Подготовка к ЕГЭ 2012: Обществознание Тема 2: Человек. Индивид. Личность. Человек. Индивид. Личность. Понятие «человек» используется для обозначения всеобщих, присущих всем людям способностей, отличающих нас от животного мира. Науки, изучающие человека, многообразны (философская антропология, этика, психология, социология и др.) С точки зрения философии, постичь сущность человека – значит выявить главные черты, свойственные именно человеку. Существуют различные подходы в понимании сущности человека. В одних случаях он рассматривается через сопоставление с природой, обществом, бытом, самим собой. При этом выделяют коренные отличия человека от других существ. Другой подход предполагает изучение человека с точки зрения его психики, организации нравственной, духовной, общественной жизни. Философские поиски сущности человека (основные вехи): а) древняя философия Востока: человек – часть природы;
человек – часть Великой природы («Небо – Человек – Земля»);
б) философия античности: человек – духовно-телесное существо;
человек – мера всего (Протагор);
природа человека определяется его душой и телом, но с приматом души над телом (Платон);
признание возможности и необходимости совершенствования человека;
главное, решающее в человеке – интеллектуальная деятельность (Аристотель);
в) христианская философия Средневековья: человек – образ и подобие Божие;
внутренняя раздвоенность человека вследствие грехопадения;
г) философия эпохи Возрождения: гуманизм и антропоцентризм;
красота человека сообразна красоте Божественной;
д) XVII в.: « Я мыслю, значит, я существую» (Декарт); е) философия эпохи Просвещения : рационализм и критицизм;
культ «автономного» человека, способного трезво и глубоко оценивать явления, идеи, нравственные поступки и их последствия;
главное в человеке - чувственно- эмоциональная природа, роль интереса в деятельности людей (Вольтер, Гульвецкий);
природа человека выводится из жизненных влечений и практических интересов, «естественных» побуждений к самосохранению, богатству , почету, славе (Гоббс);
человек в своих поступках должен руководствоваться единым нравственным законом (Кант);
придание вопросу о человеке статуса основного вопроса философии;
ж) гуманистическая философия XIXв.: человек – творец культуры, носитель всеобщего нравственного начала;
и) рубеж XIX – XX вв.:
поиск сущности человека в таких проявлениях, как чувство, воля, влечения;
наука определяет понятие – «индивидуальность» и «личность».
Индивид перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |