Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

+Лекция 8. Постэмбриональный этап онтогенеза. С... Постэмбриональный период онтогенеза. Основные закономерности постнатального этапа онтогенеза человека. Старость закономерный этап онтогенеза


НазваниеПостэмбриональный период онтогенеза. Основные закономерности постнатального этапа онтогенеза человека. Старость закономерный этап онтогенеза
Анкор+Лекция 8. Постэмбриональный этап онтогенеза. С.
Дата01.10.2017
Размер103 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла+Лекция 8. Постэмбриональный этап онтогенеза. С...doc
ТипДокументы
#22738
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Постэмбриональный период онтогенеза. Основные закономерности постнатального этапа онтогенеза человека. Старость –закономерный этап онтогенеза.



Заключительным этапом онтогенеза является постэмбриональный (постнатальный) период. Он характеризуется интенсивным ростом органов, установлением окончательных пропорций тела и переходом функций систем органов на режим взрослого организма.

Постэмбриональный период включает в себя всю жизнь человека от рождения до смерти и подразделяется следующим образом:

  • новорожденный (первый месяц после рождения);

  • грудной (до 12 месяцев);

  • ясельный (1-3 года);

  • дошкольный (3-7 лет);

  • школьный: детский, подростковый и юношеский (до 17 лет);

  • зрелости (до 60 лет);

  • старости (до 90 лет);

  • долгожители (свыше 90 лет).

После рождения развитие конечно не останавливается. Пропорции тела у новорожденного сильно отличаются от взрослого. Зубы и половые органы у новорожденного сформированы еще не полностью. Голова у новорожденного больше в 2 раза чем у взрослого человека. Руки достигают пропорциональной величины вскоре после рождения, ноги же –лишь примерно к 10 годам.

В постнатальном периоде проявляется половой диморфизм – совокупность признаков, по которым один пол отличается от другого. Прежде всего сюда относятся первичные половые признаки – наличие гонад мужского или женского типа. Наружные половые органы начинают быстро расти только между 12-м и 14-м годами.

В период полового созревания включается в работу большое количество генов, детерминирующих выработку половых гормонов.

Ко времени полового созревания гипофиз начинает выделять гонадотропный гормон, стимулирующий развитие семенников и яичников, которые вырабатывают половые гормоны, обуславливающие развитие вторичных половых признаков. Половой диморфизм на этом этапе представляет собой совокупность фенотипических проявлений, по которым один пол отличается от другого. Рост, массивность костей скелета, объем мускулатуры, величина черепа у мужчин больше, чем у женщин. Следует отметить, что кроме гормонов гипофиза и половых желез на формирование вторичных половых признаков влияют гормоны надпочечников – андрогены и эстрогены. Андрогены стимулируют рост и развитие мужских половых признаков (первичных и вторичных), эстрогены усиливают развитие первичных и вторичных признаков по женскому типу.

Ведущими процессами постэмбрионального онтогенеза являются рост и развитие живых организмов. Рост и конституция человека - важнейшие показатели здоровья. В последнее время увеличилось количество лиц с пониженной массой тела, высоким ростом, избыточной массой тела и диспропорциональным развитием. В Самарском регионе, где уровень техногенного загрязнения достаточно высок, особую актуальность приобретают вопросы изучения влияния неблагоприятных экологических факторов на весь постнатальный онтогенез человека и такие показатели, как рост и конституция. Результаты анализа здоровья детского и взрослого населения могут быть использованы в качестве достоверных показателей критериев гигиенической оценки загрязнения среды обитания.

Рост – это увеличение общей массы в процессе развития, приводящее к увеличению размеров организма. Рост является результатом количественных и качественных изменений. Количественные изменения проявляются в виде увеличения размеров и количества клеток, неклеточного вещества и продуктов жизнедеятельности клеток. В процессе роста происходит изменение обмена веществ, усиливается синтез веществ, увеличивается поступление воды в клетку и межклеточное вещество. Качественные изменения выражаются в дифференцировке клеток, благодаря чему клетки становятся морфологически, биохимически и функционально отличными друг от друга. В процесс дифференцировки вовлекаются группы клеток, что сопровождается изменениями организма, т.е. морфогенезом. Яйцеклетка человека имеет диаметр 100 мкм, невооруженным глазом ее увидеть очень трудно. Длина тела новорожденного около 50 см, что примерно в 5000 раз больше размеров яйца. Рост происходит на клеточном, тканевом, органном и организменном уровнях. Единство двух процессов – роста и дифференцировки, в конце концов приводит к тому, что организм достигает зрелости и рост прекращается. У девушек это происходит в 16-17 лет, у юношей – в 18-19 лет.

Процесс роста у человека протекает неравномерно, периоды быст­рого роста сменяются периодами его замедле­ния. Максимальная скорость роста характерна для первых 4 месяцев внутриутробного развития. В постэмбриональном периоде самый интенсивный рост на 1 году жизни, когда длина тела ребенка увеличивается в среднем на 23-25 см. В младшем школьном возрасте до 4-5 см в год. С 11-12 лет у девочек и с 13-14 лет у мальчиков наблюдается последняя «вспышка» роста (7-8 см в год). Отмечается соответствующая закономерность в нарастании массы тела. К 5 мес. она удваивается, к 1 году – увеличивается в 3 раза. После 2-х лет темп нарастания массы тела замедляется.

До 10 лет темп роста и нарастание массы у мальчиков и девочек не отличается. С 11-12 лет у девочек он ускоряется, после 15 лет мальчики опережают девочек по этим показателям, и это превышение величины роста и массы тела сохраняется и в дальнейшем. Каждой части организма свойственна определенная кривая роста. Слайд № 1. Кривая для скелета аналогична кривой роста всего тела. Головной и спинной мозг растут сравнительно быстро в раннем детстве и к 10 ти годам достигают окончательных размеров. Лимфоидная ткань достигает максимума к 12 годам, а затем уменьшается и примерно к 20- ти годам устанавливается на уровне, свойственной взрослому человеку. Четвертый тип роста характерен для органов размножения, которые до 12 лет растут очень медленно, а затем их рост увеличивается в период полового созревания.

Регуляция роста сложна и многообразна и зависит от влияния многих факторов как эндогенного, так и экзогенного характера. Например, экзогенные факторы, влияющие на рост и развитие: свет, электромагнитное излучение, питательные вещества, температура, кислород, вода, сезонные явления, витамины (Д) и др.

Регуляция роста контролируется гормонами. Наиболее важным из них является соматотропин. Этот гормон действует с момента рождения до подросткового периода. Он стимулирует синтез белка, усиливает пролиферацию клеток, увеличивает линейные размеры и массу организма. При пониженной функции передней доли гипофиза развивается гипофизарная карликовость (нанизм). При нанизме рост замедляется, но части тела сохраняют нормальную пропорцию.

Пониженная гормональная активность передней доли гипофиза приводит к половому недоразвитию вследствие нарушения образо­вания гормона роста и половых гормонов. Поэтому, у таких карликов детские черты лица, недоразвитие вторичных половых признаков.

При повышенной функции передней доли гипофиза развивается гигантизм – увеличение роста. Обычно прекращение секреции соматотропного гормона совпадает с половым созреванием. Если этот гормон выделяется в зрелом возрасте, то происходит патологический рост отдельных органов. При этом заболевании наблюдается разрастание костей кисти, стопы и лица (акромегалия). Большую роль на протяжении всего периода роста играет гормон щитовидной железы. Этот гормон резко усиливает окисли­тельные процессы, идущие в митохондриях, что ведет к повышению энергетического обмена. Под влиянием тироксина происходит интенсивное потребление тканями глюкозы из крови. У человека при недостаточности функ­ции щитовидной железы, если она проявляется в детском возрасте, развивается заболевание кретинизм, характеризующееся психической отсталостью, задержкой роста и полового развития, нарушением пропорций тела (труб­чатые кости – короткие и толстые).

С подросткового возраста рост контролируется стероидными гормонами надпочечников и гонад.

Из факторов среды для нормального роста и развития организма наибольшее значение имеют полноценное питание, сбалансированное и оптимальное количество необходимых макро и микроэлементов, аминокислот и витаминов, особенно ретинола (витамин А), витаминов группы В, кальциферола (Д). Синтез кальциферола происходит под действием ультрафиолетовых лучей, поэтому свет оказывает существенное влияние на рост и развитие организмов.

За последние 100-150 лет наблюдается ускорение соматического разви­тия и физиологического созревания детей и подростков. Это получило название акселерации - ускорение роста и развития детей и подростков.

Акселерация проявляется уже на стадии внутриутробного развития, об этом свидетель­ствует увеличение длины тела новорожденных на 0,5-1 см и увеличение их массы на 50-100 г за последние 40 лет. Ускоре­ние развития наблюдается и у грудных детей. Удвоение массы тела, наблюдавшееся раньше к 6 месяцам, теперь происходит между 4-5 месяцами, в более раннем возрасте проре­зываются молочные зубы. Годовалые дети имеют массу тела на 1,5-2 кг больше, чем 50 лет назад.

Существует много гипотез о причинах акселерации, которые интересуют врачей, социологов, педагогов.

Одна гипотеза объясняет ускорение разви­тия улучшением питания, большим поступ­лением в организм белков, витаминов. Опреде­ленное значение имеет уменьшение заболеваемости детей, в результате улучшенной педиатрической помощи.

Под другой гипотезе стимулирующее влияние на рост и развитие оказывает изменение магнитного поля Земли, усиление действия ионизирующей и солнечной радиации, воздействие электромагнитных волн, возникающих при работе теле- и радиоустановок.

Акселерацию можно объяснить теорией гетерозиса, согласно которой ускоренный рост и развитие связаны с мигра­цией населения, распадом изолятов в человеческих популяциях, ломкой расовых, кастовых и религиозных границ, в результате брачных связей между ранее изолированными группами людей.

Еще одной гипотезой, объясняющей явление акселерации, является урбанизация, согласно которой раздражающее влия­ние на нервную систему ребенка оказывается комплексом условий городской жизни и ускорением темпа жизни.

Демографическая ситуации в России, сложившаяся в последнее время привела к тому, что население страны значительно повзрослело, коэффициенты рождаемости упали ниже уровня воспроизводства. Сравнительные показатель продолжительности жизни, смертности и заболеваемости отражены в таблице . Слайд № 2. Ваша аудитория –молодые люди, находящиеся в репродуктивном периоде и Вы должны задумываться о своем здоровье, о том, что в Ваших силах продлить себе молодость, отказавшись от вредных привычек ( курения, употребления наркотиков, алкоголя), вести здоровый образ жизни. Конечно, мы не в силах победить такой физиологический процесс как старение полностью, но в наших силах сделать так, чтобы биологический возраст отставал от календарного.

Старение – закономерный разрушительный процесс возрастных изменений организма, ведущий к уменьшению его адаптационных возможностей, увеличению вероятности смерти. Видовая и индивидуальная продолжительность жизни (ПЖ) определяется сложным взаимоотношением процессов старения и процессов, направленных на стабилизацию жизнеспособности организма.

Существуют 2 традиционные точки зрения на причины развития старения:

  1. Старение – генетически запрограммированный процесс, результат развёртывания программы, заложенной в генетическом аппарате.

  2. Старение – результат разрушения организма как следствие неизбежного повреждающего действия сдвигов, возникающих в ходе самой жизни – стахостический, вероятностный процесс.

Для развития старения хактерны:

  • гетерохронность – различие во времени наступления старости отдельных тканей, органов, систем;

  • гетеротропность – неодинаковая выраженность процесса старения в различных органах и структурах;

  • гетерокинетичность – развитие возрастных изменений с различной скоростью.

Все возрастные изменения функции можно разделить на 3 типа:

  1. прогрессивно снижающихся с возрастом /сократительную способность сердца, функцию пищеварительной системы, желез внутренней секреции, нервных центров, зрения/;

  2. существенно неизменяющихся в старости /физиологические показатели крови, мембранный потенциал, состав форменных элементов крови/.

  3. прогрессивно возрастающих /синтез некоторых гормонов в гипофизе, активность ряда ферментов и т.д./.

При старении снижается надёжность систем на всех уровнях: молекулярном, клеточном, организменном.

На молекулярно–генетическом уровне происходят:

  1. необратимые изменения ДНК, синтез РНК, белков и т.д.

  2. изменения в образовании, транспорте и использовании энергии

  3. снижение активности систем антиоксидантового микросомального окисления

  4. падение интенсивности процессов синтеза медиаторов и гормонов.
    На клеточном уровне происходят:

  1. деградация и гибель части клеток

  2. снижение митотической активности

  3. изменение числа органоидов

  4. изменение электрических свойств плазматических мембран, ионного транспорта

  5. дегидратация коллоидов цитоплазмы

  6. падение мобильности клеток и их реакции на воздействие физиологически активных веществ

  7. падение синтеза медиаторов.

На организменном уровне происходит:

  1. ослабление функций основных физиологических систем организма (нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и т.д.)

  2. снижение нервного контроля за деятельностью систем организма, т.е. изменения в вегетативной нервной системе

  3. изменение реактивности к действию гормонов

  4. нарушения на этапе поступления информации в нервные центры, снижение активности ритма.

Общепринятой теории старения нет. В настоящее время существует около 300 различных теорий пытающиеся выяснить механизмы старения и попытаться определить способы увеличения продолжительности жизни. Рассмотрим наиболее известные:

I Генорегуляторная гипотеза Фролькиса, 1965 г.:

  • первичные механизмы старения связаны с возрастными изменениями в генетическом аппарате клеток;

  • снижаются потенциальные возможности белоксинтезирующих систем, активируются ранее репрессированные гены (например, онкогены).

Доказательствами этой теории являются:

  1. увеличивается доля неактивного хроматина и уменьшается доля активного – идёт явление гетерохроматинизации (Бочков);

  2. гистоны подавляют активность генов, изменяется соотношение гистонов и негистонов ( - Никитин);

  3. меняется соотношение классов РНК;

  4. изменяется соотношение синтеза отдельных белков – ферментов;

  5. длительная функция клетки приводит к усилению синтеза белков и гипертрофии клеток;

  6. активизируется синтез гормона, подавляющего тканевое дыхание;

  7. изменяется концентрация ионов (Na, K, Ca).

На тканевом и организменном уровнях – изменяются функции желез внутренней секреции, т.е. обратная связь на генетический аппарат.

2. Более аргументировано объяснение старения с точки зрения энергетических процессов дал крупный биохимик Энгельгарт, который связывал старение с нарастающей энтропией, и с общим снижением энергетических трат организма.

При старении снижается количество митохондрий в клетке, снижается интенсивность окислительного фосфорилирования, изменяется мембранный потенциал митохондрий. Снижается количество креатинофосфата, который переносит АТФ к клеткам (например, к сердечной мышце), В пожилом возрасте его количество падает на 20-50%. Изменяется синтез фермента АТФ-азы, необходимого для использования АТФ.

3. И.И. Мечников считал причиной старения атрофию “благородных” элементов, гипертрофию соединительной ткани (например, в печени, почках). Развил эту теорию Богомолец (1940 г.) - он видел в соединительной ткани не только опорный скелет, но и активный регулятор обмена веществ. Перефразировал: “человек имеет возраст” своей соединительной ткани, например, в мозге увеличивается количество глиальных соединительнотканных элементов и уменьшается число нервных клеток.

4. Американский учёный Хейфлик предложил гипотезу митотического лимита. Установил, что в культурах фибробластов эмбрионов клетки дают ограниченное число генераций.

5. Павлов считал ведущую роль в старении организма ЦНС. Доказал, что потрясения и продолжительные нервные перенапряжения играют значительную роль в процессах старения.

6. В 1940 г. Нагорный – старение – это результат затухающего самообновления белков.

7. Дильман (1976 г.) – что в ходе возрастных изменений происходит изменение активности гипоталамических ядер. Известно, что гипоталамические центры регулируют жизненно важные функции: ритм сна и бодрствования, пищевое поведение, кровообращение, активность эндокринных желез.

8. Никитин указывал также на качественные изменения взаимоотношений ядра и цитоплазмы, например, во многих клетках печени, почек, сердца, скелетных мышц появляется полиядерность.

Современная клиническая геронтология уже сегодня располагает комплексом методов, позволяющих оценить надёжность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной системы в старости. Это позволяет прогнозировать развитие патологии и предложить медикаментозные мероприятия для увеличения продолжительности жизни.

Замедляют старение организма – жень-шень, пантокрин, тканевые препараты, содержащие биогенные стимуляторы (например, из плаценты), витамины( А, В, С).

Броун-Сенар – в конеце 19 века использовал вытяжки из семенников, считая , что при этом повышается жизненный тонус.

Мак-Кей (1953 г.) разработал особую диеты, для увеличения продолжительности жизни.

В.Н. Никитин (1974 г.) – говорил о необходимости ограничения в калорийности пищи.

  • И.А. Аршавский, 1972 г. доказал, что повышение восстановительных процессов за счёт двигательной активности увеличевает продолжительность жизни.

  • Необходимо помнить, что на продолжительность жизни большое влияние оказывает социальная среда, уровень развития современной медицины, и положение старых людей в обществе.


Регенерация как свойство живого


к самообновлению и восстановлению.

Большое значение для поддержания целостности организма и его функций имеет регенерация.

Регенерация – процесс восстановления организмом утраченных или поврежденных структур. Знание механизмов регенерации является важным для медиков. Например, с помощью физиологической регенерации происходит обновление клеток эпидермиса кожи, эпителия кишечника, эритроцитов крови и т.д. В крови человека циркулирует 25 1012 эритроцитов. Ежедневно замещается около 1% этого количества, а каждые 4 месяца происходит полная смена эритроцитов.

С помощью репаративной восстанавливаются поврежденные ткани и органы после травмы, ожогов или оперативного вмешательства.

Существует несколько способов репаративной регенерации: 1) эпителизация; 2) эпиморфоз; 3) морфолаксис; 4) регенеративная гипертрофия и компенсаторная гипертрофия. Для будущих врачей особенно важно знать механизм эпителизации при заживлении ран. Раневая поверхность высыхает с образованием корки. Сначала утолщается эпителий на краю раны, вглубь раны происходит миграция клеток эпидермиса. Клетки с противоположной стороны вступают в контакт друг с другом, затем происходит кертинизация раневого эпидермиса и отделение корки, покрывающей рану.

Эпиморфоз и морфолаксис у человека не встречаются.

Своеобразный способ регенерации в виде регенерационной гипертрофии характерен для восстановления внутренних органов. В этом случае вслед за травмой раневая поверхность заживает рубцом, удаленный участок не отрастает и форма органа не восстанавливается. Вместе с тем благодаря увеличению числа клеток и их размеров масса органа и его функциональный потенциал приближаются к исходным величинам. Таким путем у млеко­питающих регенерируют печень, легкие, почки, надпочечник, поджелудочная, слюнные, щитовидная железы.

Нервные клетки утрачивают способность к пролиферации, поэтому восстановительные процессы осуществляются путем интенсификации функций предшествующих клеток на основе увеличения количества внутриклеточных структур.

При компенсаторной гипертрофии происходят изменения в одном из органов при нарушении в другом. Например, при удалении селезенки увеличиваются лимфатические узлы, при удалении одной почки увеличивается другая почка.

В зависимости от способа регенерации клеточные изменения сводятся к проли­ферации, дифференцировке и увеличению размеров клеток (гипертрофии).

Регенерация происходит на клеточном и надклеточном уровнях. Внутриклеточная регенерация приводит к увеличению числа органелл цитоплазмы либо путем их сборки например, микротрубочек или же путем деления сохранившихся органелл, например митохондрий. После выраженных изменений на восстановление ультраструктурной организации клетки у млекопитающих требуется в среднем примерно 4-7 суток.

Физиологическая регенерация свойственна всем живым организмам. Масштабы и способы репаративной регенерации варьируют у представителей групп животных. У губок и кишечнополостных регенерация осуществляется в полном объеме – из части восстанавливается целый организм. Некоторые биологи выделяют эту способность в соматический эмбриогенез как вариант бесполого размножения путем фрагментации (планария 1/10, гидра 1/200). Амфибии более способны к восстановлению органов, чем круглоротые. У птиц, млекопитающих – в основном – эпиморфоз. У человека, например, компенсируется 4/5 печени. Представления о значительном снижении регенерационной способности у млекопитающих ошибочны. Способность к регенерации у них приобретает новые формы.

Изучение механизмов регенерации и возможности использования потенциальных восстановительных способностей тканей и органов человека – актуальные проблемы теоретических и клинических исследований.

Условия, влияющие на течение восстановительных процессов и стимуляция регенерации.

Регенерация характеризуется иным обменом, чем старые ткани. Так, в регенерирующей ткани повышено содержание воды, усиленное выделение продуктов распада – азотистых веществ, накопление нуклеиновых кислот, интенсивная пролиферация.

Процессы регенерации регулируются нервной системой и гуморальными факторами. Денервация вызывает прекращение регенерации. Работы Лиознера показали значение иммунологических факторов и роль функциональной нагрузки в регенерации.

Экспериментальное изучение регенерации имеет значение для медицинской практики. Изучение процессов регенерации внутренних органов после патологических состояний (инфаркт участка миокарда, нарушение функции почки) привело к созданию ряда методов клинической практики. К ним относятся: режим, диета, гормональная регуляция, витаминотерапия.

Иммунологическая толерантность – отсутствие или ослабление иммунологического ответа на данный АГ при сохранении иммунореактивности организма к другим АГ. Термин ввел Медавар в 1953г для обозначения «терпимости» иммунной системы организма.

При пересадках органов и тканей судьба трансплантанта определяется тем, насколько полной и длительной будет искусственно созданная у реципиента толерантность к антигенам гистосовместимости донора.

Трансплантацией называют пересадку ткани или органа у растений, животных и человека.

В зависимости от степени родства донора и реципиента различают:

  1. аутотрансплантацию (пересадка собственных тканей)

  2. изотрансплантацию (пересадка от генетически идентичных организмов);

  3. аллотрансплантацию (пересадка от организма того же вида);

  4. ксенотрансплантацию (пересадка от организма другого вида).

Трансплантация удается у растений и низших животных. По мере повышения организации – все более затруднена.

Трансплантология возникла на стыке хирургии, иммунологии, генетики, патофизиологии, фармакологии, биохимии и других наук.

Тканевая совместимость – гистосовместимость – состояние, при котором ткани или органы донора приживаются во внутренней среде организма. Гистосовместимость обусловлена генетическим сходством донора и реципиента. Полностью совместимы ткани MZ. В большинстве же случаев в природе наблюдается универсальная несовместимость тканей, которая отражает сбалансированный полиморфизм генов гистосовместимости. Эти гены кодируют структуру мембранных белков, расположенных на поверхности всех ядросодержащих клеток. Наибольшее значение имеют гены главного комплекса гистосовместимости (HLA). У человека этот комплекс занимает область на 6-й хромосоме и имеет 6 сублокусов. С помощью типирования антигенов гистосовместимости подбирают совместимые ткани для трансплантации.

Научные основы пересадки различных тканей и органов заложены в 19 веке -–на рубеже 20 века. В клинике и эксперименте пересаживали кожу, кости, слизистые оболочки, роговицу и т.д. Прогресс хирургии и появление сосудистого шва в начале 20 века позволили осуществить пересадки органов с соединением кровеносных сосудов.

Проблемами современной трансплантологии являются:

  • сохранение жизнеспособности тканей;

  • пересадка органов человека;

  • иммунологический подбор донора и реципиента;

  • создание искусственной толерантности;

  • выявление механизмов подавления иммунитета;

  • создание искусственных органов (почек, печени, сердца, поджелудочной железы).

Одним из важных адаптивных механизмов гомеостаза является стресс.

Живой организм - открытая система, имеющая множество связей с окружающей средой и одним из механизмов приспособления к меняющимся условиям среды является само­регуляция. Более глубоко и точно понять процесс адаптациогенеза в многообразии его проявлений можно только с помощью анализа антропоэкологических закономерностей. Это ведет к пониманию критериев «здоровье», «напряжение», «утомление». Комплекс различных факторов влияет на уровни организации живого, ведет к изменению регуляторных и функциональных систем организма, направленных на поддержание гомеостаза. Если сила воздействующих факторов «укладывается» в его функциональные возможности, то человек остается в гармоничном единстве с окружающей его средой. Усиленное воздействие вызывает напряжение защитно-приспособительных механизмов, последующее утомление и развитие заболеваний. Поэтому для будущих врачей необходимы знания механизмов поддержания гомеостаза и факторов нарушающих его.

Совокупность реакций, направленных на сохранение гомеостаза, получило название физиологическая адаптация. Она способствует приспособлению организма к изменению условий окружающей среды. В результате повышается устойчивость организма к действию высоких и низких температур, изменению давления, повышенной физической нагрузке и т.д.

Важную роль в процессах адаптации играет стресс-реакция - это общий адаптационный синдром (комплекс неспецифических реакций), который возникает при действии значительных по силе и продолжительности раздражителей в организме.

Стресс может быть вызван мышечным и нервным перенапряжением, эмоциональным возбуждением, травмой, инфекциями, высокой или низкой температурой. Каждое из этих воздей­ствий вызывает специфическую ответную реакцию и, кроме того, неспецифический стереотипный ответ в виде стресса.

В развитии стресса имеются 3 стадии:

1-я стадия - стадия «тревоги». Происходит раздражение рецепторов, возбуждается симпатико-адреналиновая система, усиливается выделение адреналина мозговым веществом надпочечников. Это сразу же оказывает мощ­ное воздействие на организм: повышается уровень сахара в крови, усиливаются и учащаются сокращения сердца, возрастает артериальное давление. Все это способствует повышению активных двигательных реакций, дает возможность интенсивной деятельности.

2-я стадия стрессорной реакции – стадия резистентности относительно устойчивого приспособления. Адреналин, действуя через гипоталамус, стимулирует выработку специ­альными клетками нейрогормона (либерина). Этот нейрогормон влияет на переднюю долю гипофиза, которая выделяет адренокортико-тропный гормон (АКТГ) и усиливает продукцию гормонов коры надпочечников, повышающих устойчивость организма к действию стрессорных раздражителей: активи­зируются обменные процессы, мобилизуется жир из жировых депо, в крови нарастает содержание аминокислот и глюкозы.

3-я стадия - истощения - наступает в тех случаях, когда напряжение настолько велико, что, несмотря на гипертрофию, кора надпочечников не в состоянии дать необходимое количество гормона. Это может привести к смерти. Адаптационный синдром является физиологической мерой против возникновения болезни.

Механизм реакции человека на стрессовый импульс очень сложен. Неблагоприятные факторы (стрессоры) вызывают реакцию стресса (стресс), т.е. человек сознательно или подсознательно старается приспособиться к совершенно новой ситуации. Затем наступает выравнивание, или адаптация. Человек либо обретает равновесие в создавшейся ситуации и стресс не дает никаких последствий, либо не адаптируется к ней. Как следствие этого могут возникнуть различные психические или физические отклонения.

У человека, адаптационный резерв которого недостаточен и организм не способен эффективно противостоять стрессу возникает состояние беспо­мощности, безнадежности, депрессии. Такая стрессовая реакция является пассивной и может быть преходящей.

В нормальных условиях в ответ на стресс у человека возникает состояние тревоги, смятения, которое является автоматической подготовкой к активному действию: атакую­щему или защитному. Импульс автоматической реакции может быть потенциально небезопасен и приводит организм в состояние высшей готовности. Сердце начинает биться учащенно, повышается кровяного давление, мышцы напрягаются, повышается восприимчивость к заболева­ниям. При стрессе на иммунитет оказывают влияние гормоны, попадающие в систему кровообра­щения через гипоталамус. Именно оттуда поступают сигналы в эндокринные железы (железы внутренней секреции), содержащие и синтезирующие гормоны. Исследования пока­зали, что защитное и профилактическое дей­ствие иммунной системы может быть подавлено стрессом и организм теряет способность защи­щать себя от микроорганизмов (вирусов, бактерий). Образно говоря, широко распахи­ваются ворота для проникновения различных инфекций.

Одним из средств защиты от стресса является благоприятный микроклимат в семье и на работе. В связи с этим было выявлено, что у студентов, находящихся в предэкзамена­ционном стрессе, уровень некоторых иммунных веществ был значительно снижен. И вот что интересно: у тех студентов, у которых были хорошие отношения с товарищами, снижение уровня иммунных веществ был гораздо меньшим. Вывод напрашивается сам: подлинно человеческие отношения оказали благоприят­ное воздействие на психику и в результате в организме не была подготовлена «плодородная почва для семян стресса». Это, безусловно, важно для любого человека.

Люди пытаются избежать стресса. В настоящее время разработан план контроля за стрессом, существуют 3 основных метода профилактики стресса с помощью ауторегуляции: релаксация, противострессовая «переделка» дня и оказание первой помощи при остром стрессе, также есть различные противострессовые дыхательные упражнения. Нельзя также забывать о правильном питании, физических упражнениях, о правильном распределении времени.

В заключении лекции хотелось бы еще раз подчеркнуть, что онтогенез человека непрерывный процесс в различные его периоды происходит изменение активности генов, установление окончательных пропорций органов, становление конституции человека и т.д. На каждом этапе онтогенеза могут влиять неблагоприятные факторы, приводя к возникновению стрессовых ситуаций, нарушая гомеостаз и приводя к развитию заболеваний человека.

Все закономерности проявлений каких либо нормальных и патологических признаков в процессе индивидуального развития изучается с помощью онтогенетического метода, широко используемого в практической медицине.

В постнатальном периоде проявляется половой диморфизм – это совокупность признаков, по которым один пол отличается от другого. Прежде всего сюда относятся первичные половые признаки – наличие гонад мужского или женского типа.

В период полового созревания включается в работу большое количество генов, детерминирующих выработку половых гормонов.

Ко времени полового созревания гипофиз начинает выделять гонадотропный гормон, стимулирующий развитие семенников и яичников, которые вырабатывают половые гормоны, обуславливающие развитие вторичных половых признаков. Половой диморфизм на этом этапе представляет собой совокупность фенотипических проявлений по которым один пол отличается от другого. Рост, массивность костей скелета, объем мускулатуры, величина черепа у мужчин больше, чем у женщин. При одинаковом корпусе, длина ног у женщин меньше, а ширина таза больше. К признакам полового диморфизма относятся наличие молочных желез у женщин, у мужчин вторичное оволосение. В одном и том же объеме крови у мужчин больше эритроцитов и, соответственно гемоглобина. Следует отметить, что кроме гормонов гипофиза и половых желез, на формирование вторичных половых признаков влияют гормоны надпочечников – андрогены и эстрогены. Андрогены стимулируют рост и развитие мужских половых признаков (первичных и вторичных), эстрогены усиливают развитие первичных и вторичных признаков по женскому типу.

Гиперпродукция андрогенов во время внутриутробного развития приводит к гермафродитизму у плодов женского пола, а у рожденных девочек к недоразвитию внутренних половых органов, у женщин вызывает рост волос по мужскому типу (на лице, груди и т.д.). Гиперпродукция андрогенов у мальчиков ведет к раннему половому созреванию. Для коррекции данных отклонений в медицине широко используется гормонотерапия.

На всех этапах постэмбрионального онтогенеза одними из важнейших показателей здоровья населения являются рост и конституция человека. На эти показатели влияют различные неблагоприятные факторы окружающей среды. В последнее время увеличилось количество лиц с пониженной массой тела, высоким ростом, избыточной массой тела и диспропорциональным развитием. В Самарском регионе, где уровень техногенного загрязнения достаточно высок, особую актуальность приобретают вопросы изучения влияния неблагоприятной экологической ситуации на весь постнатальный онтогенез человека и такие показатели, как рост и конституция. Результаты анализа здоровья детского и взрослого населения могут быть использованы в качестве достоверных показателей критериев гигиенической оценки загрязнения среды обитания.

Рост – это увеличение общей массы в процессе


перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей