Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Отечественный опыт формирования основ психодиагностики и первых эмпирических психологических исследований


Скачать 16.09 Kb.
НазваниеОтечественный опыт формирования основ психодиагностики и первых эмпирических психологических исследований
Дата07.09.2019
Размер16.09 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаOtechestvenny_opyt_formirovania_osnov_psikhodiagnostiki.docx
ТипДокументы
#63067
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Отечественный опыт формирования основ психодиагностики и первых эмпирических психологических исследований

В России отдельные элементы тестологической, профориентационной и профконсультационной деятельности появились уже в начале XX в. Так, педагогическим музеем учительского дома в Москве был проведен ряд обследований, касающихся выбора профессий учащимися различных типов школ. В ходе этой работы была предпринята попытка определения наиболее привлекательных для учащихся профессий и выявления причин, побуждающих молодых людей идти по тому или иному трудовому пути.

Направление практической психологии, связанное с решением прикладных задач обеспечения деятельности специалистов различного профиля, появилось достаточно давно.

Одной из первых в России была создана психологическая лаборатория при Психиатрической клинике медицинского факультета Московского университета и в 1895 г., вошедшая в структуру этого факультета в качестве самостоятельного структурного подразделения. Предпосылки лаборатории восходят к 1887 г., когда была открыта Психиатрическая клиника. Ее первый директор психиатр А.Я. Кожевников приобрел психометрические приборы, сконструированные в Психологическом институте В. Вундта в Лейпциге. Преемник А. Я. Кожевникова на посту директора клиники С.С. Корсаков (1888–1900) пополнил коллекцию. Он использовал ее для демонстрации несложных психологических опытов в кратком психологическом разделе, который ввел в читаемый им на медицинском факультете курс по психиатрии. Практически состояние дел с психологическим оборудованием оставалось в том же положении до тех пор, пока в 1894 г. врач-психиатр А. А. Токарский, приват-доцент медицинского факультета, ученик С.С. Корсакова, страстный поборник экспериментального метода в науке, не начал читать курс экспериментальной психологии. А. А. Токарскому и принадлежит заслуга создания психологической лаборатории, руководителем которой он был назначен по представлению С. С. Корсакова. С. С. Корсаков передал в лабораторию собранные им инструменты. Под лабораторию были выделены специальное помещение, средства на библиотеку. Здесь были установлены приборы и сосредоточены все занятия со студентами по психологии. Новые инструменты приобретались в основном на частные средства руководителей – С. С. Корсакова, А. А. Токарского, позже – Ф. Е. Рыбакова, а также за счет случайных поступлений. Своеобразной формой открытия лаборатории считается выступление А. А. Токарского на заседании Московского психологического общества в 1895 г., активным членом которого он был с 1886 г.

По замыслу А.А. Токарского, лаборатория создавалась с учебными целями и предназначалась для ознакомления студентов с методами психологического эксперимента и проведения самостоятельных психологических опытов. Ее создание должно было способствовать совершенствованию университетского преподавания психологии, преобразованию его из чисто словесной передачи психологических знаний в форме лекций и семинаров – в процесс опытного исследования психических функций как средство их изучения в целях практической подготовки врачей-психиатров. На базе лаборатории А. А. Токарский проводил практические занятия по читаемому им курсу экспериментально психологии. Студенты должны были воспроизводить опыты, описанные в иностранной литературе ,а также проводить новые эксперименты. Результаты обсуждались в лаборатории, подвергались анализу. Была выполнена серия работ по изучению ощущений, восприятия, памяти, времени реакции. Занятия в лаборатории вызывали у студентов большой интерес и побудили А.А. Токарского к созданию учебного пособия. В 1896 г. начали выходить «Записки психологической лаборатории», издававшиеся А. А. Токарским в виде отдельного приложения к журналу «Вопросы философии и психологии» и в том же году опубликованные также отдельным изданием (Токарский, 1896). «Записки» представляли собой летопись лабораторных работ и содержали следующие материалы: описания приборов и способов их использования; изложение опытов, выполненных в лаборатории (в основном, студентами); информация о новых книгах, поступивших в библиотеку. Большое место отводилось теоретическим вопросам психологии, материалам о строении и функциях нервной системы (с элементами сведений о ее эволюции).

А.А. Токарский неоднократно и с неизменным успехом выступал на заседаниях Московского психологического общества, Общества невропатологов и психиатров с докладами об экспериментальных занятиях, проводимых в лаборатории, доказывая, что введение экспериментального метода является средством вывести психологию на путь подлинно научного изучения психических явлений, позволит ей освободиться от бесплодных и произвольных гипотез

После смерти А. А. Токарского (1901) психологической лабораторией стал руководить его помощник А.Н. Бернштейн (1901–1907) – также бывший ученик С. С. Корсакова, отец Н. А. Бернштейна. А. Н. Бернштейн читал в университете лекции и вел практические занятия по экспериментальной психологии для студентов медицинского факультета. В целях клинической диагностики нарушений психической деятельности разработал методику экспериментально-психологического обследования душевно больных. Созданный им способ исследования запоминания при помощи таблиц с геометрическими фигурами получил признание среди психологов, психиатров и педагогов (Бернштейн, 1908). Практическое использование этих методов он изложил в своих «Клинических лекциях о душевных болезнях» (1912). А.Н. Бернштейн неоднократно докладывал о разработанных им методах на Всероссийских съездах по педагогической психологии и экспериментальной педагогике,организатором и активным участником которых он был. Деятельность А. Н. Бернштейна по защите и распространению экспериментальных методов выходила за рамки Московского университета. Так, им была создана психологическая лаборатория при Педологических курсах при Московском педагогическом собрании. Лаборатория публиковала «Труды психологической лаборатории при Московском педагогическом собрании» (1909, 1911).

После А. Н. Бернштейна в период 1907–1917 гг. психологической лабораторией в Московском университете руководил Ф. Е. Рыбаков – выпускник медицинского факультета. Он читал лекции по экспериментальной психологии с практическими занятиями в психологической лаборатории. Он разработал программу занятий по экспериментальной психологии в психологической лаборатории Психиатрической клиники (Рыбаков, 1916). Программа включала изучение осязательных, вкусовых, обонятельных, зрительных, слуховых ощущений, внимания, наблюдательности, памяти, внушаемости, суждений, воображения, сферы чувств, желаний, склонностей, движений, работоспособности. Составленный им «Атлас для экспериментально-психологических исследований» был признан в научных кургах В 1917 г., после Февральской революции, Ф. Е. Рыбаков был уволен из университета.

Заведующим лабораторией с 1917 г. стал невропатолог и психиатр, активный сторонник экспериментального направления в отечественной психологии Г. И. Россолимо. Она вошла в руководимый им Неврологический институт им. А.Я. Кожевникова. Г.И. Россолимо продолжал усовершенствовать свою методику психологических профилей (1910), вносил в нее поправки. При лаборатории был открыт амбулаторный прием для соматических и психологических исследований дефективных детей.

После открытия при Московском университете созданного Г. И. Челпановым Психологического института (1912), преемственно связанного с психологической семинарией, созданной им же в 1907 г., сюда переместился центр экспериментальных исследований в Московском университете. Созданный Г. И. Челпановым курс экспериментальной психологии, опубликованный в 1909 г. в литографированном издании и в виде книги под названием «Введение в экспериментальную психологию» (1915), был, по оценке А.Н. Леонтьева, ученика Г.И. Челпанова, «первым и единственным пособием по психологическому практикуму на русском языке, лучшим среди аналогичных зарубежных изданий. С чисто дидактической стороны оно и до сих пор может считаться образцовым» Институт издавал «Труды Психологического института» Здесь публиковались работы сотрудников Института по экспериментальному изучению реакций (К.Н. Корнилов), памяти (Н. А. Рыбников), типов представлений (В. М. Экземплярский) и др. В 1917 г. Психологический институт начал издавать специальный психологический журнал «Психологическое обозрение» (редакторы Г. И. Челпанов и Г. Г. Шпет). Вышли два тома (каждый состоял из двух книг). В 1918 г. издание прекратилось. Значительное место в журнале занимали статьи по экспериментальной психологии.


Так, в XX в. Московский университет превратился в крупный центр экспериментальной психологии в России.
перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей