Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Поговорим об ушедшем лете


НазваниеПоговорим об ушедшем лете
Дата06.10.2019
Размер261 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаrusskiy_yazyk.doc
ТипУрок
#63954
страница1 из 5
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5
Тема урока: « Поговорим об ушедшем лете…»Цели: познакомить с учебником «К тайнам нашего языка», с тетрадью-задачником; учить образному живому рассказу.


Методы:
Тип урока: комбинированный

Ход урока
    Организационный момент.
    Здравствуйте , ребята! Садитесь.

    Проверьте, чтобы у каждого на парте лежали учебник, дневник, ручка.
      Актуализация ранее изученного
      - Ребята давайте вспомним , а что мы делали на уроке русского языка

      в 1 классе . (Учились писать, различать письменные буквы от печатных и т.д)

      - Что такое речь? Какая она бывает? (устная и письменная)

      - Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов)

      - Из чего состоит слово? (слово состоит из слогов , а слог состоит из букв)

      Знакомство с учебником.

      Целью нашего урока сегодня будет являться знакомство сучебником «К тайнам нашего языка», с тетрадью-задачником;

      – Рассмотрите обложку книги по русскому языку, прочитайте, как она называется.

      - Как вы думаете, почему книга называется «К тайнам нашего языка»?

      (Эта книга будет помогать, нам открывать тайны русского языка, узнавать новое.)

      – Эту книгу называют ещё учебником. Почему?

      (Она научит правильно говорить и писать, делиться своими мыслями с другими людьми.)

      – Прочитайте фамилии авторов учебника. Имя и отчество полностью можно прочитать в конце учебника.

      (Марина Сергеевна Соловейчик, Надежда Сергеевна Кузьменко.)

      – На с. 3 авторы напечатали обращение к ученикам-второклассникам. Прочитайте его.

      – Как называется такая запись? (Письмо.)

      – Докажите. (Какие части выделяются в письме?)

      – Приятно ли вам было читать это письмо? Почему?

      – Рассмотрите на с. 4 условные обозначения. Какие из них уже знакомы, а какие новые?

      Физкультминутка

      Руки в стороны – в полет отправляем самолет

      Правое крыло вперед, левое крыло вперед.

      Раз, два, три , четыре –

      Полетел наш самолет.

      – Откройте тетрадь-задачник. Как вы думаете, почему тетрадь так называется?

      – Рассмотрите таблицу «Это ты знаешь!». Вы согласны с авторами? Почему?

      – Как вы думаете, почему в этой таблице есть пустые прямоугольники? – Откройте учебник на с. 5. Прочитайте слова в начале страницы. Догадайтесь, какая работа вас ждёт на первых уроках русского языка.

      (Повторение изученного в первом классе и изучение нового.)

      III. Работа по теме урока.

      – Вспомните, о чём спрашивают вас авторы учебника в своём письме? (Как прошло твоё лето?)

      – Ответьте на этот вопрос.

      – Чтобы записать ваш ответ, нужно подготовиться. Прочитайте слова в задании 1, выберите нужное слово, отметьте в нём опасные места и запишите в тетради свой ответ.

      оё_лето_ прошло_ заметельно

      – Проверьте, отмечая все опасные места в записи.

      – Какие опасные при письме места в твоём предложении не встретились? (Парные звонкие и глухие согласные.)

      – Как ответил на вопрос авторов мальчик-иностранец?

      – Какую ошибку он допустил? Понять эту ошибку вам помогут авторы. Рассмотрите табличку на с. 6 и сделайте вывод.

      – Чтобы вы смогли подробно рассказать о летних событиях, нужно вспомнить известные «опасности» письма. Вспомните, какие «опасности» письма вы знаете. В этом вам поможет таблица на форзаце учебника. Как она называется? («Внимание! Опасность!»)


      – Найдите ошибки в записи мальчика. Исправьте их. (Коллективная работа.)

      – Какие правила письма забыл мальчик?


      Учащиеся самостоятельно находят две ошибки и анализируют их.

      – Найдите в рассказе место, где картину хорошо бы дорисовать.

      (Улучшенный вариант детского текста: … кто-то зашевелился. Смотрим, а там … зайчик. Он очень испугался. Мы посмотрели и отошли.)

      – Запишите новые предложения на подготовленных строках, отметьте «опасные места».

      – Прочитайте весь рассказ. Стало лучше? Почему?

      IV. Работа над каллиграфией.

      – Просмотрите записанные предложения, подчеркните буквы, которые получились лучше других. На поля вынесите те буквы, написание которых сегодня не удалось. Пропишите их на чистой строчке.

      Задание на дом: откройте дневники запишите задание на дом 4 и 5.

      V. Итог урока.

      - Что вспомнили сегодня на уроке ?

      - С чем познакомились ?

      – Как называется учебник русского языка?

      – Назовите авторов учебника.

      – Какие таблицы вы рассмотрели сегодня на уроке? – В чём вам они помогли?



      2 урок

      Тема урока «О нашей речи»

      Цели:

      1. Повторить основные требования к речи и речевому поведению (умение слушать одноклассников); повторение лин­гвистических понятий, освоенных в 1 классе; повторение правил списывания;

      2. Развивать внимание, память, речь.

      3.Воспитывать внимательное отношение к людям.

      Оборудование: схемы, изображающие деловую и картин­ную речь, правила общения: один говорит, все слушают.

      Ход урока
        Организационный момент.

        II. Проверка домашнего задания.

        - Любите ли вы слушать чьи-то рассказы о жизни, воспомина­ния?

        - Как же надо человеку говорить, чтобы его хотелось слушать?

        Кто хочет разговаривать, Всё правильно и внятно,

        Тот должен выговаривать Чтоб было всем понятно.

        - А как нужно слушать, чтобы тому, кто говорит, хотелось рас­сказывать?




        Схемы

        - Какие изменения нужно внести в схему, чтобы она подходила к деловой речи; к картинной речи; чтобы схемы выражали основ­ные требования к речевому поведению?

        - Поделитесь своими воспоминаниями о летних событиях друг с другом в парах. Попробуйте выполнить правила, которые со­блюдают все культурные, вежливые люди.

        (Работа в парах, затем весь класс слушает 2-3 учеников.)

        - Всё ли вам понятно в рассказах?

        - Что особенно показалось интересным в рассказах? Спросить у рассказывающих:

        - Понравилось ли вам, как вас слушали?

        - Помогали ли вам ребята своим вниманием?

        Физминутка

        Со своих мест поднимитесь,

        Вправо, влево покрутитесь.

        Широко мне улыбнитесь,

        Прыгните и приземлитесь,

        Друг на друга посмотрите,

        Головою повертите,

        Покажите мне язык,

        И за парты снова - прыг!

        III. Работа по теме урока.

        1. Повторение лингвистических понятий, усвоен­ных в 1 классе.

        Задание 5. Заполняется кроссворд с опорой на таблицу (с. 3).

        1)Общение людей друг с другом. (Речь.)

        2) Речь, в которой сообщают точные сведения. (Деловая.)

        3)Речь, в которой словами рисуют, передают свои чувства. (Картинная.)

        4) Речь, которую говорят и слушают. (Устная.)

        5) Речь, которую пишут и читают. (Письменная.) 6)«Кирпичики» устной речи. (Звуки.)

        7) «Кирпичики» письменной речи. (Буквы.)

        8) Главный работник в языке. (Слово.)

        9)Мысль, которую выразили словами. (Предложение.)

        - Ответьте на вопрос Антона.

        2. Повторение правил списывания.

        1) Задание 6.

        - Прочитайте записку, которую ученики написали своей учи­тельнице.

        - Какие слова пропущены в этой записке?

        - Найдите слово уважаемая в словаре (с. 149), прочитайте как написано.

        Записывается на доске с выделением «опасных мест».

        - Чтобы записать слова любим и скучаем, обратимся к памятке 2 (с. 153).

        Чтение указаний памятки 2.

        - Запишите на доске слова любим и скучаем. (Ученик пишет люб.м, скуча.м, затем «окошки» заполняются.)

        - Как будете списывать записку? Прочитайте указания памятки 1 (с. 136).

        - Спишите записку, вставляя пропущенные слова.

        - Проверьте, выделяя «опасные места». Подчеркните в записи собственные имена. Что вы знаете о них?

        - Как вы считаете, ребята хоть немного помогли учительнице?

        2) Задание 7.

        - Прочитайте мудрые мысли о слове из задания 7. Какая из них подходит к рассказу о записке ребят?

        (Доброе слово и в мороз согреет.)

        IV. Итог урока.

        - Какие «секреты» речи вы знаете?

        - Кто главный работник в речи?

        - О чем подсказывает памятка 1 ? А памятка 2?

        - Прочитайте сообщение на с. 7.

        VI. Домашнее задание.

        Задание на дом: задание 7.

        Урок 3.

        ЗНАКОМСТВО С ПОНЯТИЕМ «ПРЕДМЕТ»

        («Что ты знаешь о словах?»)

        Цели:

        1.Повторить изученное о словах, о делении их на группы в зависимости от выполняемой «работы», вопросы, на которые они отвечают; расширить знания детей путем введения термина «пред­мет» для указания на категориальное значение всех имен сущест­вительных.

        2. Развивать внимание, память, речь.

        3.Воспитывать внимательное отношение к людям.
        Ход урока
          Организационный момент.
            Проверка домашнего задания.
            - Какие опасные места вы встретили в дом.задание?

            - Какие правила встретились в предложении?

            III. Постановка учебной задачи.

            - Прочитайте вопрос, записанный на доске. (Что вы знаете о словах?)

            - Попробуйте ответить на этот вопрос. (Слова употребляются в нашей речи, они состоят из звуков, если мы их произносим; они записываются буквами.)

            - Рассмотрите таблицу на с. 3 тетради-задачника. (Слова де­лятся на три группы: слова-названия, слова-помощники, слова-указатели, слова-названия.)

            - Прочитайте предложение и распределите слова по своим группам.

            Запись на доске: Мы пришли в школу учиться. слова-названия: пришли, учиться, школа слова-помощники: в слова-указатели: мы

            - В таблице незаполненный прямоугольник для слов-названий. Слова могут называть действия, признаки, количество, и сегодня вы узнаете новые сведения о словах.

            Физкультминутка

            Из-за парт пора уж встать

            На месте быстро пошагать,

            Головою повращать,

            Пора нагнуться, разогнуться,

            Вправо, влево повернуться

            А ещё поулыбаться

            И к уроку возвращаться!

            VI. Изучение нового материала.

            - Откройте учебники и прочитайте слова в задании 8.

            - По какому признаку их можно разместить в два столбика? (Одни слова настоящие, мы понимаем их значение, а другие нена­стоящие.)

            - К каким словам относится хитрый вопрос?

            - Запишите по одному слову в каждый столбик. (Чалочка -зайчик.)

            - Сравните слова. Сколько в них звуков, букв, слогов? Отметь­те опасные места.

            - Какие вопросы поставите к этим словам? Объясните, почему к слову чалочка нельзя поставить вопрос. (Не знаем что это слово значит, поэтому не знаем, какой вопрос нужно поставить.)

            - Что же главное в слове? (Значение.)

            - Прочитайте ещё раз настоящие слова (зайчик, станок, мура­вей), к каждому подберите названия действий (что делает?) и при­знаков (какой?).

            Задание 10. Коллективная работа в тетрадях-задачниках, при выполнении которой усваиваются словарные слова.

            Слова называют явления природы, людей, животных, вещи, овощи, месяцы.

            - Можно ли одним словом сказать, что называют записанные слова?

            - Прочитайте, что об этом говорят ученые.

            - Как вы теперь ответите на вопрос Антона?

            (Людей, животных, вещи, растения можно назвать одним сло­вом «предметы». Слова лётчик, зайчик, сентябрь обозначают предмет.)

            Задание 12. Учащиеся читают в толковом словаре (с. 128) значения слова предмет.

            III. Закрепление нового понятия.

            Задание 13. Самостоятельно выписывают слова, которые на­зывают предметы. При проверке доказывают правильность выполненной работы, задавая вопрос и объясняя, что данное слово обо­значает.

            - Какие слова-названия остались? Что они обозначают? Какое ещё слово?

            - Из каких слов можно собрать предложения? Запишите.

            IV. Итог урока.

            - Откройте таблицу на с. 3 тетради-задачника. Какое слово вы впишете на свободную строчку?

            - Что это слово обозначает? (Общее название всего, о чем мож­но спросить кто? или что?)

            - Расскажите взрослым, что вы знаете о научном слове предмет.

            VI. Домашнее задание.

            Задание на дом: задание 14.

            Урок 4 .

            ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО О ГРУППАХ СЛОВ

            Цели:

            1. Привлечь внимание учащихся к изменению слов и во­просов, на которые могут отвечать названия предметов; учить уз­навать слова, называющие предметы, не только по их начальной форме, учить ставить вопросы.

            2. Развивать внимание, память, речь, наблюдательность.

            3.Воспитывать дружеские отношения в классе.
            Ход урока

            Организационный момент.


            I. Проверка домашнего задания.

            - Как находили названия предметов?

            - Прочитайте слова, которые выписали. Докажите, что это на­звания предметов.

            - Какие названия признаков приписали к названиям предметов?

            - Как вы думаете, зачем автор использовал эти слова?

            - Чем похожи и чем различаются слова дождь и дождик?

            - Можно ли доказать, что они из одной семьи?

            - Почему слова солнце, солнечный, солнечно тоже из одной се­мьи?

            - Что вы рассказали взрослым о новом научном слове пред­мет?

            - Какие вопросы помогают узнавать названия предметов? (За­писать на доске.)

            II. Работа по теме урока.

            Выполнение заданий.

            1. Задание 15.

            - Прочитайте и скажите, откуда эти строки и кто автор?

            - Найдите в первой строчке названия предметов.

            - Будете учиться задавать вопросы к этим словам. Я вам помо­гу. Посылает кого?

            (Ответ детей: старика.)

            - Посылает куда? к кому? (Ответ детей: к рыбке.)

            - На какие вопросы отвечали названия предметов? (кого? к ко­му?) и т. д.

            Вопросы выписать на доску. Запись на доске:

            кто? что?

            кого? к чему?

            к кому?

            - Что произошло с вопросами кто? что? (Они изменились.)

            - Прочитайте сообщение в задании 16.

            - Что нового вы узнали? (Слова, к которым ставим вопросы кто? что?, изменяются по команде вопросов.)

            - Что такое предлог? (Слово-помощник при названии предмета и при слове-указателе.)


            Физкультминутка

      Мы немножечко устали

      Тянет нас вздремнуть

      Устали... Быстро встали!

      Пришло время отдохнуть!

      Тянемся всё выше, выше

      У нас силы огого!

      Мы к солнышку всё ближе, ближе

      Нам уютно, нам тепло ...

      Солнышку мы улыбнёмся

      Мы набрались доброты ...

      А теперь мы вниз нагнёмся

      И посмотрим на цветы

      Цветы - просто загляденье!

      У них нежный аромат!

      Мы становимся мудрее

      И счастливей во сто крат!

      Вокруг посмотрим в оба ока

      Очень - очень классно жить!

      Возвращаемся к уроку

      Чтоб учиться, чтоб творить!

      2. Задание 17. Выполняют в тетради-задачнике.

      - Вы наблюдали, как слова изменялись по команде вопросов. А Антон спрашивает о том, зачем слова изменяются? Может, их мож­но не изменять?

      3. Задание 18.

      - Прочитайте письмо. Догадались, кто автор?

      - Что не умеет делать мальчик-иностранец?

      - Можно ли в русском языке не изменять слова? Почему? (Сло­ва должны соединяться друг с другом и передавать мысль автора. Если бы мы не изменяли слова, то не понимали бы друг друга.)

      - Исправьте ошибки мальчика-иностранца.

      III. Итог урока.

      - Откройте с. 8. Прочитайте вопрос в заголовке. Узнали ли вы что-то новое о словах нашего языка? Расскажите.

      - А что вы вспомнили. Повторили?

      - Запишите схемой предложение:

      Какого жука я в лесу повстречал! (На слух.)

      - Сколько в этом предложении слов, называющих предметы? Как узнали?

      Резервов городе в библиотеку пойду,

      Жука моего по рисунку найду. (С. Махотин.)

      VI. Домашнее задание.

      Задание на дом: задание 20.


      Урок 5.

      ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ РАЗБОР

      («Будем говорить понятно!»)

      Цели:

      1.Повторить фонетику и закрепить фонетические уме­ния; нацелить учащихся на внимательное отношение к качеству своей устной речи: ее ясности, четкости, выразительности; ввести новый вид работы - звуко-буквенный разбор; познакомить с па­мяткой «Как делать звуко-буквенный разбор?», учить работать по ней.

      2. Развивать внимание, память, речь, наблюдательность.

      3.Воспитывать дружеские отношения в классе.
      Ход урока

      Организационный момент.


      I. Проверка домашнего задания.

      Задание 20.

      - Прочитайте исправленный отрывок.

      - Какие названия предметов вы отметили в этом отрывке? На­зовите предлоги.

      - К каким группам относятся остальные слова?

      II. Работа по теме урока.

      1.Сообщение темы урока.

      - Прочитайте тему нашего урока: Будем говорить понятно\

      - Как вы думаете, почему устная речь может быть непонятной?

      - Послушайте такую историю.

      Как-то летом ко мне подошел мальчик-сосед. Он держал в ру­ках книжку, которую ему недавно прочитали. Наверное, он решил мне о чем-то рассказать. Я потом записала, как он говорил, и сей­час прочитаю:

      - Донь мая... коти мая... дедя ипку пама...

      -Я очень хотела продолжить разговор, но не знала, что сказать. Как вы думаете, почему?

      - Конечно, я просто не поняла, что сказал малыш. Он не ясно говорил, и из его звуков не получались знакомые слова. Я не узна­вала их и потому не понимала. Оказывается, как подсказала его бабушка, он сказал вот что:

      -Домик маленький, окошки маленькие... Дед рыбку поймал...

      - Так почему же может быть непонятной устная речь? (Из-за неясного произнесения звуков, из-за их пропуска.)

      2. Повторение сведений о звуках речи.

      - Вспомните, что вы знаете о звуках русского языка.

      1) Задание 21.

      (Добавить в модель гласных звуков недостающие значки: уда­рения и перечеркнутого ударения. Гласные звуки бывают ударные и безударные.)

      - Таблицу с согласными звуками заполняйте аккуратно и пра­вильно, вы к этой таблице будете обращаться как к справочнику. В первую часть таблицы вписываем звонкие парные по мягкости — твердости согласные, во вторую - глухие парные по мягкости-твердости согласные.

      - Назовите твердые согласные, у которых нет мягкой пары.

      - Назовите непарные звонкие, непарные глухие. (Хоровое чте­ние звуков.)

      2) Задания 22, 23. (Звуковая запись слов по заданию в учеб­нике нас. 14-15.)

      3.Новый материал.

      1) Задание 24.

      - Рассмотрите предложенную запись слов. В чем отличие?

      - Что указано в каждом столбике и под ним?

      - Чем удобна эта запись?

      - Прочитайте сообщение. Что такое звуко-буквенный разбор?

      - Как выполнять звуко-буквенный разбор, вам подскажет па­мятка на с. 16.

      2) Задание 26. Прочитать строчки хором.

      - Что значит песочком! (По песку.)

      - А что значит пешочком! (Ногами, не на машине, не на вело­сипеде.)

      - Что делает предложения разными? (Звуки различают слова, а слова делают разными предложения; они разные, потому что пе­редают разные мысли. Даже один звук может изменить эту

      мысль.)

      - Какой же вывод можно сделать?

      (Очень важно следить за своей устной речью, иначе слушаю­щие не поймут.)

      III. Итог урока.

      - Почему же устная речь может быть непонятной?

      - Вы хотите, чтобы вас хорошо понимали? Что для этого надо

      делать?

      - Прочитайте, что вам советуют авторы учебника (с. 17).

      VI. Домашнее задание.

      Задание на дом: задание 27.

      Урок 6.

      СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ УМЕНИЙ

      Цели:

      1.Тренировать учащихся в фонетическом анализе слов, в их звуковой записи; приучать внимательно относиться к качеству своей устной речи.

      2. Развивать внимание, память, речь, наблюдательность.

      3.Воспитывать дружеские отношения в классе.
      Ход урока

      1.Организационный момент

      Посмотрите на меня!

      Ваш экскурсовод сегодня я.

      Не теряя ни минутки,

      Приглашаю вас я в путь!

      Взять все знания в дорогу!

      И улыбку не забудь!

      1. Проверка домашнего задания.

      Задание 27.

      - Назовите звуки, которыми различаются последние слова. Дайте характеристику этим звукам.

      - Какой совет авторов учебника нужно выполнять, чтобы вас хорошо понимали?

      - Как научиться четко выговаривать звуки, ясно произносить слова? (В этом помогут скороговорки.)

      2. Актуализация знаний, словарная работа

      Игра «Убежали гласные»

      -У меня были записаны слова, но из слов убежали гласные буквы. Догадайтесь, какие и верните их на место.

      Крндш, чнк, чтль, ттрдь, скзк.

      -Отройте тетради, напишите число.

      По - одному выходим к доске, записываем слово, ставим ударение и подчеркиваем орфограммы.

      II. Работа по теме урока.

      1.Сообщение темы урока. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ УМЕНИЙ

      2. Выполнение следующих заданий:

      1) Конкурс скороговорок.

      Разучивание новой скороговорки:

      Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке.

      2) Составить слово из звуков: 1-й - глухая пара звука [з] 2-й - глухая пара звука [д] 3-й - ударный гласный [о] 4-й - глухая пара звука [г]

      3) Выполнить звуко-буквенный анализ слов: большой, блюдце.

      4) На доске записано предложение: Звонят во все колокола. Сколько букв о в этом предложении? А сколько звуков [о]? Почему?

      5) Из звуков, входящих в слово палитра, ученик составил сло­ва: пар, лапа, трап, лира, пир, тир, тара. Найдите среди этих слов три слова со звуками, которых нет в слове палитра.

      III. Итог урока.
      IV. Домашнее задание.

      Задание на дом: задание

      Урок 7.

      ПОВТОРЕНИЕ СПОСОБОВ ОБОЗНАЧЕНИЯ ТВЕРДОСТИ-МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ

      («Может ли быть непонятной письменная речь?»)

      Цели:1. Систематизировать знания о способах обозначения твердости-мягкости согласных; совершенствовать фонетико-графические умения учащихся; провести наблюдения: описки, ошибки мешают понимать письменную речь.

      2. Развивать внимание, память, речь, наблюдательность.

      3.Воспитывать дружеские отношения в классе.
      Ход урока

      I.Орг. момент.

      II. Работа по теме урока.

      1.Сообщение темы урока.

      - Какие виды речи используют люди, чтобы общаться? (Уст­ную и письменную.)

      - Какой должна быть устная речь, чтобы люди хорошо понима­ли друг друга?

      - А может ли быть непонятной письменная речь? На этот во­прос вы ответите, выполнив задание 28.

      2.Выполнение заданий.

      1) Задание 28.

      - Прочитайте начало стихотворение С. Михалкова «Трезор». Догадайтесь, почему не сразу понятно, что произошло.

      - Какой закон письма нарушил мальчик? (Не обозначил мяг­кость согласного звука.)

      - Запишите первые две строчки правильно.

      - Каким способом вы обозначили мягкость согласного звука?

      - Теперь дайте ответ на вопрос, поставленный в заглавии этой части учебника.

      - Найдите в своей записи названия предметов и обозначьте их. (н. п.) Если при них есть слова помощники (предлоги), подчеркните их.

      - В каких словах встретились мягкие согласные звуки?

      - Как обозначена мягкость этих согласных?

      2) Задания 29,30.31.

      III. Итог урока.

      - Объясните, почему так важно проверять свои записи. Как это делать?

      IV. Домашнее задание.

      Задание на дом: задание 32.

      Урок 8.

        1   2   3   4   5

      перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей