2 урокТема урока «О нашей речи»Цели:1. Повторить основные требования к речи и речевому поведению (умение слушать одноклассников); повторение лингвистических понятий, освоенных в 1 классе; повторение правил списывания;
2. Развивать внимание, память, речь.
3.Воспитывать внимательное отношение к людям.
Оборудование: схемы, изображающие деловую и картинную речь, правила общения: один говорит, все слушают.
Ход урока
Организационный момент.II. Проверка домашнего задания.- Любите ли вы слушать чьи-то рассказы о жизни,
воспоминания?- Как же надо человеку говорить, чтобы его хотелось слушать?
Кто хочет разговаривать, Всё правильно и внятно, Тот должен выговаривать Чтоб было всем понятно.- А как нужно слушать, чтобы тому, кто говорит, хотелось рассказывать?
Схемы
- Какие изменения нужно внести в схему, чтобы она подходила к деловой речи; к картинной речи; чтобы схемы выражали основные требования к речевому поведению?
- Поделитесь своими воспоминаниями о летних событиях друг с другом в парах. Попробуйте выполнить правила, которые соблюдают все культурные, вежливые люди.
(Работа в парах, затем весь класс слушает 2-3 учеников.) - Всё ли вам понятно в рассказах?
- Что особенно показалось интересным в рассказах? Спросить у рассказывающих:
- Понравилось ли вам, как вас слушали?
- Помогали ли вам ребята своим вниманием?
ФизминуткаСо своих мест поднимитесь,Вправо, влево покрутитесь.Широко мне улыбнитесь,Прыгните и приземлитесь,Друг на друга посмотрите,Головою повертите,Покажите мне язык,И за парты снова - прыг!III. Работа по теме урока.1. Повторение лингвистических понятий, усвоенных в 1 классе.
Задание 5. Заполняется кроссворд с опорой на таблицу (с. 3).
1)Общение людей друг с другом.
(Речь.) 2) Речь, в которой сообщают точные сведения.
(Деловая.) 3)Речь, в которой словами рисуют, передают свои чувства.
(Картинная.)4) Речь, которую говорят и слушают.
(Устная.)5) Речь, которую пишут и читают.
(Письменная.) 6)«Кирпичики» устной речи.
(Звуки.)7) «Кирпичики» письменной речи.
(Буквы.)8) Главный работник в языке.
(Слово.)9)Мысль, которую выразили словами.
(Предложение.)- Ответьте на вопрос Антона.
2. Повторение правил списывания.
1) Задание 6.
- Прочитайте записку, которую ученики написали своей учительнице.
- Какие слова пропущены в этой записке?
- Найдите слово
уважаемая в словаре (с. 149), прочитайте как написано.
Записывается на доске с выделением «опасных мест».- Чтобы записать слова
любим и
скучаем, обратимся к памятке 2 (с. 153).
Чтение указаний памятки 2.- Запишите на доске слова
любим и
скучаем. (Ученик пишет
люб.м, скуча.м, затем «окошки» заполняются.)
- Как будете списывать записку? Прочитайте указания памятки 1 (с. 136).
- Спишите записку, вставляя пропущенные слова.
- Проверьте, выделяя «опасные места». Подчеркните в записи собственные имена. Что вы знаете о них?
- Как вы считаете, ребята хоть немного помогли учительнице?
2) Задание 7.
- Прочитайте мудрые мысли о слове из задания 7. Какая из них подходит к рассказу о записке ребят?
(Доброе слово и в мороз согреет.)IV. Итог урока.- Какие «секреты» речи вы знаете?
- Кто главный работник в речи?
- О чем подсказывает памятка 1 ? А памятка 2?
- Прочитайте сообщение на с. 7.
VI. Домашнее задание.Задание на дом: задание 7.
Урок 3. ЗНАКОМСТВО С ПОНЯТИЕМ «ПРЕДМЕТ»(«Что ты знаешь о словах?»)Цели: 1.Повторить изученное о словах, о делении их на группы в зависимости от выполняемой «работы», вопросы, на которые они отвечают; расширить знания детей путем введения термина «предмет» для указания на категориальное значение всех имен существительных.
2. Развивать внимание, память, речь.
3.Воспитывать внимательное отношение к людям.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.- Какие опасные места вы встретили в дом.задание?
- Какие правила встретились в предложении?
III. Постановка учебной задачи.- Прочитайте вопрос, записанный на доске.
(Что вы знаете о словах?)- Попробуйте ответить на этот вопрос. (Слова употребляются в нашей речи, они состоят из звуков, если мы их произносим; они записываются буквами.)
- Рассмотрите таблицу на с. 3 тетради-задачника.
(Слова делятся на три группы: слова-названия, слова-помощники, слова-указатели, слова-названия.)- Прочитайте предложение и распределите слова по своим группам.
Запись на доске: Мы пришли в школу учиться. слова-названия:
пришли, учиться, школа слова-помощники:
в слова-указатели:
мы- В таблице незаполненный прямоугольник для слов-названий. Слова могут называть действия, признаки, количество, и сегодня вы узнаете
новые сведения о словах.
ФизкультминуткаИз-за парт пора уж встатьНа месте быстро пошагать,Головою повращать,Пора нагнуться, разогнуться,Вправо, влево повернутьсяА ещё поулыбатьсяИ к уроку возвращаться!VI. Изучение нового материала.- Откройте учебники и прочитайте слова в задании 8.
- По какому признаку их можно разместить в два столбика?
(Одни слова настоящие, мы понимаем их значение, а другие ненастоящие.)- К каким словам относится хитрый вопрос?
- Запишите по одному слову в каждый столбик.
(Чалочка -зайчик.)- Сравните слова. Сколько в них звуков, букв, слогов? Отметьте опасные места.
- Какие вопросы поставите к этим словам? Объясните, почему к слову
чалочка нельзя поставить вопрос.
(Не знаем что это слово значит, поэтому не знаем, какой вопрос нужно поставить.)- Что же главное в слове?
(Значение.)- Прочитайте ещё раз настоящие слова
(зайчик, станок, муравей), к каждому подберите названия действий (что делает?) и признаков (какой?).
Задание 10. Коллективная работа в тетрадях-задачниках, при выполнении которой усваиваются словарные слова.
Слова называют явления природы, людей, животных, вещи, овощи, месяцы.
- Можно ли одним словом сказать, что называют записанные слова?
- Прочитайте, что об этом говорят ученые.
- Как вы теперь ответите на вопрос Антона?
(Людей, животных, вещи, растения можно назвать одним словом «предметы». Слова лётчик, зайчик, сентябрь обозначают предмет.)Задание 12. Учащиеся читают в толковом словаре (с. 128) значения слова
предмет.III. Закрепление нового понятия.Задание 13. Самостоятельно выписывают слова, которые называют предметы. При проверке доказывают правильность выполненной работы, задавая вопрос и объясняя, что данное слово обозначает.
- Какие слова-названия остались? Что они обозначают? Какое ещё слово?
- Из каких слов можно собрать предложения? Запишите.
IV. Итог урока.- Откройте таблицу на с. 3 тетради-задачника. Какое слово вы впишете на свободную строчку?
- Что это слово обозначает? (Общее название всего, о чем можно спросить
кто? или
что?)- Расскажите взрослым, что вы знаете о научном слове
предмет.VI. Домашнее задание.Задание на дом: задание 14.
Урок 4 .ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО О ГРУППАХ СЛОВЦели:1. Привлечь внимание учащихся к изменению слов и вопросов, на
которые могут отвечать названия предметов; учить узнавать слова, называющие предметы, не только по их начальной форме, учить ставить вопросы.
2. Развивать внимание, память, речь, наблюдательность.
3.Воспитывать дружеские отношения в классе.
Ход урокаОрганизационный момент.I. Проверка домашнего задания.- Как находили названия предметов?
- Прочитайте слова, которые выписали. Докажите, что это названия предметов.
- Какие названия признаков приписали к названиям предметов?
- Как вы думаете, зачем автор использовал эти слова?
- Чем похожи и чем различаются слова
дождь и
дождик?- Можно ли доказать, что они из одной семьи?
- Почему слова
солнце, солнечный, солнечно тоже из одной семьи?
- Что вы рассказали взрослым о новом научном слове
предмет?- Какие вопросы помогают узнавать названия предметов?
(Записать на доске.)II. Работа по теме урока.Выполнение заданий.
1. Задание 15.- Прочитайте и скажите, откуда эти строки и кто автор?
- Найдите в первой строчке названия предметов.
- Будете учиться задавать вопросы к этим словам. Я вам помогу. Посылает
кого?(Ответ детей:
старика.)- Посылает куда? к кому? (Ответ детей:
к рыбке.)- На какие вопросы отвечали названия предметов? (кого? к кому?) и т. д.
Вопросы выписать на доску. Запись на доске:
кто? что?кого? к чему?к кому?- Что произошло с вопросами
кто? что? (Они изменились.)- Прочитайте сообщение в задании 16.- Что нового вы узнали?
(Слова, к которым ставим вопросы кто? что?, изменяются по команде вопросов.)- Что такое предлог?
(Слово-помощник при названии предмета и при слове-указателе.)Физкультминутка 2. Задание 17. Выполняют в тетради-задачнике.- Вы наблюдали, как слова изменялись по команде вопросов. А Антон спрашивает о том, зачем слова изменяются? Может, их можно не изменять?
3. Задание 18.
- Прочитайте письмо. Догадались, кто автор?
- Что не умеет делать мальчик-иностранец?
- Можно ли в русском языке не изменять слова? Почему?
(Слова должны соединяться друг с другом и передавать мысль автора. Если бы мы не изменяли слова, то не понимали бы друг друга.)- Исправьте ошибки мальчика-иностранца.
III. Итог урока.- Откройте с. 8. Прочитайте вопрос в заголовке. Узнали ли вы что-то новое о словах нашего языка? Расскажите.
- А что вы вспомнили. Повторили?
- Запишите схемой предложение:
Какого жука я в лесу повстречал! (На слух.)
- Сколько в этом предложении слов, называющих предметы? Как узнали?
Резервов
городе в библиотеку пойду,Жука моего по рисунку найду. (С. Махотин.)
VI. Домашнее задание.Задание на дом: задание 20.
Урок 5.ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ РАЗБОР («Будем говорить понятно!»)Цели:1.Повторить фонетику и закрепить фонетические умения; нацелить учащихся на внимательное отношение к качеству своей устной речи: ее ясности, четкости, выразительности; ввести новый вид работы - звуко-буквенный разбор; познакомить с памяткой «Как делать звуко-буквенный разбор?», учить работать по ней.
2. Развивать внимание, память, речь, наблюдательность.
3.Воспитывать дружеские отношения в классе.
Ход урокаОрганизационный момент.I. Проверка домашнего задания.Задание 20.
- Прочитайте исправленный отрывок.
- Какие названия предметов вы отметили в этом отрывке? Назовите предлоги.
- К каким группам относятся остальные слова?
II. Работа по теме урока.1.Сообщение темы урока.
- Прочитайте тему нашего урока:
Будем говорить понятно\- Как вы думаете, почему устная речь может быть непонятной?
- Послушайте такую историю.
Как-то летом ко мне подошел мальчик-сосед. Он держал в руках книжку, которую ему недавно прочитали. Наверное, он решил мне о чем-то рассказать. Я потом записала, как он говорил, и сейчас прочитаю:- Донь мая... коти мая... дедя ипку пама...-Я очень хотела продолжить разговор, но не знала, что сказать. Как вы думаете, почему?
- Конечно, я просто не поняла, что сказал малыш. Он не ясно говорил, и из его звуков не получались знакомые слова. Я не узнавала их и потому не понимала. Оказывается, как
подсказала его бабушка, он сказал вот что:
-Домик маленький, окошки маленькие... Дед рыбку поймал...
- Так почему же может быть непонятной устная речь?
(Из-за неясного произнесения звуков, из-за их пропуска.)2. Повторение сведений о звуках речи.
- Вспомните, что вы знаете о звуках русского языка.
1) Задание 21.(Добавить в модель гласных звуков недостающие значки: ударения и перечеркнутого ударения. Гласные звуки бывают ударные и безударные.)- Таблицу с согласными звуками заполняйте аккуратно и правильно, вы к этой таблице будете обращаться как к справочнику. В первую часть таблицы вписываем звонкие парные по мягкости — твердости согласные, во вторую - глухие парные по мягкости-твердости согласные.
- Назовите твердые согласные, у которых нет мягкой пары.
- Назовите непарные звонкие, непарные глухие.
(Хоровое чтение звуков.)2
) Задания 22, 23. (Звуковая запись слов по заданию в учебнике нас. 14-15.)
3.Новый материал.1) Задание 24.- Рассмотрите предложенную запись слов. В чем отличие?
- Что указано в каждом столбике и под ним?
- Чем удобна эта запись?
- Прочитайте сообщение. Что такое звуко-буквенный разбор?
- Как выполнять звуко-буквенный разбор, вам подскажет памятка на с. 16.
2) Задание 26. Прочитать строчки хором.
- Что значит
песочком! (По песку.)- А что значит
пешочком! (Ногами, не на машине, не на велосипеде.)- Что делает предложения разными?
(Звуки различают слова, а слова делают разными предложения; они разные, потому что передают разные мысли. Даже один звук может изменить этумысль.)- Какой же вывод можно сделать?
(Очень важно следить за своей устной речью, иначе слушающие не поймут.)III. Итог урока.- Почему же устная речь может быть непонятной?
- Вы хотите, чтобы вас хорошо понимали? Что для этого надо
делать?
- Прочитайте, что вам советуют авторы учебника (с. 17).
VI. Домашнее задание.Задание на дом: задание 27.
Урок 6.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ УМЕНИЙЦели: 1.Тренировать учащихся в фонетическом анализе слов, в их звуковой записи; приучать внимательно относиться к качеству своей устной речи.
2. Развивать внимание, память, речь, наблюдательность.
3.Воспитывать дружеские отношения в классе.
Ход урока1.Организационный моментПосмотрите на меня!
Ваш экскурсовод сегодня я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!
1. Проверка домашнего задания.Задание 27.
- Назовите звуки, которыми различаются последние слова. Дайте характеристику этим звукам.
- Какой совет авторов учебника нужно выполнять, чтобы вас хорошо понимали?
- Как
научиться четко выговаривать звуки, ясно произносить слова?
(В этом помогут скороговорки.)2. Актуализация знаний, словарная работаИгра «Убежали гласные»-У меня были записаны слова, но из слов убежали гласные буквы. Догадайтесь, какие и верните их на место.
Крндш, чнк, чтль, ттрдь, скзк.-Отройте тетради, напишите число.
По - одному выходим к доске, записываем слово, ставим ударение и подчеркиваем орфограммы.
II. Работа по теме урока.1.Сообщение темы урока.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ УМЕНИЙ2. Выполнение следующих заданий:
1) Конкурс скороговорок.
Разучивание новой скороговорки:
Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке.2) Составить слово из звуков: 1-й - глухая пара звука [з] 2-й - глухая пара звука [д] 3-й - ударный гласный [о] 4-й - глухая пара звука [г]
3) Выполнить звуко-буквенный анализ слов:
большой, блюдце.4) На доске записано предложение:
Звонят во все колокола. Сколько букв
о в этом предложении? А сколько звуков [о]? Почему?
5) Из звуков, входящих в слово
палитра, ученик составил слова:
пар, лапа, трап, лира, пир, тир, тара. Найдите среди этих слов три слова со звуками, которых нет в слове
палитра.III. Итог урока.
IV. Домашнее задание.Задание на дом: задание
Урок 7.ПОВТОРЕНИЕ СПОСОБОВ ОБОЗНАЧЕНИЯ ТВЕРДОСТИ-МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ(«Может ли быть непонятной письменная речь?»)Цели:1. Систематизировать знания о способах обозначения твердости-мягкости согласных; совершенствовать фонетико-графические умения учащихся; провести наблюдения: описки, ошибки мешают понимать письменную речь.
2. Развивать внимание, память, речь, наблюдательность.
3.Воспитывать дружеские отношения в классе.
Ход урокаI.Орг. момент.II. Работа по теме урока.1.Сообщение темы урока.
- Какие виды речи используют люди, чтобы общаться?
(Устную и письменную.)- Какой должна быть устная речь, чтобы люди хорошо понимали друг друга?
- А может ли быть непонятной письменная речь? На этот вопрос вы ответите, выполнив задание 28.
2.Выполнение заданий.1) Задание 28.- Прочитайте начало стихотворение С. Михалкова «Трезор». Догадайтесь, почему не сразу понятно, что произошло.
- Какой закон письма нарушил мальчик?
(Не обозначил мягкость согласного звука.)- Запишите первые две строчки правильно.
- Каким способом вы обозначили мягкость согласного звука?
- Теперь дайте ответ на вопрос, поставленный в заглавии этой части учебника.
- Найдите в своей записи названия предметов и обозначьте их.
(н. п.) Если при них есть слова помощники (предлоги), подчеркните их.
- В каких словах встретились мягкие согласные звуки?
- Как обозначена мягкость этих согласных?
2) Задания 29,30.31.III. Итог урока.- Объясните, почему так важно проверять свои записи. Как это делать?
IV. Домашнее задание.Задание на дом: задание 32.
Урок 8.