Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Особенности логопедической работы при дизартрии


Скачать 100.5 Kb.
НазваниеОсобенности логопедической работы при дизартрии
АнкорАрхипова Е.Ф. Особенности логопедической работы при дизартрии.doc
Дата23.09.2017
Размер100.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаАрхипова Е.Ф. Особенности логопедической работы при дизартрии.do
ТипДокументы
#17825
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Особенности логопедической работы при дизартрии

Архипова Е.Ф.

(Коррекционная педагогика №1, 2004, с.36-42)

Проблемой логопедической работы при дизартрии занимались многие авторы: М.Б. Эйдннова, О.В. Правдива, К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова и другие.

- эго нарушение звукопроизношения и просодики, обусловленные недостаточностью иннервации мыщц речевого аппарата. Из-за недостаточной иннервации мышц артикуляционного, голосового, дыхательного аппарата нарушается не только звукопроизношение, но и голос и речевое дыхание. При дизартрии нарушается двигательный механизм речи за счет органического поражения центральной нервной системы. Структуру речевого дефекта составляет нарушение всей произносительной стороны речи. Структура дефекта в специальной литературе достаточно изучена.

Широко представлены в медицинской литературе и вопросы лечения данного контингента детей. Самые тяжелые степени дизартрии встречаются у детей с ДЦП. Менее выраженные проявления дизартрии наблюдаются у детей с ЗПР. умственно отсталых и др. Легкие степени дизартрии /стертые/ встречаются очень часто у детей с ОНР (50-80%); у детей с ФФН (30-40%); у некоторых детей с первоначальным диагнозом сложная дислалия, в результате тщаельного обследования выявляется стертая дизартрия (10%). Дети с дизартрией встречаются и во всех типах специальных школьных образовательных учреждениях с 3 по 8 виды.

Комплексный подход при устранении дизартрии включает в себя три блока.

Первый блок - медицинский, который определяет врач-невропатолог. Кроме медикаментозных средств, назначается ЛФК, массаж, рефлексотерапия, физиотерапия и другие.

Второй блок - психолого-педагогический. Основными направлениями этого воздействия будут: развитие сенсорных функций. Развивая слуховое восприятие, формируя слуховой гнозис, тем самым подготавливается база для формирования фонематического слуха. Развивая зрительное восприятие, дифференцировки и зрительный гнозис, тем самым предупреждаем графические ошибки на письме. Реализуя это направление развивают и стереогноз. Кроме развития сенсорных функций психолого-педагогический блок включает упражнения по развитию и коррекции пространственных представлений, конструктивного праксиса, графических навыков, памяти, мышления. Этот аспект работы достаточно полно изучен и методически обеспечен /Л.А. Данилова, Н.В. Симонова, И.Ю. Левченко и другие/.

Третий блок - логопедическая работа, которая проводится преимущественно в индивидуальном плане. Учитывая структуру дефекта при дизартрии, логопедическую работу рекомендуется планировать по следующим этапам:

Первый этап логопедической работы, носящий название - подготовительный, содержит следующие направления:

  • Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры.С этой целью логопед проводит дифференцированный логопедический массаж.

  • Нормализация моторики артикуляционного аппарата. С этой целью логопед проводит дифференцированные приемы артикуляционной гимнастики. Пассивные упражнения, выполняемые самим логопедом, направлены на вызывание кинестезии. Активная артикуляционная гимнастика, постепенно усложняется и добавляются функциональныенагрузки. Такого плана артикуляционная гимнастика направлена на закрепление кинестезии и на улучшение качеств артикуляционных движений. Отрабатываются такие качества артикуляционных движений, как точность, ритмичность, переключаемость и др. /в приложении приводятся 20 артикуляционных упражнений с функциональной нагрузкой/.

  • Нормализация голоса. С этой целью проводятся голосовые упражнения, которые направлены на вызывание более сильного голоса и на модуляции голоса по высоте и силе. Интересные упражнения можно заимствовать из работ Ермаковой И.И., Лопатиной Л.В. и друтих.

- Нормализация речевою дыхания. С этой целью логопед проводит кратковременные упражнения по выработке более длительного, плавного, экономного выдоха. Затем закрепляют новые навыки в ортофонических упражнениях, объединяющих артикуляционные, голосовые и дыхательные упражнения воедино. Такой тренинг готовит артикуляционный, голосовой и дыхательный аппатат к формированию у детей новых произносительных умений и навыков.

Нормализация просодики. Это направление на первом этане является менее всего разработанным. В специальной литературе встречаются описания просодической стороны речи детей с дизартрией: это такие нарушения как тихий и немодулированный голос, нарушения темпа речи и тембра голоса, бедные интонации, плохая разборчивость речи, отсутствие пауз и :логических ударений и другие симптомы просодики. В методической литературе эти разделы представлены лишь декларациями о необходимости нормализации просодики. И только в работах Лопатиной Л.В., Серебряковой Н.В., Румянцевой Е. Ю. определена некоторая последовательность в работе над формированием просодики при дизартрии.

- Нормализация мелкой моторики рук. С этой целью проводится логопедом пальцевая гимнастика, направленная на выработку тонких дифференцированных движений в пальцах обеих рук. Из работ Бернштейна Н.А., Кольцовой М.А. известна взаимосвязь ручной и артикуляционной моторики. Целенаправленная и последовательная стимуляция мелкой моторики рук не только способствует улучшению артикуляционной базы, но и обеспечивает подготовку руки ребенка к овладению графомоторными навыками.

Все упражения первого этапа постепенно усложняются.

Вторым этапом логопедической работы при дизартрии является выработка новых произносительных умений и навыков. Направления второго этапа логопедической работы проводятся на фоне продолжающихся упражнений, перечисленных в первом этапе, но более сложных. Направлениями второго этапа являются:

- Выработка основных артикуляционных укладов /дорсального, какуминального, альвеолярного, небного/. Каждая из этих позиций определяет соответственно артикуляции свистящих, шипящих, сонорных и небных звуков. Овладев в первом этапе рядом артикуляционных движений, на втором этапе переходим к серии последовательных движений, выполняемых четко, утрированно, с опорой на зрительный, слуховой, кинестетический контроль. Последовательность действий предлагаемая детям такова:

Инструкции логопеда следующие:

1- Смотри в зеркало как делаю я.

2- Смотри в зеркало на себя и выполняй следующие упражнения, например, для дорсальной позиции / «Забор» - «Окно» - «Мост» /. Это названия определенных движений, усвоенных на первом этапе.

3- Посмотри внимательно на себя в зеркало. В каком положении губы, язык.

4- Закрой рот. Проглоти слюну и расскажи, как выполнял последовательно эту серию упражнений.

5- Выполни еще раз эти движения.

Такая последовательность движений направлена на формирование четких кинестезий и тем самым способствует уменьшению диспраксических нарушений, имеющих место при некоторых вариантах дизартрии.

В результате у ребенка подготавливается артикуляционная база для уточнения или вызывания нарушенных свистящих звуков. По аналогии формируют какуминальную позицию, только логопед выбирает уже другой набор упражнений /«Забор - Окно - Мост -Лопата - Лопата копает - Вкусное варенье -Фокус Теплый ветер»/. Последовательное выполнение перечисленных упражнений обеспечивает базу для всех шипящих звуков. Для формирования альвеолярной позиции логопед предлагает другой набор упражнений и т.д.

-Следующим направлением второго этапа является определение последовательности работы по коррекции звукопроизношения. При дизартрии у детей в зависимости от наличия патологической симптоматики в артикуляционной области, от степени ее выраженности, индивидуально определяют последовательность работы над звуками. В ряде случаев не придерживаются традиционного порядка, рекомендующего постановку с нарушенных свистящих звуков. Рекомендуется, работая по коррекции звукопроизношения при дизартрии, уточнять или вызывать ту группу звуков, артикуляционный уклад которых «созрел» прежде всего. И это могут быть даже более трудные звуки, например, альвеолярной позиции - р, р, а свистящие корригироваться будут позже, после «созревания» дорсальной позиции /являющейся для детей одной из сложных/.

- Одним из направлений второго этапа является уточнение или развитие фонематического слуха. Работа проводится по классической схеме, включающей в себя 6 этапов. Под фонематическим слухом подразумевается способность ребенка выделять и различать фонемы родного языка. Данная способность формируется при нормальном онтогенезе с 6-ти месячного возраста и до одного года и 7-ми месяцев.

- Следующим направлением логопедической работы является непосредственно вызывание конкретного звука. Эта работа при дизартрии проводится также, как и при любом другом нарушении, в том числе и при дислалии. Это значит, что логопед использует классические приемы постановки звуков /по подражанию, механическим, смешанным способами/.

- Самым сложным направлением работы на втором этапе является закрепление вызванного звука, т.е. его автоматизация. Часто в практике логопеды сталкиваются с тем, что изолированно дети произносят все звуки правильно, а в речевом потоке звуки теряют свои дифференцированные признаки, произносятся искаженно. работах Л.В. Мелиховой, О.В. Правдиной, Р.И. Мартыновой и других настоятельно рекомендовалось уделять тщательное внимание автоматизации звуков в разной сложности лексическом материале. Учитывая рекомендации как прошлых, так и современных авторов, можно предложить следующую последовательность логопедической работы в плане автоматизации поставленного звука: в слогах разной структуры /10 модулей/, где все звуки произносятся yтрированно, в словах разной слоговой структуры /13 классов слов/, где закрепляемый звук находится в разных позициях /в начале, в конце, в середине/. Затем автоматизируют в предложении, насыщенном контрольным звуком. В лексическом материале должны быть исключены звуки, которые у ребенка еще не закреплены. Кроме того, весь лексический материал, предлагаемый для автоматизации в нем звука, должен быть семантически доступен ребенку. Автоматизация звука проходит вначале с опорой на образец, т.е. по подражанию за логопедом, а затем с опорой только на наглядность /схемы, картинки, символы и т.п./

- Одним из значимых направлений второго этапа является дифференциация поставленного звука в произношении с оппозиционными фонемами. Оптимальный набор дифференцируемых фонем предложен Г.В. Чиркиной. Автор рекомендует эту работу осуществлять в 2 этапа.

Последовательность предъявляемого лексического материала аналогична последовательности при автоматизации данного звука. Только предлагается, например, 2 слога /са - ша, ас - аш, ста - шта, тса - тша, и т .п./. Затем пары слов, разных по слоговой структуре и т.д.

Исходя из опыта работы в поликлинике, куда обращаются дети школьного возраста с дисграфией, выражающейся в пропуске и замене гласных, недописывании окончаний слов, пропуске согласных при стечении, можно сделать следующие выводы.

Данная категория детей при тестировании на стертую дизартрию показали минимальные дизартрические расстройства /МДР/. У большинства детей школьного возраста изолированное произнесение звуков было верным. И только с увеличением речевой нагрузки и потерей самоконтроля появилась смазанная речь, утомление мышц артикуляционного аппарата, снижалась разборчивость и просодическая окраска. Со школьниками в условиях поликлиники логопедическая работа несет форму занятий -консультаций, так как дети прикреплены для постоянной работы к школьному логопункту. Опыт работы показывает, что у детей с МДР /минимальным дизартрическим расстройством/ и дисграфией /моторной по классификации О.А.Токаревой/ указанная выше система автоматизации звуков и их дифференциация уменьшает или полностью устраняет ошибки на письме, связанные с неточным их артикулированием. Утрированное произнесение отрабатываемого согласного и гласного звуков сначала в слогах /по 10 модулям/, а затем и в словах облегчает перевод во время письма фонемы в четкую артикулему и соответствующую графему.

Схема автоматизации предлагается в приложении.

Третий этап логопедической работы посвящается выработке коммуникативных умений и навыков.

- Одним из наиболее сложных направлений работы является формирование у ребенка навыков самоконтроля. Нередко логопеды сталкиваются с ситуацией, когда ребенок в условиях кабинета, в контакте с логопедом демонстрирует в речи приобретенные навыки. Но при смене обстановки, в присутствии других лиц навык, казавшийся прочным, исчезает, ребенок возвращается к прежнему стереотипному произношению. Для выработки коммуникативных навыков необходима активная позиция ребенка, его мотивация к улучшению речи. В данном направлении логопедической работы логопед должен выступить в роли психолога и в индивидуальном порядке определить пути выработки у ребенка навыка самоконтроля.

- Более традиционным направлением на этом этапе является введение звука в речь в учебной ситуации /заучивание стихов, составление предложений, рассказы, пересказы и т.п./.

- Специфическим направлением этапа является включение в лексический материал просодических средств: различных интонаций, модуляций голоса по высоте и силе, изменения темпа речи и тембра голоса, определения логического ударения, соблюдения пауз, и др.

Четвертый этап логопедической работы носит название - предупреждение или преодоление вторичных нарушений при дизартрии. Имея в виду профилактику вторичных нарушений, следует обеспечить раннюю диагностику дизартрии, определение группы риска по дизартрии, а также организовать раннюю коррекционную работу. В настоящее время определены и диагностические критерии данного дефекта в ранний возраст /даже в младенческий, Мастюкова Е.М., Архипова Е.Ф., Приходько О.Г. и др./ Выработаны технологии коррекционной работы с детьми группы риска по дизартрии в разные возрастные периоды. Однако реализация профилактической работы проводится с детьми, имеющими тяжелую органическую патологию в условиях стационара. Большинство же детей группы риска по дизартрии /легкой степени/, имеющих в анамнезе в первый год жизни диагноз невропатолога ПЭП /перинатальная энцефалопатия/, лишены возможности получать адекватную коррекционную пропедевтическую помощь, так как им не показано лечение в стационаре. К концу первою года жизни диагноз ПЭП невропатолог снимает. И только при диспансерном обследовании логопед поликлиники при тщательном обследовании видит симптомы МДР /минимальных дизартрических расстройств/. Эти симптомы влекут за собой вторичные нарушения в формировании языковых средств /лексики, грамматики/.

Следствием недостаточной профилактики вторичных нарушений является большое число детей с дизартрией, осложненной либо ОНР, либо ФФН. По статистике в логопедических группах СВАО г.Москвы /ДО У №№ 425, 1832/ очень большой процент детей с дизартрией. В группах ОНР - 50-80%., в группах ФФН - 30-40%. Устранение ОНР, ФФН осуществляется на фронтальных и подгрупповых занятиях, организуемых в соответствии с нормативными документами: Программами коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР и ФФН.

Нормализация произносительной стороны речи, коррекция дизартрии осуществляется на индивидуальных занятиях.

Пятый этап логопедической работы - подготовка ребенка с дизартрией к обучению в школе. Основными направлениями логопедической работы являются: формирование графомоторных навыков, психологической готовности к обучению, профилактика дисграфических ошибок.
Система артикуляционных упражнений для развития артикуляционной праксиса у детей с дизартрией

Для практического применения предлагаем:

20 артикуляционных упражнений, выполняемых с функциональной нагрузкой

1. «Забор».

Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать губы. Методические рекомендации: перед зеркалом просим ребенка максимально растянуть губы /улыбнуться/, показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Необходимо проверить наличие расстояния между ними /1 мм/. Следить, чтобы ребенок не морщил нос.

2. «Окно».

Цель: уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и нижних зубов.

Методические рекомендации: из положения «Забор» медленно открывать рот. Зубы должны быть видны.

3. «Мост».

Цель: выработав нижнее положение языка для подготовки постановки свистящих звуков. Кончик языка упирается в нижние резцы.

Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить упражнение «Окно». Расположить язык за нижними резцами плоско.

Это упражнение функционально очень значимо. Если ребенок выполнит правильно и удержит эту позу перед зеркалом длительно, то это сигнал к тому, что свистящие звуки будут поставлены очень быстро. Если не получается, то нужно погладить язык шпателем, похлопать по нему для расслабления мышц языка. Если упражнение не выполняется, то проводится логопедический массаж.

4. «Парус».

Цель: подготовка верхнего подъема языка для звуков [р], [л].

Методические рекомендации: ребенок последовательно выполняет следующие упражнения: «Забор» - «Окно» - «Мост». Из положения «Мост» широкий язык поднимается к верхним резцам и упирается в альвеолы.

Следить, чтобы язык не провисал, а был напряженный и широкий.

5. «Трубочка».

Цель: выработать подвижность губ.

Методические рекомендации: из положения «Забор» вытянуть губы вперед, плотно их сомкнуть, чтобы в центре не было дырочка. Круговая мышца собирается в морщинки

Необходимо проверить, чтобы нижняя челюсть не опускалась.

6. «Чередование «Забор» - «Трубочка». Цель: добиться ритмичерсти, точного переключения с одной артикуляции на другую.

Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить движение «Трубочка». Такие переключения выполнить 5-6 раз под определенный ритм.

7. «Лопата».

Цель: выработать положение широкой: языка, что необходимо для подготовки шипящих звуков.

Методические рекомендации: последовательно выполнять упражнения: «Забор» -«Окно» - «Мост». Из положения языка «Мост» выдвинуть язык на нижнюю губу. Язык должен быть спокойным. Нижняя губа не должна подворачиваться, верхняя должна обнажать зубы.

8. «Лопата копает».

Цель: подготовить артикуляцию для шипящих звуков. Выполнение артикуляции «Чашечка».

Методические рекомендации: выполнить последовательно следующие упражнения: «Забор» - «Окно» - «Мост» - «Лопата». Из положения «Лопата» поднять широкий кончик языка немного вверх. Верхние зубы должны быть видны.

9. «Вкусное варенье».

Цель: язык в форме «Чашечки» удерживать на верхней губе и выполнять движения сверху вниз.

Методические рекомендации: из положения «Лопата копает» широкий язык поднять к верхней губе и выполнить облизывающие

10. «Теплый ветер».

Цель: вызывание шипящих звуков.

Meтодические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» убрать язык за верхние зубы и образовать щель с альвеолами. Руку расположить у подбородка и попросить ребенка подуть на широкий язык. Растянуть губы в улыбке. Рука должна ощущать теплую воздушную струю.

11. «Цокает лошадка».

Цель: выработать тонкие дифференцированные движения языка. Язык вверху у альвеол в положении «Парус».

Meтодические рекомендации: из положения «Парус» при широко открытом рте языком. Челюсть неподвижна.

12. «Молоток».

Цель: подготовка артикуляции для звука [р]. Готовится вибрация кончика языка.

Meтодические рекомендации: из положения «Парус» стучать языком и произносить звук [д]. Следить, чтобы кончик языка не опускался и не выглядывал изо pта.

P.S.: если исправляется горловой звук, то произносится звук [т].

13. «Дятел».

Цель: формировать вибрацию кончика языка для будущего звука [р].

Meтодические рекомендации: из положения «Парус» произносить звук [д] в ускоренном темпе: ддд - ддд - ддд с паузами.

14. «Пулемет».

Цель:_ {закрепить вибрацию кончика языка для звука [р].

Meтодические рекомендации: из положения «Парус» выполнять упражнение «Дятел» и добавлять воздушную струю: ддд-ддд + сильная воздушная струя. Возникает вибрация языка дрр.

/5. «Холодный ветер».

Цель: закрепить нижнее положение языка для свистящих звуков и выработать направленную воздушную струю по средней линии языка.

Meтодические рекомендации: из положения «Мост» вернуться к упражнению «Забор»

и подуть на язык. Рука должна ощущать холодную струю воздуха.

16. «Пароход».

Цель: подготовка артикуляции для звука [л].

Методические рекомендации: из положения «Mocт» выполнить упражнение «Лопата». Закусить кончик языка /зубы должны быть видны/и длительно произносить звук [ы].

  1. «Пароход гудит». Цель: вызвать звук [л].

  2. Методические рекомендации: выполнять упражнение «Пароход». Попросить ребенка открыть рот и произнести звук [а].

18. «Маляр».

Цель: растянутъ подьязычную связку для произношения шипящих звуков и [р]. [л].

Методические рекомендации: из положения «Парус» продвигать язык по небу в передне-заднем направлении. Челюсть должна оставаться неподвижной.

19. «Качели».

Цель: дифференцировать нижнее и верхнее положение языка, что необходимо для дифференциации свистящих и шипящих звуков.

Meтодические рекомендации: из положения «Парус» перейти к упражнению «Mocт». Чередовать 5-6 раз.

20. «Фокус».

Цель: сформировать правильное направление воздушной струи для шипящих звуков.

Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» подуть на кончик носа, на котором приклеена узкая полоска бумаги /3х1 см/ и сдуть ее.

Система автоматизации звуков при дизартрии

Все звуки при автоматизации произносить утрированно!


1 раздел Автоматизация в слоговых рядах

I модуль

Отдельное произнесение: С…Г

Прямой слог. (Через маленький интервал)

II модуль

СГ слитно.

Прямой слог.

III модуль

Г…С

Обратный слог. (Через маленький интервал)

IV модуль

ГС слитно

Обратный слог

V модуль

ССГ

С – отрабатываемый звук,

С – звук, который ребенок произносит правильно

VI модуль

ССГ

С – звук, который ребенок произносит правильно

С – отрабатываемый звук

VII модуль

ГСС

С – отрабатываемый звук

VII модуль

ГСС

С – отрабатываемый звук

IX модуль

СГГ

С – отрабатываемый звук

X модуль

ГСГ

С – отрабатываемый звук

II раздел. Произнесение слоговых рядов




Произносится 5-6 слогов подряд. Работа организуется

посредством чередования модулей.

III раздел. Автоматизация звука в словах




Звук автоматизируется в словах 13 классов сложности

слоговой структуры

IV раздел. В словах звук автоматизируется:




- в начале слова




- в конце слова




- в середине слова

V раздел. Автоматизация звука в предложениях




В предложения вводятся слова, отработанные ранее.

Речевой материал не должен содержать неправильно

произносимых ребенком звуков.

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей