ОТНОШЕНИЯ РОССИИ СО СТРАНАМИ ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
Здесь рассматриваются основные направления, достижения, вы зовы и перспективы отношений Российской Федерации со странами Восточной Азии. Усиление роли Восточной Азии в мировой политике и экономике и необходимость модернизации России определяют стратегическую значимость региона Восточной Азии для России. От успешности внешней политики на восточноазиатском направлении и эффективности развития Сибири и Дальнего Востока во многом зависит статус России как великой державы. В 2000-х гг. произошло значительное укрепление позиций России в регионе. Тем не менее её вовлечённость в экономические процессы всё ещё незначительна, и Россия не может считаться полновесным региональным игроком в этой сфере. Российско-китайское стратегическое партнёрство является «стержнем» политики России в Восточной Азии, но односторонняя зависимость от Китая способствует включению России в регион на зависимых позициях и побуждает к диверсификации отношений со странами региона. Интересам России в Вос- точной Азии соответствует многовекторная политика, направленная на развитие равных по характеру и глубине отношений не только с Китаем, но и с Японией, Южной Кореей, странами АСЕАН (прежде всего Вьетнамом) и Инди- ей, и на участие России в урегулировании ситуации на Корейском полуострове. Изменение расстановки сил в Восточной Азии, вызванное усилением Китая и курсом США на «разворот в Азию», вызвало необходимость участия России в качестве «балансира» или «честного игрока». Эта тенденция совпадает с желанием России играть более значимую роль в региональном взаимодействии и интеграционных процессах. Активное участие России в политическом, эконо- мическом и энергетическом сотрудничестве с государствами Восточной Азии, а также в укреплении безопасности в регионе способно внести значительный вклад в оформление стабильного полицентрического порядка в Восточной Азии и развитие регионов Сибири и Дальнего Востока.
В настоящее время Азия в целом и регион Восточной Азии в особенности играют всё более важную роль в мировой политике и экономике, так как именно туда сдвигается центр индустриального, а также частично – постиндустриального высокотехнологичного роста и геополитических процессов в мире. Та-кие факторы, как экономическое и политическое возвышение сверхкрупных государств региона – Китая и Индии, напряжённое состояние китайско-японских отношений и укрепление союза безопасности между Японией и США, которые доминируют в мировой системе и стремятся не выпускать из-под своего контроля процессы в ключевых регионах мира, – ставят на повестку дня вопрос о том, как именно будет происходить дальнейшее развитие региона Восточной Азии и какой будет роль России в этом процессе.
Для России Восточная Азия представляется особенно важной в контексте диверсификации её внешней политики и развития Сибири и Дальнего Востока, которые со странами Восточно-Азиатского региона экономически связаны теснее, чем с остальной территорией страны. Страте- гической целью внешней политики России на протяжении всей её эволюции является стрем- ление к восстановлению и сохранению стату- са великой державы, что во многом связано с восстановлением позиций в Восточной Азии. Страна, претендующая на статус великой державы, должна иметь развитые отношения со всеми регионами мира, но её позиции должны быть особенно сильны в тех регионах, в которых она географически расположена. Для России, две трети территории которой расположены в Азии, одной из главных задач является наращивание своих позиций в регионе Восточной Азии, в ко- торый смещается «центр гравитации» мирового политического и экономического взаимодействия.
В Концепции внешней политики России 2013 г. в списке региональных приоритетов российской внешней политики Азиатско-Тихоокеанский регион занял четвёртую позицию после Содружества независимых государств (СНГ), Европы и США. В дополнение к важной роли региона в развитии Сибири и Дальнего Востока отмечается заинтересованность России в «создании в Азиатско-Тихоокеанском регионе транспортной безопасности и равноправного сотрудничества на коллективных началах».
Хотя такие регионы, как Ближний и Сред- ний Восток, Северная Африка и другие, пред- ставляют большую важность для российской внешней политики, её основное внимание было и остаётся сконцентрированным на регионе Восточной Азии. Останавливаясь на причинах такого решения, можно отметить, что многим восточноазиатским странам, включая Японию, Южную Корею, Тайвань, Сингапур и другие, яв- ляющимся источниками экономического роста, вполне успешно удалось интегрировать восточ- ную и западную модели политического и эконо- мического развития, и они представляют собой привлекательную модель развития для России. Приоритет Восточной Азии для России также определяется заинтересованностью в участии в региональных организациях и интенсивных интеграционных процессах, протекающих в дан- ном регионе
Россия и Китай
Поскольку отношения с Китаем всегда были приоритетным направлением в восточноазиатской политике нашей страны России, российско-китайское стратегическое партнёрство часто называется «стержнем» российской политики на Востоке. В 1996 г. была подписана «Совместная российско-китайская декларация», в которой было провозглашено решение развивать «от- ношения равноправного доверительного парт- нёрства, направленного на стратегическое вза- имодействие в XXI в.». В 2001 г. был заключён российско-китайский Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, который проложил путь к расширенному политическому, эконо- мическому и военному сотрудничеству. В 2004 г. после долгих переговоров, было подписано Соглашение о демаркации совместной россий- ско-китайской границы, урегулировавшее по- граничную проблему между государствами. В 2005 г. российским и китайским руководством была обозначена необходимость формирова- ния «нового мирового порядка», а в 2010 г. была выдвинута совместная российско-китайская инициатива по безопасности и сотрудничеству в АТР, которая призывала к созданию «новой ар- хитектуры безопасности» в регионе. В 2000-х гг. также активно развивалось сотрудничество в сфере энергетики, особенно в 2010 г., когда был закончен отвод трубопровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» от российского Сковородино до китайского Дацина.
Важно отметить, что основной аргументацией, которая лежит в основе российско-китайского стратегического партнёрства, является оппозиция односторонним действиям и под- держка полицентрического мироустройства, основанного на принципах уважения взаимного суверенитета. Понятие «многополярный мир» было первоначально предложено китайским руководством и было позднее принято российскими лидерами. В этом смысле односторонние действия Америки в Косово и Ираке объективно привели к усилению данного партнёрства. При этом существуют различные мнения по пово- ду того, на что в конечном счете направлено стратегическое партнёрство России и Китая: на ограничение американского превосходства и доминирования или же оно имеет прагматичный и неконфронтационный характер, который помогает проводить политику, отличающуюся от западной
Китай является торговым и инвестиционным партнёром №1 для России в Восточ- ной Азии. В 2012 г. объём товарооборота со странами региона составил $89 млрд [12]. В то же время, как метко отметил российский исследователь А.Д. Богатуров, Китай следует рассматривать и как «море потенциалов», и как «океан страхов» В этой связи необходимо отметить и наличие проблемных моментов в российско-китайских отношениях. Во-первых, проблему представляет несба- лансированная структура товарооборота: хотя в 1990-х гг. ситуация отличалась от современ ной, начиная с 2000-х гг. российский экспорт главным образом состоит из энергоносителей, сырья, продукции рыболовной и лесной про- мышленности, в то время как китайский экс- порт в значительной степени – из оборудования и промышленных товаров. Односторонняя и
«однобокая» экономическая ориентация на Китай представляет собой угрозу для России, так как она рискует стать сырьевым придатком, а индустриальный Китай оставит её на «дру- гой стороне баррикад» от ведущих стран мира, включая и его самого.
В связи с этим многие исследователи утвер- ждают, что Китай не может служить «маяком инновационной модели развития», равно как и не может снабжать Россию высокотехнологич- ным оборудованием, поскольку он заинтересо- ван в основном в российских ресурсах (кроме военных ноу-хау до некоторой степени). К тому же сам Китай использует «подержанные» запад- ные технологии, купленные или скопированные напрямую с западных.
Во-вторых, по мнению российского исследователя А.Д.Воскресенского, отмечается угро- за независимому характеру политики России в Восточной Азии из-за так называемого «Пе- кинского консенсуса», который влечёт за собой трансформацию мироустройства с Китаем в качестве мирового лидера и неизбежно приня- тие китайских интересов как приоритетов для остальных стран.
В-третьих, многие эксперты полагают, что Китай пытается «выдавить Россию» из Цен- тральной Азии, используя свою «мягкую силу» и интенсифицируя энергетическое сотрудниче- ство, через Шанхайскую организацию сотруд- ничества (ШОС).
В-четвёртых, развитие Дальнего Восто- ка представляется самой главной целью вос- точноазиатской политики России. К востоку от озера Байкал проживает всего лишь 7 млн человек, в то время как китайское население в приграничных областях составляет более 280 млн человек. Эти обстоятельства обеспечивают плодотворную почву для появления опасений относительно так называемой «жёлтой угрозы», то есть неконтролируемой китайской миграции, которая может привести к утрате Россией эконо- мического контроля над природными ресурсами Дальнего Востока и Сибири
В-пятых, принятая в 2009 г. «Программа со- трудничества между регионами Дальнего Восто- ка и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Респуб- лики (2009–2018 гг.)» нацелена на строительство новых пропускных пунктов на границе, повы- шение сотрудничества в транспортной сфере и развитие «зон сотрудничества» и других сфер двусторонних отношений.
Данная программа вызвала большую кри- тику, так как большинство запланированных проектов связано или с добычей сырья, заго- товкой древесины и сельским хозяйством на российской территории с использованием ки- тайской рабочей силы, или с производством конечной продукции на китайской территории. Это, в свою очередь, имеет большую вероятность привести только к экономическому и экологиче- скому ухудшению состояния Дальнего Востока [3, с. 68–70].
Несмотря на заявления о том, что в полити- ческой сфере российско-китайские отношения оцениваются как стратегическое партнёрство, преследующее одинаковые цели построения
«нового мирового порядка», экономическое не- равенство при отсутствии интереса со стороны Китая к покупке высокотехнологичных россий- ских товаров и амбивалентном восприятии того, что Россия «всё ещё должна» Китаю его часть дальневосточных территорий, угрожает статусу и стратегическому характеру двухстороннего партнёрства [4, с. 57–58; 1, с. 254–258]. И всё же у российской политической элиты сохраняется твёрдое убеждение, что стратегическое партнёр- ство с Китаем – это главная гарантия против уменьшения влияния России в Восточной Азии и что, несмотря на все проблемы в двусторонних отношениях, именно Китай является наиболее вероятным партнёром в обеспечении модерни- зации и развития Дальнего Востока, ибо именно он возглавляет список стран, осуществляющих инвестиции в данном регионе.
Способность России продвигать идею полицентричного мирового порядка также в большой степени зависит от её сотрудничества с Китаем, поддержка которого способствует усилению позиций страны на мировой арене. Сильная сторона российско-китайских отношений заключается в том, что если будут найде- ны способы преодоления их недостатков, то эти отношения будут в значительной мере способ- ствовать развитию обеих стран и укреплению их положения в Восточной Азии.
Качественно новая роль Китая и его место в миро- вой политике и мировой экономике заставили многих российских учёных предположить, что российско-китайские отношения нуждаются в полном реструктурировании и даже «переза- грузке», направленной на формирование взаимовыгодного прагматичного стратегического партнёрства
Отношения России с Японией, государствами Корейского полуострова и АСЕАН
Очевидно, что ускоренное развитие Сибири и Дальнего Востока невозможно без развития отношений в экономике, политике и сфере безопасности с ключевыми странами региона – Китаем, США, Японией, Южной Кореей. В этой связи более сбалансированным представляется курс, направленный на развитие отношений не только с Китаем, но и с другими странами Восточной Азии, что будет способствовать вхожде- нию России в регион как независимого игрока. Наибольший интерес в этой связи представляют три направления развития отношений: с Япони- ей, Южной Кореей и странами АСЕАН. Япония и Южная Корея являются вторым и третьим экономическим партнёром России в регионе с товарооборотом в $31 млрд и $25 млрд в 2012 г. соответственно. Объём накопленных инвестиций Японии – $10,7 млрд, Республики Корея –
Экономическое и техническое сотрудничество длительное время находилось в стагнации, несмотря на огром- ный потенциал его развития, и достигло самого низкого уровня в 2002 г. В качестве основных причин называлось нежелание Японии инвестировать капитал в Россию, связанное с недостаточной прозрачностью российской экономики и наличием многочисленных бюрократических препятствий для ведения бизнеса.
В 2003 г. был подписан План совместных действий, нацеленный на всестороннее развитие политических, экономических и культурных отношений. В 2005 г. был заключен ряд экономи- ческих соглашений, что придало импульс эко- номическому сотрудничеству между Россией и Японией и привело к проникновению японского бизнеса на российский рынок (особенно в ав- томобильной промышленности) [9, с.76, 144]. Япония также стала принимать активное уча- стие в развитии энергетического сотрудничества в проектах Сахалин-1 и Сахалин-2 и в насто- ящее время является основным потребителем российского сжиженного газа (СПГ). Япония – второй по величине торговый партнёр России в регионе после Китая и занимает восьмое место по объёму инвестиций в российскую экономику.
Однако, несмотря на улучшение экономи- ческого сотрудничества, приходится конста- тировать отсутствие прогресса в урегулиро- вании территориального спора и в 2000-х гг. Посещение президентом России Д.А.Медведевым Курильских островов в 2010 г. вызвало жёсткую критику со стороны лидеров Японии и привело лишь к усилению взаимного неприятия позиций другой стороны по данному вопросу. В Японии воспринимают с озабоченностью мо- дернизацию российского военного потенциала на Дальнем Востоке, а активность Российского флота и авиации отмечается в военной доктрине в качестве «источника тревоги». Тем не менее во- оружённый конфликт с Россией, вокруг Куриль- ских островов всерьёз японским руководством не рассматривается [11].
Визит премьер-министра Японии С. Абэ в Россию в апреле 2013 г. заложил основу для даль- нейшего развития российско-японских отноше- ний в экономической и энергетической сферах. Кроме того, была достигнута договорённость о возобновлении переговоров по заключению мирного договора и о начале стратегического диалога в формате «два плюс два», включающего совещание министров иностранных дел и оборо- ны двух стран. Кроме территориальной пробле- мы, в отношениях между Россией и Японией не существует серьёзных спорных вопросов, что предоставляет уникальные возможности для реализации потенциала сотрудничества компле- ментарных экономик и может быть направлено на модернизацию России, в особенности регио- нов Сибири и Дальнего Востока [10].
На Корейском полуострове начиная с 1990-х гг. ставка была сделана на развитие экономического и технологического сотрудничества с Южной Кореей при снижении уровня отношений с КНДР. Признание Республики Корея в 1990-х гг. негативно отразилось на развитии связей с Северной Кореей. Одновременно с этим на ухудше- нии позиций России на Корейском полуострове сказалось и то, что она была отстранена от уча- стия в урегулировании северокорейской пробле- мы в 1990-х гг., несмотря на то, что у России всегда существовала прямая заинтересованность в этом вопросе.
Второй корейский ядерный кризис (2002– 2006 гг.) предоставил России возможность ис- пользовать своё влияние на КНДР с целью со- зыва шестисторонних переговоров и участия в них. Неофициальная цель России состояла в том, чтобы предотвратить падение северокорейского режима, поскольку это могло иметь непредска- зуемые последствия для безопасности страны, принимая во внимание 19 км границы с КНДР. Участие России в шестисторонних переговорах воспринималось странами региона в качестве подтверждения её статуса великой державы и способности поддерживать баланс сил в регио- не между США с их союзниками и Китаем. По мнению многих исследователей, участие России в урегулировании ситуации на Корейском по- луострове является залогом для укрепления российских позиций в Восточной Азии].
За время их отсутствия, начиная с 2009 г., Россия предприняла ряд мер для улучшения отношений с Северной Кореей (в частности, реструктурирование долга КНДР и продовольственная помощь в 2011 г.) и начала продвигать осуществление ряда больших трёхсторонних экономических проектов, включая соединение Транссибирской и Корейской железных дорог и строительство линий электропередач через территорию КНДР в Южную Корею, а также газо- провода через Корейский полуостров. Принимая во внимание политические риски, реализация этих проектов представляет реальную возмож- ность придания конструктивного характера от- ношениям между Северной и Южной Кореей, что, в свою очередь, будет способствовать уси- лению российских позиций на Корейском полуострове
В сентябре 2013 г. , была официально за- вершена реконструкция части Транскорейской железной дороги, которая позволила соединить незамерзающий порт Раджин в КНДР, входящий в особую торгово-экономическую зону Расон, с российским посёлком Хасан, где находится станция Транссибирской железной дороги. На начальном этапе предполагается перевозка рос- сийского угля для экспорта в страны Восточной Азии, а впоследствии – контейнерных грузов че- рез Южную Корею, что обеспечит российской железнодорожной сети выход ко всем странам региона.
Реализация данного проекта может стать моделью для будущего участия России в эконо- мическом взаимодействии в регионе, направлен- ном на укрепление её безопасности. Перспективность развития трехсторонних проектов была подтверждена во время визита В.В. Путина в Республику Корею в ноябре 2013 г., в ходе ко- торого было заявлено о рассмотрении возмож- ности строительства морского газопровода в Южную Корею.
Хотя Россия и стала партнёром по диало- гу с АСЕАН в 1996 г. и в 2004 г. подписала До- говор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Вос- точной Азии, региональная роль России была первоначально преимущественно воспринята с большим скептицизмом вследствие ее неспособ- ности проецировать экономическую и военную силу в регионе. Первая встреча на высшем уров- не России и АСЕАН как партнёров по диалогу состоялась только в 2005 г. Главная проблема со- стояла в том, что отношения России и АСЕАН были далеки от «существенных» из-за небольшо- го товарооборота и низкого уровня инвестиций. По этой причине России отказали как в прове- дении подобных встреч на регулярной основе, так и в присоединении к Восточноазиатскому саммиту, свою заявку на вступление в который она подала в 2005 г.
Вьетнам считается традиционным надёж- ным партнёром России в Юго-Восточной Азии, что делает его одним из стратегических парт- нёров России в регионе. Помимо совместных проектов по разработке нефти и газа с Вьетна- мом и другими странами ЮВА, расширяется во- енно-техническое сотрудничество (например, с Индонезией и Вьетнамом), сотрудничество в области биотехнологий, фармацевтики, ин- формационных и образовательных технологий, исследования космоса, оказания помощи при чрезвычайных ситуациях, туризма, гражданской авиации. Россия также осуществляет большое количество проектов в Юго-Восточной Азии, включая строительство электростанций (напри- мер, с Камбоджей) и атомных электростанций (например, с Вьетнамом и Мьянмой).
Одним из самых перспективных направлений представляется заключение соглашений о создании зоны свободной торговли между Таможенным союзом (РФ, Белоруссия, Казах- стан) и странами региона. Начиная с 2013 г. та- кие переговоры ведутся с Новой Зеландией и Вьетнамом, причём с последним планируется подписание данного соглашения в ближайшее время. Предполагается, что соглашение о ЗСТ с Вьетнамом может стать пилотным проектом, который позволит в будущем заключить подоб- ные соглашения с другими странами АСЕАН и группировкой в целом.
Участие России в политическом, экономи- ческом и энергетическом сотрудничестве с го- сударствами Восточной Азии, а также в укреп- лении безопасности в регионе способно внести значительный вклад в оформление полицентри- ческого порядка в Восточной Азии и развитие России. В любом случае позиции России в Вос- точной Азии напрямую зависят от способности страны решить проблемы развития Сибири и Дальнего Востока. перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |