Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Кулаков С.А., Практикум по психотерапии психосоматических расстройств. Практикум по интегративной психотерапии психосоматических расстройств. Спб. Речь, 2007. 294 с. Isbn


НазваниеПрактикум по интегративной психотерапии психосоматических расстройств. Спб. Речь, 2007. 294 с. Isbn
АнкорКулаков С.А., Практикум по психотерапии психосоматических расстройств.pdf
Дата14.06.2019
Размер3.14 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKulakov_S_A__Praktikum_po_psikhoterapii_psikhosomaticheskikh_ras
оригинальный pdf просмотр
ТипПрактикум
#54211
страница1 из 28
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28
Рекомендована к печати Федеральным научно-методическим центром по психотерапии и медицинской психологии МЗ РФ
Р е цензе н т ы:
доктор психологических наук, профессор С. Л. Соловьева;
доктор медицинских наук, профессор С. А. Игумнов
Кулаков С. А. Практикум по интегративной психотерапии психосоматических расстройств. — СПб.: Речь, 2007. 294 с.
ISBN
В практикуме излагаются принципы интегративной психотерапии психосоматических расстройств.
Сверхзадача при написании учебника — провести молодого специалиста следующим образовательным маршрутом по приобретению профессиональных навыков первое интервью — постановка многомерных гипотез — проведение психотерапии — рефлексия опыта — супервизия. Отсюда краткость теоретического материала и обилие учебных примеров, сопровождающих все разделы книги.
Автор полагает, что книга окажется полезной всем специалистам, работающим с пациентами, у физических страданий которых существуют психологические корни.
ББК 88.5
ББК К С. А. Кулаков, 2007
© Издательство Речь, 2007
© П. В. Борозенец, оформление, 2007
ISBN
3
О
ГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Глава КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ
. . . . . . . Глава 2

КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА. ПЕРВИЧНОЕ ПРИЕМНОЕ) КЛИНИКО-ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ИНТЕРВЬЮ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Жалобы и симптомы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Изучение личной истории пациента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Переход к личной или психосоциальной истории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Недирективная (неструктурированная) составляющая при работе с объектными отношениями пациента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Директивная (структурированная) составляющая при работе с объектными отношениями пациента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Оценка функционирования пациента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Глава КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ СЛУЧАЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
Многоосевой подход DSM-IV-TR . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
Мультимодальность как основной принцип диагностики . . . . . . . . . . . . . . . . 59
Мультимодальный подход Оудсхоорна . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
Мультимодальный профиль Лазаруса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
Цветок потенциалов Ананьева . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Методика «DO A CLIENT MAP» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Методика Карта ума (mind map)» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Глава ПРИНЦИПЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ПАЦИЕНТОВ
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
Практикум по интегративной психотерапии психосоматических расстройств
Глава АЛГОРИТМ ВКЛЮЧЕНИЯ ПАЦИЕНТА В ИНТЕГРАТИВНУЮ ПСИХОТЕРАПИЮ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Планирование терапии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Фазы и цели интегративной психотерапии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Глава МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПСИХОТЕРАПИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105
Психодинамическая терапия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Приемы психодинамической психотерапии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Метод символдрамы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
Арт-анализ и арт-терапия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Приемы и методики экзистенциального анализа и логотерапии . . . . . . . . . Иерархия ценностей как связующее звено . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Методики конфронтации с экзистенциальными конечными данностям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Методики прояснения и проработки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Методика Вопрос о смысле . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Методика углубления осознания смерти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Методики углубления свободы выбора и ответственности . . . . . . . . . Методики работы с экзистенциальной изоляцией . . . . . . . . . . . . . . . . Работа с экзистенциалией смысла. Специальные логотерапевтические методики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Методики работы с временной перспективой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
Когнитивно-поведенческая психотерапия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Психотехники с использованием воображения . . . . . . . . . . . . . . . . . . Парадоксальные приемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Семейная психотерапия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Структурная семейная психотерапия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Стратегическая семейная психотерапия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202
Трансгенерационная семейная психотерапия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Нарративный подход . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Терапевтическая работа с метафорами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 209
Социометрические приемы и техники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Психодрама и монодрама как мультимодальная терапия . . . . . . . . . . . . . . . . Психотерапевтические приемы других направлений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Гипноз . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Медитация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241
ПРИЛОЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Приложение 1. Ведущие концепции психосоматики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Приложение 2. Психосоматические симптомы и синдромы у детей [Исаев, 2001] . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Приложение 3. Симптоматика психосоматических расстройств [Сандомирский, 2005] . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Телесные проявления стресса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Приложение 4. Экспериментально-психологическая диагностика . . . . . . . Приложение 5. Психодинамический диагноз . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Приложение 6. Карта первичной консультации клинического психолога или психотерапевта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Приложение 7. Четвертый Шаг Взгляд внутрь себя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Мое моральное исследование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Нечестность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Честность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Жалость к себе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Уверенность в себе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Обидчивость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Прощение, благодарность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Нетерпимость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Терпимость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Безответственность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Ответственность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Эгоистичность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Отзывчивость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Гордыня . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Смирение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Трусость. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Смелость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Твой личный блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Приложение 8. История развития пациента (клинико-биографический метод) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Раннее моторное и психоэмоциональное развитие (от рождения до
1 года) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Развитие ребенка в период от одного года до трех лет . . . . . . . . . . . . . Развитие ребенка в период от трех лет до 5–5,5 лет . . . . . . . . . . . . . . . Развитие ребенка в период от пяти до семи лет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Развитие ребенка в младшем школьном возрасте от 7 до 10–11 лет) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Приложение 9. Методологические аспекты интегративной психотерапии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Оглавление
Мой друг Я видел море зла
И неба мстительного кары.
Константин Батюшков
ВВЕДЕНИЕ
Современная психосоматика берет начало в работах клиницистов психоаналитического направления. Впервые семь психосоматических заболеваний описал Ф. Александер, объясняя их возникновение наследственной предрасположенностью, дефицитарным эмоциональным климатом в семье и эмоциональными переживаниями взрослой жизни. В настоящее время выделены типичныепсихосоматические расстройства, имеющие психогенное происхождение ожирение, нервная анорексия, нервная булимия, бронхиальная астма, язвенный колит, болезнь Крона, лабильная эссенциальная гипертония (психосоматоз), сердечный невроз, гастроэнтерит (как пример функциональных расстройств, не вызывающих структурных изменений органов) и некоторые другие.
У истоков развития психосоматической медицины в России стояли виднейшие русские клиницисты, которые указывали на неправильность понимания соматической болезни как процесса, обусловленного только биологическими факторами. При внимательном изучении их работ можно заметить, что они придавали огромное значение условиям жизни пациента. Влечении своих больных они интуитивно использовали психотерапевтические методы.
Термин психосоматическое расстройство означает соматическое заболевание, которое вызвано психологическими факторами или проявления которого обострились в результате их воздействия.
Психосоматические расстройства, расположенные в континууме здоровье — болезнь, обычно трудно диагностировать, особенно специалистам помогающих профессий, не имеющим медицинского образования.
Нередко психосоматический пациент предъявляет жалобы на расстройство физического здоровья, рассказывает о много
Практикум по интегративной психотерапии психосоматических расстройств численных инструментальных и лабораторных исследованиях. От специалиста, его интуиции и творческих способностей будет зависеть то, удастся ли ему вычленить психологический и социальный компоненты расстройства, а самое главное — найти путь к его устранению.
Специалист, работающий с психосоматическими пациентами, должен не только обладать психодинамическим мышлением, но и быть знакомым с рядом других оригинальных концепций, связанных и несвязанных с психоанализом. Наиболее популярные из них в схематическом виде представлены в Приложении Как было видно из представленного материала и клинических иллюстраций нашего учебника Основы психосоматики», определить причину психосоматического расстройства достаточно сложно, так как этиологические факторы суммируются и дополняют друг друга.
В клинической медицине обычно разделяют анамнез болезни и анамнез жизни. Однако при психосоматических заболеваниях симптоматика сопровождает стрессовые и кризисные периоды жизни, ив связи с этим хочется вспомнить слова классика Болезнь — это стесненная в своей свободе жизнь. (Мы поддерживаем тенденцию западных коллег называть историю болезни историей пациента.)
Образ мира сточки зрения постмодернистов характеризуется отсутствием единого центра, каких бы тони было упорядоченных, иерархических и симметричных структур. Строение мира и сознания описывается термином «ризома». Данный термин был заимствован Ж. Делезом и Ф. Гватари из ботаники и означает корневую систему, характеризующуюся отсутствием центрального стержневого корня, состоящую из переплетающихся, спонтанно отмирающих и развивающихся побегов, ответвлений рисунок на лицевой странице обложки метафорически отражает эту концепцию. Культура «ризомы» или корневища представляет собой сеть смыслов, лишенную центра. Это нелинейный тип организации культуры как гипертекста, где читателю — соавтору предлагается бесконечное множество прочтений, путей движения по тексту через множество ассоциативных связей.
Для того чтобы не подпасть под влияние какой-либо одной точки зрения или теории, автор придерживается принципа интеграции. Этот принцип включает и клиническую многоосевую диагностику, и многомерную постановку гипотез, что облегчает последующее планирование и проведение психотерапии с подбором индивидуальных методик вмешательства. Концептуально холистический подход, используемый нами в работе с пациен-
Введение тами при диагностике и терапии, в виде схемы отраженна рис.
1 цветной вклейки.
В книге приведены различные клинико-психологические методы исследования психосоматических пациентов, все положения подробно иллюстрированы случаями из практики автора. Большинство клинических иллюстраций заканчивается авторским комментарием, в основе которого лежит гипотетический подход, введенный в практику медицины Боткиным. Многие клинические случаи описаны таким образом, чтобы читатель, основываясь на знании клинико-биографического метода, смог уловить особенности повествования (нарратива) каждого пациента. Нередко именно в таких воспоминаниях обнаруживается патогенез психосоматического расстройства. В некоторых случаях один и тот же пример упоминается неоднократно в рамках другого подхода.
Гипотеза есть умозаключение вероятности
В образовательный стандарт в связи переходом на кредитнозачетную систему включено большое количество часов практических занятий. Жанр данной книги — практикум, следовательно, основная ее цель — предоставить возможность студенту старших курсов или молодому специалисту начать психотерапевтическую или психопрофилактическую работу с клиентом (пациентом. Мы называем наших клиентов пациентами, так как симптомы их расстройств попадают в один из разделов классификационной системы.
Сверхзадача при написании учебника — провести молодого специалиста следующим образовательным маршрутом по приобретению профессиональных навыков первое интервью — постановка многомерных гипотез — проведение психотерапии — рефлексия опыта — супервизия. Отсюда краткость теоретического материала и обилие учебных примеров, сопровождающих все разделы книги.
Обратите внимание!
В заметках на полях содержится расшифровка встречающихся терминов. Определения основных понятий и главные положения приводятся в рамках.
Наиболее важные теоретические установки и факты из биографии пациентов выделены жирным шрифтом.
Клинические иллюстрации пронумерованы и выделены в тексте специальным оформлением или значком
Практикум по интегративной психотерапии психосоматических расстройств
УЧЕБНЫЙ ПРИМЕР Фигурки на полях перед авторским комментарием — знак читателю подумать над клиническим случаем и выдвинуть свои гипотезы.
Знак отсылает читателя к тем книгам, которые, по опыту автора, будет полезно прочитать.
В конце каждой главы приведен список литературы, рекомендуемой для самостоятельного изучения и подготовки к семинарам.
В приложениях приведен ряд полезных методических материалов, которые можно использовать на практических занятиях.
Автор полагает, что книга окажется полезной всем специалистам, работающим с пациентами, у физических страданий которых существуют психологические корни
Глава 1
К
ЛАССИФИКАЦИЯ
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ
РАССТРОЙСТВ
В современных классификациях психических заболеваний
(DSM-IV, МКБ-10) нет единой рубрики психосоматических расстройств. Это связано, прежде всего, стем, что клинические проявления, определенные понятием психосоматические расстройства, отличаются значительным полиморфизмом. В используемой в настоящее время в нашей стране МКБ-10 психосоматические расстройства могут быть обозначены в разделах
F0 Органические, включая симптоматические психические расстройства (F06 Другие психические расстройства вследствие повреждения или дисфункции головного мозга либо вследствие физической болезни F4 Невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства (F45 «Соматоформные расстройства F5 Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами (F50 Расстройства приема пищи, F51.0 Расстройства сна неорганической природы, F52 Половая дисфункция, не обусловленная органическим расстройством или заболеванием,
F54 Психологические или поведенческие факторы, связанные с расстройствами или заболеваниями, классифицируемыми в других разделах. Классические психосоматические заболевания, согласно новым классификационным критериям, диагностируются, прежде всего, как органические болезни. В DSM-IV для этого существует код 316 (специфические психические факторы, влияющие на соматическое заболевание).
Большинство оценочных форм в медицинских учреждениях требует постановки диагноза, основанного на МКБ-10. Это самая большая классификационная система психических и поведенческих расстройств, используемая во многих странах. Многие психологии психотерапевты находят МКБ-10 ограниченной для использования при анализе психосоматических проблем и планировании психотерапии. Тем не менее диагноз дисциплинирует мышление специалиста, предохраняет от ошибок назначения неадекватных методов психотерапии
Практикум по интегративной психотерапии психосоматических расстройств
Несмотря на такое многообразие состояний, их объединяет общий признак сочетание нарушений в психической и соматической сферах. Цель классификации — упорядочить многообразие отдельных явлений и подчинить их категориям более высокого уровня.
Классификационная система МКБ-10 в отличие от американской классификационной системы DSM-IV различает диссоциативные (конверсионные) расстройства (F44) и соматоформные расстройства. Признаком диссоциативного (конверсионного) расстройства, также как ив, является наличие «псевдоневрологических симптомов».
Остановимся на характеристиках некоторых наиболее распространенных расстройств.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей