать слова по первым буквам картинок и составить их из набора букв. Можно также пользоваться набором букв и для составления других слов.

«Делим слова на слоги»

Цель: закрепление навыков звукового анализа слова, знакомство с ударением в словах, развитие памяти, внимания.

Ход: в игре 32 карточки с картинками и 16 карточек со схемами. Предложить назвать картинки и разделить слова на слоги. Карточки нужно разложить на больших картах таким образом: где вагончик с одним окошком – карточки со словами из одного слога, где с двумя – из двух слогов и т.д. Предложить ребенку подобрать схемы к словам.
«Собери посуду»

Цель: продолжать учить составлять целое из частей, развивать мышление, наблюдательность.

Ход: играют дети от пяти лет. В игре 18 карточек. Из них 9 разрезаны на части. Логопед говорит: «Разбилась посуда. Нужно из частей – осколков собрать целую.
«Узоры»

Цель: продолжать учить составлять целое из частей, развивать мышление, наблюдательность.

Ход: игра для детей от шести лет. Входят в игру: 9 карточек – образцов и 144 маленьких квадратов. Логопед говорит: «Из маленьких квадратов с узорами нужно сложить узор по образцам.
«Узнай свой элемент»

Цель: развивать память, речь, мышление, наблюдательность.

Ход: игра для детей от шести лет. Состоит из 6 больших карт и 36 маленьких карточек. В игре принимают участие 6, 3, 2 человека. Им раздаются большие карты. Маленькие карточки у ведущего. Ведущий открывает карточку и говорит: «Опиши элемент и найди его на большой карте». Выигрывает тот, кто быстрее узнает и подберет свои элементы.

«Лото»

Цель: развивать память, речь, мышление, наблюдательность.

Ход: игра для детей от шести лет. Состоит из 7 больших и 56 маленьких карточек. Ведущий раздает большие карты играющим. Показывает маленькие карточки, задает вопросы: «Что это? К какой игре относится?» Неопознанные карточки откладываются. Выигрывает тот, кто быстрее закроет свою карту.
«Сотки ковер»

Цель: развивать память, речь, мышление.

Ход: игра для детей от пяти лет. Состоит из 7 больших карточек – образцов и 112 маленьких карточек, из которых нужно составить узор ковра.
«Лото»

Цель: закрепление сонорных звуков.

Ход: количество играющих – от 2 до 6 человек. У каждого игрока по одной большой карте, у ведущего – маленькие карточки. Ведущий показывает картинку, не называя ее. Игрок, у которого на большой карте имеется такая же картинка, должен ее назвать, четко выговаривая звуки. Если ребенок не знает названия картинки, ведущий называет ее сам, но при этом игрок не получает картинки, и она остается у ведущего. Так же поступает ведущий и по отношению к игроку, нечетко произнесшему название. Выигрывает тот, кто первым закроет все картинки на большой карте маленькими карточками, или тот, у кого в конце игры будет меньше незакрытых картинок.
«Фрукты и овощи», «Деревья и цветы», «Животные и птицы».

 Цель: закрепление сонорных звуков.

Для игр нужны маленькие карточки по заявленным темам.

Ход: играют 2 человека. Перед игрой договариваются, кто какие будет собирать карточки. Например: один с фруктами, другой с овощами.

Карточки с картинками выкладываются на столе перед детьми стопкой изображением вниз. Игроки по очереди открывают их. Если картинка подходящая, игрок должен ее назвать, четко выговаривая звуки. Ненужную картинку игрок кладет вниз, не называя ее. Если он ошибается при назывании изображения предмета или произносит его нечетко, картинка ему не выдается. Выигрывает тот, кто первым соберет 8 картинок по заданной теме.
«Наведи порядок»

Цель: закрепление сонорных звуков.

Ход: перед игроком в беспорядке располагаются маленькие картинки нескольких тем. Он должен все картинки распределить по темам, а затем назвать обобщающим словом каждую группу предметов (овощи, деревья).

«Зашифруй картинки»

Цель: закреплять умение различать звуки.

Ход: играют от 2 до 6 человек. У игроков большие карты на пару звуков. У ведущего – маленькие карточки и фишки: синие для обозначения твердости звуков и зеленые для обозначения мягкости. Ведущий показывает карточку. Игрок, у которого есть такая же картинка на большой карте, должен ее назвать и определить, какой звук – твердый или мягкий – имеется в слове: Р или Рь, Л или Ль. Если ответ правильный, игроку дается маленькая карточка и фишка. В случае ошибки не выдается или карточка (если не названо слово) или фишка (если не определена твердость – мягкость). Выигрывает тот, у кого больше правильных ответов.

«Проверь по узору»

Цель: закреплять умение различать звуки.

Ход: играют от 2 до 6 чел. У игроков большие карты и набор фишек синего и зеленого цвета. Игроки выкладывают фишки на картинки, определяя, твердый или мягкий звук: Р или Рь, Л или Ль – есть в названии картинки. Правильность выполнения игроки проверяют по ключу, который выдается им по окончании работы. За ошибку присуждается штрафное очко. Выигрывает тот, кто допустил меньше ошибок.
«Разложи овощи в нужные корзинки»

Цель: закреплять умение различать звуки.

Ход: игрокам выдаются карточки с изображением букв Р (эр) и Л (эль). У ведущего – маленькие карточки по теме «Овощи». Ведущий их показывает, а игроки называют нужные им картинки, пока не соберут по 8 штук. Выигрывает тот, кто первым соберет все картинки.
«Звуки поссорились»

Цель: развитие фонематических представлений.

Ход: используются маленькие карточки. Играют 2-6 чел. У каждого игрока по одной карточке с буквой и набор карточек из обеих групп со звуками Л и Р без ориентировки на лексические темы в количестве 8 штук. Игрокам предлагается разложить карточки на 2 группы в зависимости от наличия в словах – названиях картинок звуков Л и Р (звуки поссорились и не хотят жить в одной коробке). При этом дети не должны называть вслух картинки. Выигрывает тот, кто раньше всех правильно разложил свои картинки.
«Лишняя картинка»

Цель: развитие фонематических представлений.

Ход: в качестве «лишней» картинки выступает такая, в названии которой отсутствует нужный звук. Лексическая тема в данной игре значения не имеет. Например, 3 картинки со звуком Л и 1 со звуком Р и наоборот.

Также берутся мягкие варианты Ль и Рь.
«Подбери картинки к схемам»

Цель: нахождение места звука по трем позициям (начало, середина, конец слова)

Ход: играют 2-4 чел. У игроков – схемы, показывающие положение звука в слове по трем позициям и буквы Л (эль) и Р (эр). У ведущего маленькие карточки с картинками, в названиях которых звуки Л и Р находятся в разных позициях в слове, по 3 картинки на каждую позицию для играющего. Ведущий показывает картинки каждому игроку по очереди, и тот должен правильно определить наличие звука и его позицию в слове. Выигрывает тот, кто раньше соберет все нужные картинки.
«Мои любимые сказки»

Цель: развитие памяти внимания, мышления, речи.

Ход: цветные маленькие карточки у взрослого, а черно-белые у детей. За черными силуэтами спрятаны заколдованные персонажи любимых сказок. Чтобы их расколдовать, нужно угадать, кто же нарисован на карточках. Внимательно посмотрите. Тот, кто узнал своего героя, называет его и те сказки, в которых встречается. Ведущий отдает игроку цветную карточку, которой тот закрывает силуэт. Выигрывает тот, кто первым закрыл все силуэты.


«Какой сок?»

Цель: учить образовывать прилагательное от существительного, учить детей использовать в речи прилагательные, относит-ые прилагательные, закрепить овощи, фрукты.

Ход: логопед показывает картинку, ребенок называет овощ или фрукт, изображенный на картинке. «Яблоко» - говорит ребенок. Из яблока получается какой сок? Яблочный.
 «Маленькие поварята»

Цель:  активизировать словарь глаголов.

Ход: логопед предлагает детям представить себя поварами и рассказать, как можно приготовить различные овощи. После этого логопед достает из «чудесного мешочка»  овощи, а дети подбирают нужные глаголы.

·        Капуста (Можно  резать, мять, тушить, солить).

·        Картофель (Можно чистить, нарезать, жарить, варить).

·        Морковь (Можно чистить, тереть, резать, делать сок).

·        Огурец (Можно мыть, солить, мариновать, укладывать в банки).

 

Составление рассказов-описаний об овощах и фруктах по схемам.

Цель:  развитие связной речи, мышления.

Ход: логопед  помещает на наборное полотно схему составления рассказа, каждая картинка на схеме соответствует вопросу.

·        Как он называется? Это фрукт или овощ?

·        Где он растет?

·        Какой он по величине?

·        Какой он по цвету?

·        Какой он по форме?

·        Какой он на вкус?

·        Какой он на ощупь?

·        Что из него можно приготовить?

 

«Угадай-ка!»

Цель:  обучение составлению загадок-описаний.

Ход: освоив задания с использованием схемы, дети учатся составлять загадки-описания о фруктах и овощах.

 

«Закончи предложения»

Цель:  развитие синтаксической стороны речи (обучение составлению сложносочиненных предложений со словами потому что)

Ход: логопед выставляет на наборное полотно сюжетные картинки. Затем он начинает говорить предложение, а дети  заканчивают. Часть предложения, которую произносит ребенок, начинается со слова потому что.

·        Я люблю яблоко,  … (потому что оно сладкое, вкусное, полезное).

·        Мама купила груши, … (потому что хочет испечь грушевый пирог).

·       Мы пришли из сада радостные, … (потому что собрали большой урожай слив).

·        Я не люблю лук, … (потому что он горький)

·       В огороде нужно полоть траву, … (потому что она мешает расти овощам).

перейти в каталог файлов


связь с админом