Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

контрольная по развитию речи. 1. Ознакомление дошкольников с художественной литературой в дошкольном учреждении


Название1. Ознакомление дошкольников с художественной литературой в дошкольном учреждении
Дата23.09.2019
Размер114 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаконтрольная по развитию речи.doc
ТипРеферат
#63555
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей


Содержание

1.Ознакомление дошкольников с художественной

литературой в дошкольном учреждении ………………………………4

2.Знакомство дошкольников с творчеством писателя ………………...6

3.Влияние книги на воспитание старшего дошкольника ……………..9

4.Методы воспитания положительного отношения к книге …………12

Заключение ………………………………………………………………19

Список использованной литературы …………………………………..20


Введение

Дошкольный возраст – не только счастливый, но и очень ответственный период в становлении человека. В эти годы ребенок проделывает огромный путь в своем развитии. Это возраст активного действия, когда невозможно что-то переживать про себя, молча, обязательно нужно говорить, двигаться. Из беспечного, во всем зависимого малыша ребенок превращается в самостоятельную личность. Он начинает думать, придумывать, ставить вопросы и требовать на них ответы. Дошкольник начинает овладевать собой и своим поведением.

Важно, как можно раньше познакомить дошкольника с различными произведениями как русской, так и зарубежной литературы. Это позволит ему выбрать то, что действительно понравится.

Художественная литература— важные средства формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств. Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка.

На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи лингвисты (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Ф. А. Сохин и др.).

Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работах Е. А. Флериной, М. М. Кониной, Н. С. Карпинской. Особенности восприятия художественной литературы дошкольниками — в работах Е. А. Флериной, Т. А. Репиной, Л. Я. Панкратовой, Л. М. Гурович.

Для решения задач всестороннего воспитания детей средствами литературы, формирования личности ребенка, его эстетического развития важно знакомить дошкольников с творчеством писателей и поэтов.
Ознакомление дошкольников с художественной литературой в дошкольном учреждении
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус. Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка.

Знакомство детей с художественной литературой является мощным фактором развития речи детей, овладения невербальными средствами общения, эстетического и нравственного воспитания.

В.А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».

Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве.

Занятия по художественной литературе начинаются уже в младшей группе и продолжаются в средней, старшей и подготовительной. Взрослея, малыши учатся не только разучивать стихотворения и отгадывать загадки, но и пересказывать сказки. Особым направлением работы является развитие творческих способностей детей. В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) ребята могут придумать свою, оригинальную сказку или историю на заданную тему.

Дети старшего дошкольного возраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны увидеть единство содержания произведения и его художественной формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами.

Задачи детского сада по ознакомлению детей с художественной литературой строятся с учетом рассмотренных выше возрастных особенностей эстетического восприятия.

Воспитатель формирует у детей умение воспринимать литературное произведение. Слушая рассказ (стихотворение и др.), ребенок должен не только усвоить его содержание, но и пережить те чувства, настроения, которые хотел передать автор. Важно также учить детей сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни.

В детском саду у ребенка формируют также некоторые элементарные умения анализировать произведение (его содержание и форму). К моменту поступления в школу каждый ребенок должен уметь определить основных героев, высказать свое отношение к ним; определить жанр произведения, уловить наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения и др.).

Часть программных произведений дети должны выучить наизусть, часть ̶ уметь передавать близко к тексту (пересказывать). Кроме того, ребенок овладевает способами исполнения ролей в инсценировке, в игре-драматизации по литературным сюжетам.

В «Программе воспитания в детском саду» помещены списки литературы для каждой возрастной группы, в которых представлены устное народное творчество, произведения русских и зарубежных писателей. В «Программе» указываются методы ознакомления детей с этими произведениями.

Литература занимает в жизни дошкольника особое место, поскольку именно книга остается наиболее доступным средством духовного и нравственного развития личности. Приобщение ребенка к книге позволяет заложить базовую основу его общей культуры и потому рассматривается нами как одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника.

    Знакомство старших дошкольников с творчеством писателя
    Знакомство с жизнью и творчеством писателя помогает детям лучше понять художественную правду его произведений, красоту языка, глубину мыслей и чувств.

    Изучение биографии писателя – сложный процесс. В дошкольном возрасте дети обычно лишь мельком встречаются с писателем — это встречи ̶ эпизоды. Каков последовательно расширяющийся перечень таких сведений в памяти детей?
    Знакомо только имя.
  1. Знакомо имя и названия нескольких произведений.
  2. Есть представление о человеке, который создал знакомые произведения.
  3. Знакомо несколько фактов жизненного и творческого пути писателя, связанных с изучаемым произведением.
  4. В общих чертах знакома творческая биография, знакомы важнейшие факты жизни и творчества.
  5. Освоена относительно полная и связная картина жизни и творчества писателя.
  6. В сознании юного читателя сформировалась картина жизни и творчества хорошо знакомого и духовно близкого человека.
    Задача педагога — в каждой ситуации найти форму для педагогически целесообразного воплощения конкретной биографии. Хорошо, когда педагог стремится сделать занимательным свой короткий рассказ, который может содержать лишь один-единственный эпизод биографии.

    Опытный создатель биографий, Андре Моруа утверждает, что после писателя «остаётся легенда и удивительное мифическое существо, которое я называю «персонажем». Персонаж — это облик человека, такой, каким он видится другим людям сегодня или в прошлом».

    Можно привести требования, которые разработал для себя Ирвинг Стоун, когда взялся за создание биографической повести.

    Вот его заповеди:

    1. Драматизируй.

    2. Масса диалогов.

    3. Оживи всех действующих лиц.

    4. Используй анекдоты и юмор.

    Главной заповедью педагога при ознакомлении дошкольников с творчеством писателя должна быть следующая: «Вызови интерес к автору и его творчеству».

    В старшей группе дети углубляют свои знания о творчестве таких писателей, как К. Чуковский, А. С. Пушкин. В подготовительной к школе группе детей продолжают знакомить с творчеством С. Маршака и его произведениями «Кошкин дом», «Пожар», X. К. Андерсена, А. С. Пушкина, В. В. Маяковского, К. И. Чуковского, А. Барто, З. Александровой и др.

    Корней Иванович Чуковский по праву считается одним из любимых детских писателей. Не одно поколение детишек воспитано на сказках Чуковского. Выразительные, яркие, динамичные, они завораживают ребенка, ведь Чуковский в своих сказках – играет с малышами, и для маленьких слушателей чтение этих сказок превращается в забавную игру.

    Сказки Корнея Ивановича Чуковского просты для понимания, самых маленьких читателей, и в то же время, имеют глубокий смысл. В сказках Чуковского сохраняются чёткие границы между добром и злом, жадностью и щедростью.

    Другой замечательный детский писатель ̶ Самуил Яковлевич Маршак. Перу Маршака принадлежат знаменитые детские сказки («Двенадцать месяцев», «Горя бояться — счастья не видать», «Умные вещи» и др.), многочисленные дидактические произведения («Пожар», «Почта», «Война с Днепром»), сатирический памфлет «Мистер Твистер», поэма «Рассказ о неизвестном герое», ряд произведений на военные и политические темы («Почта военная», «Быль-небылица», «Круглый год» и др.).

    Многие дошкольники знают стихотворения замечательной писательницы Агнии Барто. Агния Львовна Барто — одна из зачинателей советской литературы для детей. В стихах А. Барто много игры, шуток, смеха — задорного, доброго, а иногда и гневного. В стихотворениях «Девочка чумазая», «Рёвупгка», «Болтунья», «Снегирь» А. Барто высмеивала капризуль, грязнуль, праздных болтушек, забияк.

    Произведения такого замечательного писателя, как Н. Н. Носов дарят детям очень много хорошего, доброго. И прежде всего они дарят радость смеха, веселого настроения! Находчивые, изобретательные ребята действуют на страницах произведений Николая Носова. Одна из его книг называется «Фантазеры». Рассказы и повести Николая Носова помогают детям стать добрыми и честными, смелыми и бескорыстными людьми.

    Очень нравятся детям дошкольного возраста произведения С. В. Михалкова. У Сергея Михалкова есть пароль, и обозначается он двумя всем знакомыми с детства словами: «Дядя Стёпа». Именно этот добрый великан, храбрый и великодушный, спасающий людей «задаром» и одним движением руки предотвращающий крушение поездов, прочно ассоциируется в сознании читателей с обликом и личностью самого поэта.

    Дядя Стёпа нестандартен во всех отношениях ̶̶ от необычайно высокого роста и сапог «сорок пятого размера» до поражающей воображение доброты, роднящей его со сказочными персонажами.

    Михалков «дописывал» «Дядю Стёпу» почти десять лет, и в военное время в поэме появились строки, посвященные службе на флоте. Тут дядя Стёпа — не просто добродушный великан, но и гражданин своего Отечества, исподволь наталкивающий ребятню на мысли о патриотизме как об одном из главных правил общественного поведения человека. Дядя Стёпа не только смешит, но и воспитывает, — неслучайно он после службы на флоте становится милиционером («Дядя Стёпа — милиционер», 1954 г.).

    Существуют различные приемы ознакомления детей с творчеством писателя: воспитатель показывает детям портрет писателя, предлагает вспомнить и назвать его произведения (по памяти, с опорой на наглядность). Такое вступление целесообразно делать на занятиях по произведениям В. Маяковского, К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто, З. Александровой, Е. Благининой, П. Воронько. Оно даст ребенку возможность воспринять новое произведение не само по себе, а как стоящее в ряду других созданных писателем. Кроме того, дети лучше запоминают писателя, их представления о его творчестве становятся полнее.

    Необходимо использовать хорошие по качеству репродукции. Стоит сосредоточить внимание на одном портрете (это может быть произведение искусства), сопровождая его комментариями, которые помогут детям воспринять личность писателя.
    3 Влияние книги на воспитание старшего дошкольника

    Читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.

    Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир. По словам Б. М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение.

    При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Правило морали приобретает в художественном произведении живое содержание.

    Известно, что дошкольное детство ̶ определяющий этап в развитии личности, ибо возрасте до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, "напитывается" разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает, в том числе героям книг. В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум.

    Книга помогает овладеть речью ˗ ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать любить прекрасное, закладывают основы нравственности.

    В старшей группе у детей продолжают развивать интерес и любовь к художественной литературе. Значительно усложняются задачи, которые педагог должен решать, знакомя ребенка шестого года жизни с произведениями различных жанров. У детей воспитывают способность замечать некоторые выразительные средства. Учат определять и мотивировать свое отношение к героям произведения. Дошкольников учат также выразительно читать стихи, при пересказе литературного текста соблюдать смысловые паузы, интонации, соответствующие характеру произведения, переживаниям героев.

    Читательские интересы старших дошкольников разнообразны: им нравятся книги о животных, природных явлениях, детях, описания игровых и бытовых ситуаций. Главная ценность данного возраста ̶ высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, способность сопереживать, с волнением следить за развитием сюжета, ждать счастливой развязки, поэтому мы и говорим о возможности и необходимости формирования литературного вкуса с раннего дошкольного возраста. Важнейшей задачей взрослого становится отбор таких художественных произведений, которые действительно способствуют формированию литературного вкуса.

    Детей старшего возраста знакомят со следующими произведениями: «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, «Серебряное копытце» П. Бажова, «Конек-Горбунок» П. Ершова, «Айболит» К. Чуковского, «Белый медвежонок» У. Турманжанова, «Девочка и верблюжонок» Ш. Муртаза и др.

    От содержания художественного произведения зависят те воспитательные задачи, которые решает педагог как на занятиях, так и вне их.

    Например, воспитывая у детей любовь к животным, педагог читает рассказ А. Толстого «Желтухин». Чтобы вызвать сострадание к маленькому скворцу, выпавшему случайно из гнезда, воспитатель задает вопрос: «Какой был Желтухин? Расскажите о нем». Важно, чтобы в ответах детей были отражены беспомощность маленького скворца, страх перед окружающим его миром.

    Определенные трудности у педагогов вызывает не только отбор художественных произведений, но и проведение этической беседы о прочитанном. Однако практика работы с детьми показывает, что такие беседы необходимы.

    Художественное произведение, безусловно, способствует развитию чувств и представлений детей. Чувства ребенка необходимо укреплять, развивать. Для этого воспитатель подбирает близкие по содержанию художественные произведения, например, рассказ В. Осеевой «Почему?» и аналогичный ему по содержанию рассказ Н. Носова «Карасик». В обоих рассказах описываются душевные переживания мальчиков, связанные с тем, что по их вине в одном случае собака, в другом — котенок должны понести незаслуженное наказание, и с тем, что они обманули мам. На занятии целесообразно беседовать сразу о двух произведениях, формируя у детей сравнительную оценку образов, поступков героев.

    Дети остро воспринимают прочитанное. Чувство сопереживания с героями произведений у них острее, чем у взрослых.

    Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: «Читать — это еще ничего не значит, что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело».

    Любимыми для детей становятся те книги, которые затрагивают их эмоционально. «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели», — говорил Самуил Маршак.

    Интерес к литературе возникает и поддерживается у детей в результате ознакомления с творчеством писателей. Знакомство с биографией, творчеством писателей и поэтов позволяет формировать устойчивый интерес к художественной литературе в целом.

    Чтение прекрасных детских произведений доставят радость детям и научат их уважать людей, ценить дружбу, верность, преданность, прощать, верить в лучшее, открывать красоту вокруг себя. Главная задача изучения художественной литературы – формирование положительного отношения к книге.


      Методы воспитания положительного отношения к книге
      Среди методов воспитания положительного отношения к книге большое значение имеет ознакомление с творчеством писателя. Изучение биографии писателя – сложный процесс. В дошкольном возрасте дети обычно лишь мельком встречаются с писателем, педагогу следует особенно внимательно подходить к этому вопросу, чтобы сделать первую встречу с писателей особенно яркой и незабываемой. Знакомство с жизнью и творчеством писателя помогает детям лучше понять художественную правду его произведений, красоту языка, глубину мыслей и чувств.

      Для ознакомления с творчеством писателя используют следующие методы (авт. И.В. Маслова):

      - краткий рассказ о жизни и творчестве, сообщение интересных фактов и жизни и детства писателя;

      - выставка книг из домашней библиотеки;

      - чтение рассказов и их обсуждение;

      - рисование «Мое любимое произведение».

      - изготовление книжек-малышек о жизни и творчестве писателя;

      - составление книги детских отзывов по произведениям автора;

      - выставка детских работ по произведениям автора;

      - игры и викторины по творчеству писателя;

      - литературное лото.

      Рассмотрим эти и другие приемы на примере изучения творчества конкретных писателей.

      Свой рассказ о творчестве К. Чуковского можно начинать так: «Чьи стихи лучше всего помнят из своего детства ваши мамы и папы? Чуковского. А бабушки и дедушки? Тоже Чуковского. Все дети выросли на стихах Чуковского - ведь первая его сказка "Крокодил" была написана еще в 1916 году!»

      Затем можно рассказать детям эпизод из жизни писателя о том, как он сочинил сказку «Крокодил», которая долго у него не получалась, но однажды:

      «Но случилось так, — вспоминал он, — что мой маленький сын заболел, и нужно было рассказать ему сказку. Заболел он в городе Хельсинки, я вез его домой в поезде, он капризничал, плакал, стонал. Чтобы как-нибудь утихомирить его боль, я стал рассказывать ему под ритмический грохот бегущего поезда:

      Жил да был

      Крокодил.

      Он по улицам ходил...

      Стихи сказались сами собой. О их форме я совсем не заботился. И вообще ни минуты не думал, что они имеют какое бы то ни было отношение к искусству. Единственная была у меня забота — отвлечь внимание ребенка от приступов болезни, томившей его».

      Затем рассказать о Корнее Ивановиче, о том, как он многие годы жил на даче в Переделкине, очень дружил с деревенскими ребятишками, устраивал для них праздники с кострами, открыл детскую библиотеку.

      Рассказ о жизни и творчестве писателе можно сопровождать показом репродукций.

      Для выставки по творчеству К. И. Чуковского использовать его произведения: «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Телефон», «Айболит», «Тараканище». Выставка «Корней Чуковский» расскажет детям о долгой жизни и многотрудной судьбе великого сказочника. На выставке нужно предусмотреть место для детских рисунков.

      Знакомство с творчеством А. Барто можно начать с рассказа детям о том, что Агния Львовна Барто родилась 4 февраля 1906 года в Москве в семье ветеринарного врача. В детстве у нее было много увлечений. Она занималась музыкой, закончила хореографическое училище. Однажды после выпускных экзаменов на одном из вечеров она впервые прочитала свое собственное стихотворение, которое услышал нарком просвещения А. В. Луначарский. Стихотворение ему понравилось и он, словно предугадав судьбу будущей поэтессы, сказал, что девушка будет писать веселые стихи для детей. Эта встреча навсегда осталась самым ярким впечатлением для Агнии Львовны.

      Далее привести рассказ ее дочери: «Однажды прогуливались по улице. Я что-то спросила у матери, та ответила: "Подожди, я пишу". Я удивилась: "Как же ты пишешь, когда гуляешь?" Стихи "заставали" ее повсюду.

      При ознакомлении с творчеством С. Маршака, рассказать, что родился поэт 22 октября в Воронеже в семье заводского техника, талантливого изобретателя, поддерживавшего в детях стремление к знаниям, интерес к миру, к людям. Потом уехал учиться в Англию. Затем вернулся на родину, работал в провинции, публиковал свои переводы в журналах "Северные записки" и "Русская мысль". В военные годы занимался помощью детям беженцев. Участвует в организации детских домов, создает детский театр, в котором начинается его творчество детского писателя. Стихи Маршака для детей, его песни, загадки, сказки и присказки, пьесы для детского театра со временем составили сборник "Сказки, песни, загадки", неоднократно переиздававшийся и переведенный на многие языки.

      При ознакомлении с творчеством писателя зачитывать его стихотворения из сборников "Детки в клетке", "Круглый год", "Азбука в стихах и картинках", "Веселый счет". Чтение стихотворений сопровождать иллюстрациями В. Лебедева, В. Конашевича, А. Пахомова.

      При ознакомлении с творчеством Н.Н. Носова, рассказать детям, о том, что он родился 10 ноября 1908 в Киеве в семье актера. Разносторонне одаренный мальчик, Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, сочинительством – наряду с шахматами, фотографией, электротехникой, радиолюбительством и т.д. Был газетным торговцем, землекопом, косарем и т.п.

      Его первые рассказы «Затейники», «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазеры» и др. были напечатаны главным образом в «малышовом» журнале «Мурзилка».

      Для ознакомления с творчеством писателя так же можно использовать игры, викторины.

      1. Угадайте загадки, которые придумал для вас С. Маршак:

      А) Шумит он в поле и в саду,

      А в дом не попадет.

      И никуда я не иду,

      Покуда он идет. (Дождь).

      Б) Что такое перед нами:

      Две оглобли за ушами,

      На глазах по колесу

      И седелка на носу? (Очки).

      В) Принялась она за дело,

      Завизжала и запела.

      Ела, ела дуб, дуб.

      Поломала зуб, зуб. (Пила).

      Г) Всегда шагаем мы вдвоем,

      Похожие, как братья.

      Мы за обедом – под столом,

      А ночью под кроватью. (Сапоги).

      Д) Под Новый год пришел он в дом

      Таким румяным толстяком.

      Но с каждым днем терял он вес

      И, наконец, совсем исчез. (Календарь).

      Е) Бьют его рукой и палкой.

      Никому его не жалко.


      А за что беднягу бьют?

      А за то, что он надут! (Мяч).

      2. Блиц ̶ турнир.

      - Герою какого стихотворения в няньки приглашали утку, жабу, лошадь, свинку, курицу, щуку и кошку? (Мышонку из «Сказки о глупом мышонке».)

      - Вспомните и назовите, что дама сдавала в багаж в одноименном стихотворении С. Я. Маршака. (Диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку.)

      - На какой улице жил человек рассеянный из стихотворения С. Я. Маршака «Вот какой рассеянный»? (На улице Бассейной.)

      3.Викторина по произведениям Н.Н. Носова:

      а) Как называется книга, герои которой маленькие весёлые человечки? (Приключения Незнайки и его друзей)

      б) Как называется город, где жили весёлые коротышки? (Цветочный)

      в) Кто был главным героем в этом городе? (Незнайка)

      г) Как звали механиков из Цветочного города? (Винтик и Шпунтик)

      д) Кто из героев Н. Носова варил кашу? (Мишка)

      е) Кто пришёл к Барбосу в гости? (Бобик)

      ж) Кто оказался «живой шляпой»? (Котёнок Васька)

      з) Какое название детской игры является названием книги Н.Носова? (Прятки)

      4. При ознакомлении с творчеством Михалкова следующая викторина:

      1) Отгадайте, о каких стихотворениях идет речь.

      - Кто на лавочке сидел? Кто на улицу глядел? («А что у вас?»)

      - Кто лежит на трех подушках перед столиком с едой? («Про мимозу»)

      - Я сегодня сбился с ног – у меня пропал щенок. («Мой щенок»)

      - Кто видел у нас в магазине Андрюшку? Он самую лучшую выбрал игрушку. («Андрюшка»)

      - Вы послушайте, ребята, я хочу вам рассказать:

      Родились у нас котята их по счету ровно пять. («Котята»)
        По материалам произведений детских писателей можно провести игру «Бюро находок».
        Воспитатель ̶ ведущий: «Работает бюро находок. В бюро находок потерянные вещи. Забрать их можно только тогда, когда расскажешь строчку из знакомого произведения и назовешь его автора». Воспитатель демонстрирует следующие картинки:

        1) Солнце.

        Горе! Горе! Крокодил

        Солнце в небе проглотил (К. Чуковский)

        2) Перчатка.

        Вместо валенок перчатки натянул себе на пятки (С. Маршак)

        3) Мяч

        Наша Таня громко плачет

        Уронила в речку мячик (А. Барто)

        4) Машина

        Мы с приятелем решили прокатить кота в машине (А. Барто)

        5) Копеечка

        Муха по полю пошла, муха денежку нашла (К. Чуковский)

        6) Телефон

        У меня зазвонил телефон,

        Кто говорит? Слон (К. Чуковский)

        7) Туфелька

        Дали туфельки слону.

        Взял он туфельку одну

        И сказал: - Нужны пошире,

        И не две, а все четыре! (С. Маршак).

        Таким образом, при ознакомлении с творчеством писателей и поэтов используются всевозможные приемы, активизирующие восприятие ребенка, направленные на формирование эмоционального отношения к книге, интереса к произведениям художественной литературе.


        Заключение

        Пробудить интерес к чтению, развивать и поддерживать ̶ одна из важнейших задач дошкольных образовательных учреждений. Пробуждение интереса к книге происходит в дошкольном возрасте.

        Любовь к искусству, литературе связана с любовью человека к слову вообще. Именно поэтому настоящая литература должна войти в жизнь ребенка в период, когда у него формируется и развивается речь.

        Дошкольники восприимчивы, способны глубоко чувствовать художественный текст, поэтому полюбившиеся им в раннем детстве литературные образы останутся с ними на долгие годы.

        В литературе ребенок добывает знания сам, сопереживая персонажам и автору произведения. Только через сопереживание ребёнок может познать чужую боль и радость, огорчение и отчаяние и таким путём приумножить свой жизненный опыт, пережить разные состояния души, закрепить их не только в памяти ума, но и сердца.

        Положительное отношение к чтению начинается с той минуты, когда ребёнок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем; когда книга предстанет перед ним в роли пространства для реализации его собственного творческого потенциала.

        Благодаря всей системе воспитательной работы в детском саду и, в частности, знакомству с произведениями художественной литературы, у детей формируется любовь к художественному слову, формируется читательский интерес.

        В художественном произведении дети в первую очередь видят героев, сюжет, отдельные события, но не видят автора. Эта качества восприятия и являются для педагога опорой в процессе развития у них интереса к литературному произведению. Педагогу необходимо показывать детям, что чтение ̶ это общение, диалог читателя и автора. Поэтому так важно начинать знакомить детей с творчеством писателя уже в дошкольном возрасте.
        Список использованной литературы
        Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М., 1999.
      1. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс, 2003.
      2. Занятия по развитию речи в детском саду. Кн. для воспитателя детского сада /Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова и др. /Под ред. О. С. Ушаковой. ̶ М.: Просвещение, 1993.
      3. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Т. И. Ерофеевой. – М.. 2002.
      4. Томилова С. Д. Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей. В 2 книгах. Книга 2.М.: Сфера, 2007. ̶ С.703
      5. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой: конспекты занятий. – М.: Сфера, 2007. ̶ С. 224
      6. Чуковский К. Как я стал писателем // Жизнь и творчество Корнея Чуковского. М., Детская литература, 1978. ̶ С. 151.
      7. Гриценко З., Жукова И. Пришли мне чтения доброго// Дошкольное воспитание, 2002. ̶ № 5. – С. 30 ̶ 34.
      8. Миронова Н. Учимся у книг// Дошкольное воспитание, 2008. ̶ № 3. – С. 20 ̶ 25.
      9. Морозова Г. Дети и поэзия// Дошкольное воспитание, 2008. ̶ № 3. – С. 25 ̶ 26.
      10. Фесенко Г. В гостях у дедушки Корнея// Дошкольное воспитание, 2007. ̶ № 3. – С. 20 ̶ 24.
      11. Хинн О. Содружество поэта и художника// Дошкольное воспитание, 2002. ̶ № 2. – С. 30 ̶ 39

        перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей