Российский Государственный Педагогический
Университет Им.А.И.Герцена
Институт детства
Введение в профессиональную деятельность бакалавра
Тема: Паспорт профессии воспитателя
1 курс группа Д-4-18
Руководитель: Ничипоренко Лидия
Константиновна
1.Название профессии.
Воспитатель детей дошкольного возраста. Учитывая возрастающие требования к образовательным функциям дошкольного учреждения, более высокий уровень профессиональной подготовки современного воспитателя, всё чаще называют педагогом. Слова «учитель», «педагог», «преподаватель», «воспитатель» очень близки по значению, поскольку ими называют людей, которые посвятили себя педагогической деятельности, выбрали служение педагогической профессии.
2.Суть работы или в чём заключается функционал, или что делает данный специалист, или какие профессиональные задачи решает?
Воспитатель - лицо, осуществляющее воспитание, принимающее на себя ответственность за условия жизни и развития личности другого человека.
Работа воспитателя заключается в воспитании и обучении подрастающего поколения, а именно детей раннего и дошкольного возраста.
Воспитание - дело очень ответственное. Оно вдвойне ответственно, когда речь идет о воспитании детей в период от рождения до поступления в школу. Чтобы понять маленького ребенка, который не всегда еще может объяснить словом, что он хочет, что его волнует, интересует, заботит, обижает, радует, надо очень многое знать, уметь, понимать, чувствовать сердцем.
Учитель, воспитатель в дошкольном учреждении является значимым представителем одной из самых социально значимых человеческих профессий. Его деятельность направлена на развитие и формирование человека. Духовное воспроизводство человека, сотворение личности - таково назначение педагога в обществе. В этом заключается важнейшая социальная функция педагога.
Фундаментальная роль дошкольного периода развития в процессе становления человеческой личности определяет соответствующие требования к воспитателю. Прежде всего это необходимость осознания величайшей ответственности за счастливое детство ребенка, его судьбу. Однако для успешной деятельности педагога мало понимания непреходящей ценности дошкольного детства, требуется еще и знание закономерностей развития ребенка. Одна из закономерностей - зависимость психического, физического развития ребенка от окружающей среды, невозможность его существования без взрослых.
Отсюда вытекают важнейшие профессиональные функции педагога:
- создание педагогических условий для успешного воспитания детей;
- обеспечение охраны жизни, укрепления здоровья детей.
Каждая из этих функций воплощается в определенной сфере деятельности педагога. Реализация первой функции сопряжена с созданием так называемой развивающей среды, т. е. среды, которая побуждает ребенка к активности, к деятельности развивающего характера.
Забота об укреплении здоровья (физическое и психическое) - залог правильного воспитания в дошкольном возрасте, поскольку в этот период развитие ребенка очень зависит от его состояния, настроения, эмоциональных проявлений. Например, у детей снижается восприимчивость к воспитательным воздействиям, когда они заболевают, испытывают обиду от грубого обращения, утомлены вследствие неполноценного сна, плохо организованного занятия, развлечения и т.д. Педагог должен быть внимателен к окружающей обстановке (в помещении детского сада, на участке), предвидеть любую мелочь, которая может быть опасна для жизни и здоровья детей. Так, следует вовремя проверять состояние построек на участке детского сада, игрового оборудования, соответствие мебели росту детей; измерять температуру воды, приготовленной для обливания; заранее определять время, требующееся для просмотра диафильмов, чтобы предупредить переутомление воспитанников, и т. п. Нужно помнить, что небрежность, халатность, упование на авось в работе педагога - признаки его профессиональной непригодности. Осуществление воспитательно-образовательной работы с детьми - основная функция педагога дошкольного воспитания. Она реализуется в планировании предстоящей работы на основе программно-методической документации, в непосредственном проведении этой работы, в анализе ее результатов. Современный педагог, опираясь на данные психологопедагогических, социологических исследований, осознает, что основы личности человека закладываются в семье, влияние которой на развитие ребенка нельзя заменить влиянием никакого, даже очень квалифицированного общественного образовательного учреждения. В интересах воспитанников педагог должен содействовать повышению педагогической культуры родителей, обеспечивать согласованность в воспитании ребенка, помогать отдельным семьям в этом процессе. Поэтому профессиональными функциями современного педагога являются следующие:
- участвовать в педагогическом просвещении родителей;
- регулировать и согласовывать воспитательные воздействия семьи и дошкольного учреждения.
3.Карта навыков: профессиональных и личностных
Профессиональные знания, умения и навыки
Общие умение: планировать работу своей группы оценивать уровень развития детей своей группы организовывать детей на занятии и в свободной деятельности использовать в работе новые технологии и методики создавать в группе спокойную атмосферу организовывать работу с родителями осуществлять индивидуальный подход создавать зону успеха каждому ребенку выслушать и услышать ребенка Специальные: умение выразительно читать литературные произведения владение основными видами движений владение навыками рисования, лепки, конструирования умение петь, танцевать Личностные качества необходимые воспитателю: такт гуманность рефлексия требовательность к себе организованность инициативность выдержка умение управлять своими эмоциями 4.Каким может и должно быть образование, для того чтобы работать в данной профессии? Иными словами какая должна быть квалификация?
Квалификационные требования к Воспитателю (включая старшего). Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы. Для старшего воспитателя - высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж работы в должности воспитателя не менее 2 лет.
5. График работы
Продолжительность рабочего дня воспитателя детского сада
В соответствии со ст. 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Согласно ст. 92, а также ст. 333 ТК РФ для педагогических работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, которая составляет не более 36 часов в неделю. При этом продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется Правительством РФ в зависимости от должности и (или) специальности. Пунктом 3 Приложения к приказу Министерства образования и науки РФ от 24.12.2010 N 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" установлено, что для воспитателей в дошкольных образовательных учреждениях норма часов педагогической работы за ставку заработной платы составляет 36 часов в неделю.Таким образом, за ставку воспитатель должен отработать 36 часов в неделю.
6.Место работы, то есть где может работать специалист данной области?
Воспитатель (или воспитательница) – это специалист по воспитанию и развитию детей младшего возраста. Всем знакомы воспитатели, которые работают в детском саду. Они занимаются уходом, присмотром, воспитанием и образованием детей дошкольного возраста пока родители на работе. Работа воспитателя также востребована в детских домах, школах-интернатах и других учебно-воспитательных учреждениях. 7.Размер заработной платы воспитателя: дифференцировано - молодой специалист и специалист с опытом работы более 15 лет. Что влияет на размер заработной платы?
По данным Росстата, средняя зарплата педагога дошкольного образования в России составляет 32 718 руб. Она рассчитывается как сумма минимального гарантированного оклада и различных доплат. По наибольшей части актуальных вакансий величина предлагаемого вознаграждения не превышает 24 200 руб., а в 22,1% случаев не достигает и 12 200 руб. Недостаточность государственного бюджета приводит к урезанию штата, росту нагрузки на специалистов и отсутствию мотивации среди воспитателей к выходу на работу в детские сады.
Заработная плата воспитателя состоит из основной (окладной) части и премиальной надбавки, которая зависит от проведенных мероприятий с родителями, утренников и участия в конкурсах на районном, городском и прочих уровнях.
Дополнительные начисления могут проводиться за счет полученной квалификации работника. Квалификации начинают присваиваться после прохождения курсов повышения — I, II и высшая категория.
Также надбавку к жалованию получают воспитатели, которые работают в специализированных дошкольных образовательных учреждениях, где их деятельность направлена на логопедическое, офтальмологическое или коррекционное развитие. Доплата в таком случае составляет 15-20% к месячной окладной части.
При совмещении нескольких должностей внутри детского садика (замена коллеги, например), воспитатель может прибавить себе еще 10%.
Заработная плата молодого специалиста зависит от коэффициентов( в основном это стаж), участие в конкурсах, полученные звания.
8.Риски //трудности
Поскольку воспитатели постоянно работают в тесном контакте с людьми, существует опасность заражения различными заболеваниями, передающимися воздушно-капельным или контактным путем.
Деятельность воспитателя связана с высокой степенью ответственности, моральным давлением со стороны общества и воспитуемых, что может вызвать нравственно-психологические проблемы, привести к неврозам и депрессии, сердечно-сосудистым заболеваниям.
9.Чего может касаться сфера профессиональных интересов?
Это может быть:
Лепка, художественный труд и пластилинография. Развитие «ручной умелости» на занятиях по изодеятельности.
Трудовое воспитание дошкольника как основа положительных социально-общественных качеств взрослого человека.
Целенаправленное развитие у детей внимания, памяти, логики и мышления. Использование дидактических (обучающих) игр на организованных занятиях и в повседневной деятельности.
Развитие познавательного интереса детей во всех видах деятельности.
10.Карьерный путь в данной профессии
Перспективы карьерного роста специалистов в области дошкольного образования связаны с повышением квалификации либо непосредственно на рабочем месте, либо в системе непрерывного профессионального образования.
Возможен и управленческий путь развития карьеры, когда специалист, постепенно совершенствуясь, может стать руководителем детского сада либо получить должность специалиста в местном отделе образования. Воспитатель может со временем открыть частный детский сад, став частным предпринимателем.
11.Конкурентность в данной профессии и конкурентность самой профессии на рынке труда
Представители профессии Воспитателя детского сада являются достаточно востребованными на рынке труда. Несмотря на то, что вузы выпускают большое количество специалистов в этой области, многим компаниям и на многих предприятиях требуются квалифицированные Воспитатели детского сада.
Конкурентная среда на рынке услуг дошкольного образования характеризуется существенным доминированием муниципальных образовательных организаций над негосударственными (частными) организациями, а также наибольшей концентрацией дошкольных организаций в крупных населенных пунктах.
Считают, что организаций, оказывающих услуги дошкольного образования, недостаточно.
12.Престижность профессии в ряде педагогических специальностей (по 10-тибалльной системе)
Профессия воспитателя в последние годы возвращает былой престиж. Растет рождаемость, открываются новые детские сады, повышаются зарплаты педагогов дошкольного образования, осуществляется поддержка дошкольных учреждений и воспитателей, внедряющих инновационные программы обучения, обеспечивается повышение их квалификации и профессионального мастерства.
13.Смежные профессии
Инспектор по работе с трудными подростками; воспитатель в детских домах, общежитиях, интернатах, лагерях; учитель младших классов; гувернер; няня.
14.Профессия за рубежом: существует ли схожая профессия в зарубежных странах? Что необходимо для того чтобы в соответствии с ней работать? Насколько она популярна в социуме зарубежных стран?
За рубежом безусловно существует такая профессия, в Европе это - учитель дошкольного образования. Для того чтобы работать по этой специальности необходимо высшее педагогическое образование. Это профессия весьма престижна и уважаема в обществе и хорошо оплачивается. перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |