Основные проявления дизартрии: - расстройство артикуляции звуков (речь нечеткая, смазанная) - нарушение голосообразования(голос слабый, хриплый) - изменение темпа и ритма речи - нарушение интонации.Причинами возникновения дизартрии могут быть: отклонения во внутриутробном развитии (токсикозы, гипертония (повышенное давление) нефропатия во время беременности и др.; инфекционные заболевания (ОРВИ, грипп, и пр.) перенесенные во время беременности, асфиксия новорожденных; стремительные или затяжные роды; длительный безводный период; механическое родовспоможение (щипцы, вакуум).
Виды терапевтического воздействия: Лекарственные средства. Физиотерапия, лечебная физкультура, иглотерапия для нормализации тонуса мышц и увеличения объема движений органов артикуляции. Общее, поддерживающее и закаливающее лечение для укрепления организма. Лечение сопутствующих заболеваний. Логопедическая работа по развитию и исправлению речи. Логопедическое воздействие при дизартрии направлено на разработку органов артикуляции. Оно включает: массаж органов артикуляции; артикуляционную гимнастику; исправление произношения звуков речи; исправление речевого дыхания и голоса;
Артикуляционная гимнастика включает упражнения, похожие на упражнения обычной гимнастики, только предназначены они не для тела, рук, ног, а для органов артикуляции. Большая часть этих упражнений относится к языку, как к основному рабочему органу:
1.Движения языка вверх-вниз: положить язык на верхнюю губу, опустить на нижнюю, облизать губы, двигая язык по кругу.
2.Движения языка вправо-влево, т.е. к уголкам губ (достать варенье со щеки).
3.Подъём языка на альвеолы (бугорки) за верхними зубами с многократным энергичнымпроизнесением звука «д».
4.Движения губ: смыкание-размыкание, вытягивание трубочкой вперед, растягивание в улыбку.
5.Движения для маленького язычка (нёбной занавески): энергичные короткие выкрикина звуке «а, а, а …»; питьё воды маленькими глоточками (чем мельче глоток, тем активнее движения мышц гортни).
Чтобы заинтересовать ребёнка, следует обращать упражнения в форму игры. Например, движения языка к уголкам губ можно представить как игру в часики; удары языком по альвеолам – как игру в дятла, который долбит дерево, или в плотника, забивающего гвозди молотком и т.д.
Для выработки правильного речевого дыхания полезно различного рода дутьё через рот: сдувание с ладони ватки, пушинок, дутьё на горячий чай, свечу, задувание именинных свечей и пр. полезно использовать и упражнения, входящие в системы дыхательных лечебных комплексов Бутейко, Стрельниковой и других авторов. Однако нельзя забывать, что они могут быть полезными не во всех случаях. Применять их следует по назначению специалистов.
Исправление речевых расстройств при дизартрии возможно только в сочетании с правильным лечением, разработкой общей двигательной сферы и рациональным режимом жизни ребёнка. К сожалению, приходится признать и то, что при соблюдении этих условий далеко не всегда удаётся добиться желаемого эффекта. Иногда тяжесть органического поражения мозга не позволяет продвинуться вперед, несмотря на все усилия специалистов и родителей.Вместе с тем родители детей-дизартриков, которым не удаётся помочь радикально, должны помнить, что их ребёнок способен развиваться умственно, и нужно приложить все силы, чтобы обеспечить ему необходимые условия для такого развития. перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |