Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

ОТНОШЕНИЯ РОССИИ СО СТРАНАМИ ВОСТОЧНОЙ АЗИИ. Отношения россии со странами восточной азии


НазваниеОтношения россии со странами восточной азии
Дата06.11.2019
Размер71 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаОТНОШЕНИЯ РОССИИ СО СТРАНАМИ ВОСТОЧНОЙ АЗИИ.doc
ТипДокументы
#64896
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

ОТНОШЕНИЯ РОССИИ СО СТРАНАМИ ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

Здесь рассматриваются основные направления, достижения, вы зовы и перспективы отношений Российской Федерации со странами Восточной Азии. Усиление роли Восточной Азии в мировой политике и экономике и необходимость модернизации России определяют стратегическую значимость региона Восточной Азии для России. От успешности внешней политики на восточноазиатском направлении и эффективности развития Сибири и Дальнего Востока во многом зависит статус России как великой державы. В 2000-х гг. произошло значительное укрепление позиций России в регионе. Тем не менее её вовлечённость в экономические процессы всё ещё незначительна, и Россия не может считаться полновесным региональным игроком в этой сфере. Российско-китайское стратегическое партнёрство является «стержнем» политики России в Восточной Азии, но односторонняя зависимость от Китая способствует включению России в регион на зависимых позициях и побуждает к диверсификации отношений со странами региона. Интересам России в Вос- точной Азии соответствует многовекторная политика, направленная на развитие равных по характеру и глубине отношений не только с Китаем, но и с Японией, Южной Кореей, странами АСЕАН (прежде всего Вьетнамом) и Инди- ей, и на участие России в урегулировании ситуации на Корейском полуострове. Изменение расстановки сил в Восточной Азии, вызванное усилением Китая и курсом США на «разворот в Азию», вызвало необходимость участия России в качестве «балансира» или «честного игрока». Эта тенденция совпадает с желанием России играть более значимую роль в региональном взаимодействии и интеграционных процессах. Активное участие России в политическом, эконо- мическом и энергетическом сотрудничестве с государствами Восточной Азии, а также в укреплении безопасности в регионе способно внести значительный вклад в оформление стабильного полицентрического порядка в Восточной Азии и развитие регионов Сибири и Дальнего Востока.

В настоящее время Азия в целом и регион Восточной Азии в особенности играют всё более важную роль в мировой политике и экономике, так как именно туда сдвигается центр индустриального, а также частично – постиндустриального высокотехнологичного роста и геополитических процессов в мире. Та-кие факторы, как экономическое и политическое возвышение сверхкрупных государств региона – Китая и Индии, напряжённое состояние китайско-японских отношений и укрепление союза безопасности между Японией и США, которые доминируют в мировой системе и стремятся не выпускать из-под своего контроля процессы в ключевых регионах мира, – ставят на повестку дня вопрос о том, как именно будет происходить дальнейшее развитие региона Восточной Азии и какой будет роль России в этом процессе.

Для России Восточная Азия представляется особенно важной в контексте диверсификации её внешней политики и развития Сибири и Дальнего Востока, которые со странами Восточно-Азиатского региона экономически связаны теснее, чем с остальной территорией страны. Страте- гической целью внешней политики России на протяжении всей её эволюции является стрем- ление к восстановлению и сохранению стату- са великой державы, что во многом связано с восстановлением позиций в Восточной Азии. Страна, претендующая на статус великой державы, должна иметь развитые отношения со всеми регионами мира, но её позиции должны быть особенно сильны в тех регионах, в которых она географически расположена. Для России, две трети территории которой расположены в Азии, одной из главных задач является наращивание своих позиций в регионе Восточной Азии, в ко- торый смещается «центр гравитации» мирового политического и экономического взаимодействия.

В Концепции внешней политики России 2013 г. в списке региональных приоритетов российской внешней политики Азиатско-Тихоокеанский регион занял четвёртую позицию после Содружества независимых государств (СНГ), Европы и США. В дополнение к важной роли региона в развитии Сибири и Дальнего Востока отмечается заинтересованность России в «создании в Азиатско-Тихоокеанском регионе транспортной безопасности и равноправного сотрудничества на коллективных началах».

Хотя такие регионы, как Ближний и Сред- ний Восток, Северная Африка и другие, пред- ставляют большую важность для российской внешней политики, её основное внимание было и остаётся сконцентрированным на регионе Восточной Азии. Останавливаясь на причинах такого решения, можно отметить, что многим восточноазиатским странам, включая Японию, Южную Корею, Тайвань, Сингапур и другие, яв- ляющимся источниками экономического роста, вполне успешно удалось интегрировать восточ- ную и западную модели политического и эконо- мического развития, и они представляют собой привлекательную модель развития для России. Приоритет Восточной Азии для России также определяется заинтересованностью в участии в региональных организациях и интенсивных интеграционных процессах, протекающих в дан- ном регионе

Россия и Китай

Поскольку отношения с Китаем всегда были приоритетным направлением в восточноазиатской политике нашей страны России, российско-китайское стратегическое партнёрство часто называется «стержнем» российской политики на Востоке. В 1996 г. была подписана «Совместная российско-китайская декларация», в которой было провозглашено решение развивать «от- ношения равноправного доверительного парт- нёрства, направленного на стратегическое вза- имодействие в XXI в.». В 2001 г. был заключён российско-китайский Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, который проложил путь к расширенному политическому, эконо- мическому и военному сотрудничеству. В 2004 г. после долгих переговоров, было подписано Соглашение о демаркации совместной россий- ско-китайской границы, урегулировавшее по- граничную проблему между государствами. В 2005 г. российским и китайским руководством была обозначена необходимость формирова- ния «нового мирового порядка», а в 2010 г. была выдвинута совместная российско-китайская инициатива по безопасности и сотрудничеству в АТР, которая призывала к созданию «новой ар- хитектуры безопасности» в регионе. В 2000-х гг. также активно развивалось сотрудничество в сфере энергетики, особенно в 2010 г., когда был закончен отвод трубопровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» от российского Сковородино до китайского Дацина.

Важно отметить, что основной аргументацией, которая лежит в основе российско-китайского стратегического партнёрства, является оппозиция односторонним действиям и под- держка полицентрического мироустройства, основанного на принципах уважения взаимного суверенитета. Понятие «многополярный мир» было первоначально предложено китайским руководством и было позднее принято российскими лидерами. В этом смысле односторонние действия Америки в Косово и Ираке объективно привели к усилению данного партнёрства. При этом существуют различные мнения по пово- ду того, на что в конечном счете направлено стратегическое партнёрство России и Китая: на ограничение американского превосходства и доминирования или же оно имеет прагматичный и неконфронтационный характер, который помогает проводить политику, отличающуюся от западной

Китай является торговым и инвестиционным партнёром №1 для России в Восточ- ной Азии. В 2012 г. объём товарооборота со странами региона составил $89 млрд [12]. В то же время, как метко отметил российский исследователь А.Д. Богатуров, Китай следует рассматривать и как «море потенциалов», и как «океан страхов» В этой связи необходимо отметить и наличие проблемных моментов в российско-китайских отношениях. Во-первых, проблему представляет несба- лансированная структура товарооборота: хотя в 1990-х гг. ситуация отличалась от современ ной, начиная с 2000-х гг. российский экспорт главным образом состоит из энергоносителей, сырья, продукции рыболовной и лесной про- мышленности, в то время как китайский экс- порт в значительной степени – из оборудования и промышленных товаров. Односторонняя и

«однобокая» экономическая ориентация на Китай представляет собой угрозу для России, так как она рискует стать сырьевым придатком, а индустриальный Китай оставит её на «дру- гой стороне баррикад» от ведущих стран мира, включая и его самого.

В связи с этим многие исследователи утвер- ждают, что Китай не может служить «маяком инновационной модели развития», равно как и не может снабжать Россию высокотехнологич- ным оборудованием, поскольку он заинтересо- ван в основном в российских ресурсах (кроме военных ноу-хау до некоторой степени). К тому же сам Китай использует «подержанные» запад- ные технологии, купленные или скопированные напрямую с западных.

Во-вторых, по мнению российского исследователя А.Д.Воскресенского, отмечается угро- за независимому характеру политики России в Восточной Азии из-за так называемого «Пе- кинского консенсуса», который влечёт за собой трансформацию мироустройства с Китаем в качестве мирового лидера и неизбежно приня- тие китайских интересов как приоритетов для остальных стран.

В-третьих, многие эксперты полагают, что Китай пытается «выдавить Россию» из Цен- тральной Азии, используя свою «мягкую силу» и интенсифицируя энергетическое сотрудниче- ство, через Шанхайскую организацию сотруд- ничества (ШОС).

В-четвёртых, развитие Дальнего Восто- ка представляется самой главной целью вос- точноазиатской политики России. К востоку от озера Байкал проживает всего лишь 7 млн человек, в то время как китайское население в приграничных областях составляет более 280 млн человек. Эти обстоятельства обеспечивают плодотворную почву для появления опасений относительно так называемой «жёлтой угрозы», то есть неконтролируемой китайской миграции, которая может привести к утрате Россией эконо- мического контроля над природными ресурсами Дальнего Востока и Сибири

В-пятых, принятая в 2009 г. «Программа со- трудничества между регионами Дальнего Восто- ка и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Респуб- лики (2009–2018 гг.)» нацелена на строительство новых пропускных пунктов на границе, повы- шение сотрудничества в транспортной сфере и развитие «зон сотрудничества» и других сфер двусторонних отношений.

Данная программа вызвала большую кри- тику, так как большинство запланированных проектов связано или с добычей сырья, заго- товкой древесины и сельским хозяйством на российской территории с использованием ки- тайской рабочей силы, или с производством конечной продукции на китайской территории. Это, в свою очередь, имеет большую вероятность привести только к экономическому и экологиче- скому ухудшению состояния Дальнего Востока [3, с. 68–70].

Несмотря на заявления о том, что в полити- ческой сфере российско-китайские отношения оцениваются как стратегическое партнёрство, преследующее одинаковые цели построения

«нового мирового порядка», экономическое не- равенство при отсутствии интереса со стороны Китая к покупке высокотехнологичных россий- ских товаров и амбивалентном восприятии того, что Россия «всё ещё должна» Китаю его часть дальневосточных территорий, угрожает статусу и стратегическому характеру двухстороннего партнёрства [4, с. 57–58; 1, с. 254–258]. И всё же у российской политической элиты сохраняется твёрдое убеждение, что стратегическое партнёр- ство с Китаем – это главная гарантия против уменьшения влияния России в Восточной Азии и что, несмотря на все проблемы в двусторонних отношениях, именно Китай является наиболее вероятным партнёром в обеспечении модерни- зации и развития Дальнего Востока, ибо именно он возглавляет список стран, осуществляющих инвестиции в данном регионе.

Способность России продвигать идею полицентричного мирового порядка также в большой степени зависит от её сотрудничества с Китаем, поддержка которого способствует усилению позиций страны на мировой арене. Сильная сторона российско-китайских отношений заключается в том, что если будут найде- ны способы преодоления их недостатков, то эти отношения будут в значительной мере способ- ствовать развитию обеих стран и укреплению их положения в Восточной Азии.

Качественно новая роль Китая и его место в миро- вой политике и мировой экономике заставили многих российских учёных предположить, что российско-китайские отношения нуждаются в полном реструктурировании и даже «переза- грузке», направленной на формирование взаимовыгодного прагматичного стратегического партнёрства

Отношения России с Японией, государствами Корейского полуострова и АСЕАН

Очевидно, что ускоренное развитие Сибири и Дальнего Востока невозможно без развития отношений в экономике, политике и сфере безопасности с ключевыми странами региона – Китаем, США, Японией, Южной Кореей. В этой связи более сбалансированным представляется курс, направленный на развитие отношений не только с Китаем, но и с другими странами Восточной Азии, что будет способствовать вхожде- нию России в регион как независимого игрока. Наибольший интерес в этой связи представляют три направления развития отношений: с Япони- ей, Южной Кореей и странами АСЕАН. Япония и Южная Корея являются вторым и третьим экономическим партнёром России в регионе с товарооборотом в $31 млрд и $25 млрд в 2012 г. соответственно. Объём накопленных инвестиций Японии – $10,7 млрд, Республики Корея –

Экономическое и техническое сотрудничество длительное время находилось в стагнации, несмотря на огром- ный потенциал его развития, и достигло самого низкого уровня в 2002 г. В качестве основных причин называлось нежелание Японии инвестировать капитал в Россию, связанное с недостаточной прозрачностью российской экономики и наличием многочисленных бюрократических препятствий для ведения бизнеса.

В 2003 г. был подписан План совместных действий, нацеленный на всестороннее развитие политических, экономических и культурных отношений. В 2005 г. был заключен ряд экономи- ческих соглашений, что придало импульс эко- номическому сотрудничеству между Россией и Японией и привело к проникновению японского бизнеса на российский рынок (особенно в ав- томобильной промышленности) [9, с.76, 144]. Япония также стала принимать активное уча- стие в развитии энергетического сотрудничества в проектах Сахалин-1 и Сахалин-2 и в насто- ящее время является основным потребителем российского сжиженного газа (СПГ). Япония – второй по величине торговый партнёр России в регионе после Китая и занимает восьмое место по объёму инвестиций в российскую экономику.

Однако, несмотря на улучшение экономи- ческого сотрудничества, приходится конста- тировать отсутствие прогресса в урегулиро- вании территориального спора и в 2000-х гг. Посещение президентом России Д.А.Медведевым Курильских островов в 2010 г. вызвало жёсткую критику со стороны лидеров Японии и привело лишь к усилению взаимного неприятия позиций другой стороны по данному вопросу. В Японии воспринимают с озабоченностью мо- дернизацию российского военного потенциала на Дальнем Востоке, а активность Российского флота и авиации отмечается в военной доктрине в качестве «источника тревоги». Тем не менее во- оружённый конфликт с Россией, вокруг Куриль- ских островов всерьёз японским руководством не рассматривается [11].

Визит премьер-министра Японии С. Абэ в Россию в апреле 2013 г. заложил основу для даль- нейшего развития российско-японских отноше- ний в экономической и энергетической сферах. Кроме того, была достигнута договорённость о возобновлении переговоров по заключению мирного договора и о начале стратегического диалога в формате «два плюс два», включающего совещание министров иностранных дел и оборо- ны двух стран. Кроме территориальной пробле- мы, в отношениях между Россией и Японией не существует серьёзных спорных вопросов, что предоставляет уникальные возможности для реализации потенциала сотрудничества компле- ментарных экономик и может быть направлено на модернизацию России, в особенности регио- нов Сибири и Дальнего Востока [10].

На Корейском полуострове начиная с 1990-х гг. ставка была сделана на развитие экономического и технологического сотрудничества с Южной Кореей при снижении уровня отношений с КНДР. Признание Республики Корея в 1990-х гг. негативно отразилось на развитии связей с Северной Кореей. Одновременно с этим на ухудше- нии позиций России на Корейском полуострове сказалось и то, что она была отстранена от уча- стия в урегулировании северокорейской пробле- мы в 1990-х гг., несмотря на то, что у России всегда существовала прямая заинтересованность в этом вопросе.

Второй корейский ядерный кризис (2002– 2006 гг.) предоставил России возможность ис- пользовать своё влияние на КНДР с целью со- зыва шестисторонних переговоров и участия в них. Неофициальная цель России состояла в том, чтобы предотвратить падение северокорейского режима, поскольку это могло иметь непредска- зуемые последствия для безопасности страны, принимая во внимание 19 км границы с КНДР. Участие России в шестисторонних переговорах воспринималось странами региона в качестве подтверждения её статуса великой державы и способности поддерживать баланс сил в регио- не между США с их союзниками и Китаем. По мнению многих исследователей, участие России в урегулировании ситуации на Корейском по- луострове является залогом для укрепления российских позиций в Восточной Азии].

За время их отсутствия, начиная с 2009 г., Россия предприняла ряд мер для улучшения отношений с Северной Кореей (в частности, реструктурирование долга КНДР и продовольственная помощь в 2011 г.) и начала продвигать осуществление ряда больших трёхсторонних экономических проектов, включая соединение Транссибирской и Корейской железных дорог и строительство линий электропередач через территорию КНДР в Южную Корею, а также газо- провода через Корейский полуостров. Принимая во внимание политические риски, реализация этих проектов представляет реальную возмож- ность придания конструктивного характера от- ношениям между Северной и Южной Кореей, что, в свою очередь, будет способствовать уси- лению российских позиций на Корейском полуострове

В сентябре 2013 г. , была официально за- вершена реконструкция части Транскорейской железной дороги, которая позволила соединить незамерзающий порт Раджин в КНДР, входящий в особую торгово-экономическую зону Расон, с российским посёлком Хасан, где находится станция Транссибирской железной дороги. На начальном этапе предполагается перевозка рос- сийского угля для экспорта в страны Восточной Азии, а впоследствии – контейнерных грузов че- рез Южную Корею, что обеспечит российской железнодорожной сети выход ко всем странам региона.

Реализация данного проекта может стать моделью для будущего участия России в эконо- мическом взаимодействии в регионе, направлен- ном на укрепление её безопасности. Перспективность развития трехсторонних проектов была подтверждена во время визита В.В. Путина в Республику Корею в ноябре 2013 г., в ходе ко- торого было заявлено о рассмотрении возмож- ности строительства морского газопровода в Южную Корею.

Хотя Россия и стала партнёром по диало- гу с АСЕАН в 1996 г. и в 2004 г. подписала До- говор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Вос- точной Азии, региональная роль России была первоначально преимущественно воспринята с большим скептицизмом вследствие ее неспособ- ности проецировать экономическую и военную силу в регионе. Первая встреча на высшем уров- не России и АСЕАН как партнёров по диалогу состоялась только в 2005 г. Главная проблема со- стояла в том, что отношения России и АСЕАН были далеки от «существенных» из-за небольшо- го товарооборота и низкого уровня инвестиций. По этой причине России отказали как в прове- дении подобных встреч на регулярной основе, так и в присоединении к Восточноазиатскому саммиту, свою заявку на вступление в который она подала в 2005 г.

Вьетнам считается традиционным надёж- ным партнёром России в Юго-Восточной Азии, что делает его одним из стратегических парт- нёров России в регионе. Помимо совместных проектов по разработке нефти и газа с Вьетна- мом и другими странами ЮВА, расширяется во- енно-техническое сотрудничество (например, с Индонезией и Вьетнамом), сотрудничество в области биотехнологий, фармацевтики, ин- формационных и образовательных технологий, исследования космоса, оказания помощи при чрезвычайных ситуациях, туризма, гражданской авиации. Россия также осуществляет большое количество проектов в Юго-Восточной Азии, включая строительство электростанций (напри- мер, с Камбоджей) и атомных электростанций (например, с Вьетнамом и Мьянмой).

Одним из самых перспективных направлений представляется заключение соглашений о создании зоны свободной торговли между Таможенным союзом (РФ, Белоруссия, Казах- стан) и странами региона. Начиная с 2013 г. та- кие переговоры ведутся с Новой Зеландией и Вьетнамом, причём с последним планируется подписание данного соглашения в ближайшее время. Предполагается, что соглашение о ЗСТ с Вьетнамом может стать пилотным проектом, который позволит в будущем заключить подоб- ные соглашения с другими странами АСЕАН и группировкой в целом.

Участие России в политическом, экономи- ческом и энергетическом сотрудничестве с го- сударствами Восточной Азии, а также в укреп- лении безопасности в регионе способно внести значительный вклад в оформление полицентри- ческого порядка в Восточной Азии и развитие России. В любом случае позиции России в Вос- точной Азии напрямую зависят от способности страны решить проблемы развития Сибири и Дальнего Востока.
перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей