Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

16_ПР_1-4_УГДД_2019. Основная образовательная программа по учебному предмету уроки гражданственности и духовности донбасса. 1-4 классы


Скачать 273.13 Kb.
НазваниеОсновная образовательная программа по учебному предмету уроки гражданственности и духовности донбасса. 1-4 классы
Дата19.08.2019
Размер273.13 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла16_ПР_1-4_УГДД_2019.docx
ТипОсновная образовательная программа
#62644
страница1 из 32
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОУ ДПО «ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»


ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«УРОКИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ДУХОВНОСТИ ДОНБАССА.

1-4 классы»
Для образовательных организаций

Донецк 2019

Приложение 1

к Примерной основной образовательной программе основного общего образования (приказ Минобрнауки ДНР

от 15.08.2019 № 1133)

Коллектив авторов- составителей:


Чернышев Д.А., профессор кафедры педагогики ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», доктор педагогических наук, научный консультант, руководитель коллектива

Морозов П.Л., заведующий отделом общественных дисциплин ГОУ ДПО «ДонРИДПО», заместитель руководителя коллектива

Громак Н.И., заведующий центром анализа и методического сопровождения среднего общего образования ГОУ ДПО «ДонРИДПО», заместитель руководителя коллектива

Грабовая Г.С., заведующий отделом начального общего образования ГОУ
«ДонРИДПО»

Седова Н.Н., Полищук Е.Н., методисты отдела начального общего образования ГОУ ДПО

«ДонРИДПО»

Хаталах О.В., методист отдела общественных дисциплин ГОУ ДПО «ДонРИДПО»

Калафат О.В., учитель начальных классов города Донецка

Научно- методическая редакция:


Чернышев А.И., проректор по научно-педагогической работе ГОУ ДПО «ДонРИДПО», кандидат педагогических наук, доцент, академик Международной академии наук педагогического образования

Зарицкая В.Г., проректор по научно-педагогической работе ГОУ ДПО «ДонРИДПО», кандидат филологических наук, доцент

Рецензенты:


Негода Е.А., преподаватель ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», кандидат исторических
БалацунП.А., руководитель методического объединения учителей
АвраменкоН.Л., учитель общественных дисциплин МОУ Технический редактор, корректор:

Шевченко И.В., методист отдела издательской деятельности ГОУ ДПО «ДонРИДПО»

Примерная основная образовательная программа по учебному предмету «Уроки гражданственности и духовности Донбасса. 1-4 кл.» / авт.-сост. Чернышев Д.А., Морозов П.Л., Громак Н.И. и др. – 3-е изд. перераб, дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 88© ГОУ ДПО «ДонРИДПО», 2019

СОДЕРЖАНИЕ


  1. ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДМЕТНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «УРОКИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ
    ДУХОВНОСТИ

      Начальное общее образование.

      1. Система гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания в

        схемах
        Примерные темы проектов, исследовательских работ по гражданско-

        патриотическому и
        Ориентировочные темы
        Примерный перечень воспитательных мероприятий по гражданско- патриотическому и духовно-нравственному воспитанию

        в
        Примерная тематика внеурочной деятельности по духовно-нравственному

        развитию и
        Инструментарий
        Инструментарий по проведению
        Рекомендации по проведению
        Глоссарий 57

        Патриотические
        Духовная


        Для детей младшего

          Актуальность, педагогическая целесообразностькурса Современный мир выдвигает ряд требований к подрастающему поколению. Среди них – необходимость жить и работать в постоянно изменяющемся мире, умение учиться в течение всей жизни, знакомство с различными культурами и традициями. Поэтому очень важным представляется развитие коммуникативных, познавательных
          Современная цивилизация часто называется «цивилизацией потребления». Наряду с ценностями «цивилизации потребления» человечество сохраняет «традиционные» ценности – те, которые складывались в течение многих столетий. Отчизна, жизнь, добро, любовь, мир – ценности, которые человечеству необходимо сохранять, чтобы прогрессировать.

          Донецкая Народная Республика – молодое государство. Особое значение в строительстве государства придается воспитанию подрастающего поколения. Важно, создавать условия, которые будут способствовать развитию гражданской компетентности. Воспитанию гражданина и патриота, то есть личности, обладающей чувством сопричастности к настоящему и будущему своего Отечества и высокой духовности. Второй, не менее ценной составляющей учебно-воспитательного процесса в современной образовательной организации является развитие и совершенствование духовно- нравственных основ личности. Развитие и совершенствование духовно-нравственной основы личности необходимо для воспитания здорового поколения, способного обеспечить прогресс своего
          Цель курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» заключается в содействии духовному развитию личности обучающегося, идентификации себя как гражданина Донецкой Народной Республики, воспитании патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Донецкой Народной Республики.

          Основные задачи курса:
          повышение уровня духовно-нравственной, политической и правовой
        1. углубление интереса к изучению социальных и гуманитарных
        2. развитие способности к личному самоопределению, самореализации,
        3. повышение мотивации к активному участию в учебной, трудовой
        4. создание для обучающихся условий по овладению умением получать информацию из разнообразных источников и критически осмысливать ее, систематизировать, анализировать полученные
        5. создание для обучающихся условий по освоению способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
        6. воспитание у молодых граждан чувства гордости и глубокого уважения к символам Донецкой Народной Республики – Гербу, Флагу, Гимну, историческим святыням Отечества;
        7. развитие потребности в духовно-нравственном, здоровом образе
        8. воспитание уважения к культурным достижениям и историческому прошлому, традициям;
        9. создание условий для реализации принципа постоянного
        10. накопление практического опыта с целью применения полученных знаний и умений для идентификации собственной позиции в общественной жизни, осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений; соотнесения собственного поведения и поступков окружающих с общепринятыми духовно-нравственнымиТаким образом, основным заданием курса является не только предоставление определенной суммы знаний, а, прежде всего, содействие формированию личностных качеств и ценностных ориентаций будущего гражданина Донецкой Народной
            Общее описание учебно-воспитательногокурса Обеспечение гражданско-патриотического и духовно-нравственного развития гражданина Донецкой Народной Республики является ключевой задачей современной государственной политики. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – всё это непосредственно зависит от принятия личностью национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

            Таким образом, актуальность разработки учебно-воспитательного курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» обусловлена:
            необходимостью организации патриотического воспитания детей и учащейся молодежи в целях формирования социальной ответственности, высокой мотивации к защите Отечества;
          1. поиском идеи, способной преодолеть упадок общественной морали и консолидировать общество;
          2. необходимостью подготовки нового поколения к созиданию своей Республики, жизни в новых послевоенных
          3. потребностью в реализации активной гражданской и жизненнойВсё это свидетельствует о необходимости работы, направленной на решение целого комплекса проблем воспитания и развития гражданина Донецкой Народной Республики как человека достойного жить в своей стране, решать её современные проблемы и строить будущее.

            Курс объединяет 6 содержательных линий: историко-краеведческую, природоведческую, культурологическую, обществоведческую, этическую, духовно- нравственную, – реализованные через микросферы
            Обществоведческая составляющая (человек как личность; человек и общество; человек среди людей; человек и культура) охватывает знания о человеке как личности, знания об обществе, окружающей среде, в которой живет обучающийся, способствует поэтапному осознанию единства компонентов
            Природоведческая составляющая знакомит обучающихся с разнообразием природы, хозяйственной деятельностью населения Донецкой Народной Республики, охраной и сохранением природы родного края, с системой ценностей в отношении к природе, к людям, к самому себе; направляет практическую деятельность подрастающего поколения, связанную с охраной и сохранением природных
            Историко-краеведческая составляющая (города и села родного края; исторические памятники) предусматривает воспитание уважительного отношения к родному краю, его истории и культуре, знакомит с основными страницами истории края.

            Культурологическая составляющая направлена на ознакомление с культурным наследием, традициями, верованиями народа Донбасса, воспитание к ним уважительного отношения.

            Этическая составляющая способствует развитию знаний и представлений обучающихся о правильном взаимодействии с другими людьми.

            Духовно-нравственная составляющая направлена на совершенствование нравственных основ личности детей и подростков, создания условий для возможности духовного роста будущих граждан Республики.

            Курс носит универсальный межпредметный характер, обеспечивая реализацию учебных задач через интеграцию базовых дисциплин. Одновременно он является ядром воспитательного воздействия на личность и органически связан с системой знаний, которые предусмотрены программой внеклассной деятельности, что обеспечивает разносторонность и перспективность обучения, воспитания и развития
            Развивающий аспект курса заключается в формировании универсальных учебных действий, опыта творческой деятельности обучающихся, овладении обобщенными способами действий; моделировании культурных и ролевых стандартов поведения в различных ситуациях; развитии активного познавательного отношения к природе и социальному окружению; познании школьниками своих
            Важнейшим воспитательным направлением содержания является формирование у обучающихся наиболее значимых для нашего народа ценностей: патриотизма, социальной справедливости, уважительного отношения к человеку и его труду; формирование у каждого обучающегося своего собственного «Я», веры в свои силы, талант, способности; воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, способной бережно относиться к природе, миру вещей, самому себе, другим людям, понимать значение жизни как наивысшей ценности.

              Нормативно-правовое обеспечениекурса Нормативно-правовым обеспечением курса гражданско-патриотического и духовно- нравственного воспитания «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» являются:
              Конвенция о правах
            1. Конституция Донецкой Народной
            2. Закон Донецкой Народной Республики
            3. Государственный образовательный стандарт начального общего образования Донецкой Народной Республики
            4. Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи в Донецкой Народной Республике;
            5. Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной
            6. Нормативно-правовые документы Министерства образования и науки
            7. Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодежи Донецкой Народной

                Принципы построениякурса Принцип доступности требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей обучающихся, чтобы они не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.
              1. Принцип систематичности и последовательности в обучении требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоениюПринцип преемственности в развитии подрастающих поколений с учетом возрастных особенностей и интересов различных слоев, групп молодежи реализуется через сквозные идеологические концепты и макросферы курса, которые изучаются на каждой ступени образования (от дошкольника до выпускника общеобразовательной организации) с постепенным усложнением и углублением
              2. Принцип научности строится на интеграции науки и образовательного процесса, определяющей органическую связь этих
              3. Принцип активности субъектов образовательного процесса, реализующий их личностное взаимодействие и проявляющийся во внедрении активных методов и оперативном учете индивидуальных особенностей личности, обеспечении творческого характера деятельности.
              4. Принцип универсальности основных направлений гражданско-патриотического воспитания предполагает целостный и комплексный подход к ним, необходимость использования такого фактора формирования патриотизма, как культивирующий чувство гордости за своих предков социально ценный опыт прошлых поколений, национальные традиции в быту и внутрисемейных отношениях, в учебе и подходах к труду, в методах
              5. Принцип наглядности обеспечивается применением в образовательном процессе разнообразных средств визуализации (иллюстраций, плакатов, карточек, видео- и киноматериалов, слайдов и др.), а также посещение тематических экскурсий, выставок и др.
              6. Принцип системно-организованного подхода предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех подструктур общеобразовательной организации, учреждений культуры и организаций дополнительного образования, управлений образования, общественных организаций по патриотическому воспитанию граждан Донецкой Народной
              7. Принцип адресного подхода в формировании патриотизма предполагает использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп
              8. Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических и духовных идей и ценностей, означающий пропаганду не только общего патриотизма, но и местного (регионального), характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице, образовательной организации, предприятию, спортивной команде иПреподавание курса базируется на теоретических и методологических принципах педагогики сотрудничества, которое предусматривает создание демократической атмосферы на уроках, субъект-субъектные отношения между обучающимися и учителем, личностно- ориентированный подход.

                Программа предусматривает изучение курса в 1-4 классах школы в объеме 32 часов в 1 классе и 33 часов во 2-4 классах в год (1 час в неделю). При наличии финансовых и кадровых возможностей, с учетом профиля обучения и типа учебного заведения, по желанию родителей и обучающихся количество часов на изучение курса может быть увеличено за счет вариативной
                Специфической чертой программы курса является подавляющий приоритет программных вопросов обществоведческого характера. Это может значительно осложнить процесс преподавания данного курса учителями, которые
                  Структурная схема курса «Уроки гражданственности и духовностиДонбасса»8


                  Макросфера 1. «Донбасс – мой родной край»
                  Микросфера «Я – житель Донбасса»
                  Микросфера «Природа Донбасса»
                  Микросфера «Культура Донбасса»
                  Содержательные линии:
                  Мое Отечество –
                1. Я и моя
                2. Мой род
                3. Мой город (село) – мояСодержательные линии:
                  Особенности природы
                4. Я и
                5. Природа вокруг меня
                6. Стань природеСодержательные линии:
                  Традиции и обычаи народов
                7. Искусство
                8. Застывшие мелодии
                9. Секреты народныхМакросфера 2. «Духовно-нравственные основы народа Донбасса»
                  Микросфера «Духовный свет моей Отчизны»
                  Микросфера «Учимся жить среди людей»
                  Микросфера «Законы мудрости народной»
                  Содержательные линии:
                  Святая
                10. Духовный свет неугасимый (религия в жизни человека)
                11. Поликонфессиональная палитраСодержательныелинии:
                  Людей связующая
                12. Делами мы творим
                13. Этикет (Я вСодержательные линии:
                  Крепость духа – крепость
                14. Нравственность – основа
                15. Семья – оплотМакросфера 3. «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики»
                  Микросфера «Человек и закон»
                  Микросфера «Гражданская позиция»
                  Микросфера «Трудом славен человек»
                  Содержательные линии:
                  Права человека
                16. Государство Донецкая Народная
                17. Государственные символы Донецкой Народной Республики
                18. Как устроена государственная власть
                19. «Его величество –Содержательные линии:
                  Что такое демократия
                20. Политическая жизнь
                21. Правовое
                22. Человек и
                23. Права, свободы и обязанности гражданина Донецкой НароднойСодержательные линии:
                  Образование и
                24. Труд – гарантия
                25. Все профессии
                26. Я выбираю
                27. Мой труд – моейМакросфера 4. «Донбасс и Русский мир»
                  Микросфера «Дыхание времен»
                  Микросфера «След в истории»
                  Микросфера «Донбасс - часть Русского мира»
                  Содержательные линии:
                  Исторический путь русского
                28. Цивилизационная сущность Русского
                29. Россия в современномСодержательные линии:
                  Героические страницы истории
                30. Выдающиеся исторические
                31. Всегда есть времяСодержательные линии:
                  Страницы истории родного
                32. Исторические памятники
                33. Донбасс – сердце России
                  Ценностные установки гражданско-патриотического и духовно-нравственного развития ивоспитания
                  Программа учебно-воспитательного курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» опирается на традиционную для народа Донбасса систему нравственных ценностей, элементами которой являются:
                  патриотизм – любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение
                34. духовность – объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций;
                35. социальная солидарность – свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;
                36. гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
                37. история – исторический путь народа, исторически значимые события, историческое развитие
                38. культура – культурное наследие народа, народные традиции, общечеловеческие и национальные
                39. равноправие – равенство перед законом, социальное
                40. семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении
                41. совесть – потребность человека нести ответственность за свои действия; способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовывать нравственный
                42. солидарность – единство целей, задач, интересов, взаимоподдержка,
                43. труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
                44. наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина
                45. традиционные религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального
                46. искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
                47. природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
                48. человечество – мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное

                    Основные направления деятельности по реализациикурса Содержательноеотбор учебного материала, способствующего развитию гражданско-патриотического и духовно-нравственного потенциала детей и
                  1. разработка образовательных, воспитательных, социально-педагогических технологий, методов;
                  2. интеграция в образовательном процессе, реализация метапредметного
                  3. развитие деятельности ученического самоуправления в Социально-педагогическоереализация системы просветительских и социально-педагогических социально-психологический мониторинг с целью выявления и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании и личностном развитииУправленческоеизучение и обобщение передового социально-педагогического опыта в рамках реализации
                  4. создание условий для реализации основных направлений программы курса в урочной и внеурочной деятельности;
                  5. привлечение к работе по решению поставленных задач всех служб, работающих с обучающимися и их родителями по вопросам гражданско-патриотического, правового воспитания и формированию законопослушного поведения

                    Механизм реализациикурса Механизм реализации курса основывается на совершенствовании методов работы по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, координации деятельности всех служб общеобразовательной организации в целях обеспечения положительного влияния на процесс воспитания и развития личности гражданина Донецкой Народной Республики, налаживания тесных связей с социальными партнёрами, выстраивания эффективного взаимодействия с семьями обучающихся.

                    Система гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания в общеобразовательных организациях формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников, реализуется через урочную и внеурочную деятельность.

                    Задачи гражданского и нравственного образования решаются через изучение истории, права, обществознания, географии, экономики, литературы, начальной военной подготовки и других учебных дисциплин, через специальные факультативные и элективные курсы вариативного компонента, а также посредством специального учебно-воспитательного курса

                    «Уроки гражданственности и духовности Донбасса». При этом базовые учебные предметы и факультативные курсы являются не взаимоисключающими, а взаимодополняющими, поскольку в первых акцент делается на знаниевом компоненте, во втором – на воспитательном, что позволяет добиться наибольшего результата в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной организации.

                    Социализация детей и учащейся молодежи в системе гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания может базироваться на деятельности школьной общественной организации, ученическом самоуправлении, сотрудничестве с государственными органами власти и общественными организациями, учреждениями культуры и организациями дополнительного образования.

                    В процессе взаимодействия названых компонентов социализации обучающихся формируется не только нравственно устойчивая цельная личность, обладающая такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, дисциплинированность, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу, но и позитивное отношение к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье.

                    Главной составляющей системы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания является работа классного руководителя как с обучающимися, так и родителями. На родительских собраниях и лекториях главной задачей должно стать обучение родителей воспитанию законопослушного гражданина, всесторонне развитой и высоконравственной личности. В индивидуальных беседах с обучающимися и во время классных часов классный руководитель может рассматривать вопросы уважения к семье, родителям, семейным традициям, отношения к труду как к жизненной необходимости и главному способу достижения успеха в жизни.

                    Работа педагога-организатора с обучающимися предполагает развитие реально действующего школьного самоуправления, которое реализуется в организации общешкольных мероприятий и линеек.

                    Работа социально-психологической службы школы через систему различных тренингов, тестов, бесед оказывает влияние на качество восприятия обучающимися окружающего мира и себя, а также на понимание
                    Школьный возраст является наиболее оптимальным для процесса патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

                    В основе воспитания, а тем более гражданско-патриотического и духовно- нравственного, лежит, прежде всего, воспитание чувств. Поэтому фактором развития гражданственности и духовности должна стать целенаправленно созданная ситуация, когда подросток переживает гордость за родителей, близких, свою семью, за коллектив, за совместный успех и достижения других членов коллектива.

                    Истинный патриотизм и высокая нравственность предполагают формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств.

                    Всё вышеизложенное можно представить в виде системы триединства (обучение, воспитание, социализация), где каждый компонент взаимосвязан и дополняет друг друга. При выпадении одного из звеньев система будет неполной и перестанет
                    Методы достижения поставленных целей изадач Содержание программы реализуется на занятиях курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса», а также на уроках: окружающий мир, литературное чтение, трудовое обучение, музыкальное искусство, изобразительное искусство, физическая
                    деловая
                  6. практикум;
                  7. устный журнал;
                  8. конкурс рисунков и газет;
                  9. викторина;
                  10. круглый стол;
                  11. конкурс
                  12. защита
                  13. родительские
                  14. посещение семей обучающихся;
                  15. анкетирование;
                  16. тематические классные часы;
                  17. семейные
                  18. спортивные
                  19. тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и
                  20. КВНы семейных
                  21. брейн-ринги;
                  22. интеллектуальные марафоны родителей и
                    экскурсии, походы выходного дня, походы по памятным местам, встречи, поисковая, научно-исследовательская работа и др.
                    Главными критериями выбора или конструирования методов в каждой части программы выступают воспитательные и дидактические цели, предметное содержание учебного процесса, учебно-познавательные возможности каждого
                    учебно-познавательной готовности. Кроме того, учитываются материальные условия, время, отведенное для обучения, субъективные возможности учителя.
                      Необходимо помнить, что курс не ограничивается только рамками уроков и воспитательных мероприятий в школе, ведь воспитание любви к родному краю и Родине предполагает не только сферу познания, но и сферу активной практической деятельности: имеются в виду учебные экскурсии, беседы, встречи и практические занятия, предложенные в программе, которые направлены на закрепление знаний, полученных как в рамках«Уроки гражданственности и духовности Донбасса», так и во время обучения в школе в целом.
                        С целью формирования и повышения интереса к изучению данного курса рекомендуем использовать:
                        дискуссии и диспуты, во время которых обучающиеся знакомятся с определенными ценностями и мыслями, формируют умения и вырабатывают навыки формулировать собственное мнение и аргументированно его
                      1. игры, которые дают возможность соотносить социальные роли с реальными жизненными
                      2. самостоятельный поиск, подбор и обработку информации из разных источников, написание рефератов, докладов и сообщений, проведение интервью, голосование в классе, решение проблем путем принятия общих решений, формирование авторских портфолио.
                        В перспективе на основе данной программы планируется разработка цикла мероприятий, направленных на совместную деятельность школы, семьи и общественности по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.

                        Прогнозируемыерезультаты В результате реализации курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» должно обеспечиваться достижение обучающимися:
                        воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, участвуя в каком-либо мероприятии, приобрел некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как
                      3. образовательных результатов – углубления, систематизации знаний по базовым дисциплинам, осознания существенных взаимосвязей между разными сферами жизнедеятельности
                      4. поведенческих результатов – развития обучающегося как личности, формирования его жизненных компетентностей, идентичности, формирования устойчивых мотивов и потребностей, внутренних убеждений иВоспитательные, образовательные и поведенческие результаты деятельности школьников распределяются по трем уровням:

                        Первый уровень результатов – приобретение обучающимся социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

                        Второй уровень результатов – получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в

                        защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний и начинает их ценить (или отвергать).

                        Третий уровень результатов – получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде.

                        С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
                        на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о
                      5. на втором уровне создаются условия, необходимые для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимойПредполагаемым результатом реализации курса является формирование у детей навыков самоанализа, самооценки, самоуправления. Обучающиеся должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться самостоятельно принимать решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт сверстникам.

                        Результат реализации программы курса предполагает:
                        В общеобразовательной организации:
                        оптимизацию системы работы по духовно-нравственному и
                      6. обогащение содержания и технологического аппарата духовно-нравственного
                      7. вовлечение в работу по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию представителей всех субъектов образовательнойВ личностив познавательной сфере: развитие творческих, когнитивных
                      8. в историко-краеведческой сфере: осознание ответственности за судьбу
                      9. в социальной сфере: способность к самореализации в пространстве Донецкой Народной Республики, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового
                      10. в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практическойСодержание курса отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся как основа личности гражданина Донецкой Народной Республики.

                        Критерииоценивания Курс « Уроки гражданственности и духовности Донбасса» является обязательным для изучения всеми обучающимися 1 – 4 классов (приложения 1; 2 к Государственному образовательному стандарту начального общего образования «Примерный учебный план начального образования с 5-дневной неделей», «Примерный учебный план начального образования с 6-дневной неделей»). В соответствии с приложением №3 к Приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23 августа
                        №725
                        оценке качества освоения основной образовательной программы общего образования, относятся:
                        ценностные ориентации
                      11. индивидуальные личностные характеристики (патриотизм, толерантность, гуманизм иОбобщённая оценка этих и других личностных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования осуществляется вербально с помощью различных мониторинговых исследований.

                        Оценка личных достижений обучающегося в ходе реализации курса может осуществляться и посредством портфолио, в котором фиксируются, накапливаются и оцениваются педагогами, родителями и самим обучающимся результаты его гражданско- патриотического и духовно-нравственного развития.

                        Ученическое портфолио должно отражать прогресс образовательного движения обучающегося через конкретные образовательные продукты самостоятельной учебно- познавательной деятельности.. Задача учителя – сопровождать обучающегося в его образовательном движении, направлять, консультировать и в то же время обеспечивать условия для создания обучающимся собственного образовательного продукта по изучаемой теме.

                        *Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио ориентировано не только на процесс оценивания полученных обучающимся результатов, но и на самооценку, то есть активное и сознательное отношение самого школьника к процессу и результатам обучения.

                        Оценка эффективности реализации программы курса осуществляется на основе обобщённых оценочных показателей, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия. Результаты такого оценивания диагностируются с помощью мониторинговых исследований по изучению уровней воспитанности, обученности и социализации
                        Мониторинг Определение реального состояния, уровня и оценки работы по гражданско- патриотическому воспитанию, осуществляемому различными субъектами в различных условиях и сферах деятельности, ведомствах, регионах, с различными категориями детей и молодежи, предполагает проведение мониторинга достижения поставленной цели и конкретных задач. Без постоянного анализа и объективной оценки результатов работы по патриотическому воспитанию процесс ее осуществления фактически теряет свой смысл.

                        Определение результатов работы по патриотическому воспитанию в виде конкретной оценки предполагает, в первую очередь, всесторонний анализ этой деятельности с помощью различных методов и методик, а также дифференциацию критериев и показателей по различным уровням, измеряемым в баллах. Для решения первой из этих задач – определения оценки результатов работы по патриотическому воспитанию, необходимо осуществить анализ важнейших сторон, направлений этой деятельности.

                        Основное содержание и последовательность определения результатов патриотического воспитания включает в себя следующие компоненты:
                        составление краткого плана анализа состояния патриотического воспитания и его результатов, разработку методических материалов и документов для его проведения. Здесь определяются формулирование цели и задач анализа состояния патриотического воспитания, определение перечня его важнейших направлений, наиболее значительных мероприятий и проблем, которые необходимо исследовать особенносбор данных (информации) о состоянии патриотического воспитания и его результатах, об эффективности проводимых мероприятий, об участии в них как организаторов, так и различных категорий детей и молодежи и т.д.;
                      12. анализ эффективности работы непосредственных организаторов патриотического воспитания, выполнения ими отдельных задач, конкретных функциональных обязанностей и
                      13. анализ и оценку действенности патриотического воспитания с различными категориями, группами детей и молодежи. При этом определяются как количественные (число мероприятий, степень охвата участников, классификация мероприятий по видам и т.д.), так и качественные показатели (эффективность мероприятий, изменение ситуации после их проведения, мероприятия, оказывающие наибольшее формирующее, информационное, мобилизующее и др.
                      14. определение выводов о состоянии патриотического воспитания и его оценка, формулирование конкретных задач и мер по его дальнейшему улучшению. В них отражаются общая оценка состояния патриотического воспитания и достигнутых результатов, их сравнение с предыдущим периодом (лучше, хуже); степень соответствия проводимой работы предъявляемым требованиям, решаемым задачам, имеющимся возможностям; передовые и отстающие в подготовке и проведении основных мероприятий; неиспользованные возможности, средства, упущения, недостатки и т.д.; первоочередные задачи, на выполнении которых необходимо сосредоточить основные усилия.


                        Проекты Особенностью курса является обязательное участие обучающихся в проектах, которое предусматривает привлечение их к выявлению, анализу и решению реальных социальных проблем (коллектива, микрорайона, города (села), Республики) с использованием для этого практической поисково-исследовательской работы. В течение учебного года обучающиеся выполняют проект по одной из предложенных тем. Проектная деятельность может осуществляться по одной теме всем классом (или параллелью) или отдельной группой. По желанию учителя и обучающихся в течение учебного года могут быть реализованы несколько проектов. Примерная тематика проектов, которые могут быть реализованы в рамках изучения курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса», приводится в Приложении.
                  23.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32

                    перейти в каталог файлов

    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей