Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Заикание.pptx. Заикание причины, статистика, механизм Содержание


НазваниеЗаикание причины, статистика, механизм Содержание
АнкорЗаикание.pptx
Дата03.05.2019
Размер0.61 Mb.
Формат файлаpptx
Имя файлаЗаикание.pptx.pptx
ТипДокументы
#47896
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей


Заикание: причины, статистика, механизм


Содержание

Понятие заиканиеНемного историиМеханизм заиканияПричины заиканияПервые признаки заиканияСтатистикаЗаключение

Заикание – это расстройство темпа, ритма и плавности речи в результате речевых судорог.

Средние века


На рубеже 17-18 вв.



Три теоретических направления




Механизм заикания

 Механизм заикания объясняется с позиции учения Ив. П. Павлова о неврозах о физиологии высшей нервной деятельности (сам Павлов заиканием не занимался).

В коре головного мозга протекают основные нейродинамические процессы: возбуждение и торможение, они обладают рядом свойств: сила, подвижность, равновесие, при неблагоприятных условиях происходит «ошибка» нервных процессов. В результате равновесие нарушается и появляется «застойный очаг! («больной пункт») в коре головного мозга. Из-за этого ослабевает регулирующее воздействие коры над подкоркой, подкорка перестает регулировать мышечный тонус, он начинает меняться хаотично, это выражается в виде речевых судорог. 

Причины заикания

Предрасполагающие факторы

Производящие факторы

Предрасполагающие факторы

- невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции центральной нервной системы); невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность); конституциональная предрасположенность (заболевание вегетативной нервной системы и повышенная ранимость высшей нервной деятельности, ее особая подверженность психическим травмам);


- наследственная отягощенность (заикание развивается на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая может передаваться по наследству).

- поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия; постнатальные - инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях.



Физиологические причины физические заболевания с энцефалитическими последствиями;

травмы - внутриутробные, природовые, нередко с асфиксией, сотрясение мозга;

органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения;






Первые признаки заикания

- Ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (Это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже, заикаясь. Если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить.);

Мальчик 5-ти лет был свидетелем ссоры родителей, в течение которой отец кричал и угрожал матери. За весь этот вечер ребёнок не сказал ни слова, удивив мать необычной молчаливостью. На утро он говорил с заиканием.

- Употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);  - Повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;  - Вынужденные остановки в середине слова, фразы;  - Затруднения перед началом речи.

Экспрессивная речь заикающихся отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические нарушения.

Распространенность фонетико-фонематических нарушений среди дошкольников составляет, по последним данным, 66,7%, среди младших школьников - 43,1%, средних - 14,95% и старших - 13,1%. 


Моторные нарушения при заикании


Социальные (психологические) симптомы

Одним из основных явлений, из которых развивается невротическое расстройство, является чувство неполноценности, фиксированность на дефекте. И чем больше фиксируется внимание на дефекте, тем более упорным он становится.

1. Нулевая степень фиксации Дети не испытывают ущемленности от осознания дефекта либо вовсе не замечают его.

Отсутствуют элементы стеснения, обидчивости за свою неправильную речь, какие-либо попытки к преодолению дефекта.

2. Умеренная степень болезненной фиксации

Старшие школьники и подростки переживают свой дефект, стесняются его, скрывают, прибегают к различным уловкам, стараются меньше общаться.Они знают о своем заикании, испытывают от этого ряд неудобств, стараются замаскировать свой недостаток.

3. Выраженная степень болезненной фиксации


Статистика

В большинстве случаев заикание у детей возникает в возрасте 3—5 лет, хотя известны случаи как более раннего (на 2-м году жизни), так и более позднего (младший и средний школьный возраст) начала болезни. Его распространенность зависит от возраста обследованных, а также, по данным М. Е. Хватцева (1966), Л. Я. Миссуловина (1988), национальных черт характера и темперамента, характеризующих темп и ритм речи, расстановку пауз, интонацию. Эти авторы указывают, что в Европе, например, число больных с заиканием уменьшается с запада на восток (5,7% у французов и соответственно 2% и 1,2% у немцев и русских). У детей в возрасте 5—6 лет заикание встречается в 1,4% случаев, а в 6—14 лет оно составляет 0,7% по отношению к общему количеству детей данной возрастной группы. Общепризнано, что у мальчиков заикание бывает в 2—10 раз чаще, чем у девочек.

Заключение Несмотря на то, что в настоящее время исследование заикания направлено на раскрытие его центральных механизмов, последние остаются мало разработанными.

Проблема возникновения нейрофизиологических механизмов синдрома заикания до сих пор остается нерешенной. Актуаль­ность исследования этой проблемы определяется необходимостью разработки адекватных методов терапии и коррекции, поскольку существующие в настоящее время подходы к лечению заикания часто не приводят к полному излечению.

При проведении исследований оказалось, что некоторые симптомы заикания, непосредственно обусловленные действием неблагоприятных факторов на ранних этапах онтогенеза, были компенсированы с течением времени в силу пластичности развивающегося мозга.



Литература

1.  Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейро-лингвистический анализ синтаксиса. М., 1989.

2.  Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998.

3.  Белякова Л.И. Проблемный подход к анализу патогенетических механизмов заикания. // Заикание: проблемы теории и практики. Под ред. Беляковой Л.И. М.— 1992.

4.  Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Речевые паузы в нормальной речи и при заикании. // Вопросы психологии. № 3, 1993.

5.  Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Сравнительный анализ речеязыковых параметров у лиц с нормальной речью и заикающихся. // Психолингвистика и современная логопедия. Под ред. Халиловой Л.Б. М.—1997.

6.  Вессарт О.В. Лингвистические факторы, провоцирующие возникновение запинок при заикании. // Сб. Заикание. Экспериментальные исследования и методы реабилитации. М. — 1986.

7.  Вильсон Д.К.. Нарушения голоса у детей. М. — 1990.

8.  Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. М. —1959.

9.  Селиверстов В.И. Заикание у детей. Пособие для логопедов. //М.—1994.

10.  Сикорский И.А. О заикании. С.-Пб. 1889.

11.  Шкловский В.М Заикание М — 1994.


перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей