Главная страница
qrcode

По материалам Ельцовой О. М. По материалам Ельцовой О. М. Современные подходы к речевому


НазваниеПо материалам Ельцовой О. М. По материалам Ельцовой О. М. Современные подходы к речевому
Дата03.10.2019
Размер4.06 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаà½ýµ«óá Ä.î. æ«óÓѼѡ¡ÙÑ »«ñÕ«ñÙ ¬ ÓÑþÑó«¼Ò Óáºó¿Ô¿¯ ñ«Þ¬«½ý¡¿¬«
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#63839
страница1 из 5
Каталог
  1   2   3   4   5
По материалам Ельцовой О.М.
По материалам Ельцовой О.М.
Современные подходы к речевому
Современные подходы к речевому
развитию дошкольников (ФГОС ДО)
развитию дошкольников (ФГОС ДО)
Современные подходы к речевому развитию
Современные подходы к речевому развитию
дошкольников
дошкольников
Речь – неотъемлемая часть социального бытия
людей, необходимое условие существования
человеческого общества.
Подсчитано, что примерно 70% того времени, когда
человек бодрствует, он посвящает говорению,
слушанию, чтению, письму –
четырём основным
видам речевой деятельности.
Если справедлива пословица
«По одежке встречают,
по уму провожают»
, то она в первую очередь
приложима к человеческому общению, где слова –
«одежки» наших мыслей, и тем важнее не ошибиться в
их выборе.
«Заговори, чтоб я тебя увидел»
(Сократ).
Усвоение языка начинается человеком с
Усвоение языка начинается человеком с
момента появления его на свет и
момента появления его на свет и
продолжается почти всю жизнь.
продолжается почти всю жизнь.
«Священное уменье говорить,
«Священное уменье говорить,
Произносить слова и строить фразу.
Произносить слова и строить фразу.
Как просто это: стоит рот открыть,
Как просто это: стоит рот открыть,
И чудо слова возникает сразу».
И чудо слова возникает сразу».
поэт Е. Винокуров
поэт Е. Винокуров
Но чтобы возникло «чудо слова», мало только «рот
Но чтобы возникло «чудо слова», мало только «рот
открыть».
открыть».
Умен ты или глуп,
Умен ты или глуп,
Велик ты или мал,
Велик ты или мал,
Не знаем мы, пока
Не знаем мы, пока
Ты слово не сказал!
Ты слово не сказал!
поэт и мыслитель
поэт и мыслитель
XIII
XIII
века Саади
века Саади
Почему одни люди обладают высокой
Почему одни люди обладают высокой
культурой речи, а другие же едва овладевают
культурой речи, а другие же едва овладевают
речевой грамотностью?
речевой грамотностью?
«Ни искусство, ни мудрость, -
«Ни искусство, ни мудрость, -
утверждал Демокрит,
утверждал Демокрит,
великий философ древности, - не могут быть
великий философ древности, - не могут быть
достигнуты, если им не учиться».
достигнуты, если им не учиться».
«Из всех работ самая трудная – умная речь»
«Из всех работ самая трудная – умная речь»
-
-
считали древние мудрецы.
считали древние мудрецы.
«Ученье – свет; ан свет-то разный бывает:
«Ученье – свет; ан свет-то разный бывает:
солнышко светит, и огарок свет даёт» -
солнышко светит, и огарок свет даёт» -
народная
народная
мудрость.
мудрость.
«Существует только один способ научиться плавать –
«Существует только один способ научиться плавать –
броситься в воду. И есть только один способ
броситься в воду. И есть только один способ
научиться говорить, а именно: встать и начать
научиться говорить, а именно: встать и начать
говорить. Искусство говорить приобретается на
говорить. Искусство говорить приобретается на
практике» - советовал Норман Коупленд
практике» - советовал Норман Коупленд
.
.
«Кто не умеет говорить, карьеры не сделает»
«Кто не умеет говорить, карьеры не сделает»
Наполеон
Наполеон
I
I

С точки зрения значения в жизни
человека можно выделить следующие
основные функции речи:
- речь является
средством познания
, необходимым
условием познавательной деятельности человека
(благодаря речи человек приобретает знания,
усваивает и передает их);
- речь –
средство воздействия на сознание
,
выработки мировоззрения, норм поведения,
формирования вкусов;
- речь используется
в процессе совместной трудовой
деятельности
для согласования усилий, планирования
работы, проверки и оценки ее результатов;
- речь –
средство удовлетворения личных
потребностей
человека:
в общении
, в приобщении к
определенной группе лиц и т.д..
«Ни искусство, ни мудрость,
- утверждал
Демокрит, великий философ древности,
- не
могут быть достигнуты, если им не учиться»
Чтобы эти функции своевременно появились и
полноценно реализовались, необходимы
соответствующие
условия
.
Такие условия
возникают, прежде всего,
в процессе самого
общения
и
деятельности, организуемой
взрослыми совместно с детьми.
В.Г. Белинский в свое время обращал
внимание на то, что умение говорить – это
«дар природы»
.
Чтобы дар природный
развивался, стал умением «произносить слова
и строить фразы», необходимо знание. Если
есть знание, человек говорит правильно.
Типичные проблемы развития речи
Типичные проблемы развития речи
дошкольника
дошкольника
1) Односложная, состоящая лишь из простых
1) Односложная, состоящая лишь из простых
предложений речь.
предложений речь.
2) Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
2) Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
3) Употребление нелитературных слов и выражений.
3) Употребление нелитературных слов и выражений.
4) Неспособность грамотно и доступно
4) Неспособность грамотно и доступно
сформулировать вопрос, построить краткий или
сформулировать вопрос, построить краткий или
развернутый ответ.
развернутый ответ.
5) Неспособность построить сюжетный или
5) Неспособность построить сюжетный или
описательный рассказ, пересказать текст своими
описательный рассказ, пересказать текст своими
словами.
словами.
6) Отсутствие логического обоснования своих
6) Отсутствие логического обоснования своих
утверждений и выводов.
утверждений и выводов.
7) Отсутствие навыков культуры речи.
7) Отсутствие навыков культуры речи.
8) Плохая дикция.
8) Плохая дикция.
«Чему Ваня не научился,
«Чему Ваня не научился,
того Иван не выучит»
того Иван не выучит»
Коммуникативные права ребёнка:
Коммуникативные права ребёнка:

право на свою систему ценностей;
право на свою систему ценностей;

право на ответственность;
право на ответственность;

право на личное достоинство и уважение этого
право на личное достоинство и уважение этого
достоинства;
достоинства;

право на индивидуальность и своеобразие;
право на индивидуальность и своеобразие;

право на независимость от других людей;
право на независимость от других людей;

право на свою мысль;
право на свою мысль;

право на отстаивание своих прав.
право на отстаивание своих прав.
Формирование коммуникативных способностей
Формирование коммуникативных способностей
включает два звена:
включает два звена:

овладение языком;
овладение языком;

умение применять язык для целей общения в
умение применять язык для целей общения в
разнообразных коммуникативных ситуациях.
разнообразных коммуникативных ситуациях.
Федеральный государственный образовательный
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования стандарт дошкольного образования
«Речевое развитие»
включает:

владение речью как
средством общения
и культуры;

обогащение
активного словаря
;

развитие связной,
грамматически правильной
диалогической и монологической
речи;

развитие речевого творчества;

развитие
звуковой
и интонационной
культуры речи,
фонематического слуха;

знакомство с книжной культурой,
детской литературой,
понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

формирование звуковой аналитико - синтетической активности как
предпосылки обучения грамоте.
Федеральный государственный образовательный
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования стандарт дошкольного образования
Художественно-эстетическое развитие
предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного
, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Таким образом, сохранены лучшие традиции отечественного
дошкольного образования:
-комплексный подход к решению задач;
-всестороннее воспитание;
-амплификация развития на основе организации разных видов
деятельности.
Федеральный государственный образовательный
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования стандарт дошкольного образования
«Социально-коммуникативное развитие»
направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками
, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ
ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ
ОБЪЕМУ
ОБЪЕМУ
Программа обеспечивает
развитие личности детей
дошкольного возраста в различных видах общения и
деятельности
с учётом их возрастных,
индивидуальных психологических и физиологических
особенностей и должна быть направлена
на решение
задач
, указанных в пункте 1.6 Стандарта, в частности:
- формирование общей культуры личности детей,
в том
числе ценностей здорового образа жизни, развития их
социальных, нравственных, интеллектуальных качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности
ребёнка, формирования предпосылок учебной
деятельности;
- обеспечение преемственности целей, задач и
содержания образования,
реализуемых в рамках
образовательных программ различных уровней (далее
- преемственность основных образовательных
программ дошкольного и начального общего
образования)
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ООП
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ООП
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ ОБЪЕМУ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ ОБЪЕМУ
Программа может реализовываться в
различных видах
деятельности
(общении, игре, познавательно-
исследовательской деятельности - как сквозных
механизмах развития ребенка), в том числе и в
коммуникативной
(общение и взаимодействие со
взрослыми и сверстниками).
Современная цель развития речи -
достижение
коммуникативной компетентности ребенка, которая
предполагает возможность посредством речи решать
задачи в условиях разных видов деятельности.
Коммуникативная компетенция
– совокупность знаний,
умений и навыков в области вербальных и
невербальных средств для адекватного восприятия и
отражения действительности в различных ситуациях
общения
(коммуникативная компетенция - это
некоторая система требований, а коммуникативная
компетентность - степень соответствия человека
этой системе требований).
ВЕДУЩИЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
ВЕДУЩИЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
В
первой младшей группе
это развитие разговорной
речи и умения понимать обращенную речь, вступать в
индивидуальный речевой контакт с окружающими
людьми, выражать свои мысли вербально.
Во
второй младшей группе
ведущей задачей
становится дальнейшее развитие разговорной речи,
опосредованное использованием литературных
текстов, рассматриванием картинок, предметов,
объектов природы
В
среднем дошкольном возрасте
основное внимание
уделяется развитию речевой инициативы и речевой
самостоятельности ребенка, как в процессе общения,
так и в монологической речи.
В
старшем дошкольном возрасте
основной задачей
по развитию речи становится выявление
индивидуальных способностей детей в речевой
деятельности, развитие творчества. Творческие
проявления можно наблюдать как в содержании, так и в
средствах его передачи.
Освоение общеречевых навыков
1) Выработка дикции.
Дикция - внятное, четкое произношение слов и их сочетаний. Работа над дикцией производится начиная со второй младшей группы.
2) Формирование темпа речи и качеств голоса.
Легко воспринимаемая речь характеризуется такими качествами: средним темпом, ритмичностью, умеренной силой, высотой голоса.
3) Воспитание выразительности речи.
В средней группе детей учат передавать интонацию вопроса и ответа, такие чувства, как: радость, удивление, неудовольствие.
В старших группах дети должны уже выражать более разнообразные и тонкие чувства (нежность, тревогу, печаль, гордость и др.).
4) Воспитание культуры речевого общения.
В это понятие входят общий тон детской речи и некоторые навыки поведения, необходимые в процессе речевого общения.
Образная, выразительная речь
В настоящее время актуальность развития речевых способностей н е вызывает сомнений и приобретает особое значение.
Хорошо развитая речь у ребенка – это гарантия не только его общего психического развития, но и нормального общения со сверстниками и взрослыми, которое является в свою очередь условием его личностного развития
. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка.
С.Л. Рубинштейн (1889—1960) в труде «К психологии речи» писал
: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам». Выразительность
он рассматривал
как
качественную характеристику речи
, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека
Работа по развитию речи
Работа по развитию речи с с
младшими дошкольниками
младшими дошкольниками
В работе по развитию речи с младшими
дошкольниками неоценимую роль играют
традиционные
потешки, колыбельные, прибаутки,
сказки
(особенно стихотворные).
Колыбельные песни и потешки – бесценный
материал, который позволяет ребенку
«почувствовать» язык, способствует освоению
грамматического строя речи: "котенька", "коток",
"котик", "котя".
На радость ребёнку
-
заклички – детские песенки
-
обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам:
Весна красна! На чём пришла?
На сошечке, на бороночке,
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку.
Работа по развитию речи
Работа по развитию речи с с
младшими дошкольниками
младшими дошкольниками

Спокойная
мелодия колыбельной
успокаивает
ребенка, веселая потешка его радует:
У нас доченька в дому, Баю, баю, баиньки,
  1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов


связь с админом