Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Нарушения голоса 2.1.pptx. Нарушения голоса Канд пед наук, О. В. Елецкая органические нарушения голоса


НазваниеНарушения голоса Канд пед наук, О. В. Елецкая органические нарушения голоса
АнкорНарушения голоса 2.1.pptx
Дата23.09.2017
Размер5.36 Mb.
Формат файлаpptx
Имя файлаНарушения голоса 2.1.pptx.pptx
ТипДокументы
#18052
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей


Нарушения голоса

Канд. пед. наук, О.В. Елецкая

ОРГАНИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА





К центральным нарушениям относятся афония и дисфония при различных формах анартрии и дизартрии (бульбарной, псевдобульбарной, мозжечковой и подкорковой).

Дизартрия у детей проявляется двумя основными синдромами –

нарушением фонетической стороны речи

и ее ритмико-мелодико-интонационной окраски.



В клинической характеристике дизартрии обнаруживается общность двигательного и речевого расстройства, т. е. патология эфферентной и афферентной регуляции процессами рече- и голосообразования.

Неоднородность клинической картины дизартрии выявляет своеобразие голосового нарушения при данном речевом расстройстве.


разборчивость,

внятность, эмоциональную


выразительность и даже


семантическую структуру речи дизартрика.





Причина нарушения голоса при дизартрии -

патология эфферентного и афферентного звеньев управления интонацией.

Несмотря на различие клинической картины дизартрии, можно выявить некоторые общие закономерности нарушения голосовой функции у этих детей.



Причина эфферентного нарушения

в паретичности, ограниченности произвольных движений

языка,


губ,


мягкого нёба,


голосовых складок,


мышц гортани,


атаксии,


нарушениях тонуса,


гиперкинезах.





Афферентная патология

проявляется в нарушении проприоцептивной импульсации от органов артикуляции, дыхания и голосообразования.



Клинические формы дизартрии на основе ведущего синдрома поражения речевой моторики (классификация дизартрий предложена в Московской областной больнице для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата):

1) спастико-паретическая,

2) спастико-ригидная,


3) спастико-гиперкинетическая,


4) спастико-атактическая,


5) атактико-гиперкинетическая.





В основу данной классификации положен принцип системного подхода к деятельности центральной нервной системы.

Кора головного мозга функционирует в неразрывной связи с экстрапирамидной системой (подкорковыми образованиями), ретикулярной формацией и мозжечком.


Учитывая тесную функциональную зависимость различных уровней пирамидной системы, выделение смешанных форм дизартрии можно считать оправданным.



При спастико-паретической форме дизартрии

грубо снижена сила, амплитуда произвольных артикуляционных движений.

Чрезмерное напряжение мышц артикуляционного, дыхательного, голосового аппарата сочетается с вялостью движений этих органов.

Дискоординация в работе голосообразующих мышц приводит к асинхронности всего процесса голосообразования, что проявляется в своеобразном нарушении высоты, силы и тембра голоса.

Наиболее характерным для данной формы дизартрии является: 1) слабость артикуляционных и дыхательных мышц, особенно диафрагмы, гипокинезия гортанных мышц,

2) паретичность язычной, губной мускулатуры, мягкого нёба.

Таким образом, при спастико-паретической форме дизартрии наблюдается

дискоординация в работе артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата,


спастичность или паретичность голосовых складок,



что, приводит к тяжелому нарушению голоса и речи, а соответственно

грубо страдает ритмико-мелодико-интонационная сторона речи,


ее разборчивость и


внятность.





При спастико-ригидной форме дизартрии

наблюдается

грубое изменение мышечного тонуса


наряду с явлениями спастического пареза.



При попытках к произвольной речи резко нарастает мышечный тонус в артикуляционном, дыхательном и голосовом аппарате.

Наиболее характерными признаками данной формы дизартрии являются: 1) напряженность дыхательных мышц,

2) гиперкинезия гортани,

3) спастический парез в язычной, губной мускулатуре, мягком нёбе,

что приводит к монотонности, назализации голоса.

Таким образом, при спастико-ригидной форме дизартрии ритмико-мелодико-интонационная сторона речи страдает в связи с асинхронностью в деятельности артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата, что связано с напряжением фонаторной мускулатуры.

При спастико-гиперкинетической форме дизартрии

явления спастического пареза сочетаются с атетоидными и хореическими гиперкинезами.

Артикуляционные движения

беспорядочны,


хаотичны,


нелокализованны,


аритмичны.





Голосовые расстройства при экстрапирамидных нарушениях

описал М. Зееман, назвав их «экстрапирамидным фонаторным синдромом».

М. Зееман отмечает:

характерное нарушение дыхания,


голоса и


всей мелодической окраски речи



при указанном синдроме.


Голос изменяется по силе и длительности звучания в связи с гиперкинезией или гипокинезией гортани, нарушением дыхания. Наблюдается заметное сокращение фонаторного периода — голос замирает через 3—5 сек., больной делает частые вдохи.





Для такой речи характерна

Для такой речи характерна

монотония,


монодинамия и


нарушения темпа - его ускорение или замедление,



поэтому необходима дифференциальная диагностика с заиканием (часто бывают диагностические ошибки).

Кроме того, голос может быть

афоничным или дисфоничным с ларингеальной гиперфункцией,

глухим,


чрезмерно громким,


трудно управляемым.



Певческим голосом эти дети обычно не владеют, петь не могут.

Наиболее характерными признаками спастико-гиперкинетической формы дизартрии являются: 1) гиперкинезы в дыхательной мускулатуре, которые вызывают её напряжение или, наоборот, слабость, вялость. Поэтому голос не только слабый, тихий, но постоянно истощающийся, прерывистый;

2) дискинезия гортани, поэтому голос, с одной стороны, сдавленный, а с другой — тремолирующий, вибрирующий;

3) спастический парез в язычной, губной мускулатуре в сочетании с гиперкинезами придает голосу монотонный оттенок с выкриками и повышением голоса. Фонетическая сторона речи страдает обычно незначительно.

Таким образом, при спастико-гиперкинетической форме дизартрии потенциальные возможности голосообразования значительно выше, чем их реализация в речевом потоке.

В процессе произвольной фонации усиливаются гиперкинезы, в связи с чем

звонкость голоса редуцируется,

сила его истощается и


уменьшается разборчивость речи.



Мелодико-интонационная сторона речи страдает в значительной степени и с трудом поддается коррекции.

При атактическои форме дизартрии

артикуляционные движения теряют свою точность, координированность.

На фоне понижения (гипотонии) мышечного тонуса может быть его повышение.


Речь скандированная, несколько замедленная.


Голос монотонный, немодулированный, прерывистый, хриплый, недоступны звуковысотные модуляции и изменения по силе, в то время как при неречевой фонации голос сильный, звонкий.





Характеристика дизартрии осложняется клиническими синдромами детского церебрального паралича.

Основной причиной расстройства голоса


в одних случаях является асинхронность в деятельности артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата,


а в других — паретичность движений голосовых складок и артикуляционной моторики.



Изучение нарушении голоса при различных формах дизартрии у детей может быть важным диагностическим признаком определения формы дизартрии.


перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей