Особенности ремонта асинхронных двигателей.
При перегорании обмотки статора трехфазного асинхронного двигателя (АД) с короткозамкнутым или с фазным ротором в ремонт он может быть отправлен без ротора, который остается присоединенным к рабочей машине, например, к крыльчатке вентилятора или к редуктору станка. В этом случае послеремонтные испытания не в полной мере выполняются, то есть двигатель не пускается, не проверяется механика, не измеряются величины токов холостого хода и их симметричность по фазам.
Отсутствие паспортных данных при потере или закрашивании бирки на корпусе АД может привести к ошибочным действиям при ремонте, когда двигатель перематывается на другую частоту вращения. Такая ошибка возможна потому, что при одном и том же числе пазов статора, например Z1 = 36, число полюсов может быть 2Р = 2, 4, 6 (таблица 1). В этом случае изменяется число полюсов, создаваемых статорной обмоткой (2Р), полюсное деление ( ), шаг (y) обмотки по пазам, число пазов на полюс и фазу (q), фазовый сдвиг (yфаз). При этом иногда наблюдается, что двигатель либо залипает и не разворачивается совсем, либо застревает на пониженной частоте вращения. Тогда по обмоткам статора и ротора текут токи перегрузки вплоть до пусковых, которые с большой скоростью нагревают изоляцию, и при отсутствии должной защиты она может быстро (за секунды) выйти из строя. Такая ненормальная ситуация после перемотки АД объясняется несоответствием соотношения чисел пазов статора (Z1), ротора (Z2) и пар полюсов (P).
В литературе [1, 2, 3] о неисправностях и ремонте электродвигателей даны разрозненные рекомендации и даже при правильном теоретическом пересчете обмотки статора (Z1 и 2P) на другую частоту вращения на практике необходимо учесть ряд особенностей:
а) пересчитать по 10-ти рекомендуемым [2] формулам несовместимые числа пазов ротора (Z2) к статору (Z1);
1) Z2 Z1
2) Z2 0,5 Z1
3) Z2 2 Z1
4) Z2 6P K (где K = 1, 2, 3, 4)
5) Z2 Z1 P
6) Z2 Z1 + 2P
7) Z2 0,5Z1 P
8) Z2 2Z1 2P
9) Z2 6P K 1
10) Z2 6P K (2P 1) б) полученные 37 ответов уточнить по рекомендуемой [1] таблице 1, где многие возможные пазы ротора (Z 2) могут быть вычеркнуты по результатам первого пункта. Таким образом, подбирают по этим двум пунктам число пазов ротора (Z 2) к статору (Z 1) и наоборот - статор к ротору, когда из 2-х двигателей комплектуется один исправный, что часто случается на практике. Поэтому при ремонте АД следует обращать внимание как на технические особенности, так и на вышеприведенные теоретически несложные расчеты, которые могут предостеречь от напрасных затрат материалов, денег и времени. Таблица 1. Рекомендуемые числа пар пазов для короткозамкнутых двигателей Число полюсов 2р
| Число пазов статора
| Число пазов ротора
| прямые пазы
| скошенные пазы
|
2
| 18
24
30
36
42
48
| -
[16], 32
22, 38
26, 28, 44, 46
32, 34, 50, 52
38, 40, 56, 58
| 26
(18), (30), 31, 33, 34, 35
(18), 20, 21, 23, (24), 37, 39, 40
25, 27, 29, 43, 45, 47
-
59
|
4
| 24
36
42
48
60
72
| [32]
26, 44, 46
(34), (50), 52, 54
34, 38, 56, 58, 62, 64
50, 52, 68, 70, 74
62, 64, 80, 82, 86
| 16, [20], 30, 33, 34, 35, 36
(24), 27, 28, 30, [32], 45, 48
(33), 34, [38], (51), 53
(36), (39), 40, [44], 57, 59
48, 49, 51, 56, 64, 69, 71
61, 63, 68, 76, 81, 83
|
6
| 36
54
72
90
| 26, 42, [48]
44, 64, 66, 68
56, 58, 62, 82, 84, 86, 88
74, 76, 78, 80, 100, 102, 104
| 47, 49, 50
42, 43, 65, 67
57, 59, 60, 61, 83, 85, 87
55, 77, 79, 101, 103, 105
|
8
| 48
72
84
96
| 34, 62, [64]
58, 86, 88, 90
66, (68), 70, 98, 100, 102, 104
78, 82, 110, 112, 114
| 35, 61, 63, 65
56, 57, 59, 85, 87, 89
(68), (69), (71), (97), (97), (99), (101)
79, 80, 81, 83, 109, 111, 113
|
10
| 60
90 120
| 44, 46, 74, 76
68, 72, 74, 76, 104, 106, 108, 110, 112, 114
86, 88, 92, 94, 96, 98, 102, 104, 106, 134, 138, 140, 142, 144
| 57, 63, 77, 78, 79
70, 71, 73, 87, 93, 107, 109 99, 101, 108, 117, 123, 137, 139
|
12
| 72
90
| 56, 64, 80, 88
68, 70, 74, 82, 98, 106, 110
| 69, 75, 80, 89, 91, 92
(71), (73), 86, 87, 93, 94, (107)
| 108 144
| 86, 88, 92, 100, 116, 124, 128, 130, 132
124, 128, 136, 152, 160, 164, 166, 168, 170, 172
| 84, 89, 91, 104, 105, 111, 112, 125, 127
125, 127, 141, 147, 161, 163
|
14
| 84
126
| 74, 94, 102, 104, 106
106, 108, 116, 136, 144, 146, 148, 150, 152, 154, 158
| 75, 77, 79, 89, 91, 103
107, 117, 119, 121, 131, 133, 135, 145
| Примечание: 1. Числа пазов, заключенные в круглые скобки, дают ухудшенные пусковые характеристики. 2. Числа пазов, заключенные в квадратные скобки, не следует применять для машин, работающих в режиме тормоза. Кроме вышеперечисленных условий совместимости ротора и статора, напрашивается также следующее предложение: дублировать стандартную маркировку фаз (русскую С1 – С4, С2 – С5, С3 – С6 или международную U1 – U2, V1 – V2, W1 – W2) цветными выводными проводами или цветными кембриками (желтыми, зелеными, красными). Цветная маркировка фаз позволяет уменьшить вероятность ошибки при подключении АД и, что не менее важно, заведомо определить нужное направление вращения ротора и, соответственно – рабочей машины, зная последовательность чередования фаз питающей сети (с помощью простейшего указателя). Список литературы: Дьяков В.И. Типовые расчеты по электрооборудованию. М., “Высшая школа”, 1976. – 144 с.
Шпаннеберг Х. Электрические машины: 1000 понятий для практиков: Справочник. – М.: Энергоатомиздат, 1988. – 252 с.
Гемке Р.Г. Неисправности электрических машин. Л.: Энергоатомиздат, 1989. – 336
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |