Предмет и функции экономической теории.
Экономическая теория — общественная (социальная) наука, изучающая:
■ производственные (экономические) отношения, т.е. отношения между людьми, складывающиеся на основе определенных форм собственности на средства производства, отношения непосредственного производства, распределения, обмена и потребления;
■ экономические категории, законы, присущие производственным отношениям;
■ экономические закономерности развития общества на различных этапах.
В зарубежной литературе экономическая теория определяется в узком смысле как наука:
■ о богатстве;
■ видах деятельности, связанной с денежными сделками;
■ повседневной деловой жизнедеятельности людей и о доходах;
■ использовании ограниченных ресурсов в целях удовлетворения материальных потребностей общества.
Экономические законы выражают наиболее общие, сущностные, устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные связи и отношения между процессами и явлениями экономической жизни общества. Как и законы природы, экономические законы носят объективный характер, независимы от воли и сознания людей. Они возникают и действуют на основе сложившихся в обществе производственных отношений. В отличие от законов природы, проявляющихся спонтанно, действие экономических законов связано с действиями людей.
В современной экономической теории изучаются:
■ закон стоимости;
■ закон количества денег, необходимых для обращения;
■ закон спроса;
■ закон предложения;
■ закон спроса и предложения;
■ закон убывающей предельной производительности;
■ закон убывающей отдачи факторов производства;
■ закон рыночного равновесия и др.
Функции экономической теории:
теоретическая (познание экономических процессов, явлений, законов, категорий)
мировоззренческая (формирование научного мировоззрения, экономическое воспитание человека)
методологическая (экономическая теория как фундаментальная наука является методологической основой конкретных экономических наук)
практическая (экономическая основа управления экономическими процессами на основе практического использования экономических законов)
Методология и методы экономической теории.
Под методом экономической теории понимается совокупность способов, приемов познания экономических отношений с целью изучения экономических категорий и законов, управляющих производством, распределением, обменом и потреблением на различных этапах общественного развития.
Общенаучные методы исследования экономических явлений:
■ научное абстрагирование — отвлечение в процессе познания от внешних, несущественных явлений и восхождение от абстрактного к конкретному;
■ анализ и синтез — расчленение исследуемого объекта на части, изучение их, воссоздание единой целостной картины. Включает как количественный, так и качественный анализ;
■ индукция, дедукция (наведение, выведение). Посредством наведения осуществляется переход от единичных факторов к выводам;
■ исторический и логический подход — рассмотрение объекта в исторической последовательности и развитии;
■ научный эксперимент - проверка полученных результатов на практике;
■ математическое и компьютерное моделирование;
■ общественная практика.
К частным методам исследования в экономике относятся: математические, статистические методы, моделирование, сравнительный анализ, экономический эксперимент и др. Математические и статистические приемы позволяют более полно исследовать количественную сторону экономических процессов, их переход в новое качество. При исследовании применяется новейшая вычислительная техника. Использование экономико-математических моделей в сочетании с ЭВМ предоставляет возможность из множества вариантов выбрать наиболее пригодный для решения экономической проблемы.
Позитивная экономическая теория изучает реальные факты и явления, которые есть, т.е. исследует фактическое состояние экономики. Например, позитивным является утверждение: «Безработица в Республике Беларусь составляет 1,5% рабочей силы».
Нормативная экономическая теория олицетворяет оценочные суждения каких-то людей относительно того, какой должна быть экономика или какую конкретную политическую акцию следует рекомендовать, основываясь на определенной экономической теории или ситуации. Например, нормативным будет утверждение: «Безработицу следует сократить».
Позитивная экономика изучает то, что есть, а нормативная выражает субъективные представления о том, что должно быть. Оценочные суждения или нормативные утверждения возникают на уровне обоснования экономической политики.
Метод изложения полученных результатов исследования. В качестве исходных берутся экономическая категория, экономический закон, закономерность, процесс или явление.
Развертывается взаимосвязанная система категорий, законов, закономерностей.
Дается количественная и качественная оценка рассматриваемого объекта.
Делаются выводы и даются практические рекомендации.
Человек в системе общественного производства.
Человек является одновременно главной целью и фактором производства.
Человек как участник производства выступает в трех лицах:
- человек - непосредственный производитель благ и услуг;
- человек - потребитель благ и услуг, им созданных в процессе производства;
- человек координатор, управленец и организатор процесса производства.
Роль человека, его сущность предопределяются тем, что он и фактор производительных сил, и субъект производственных отношений. Именно человек создает и оживляет средства производства и превращает их в элементы производительных сил. Поэтому рабочая сила — не просто фактор, а главная производительная сила общества.
Роль человека на разных ступенях развития производства различна. Характеристики, которыми должна обладать рабочая сила в каждый исторический период, диктуются состоянием применяемых средств производства и освоенных технологий.
Для ремесленного производства характерно выполнение ремесленником всех операций, начиная от первичной обработки исходного сырьевого материала и заканчивая получением конечного продукта. Каждый производитель выступал здесь как единичный работник. Но, начиная с простой кооперации, производство уже не могло развиваться на базе единичного работника. Он превратился в частичного работника, закрепленного за функцией, что сопровождалось ростом производительности труда. Дальнейшее развитие разделения труда и специализация производства усилили взаимозависимость работников, предопределили возникновение совокупного работника. Появление крупного машинного производства продиктовало необходимость совместного труда работников в пределах отрасли, а затем и общества.
Совокупный работник, под которым понимаются все занятые в общественном производстве, преобразуется под воздействием НТП. изменяется квалификационный состав трудящихся, возрастает удельный вес экономистов, инженеров и лиц с высшим образованием. Сюда сейчас включаются не только рабочие, но и служащие, ИТР, деятели науки и информации, работники сферы услуг и духовного производства, занятые управлением общественным производством, которые непосредственно участвуют в создании материальных и духовных благ и услуг.
Требования, предъявляемые к рабочей силе со стороны средств производства и освоенных технологий, включают в себя уровень расходования рабочей силы и величину затрат на ее воспроизводство.
Человек — воплощение всей совокупности, всего спектра общественных отношений: экономических и политических, национальных и семейных, идеологических и нравственных. Вне этой живой ткани разнообразных общественных отношений человек не может быть понят.
С позиций производства как такового человек - не только его субъект, но и его конечная цель. Общественный продукт, пройдя через распределение и обмен, завершает свой путь в потреблении. Без потребления любое производство бессмысленно. А это значит: удовлетворение потребностей человека, его развитие являются естественным конечным назначением общественного производства.
Процесс производства, рассматриваемый как непрерывный, возобновляемый процесс, является воспроизводством. Для непрерывного воспроизводства нужно возобновлять, прежде всего:
■ материальные потребительские блага;
■ основные факторы производства, включая рабочую силу и капитал;
■ среду обитания и труда человека;
■ производственные отношения.
В зависимости от достигаемого объема общественного продукта различают следующие виды воспроизводства:
■ простое воспроизводство, когда размеры валового национального продукта, национального дохода, качества создаваемого продукта остаются неизменными в любом последующем цикле;
■ расширенное воспроизводство, когда размеры валового национального продукта, национального дохода, а также качество продукта возрастают.
Воспроизводство рабочей силы — это непрерывное восстановление и поддержание физических сил и умственных способностей человека, повышение трудовой квалификации людей, их образовательного и профессионального уровня.
Воспроизводство средств производства означает восстановление запасов сырья, материалов, топлива, замену или ремонт изношенных машин, зданий и сооружений, а также строительство новых.
Составной частью процесса воспроизводства выступает воспроизводство природных ресурсов и среды обитания человека, т.е. восстановление плодородия почвы, лесных массивов, поддержание чистоты водных и природных бассейнов, бережное использование невоспроизводимых ресурсов: запасов нефти, газа, металлических руд и т.д.
В процессе воспроизводства общественный продукт проходит четыре основные стадии: производство, распределение, обмен и потребление.
Производство — исходное начало воспроизводственного процесса, сфера и процесс создания продукта.
Распределение - стадия воспроизводства, на которой происходит разделение собственного продукта между субъектами общества в определенных пропорциях.
Обмен — стадия, опосредствующая распределение и потребление и означающая простой либо товарный обмен деятельностью или продуктами.
Потребление — заключительная стадия воспроизводства, означающая использование продукта для удовлетворения определенных потребностей индивидов или общества в целом.
Потребности как предпосылка производства. Классификация потребностей. Закон возвышения потребностей.
Между производством и потребностями существует определенная взаимосвязь. Во-первых, потребности, запросы потребителя стимулируют производство, а оно в свою очередь, создавая новые ценности и блага, оказывает влияние на объем и структуру потребления. Таким образом, чтобы больше потреблять, необходимо больше производить. Если же производство падает, то неумолимо уменьшается и потребление.
Во-вторых, производство, создавая конкретные виды материальных благ и услуг, порождает конкретную потребность в них. К примеру, общественная потребность в телевизорах и магнитофонах возникла лишь после создания и организации достаточного их производства.
В-третьих, взаимодействие производства и потребностей носит специфический характер в разных экономических системах.
Таким образом, производство формирует общие объективные условия, в которых возникают и развиваются потребности, которые ориентируют воспроизводственную деятельность общества, отдельных людей и социальных групп.
Потребность — это всякое состояние неудовлетворенности, испытываемое человеком, из которого он стремится выйти, или состояние удовлетворенности, которое человек желает продлить. Это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности человека. Потребность определяют и как объективное состояние человека, выражающее противоречие между имеющимся и необходимым и побуждающее его к действию.
Система потребностей включает различные их виды, которые можно классифицировать с точки зрения:
масштабов и структуры производства:
•абсолютные (перспективные), включающие все возможные потребности, в том числе и те, которые не могут быть удовлетворены в настоящее время;
• действительные, которые могут быть удовлетворены при достигнутом уровне развития производства;
• подлежащие удовлетворению, которые могут быть удовлетворены при фактическом состоянии воспроизводства, выступают в форме платежеспособного спроса;
• фактически удовлетворяемые потребности, выступают в форме удовлетворенного спроса.
роли, потребностей в воспроизводстве рабочей силы:материальные (в пище, одежде, жилье и т.д.) и духовные (в образовании, в культуре, информации).
роли в воспроизводственном процессе: личные (в предметах потребления) и производственные (в средствах производства, в рабочей силе).
социальной структуры общества: потребности общества в целом, социальных групп, отдельных людей.
последовательности удовлетворения: первичные (потребности в еде, питье, одежде и т.д.) и вторичные (потребности в образовании, искусстве, развлечении и т.д. Они удовлетворяются после первичных). Вместе с тем первичные потребности нельзя заменить одну другой, например, потребности в еде и потребности в питье должны быть удовлетворены по отдельности. Вторичные потребности могут быть заменены одна другой: человек может сходить в кино вместо театра.
Следует отметить, что экономические потребности имеют исторический характер и всегда органически связаны с условиями существования общества, социальных групп и отдельных людей. В то же время они динамичны, растут количественно и качественно. Потребности изменяются с прогрессом общества, в соответствии с законом возвышения потребностей. Специфика действия закона возвышения потребностей состоит в том, что количественный и качественный рост потребностей зависит от наличия производственных ресурсов.
Потребности в реальной жизни проявляются через разнообразные интересы.
Экономические интересы как экономическая категория — это отношения людей по поводу организации производства и присвоения материальных и духовных благ и услуг. Экономические интересы выражают направление разнообразных видов хозяйственной деятельности людей.
Многообразие потребностей предопределяет и различные интересы. По своему содержанию интересы делятся на реальные и идеальные, материальные и духовные, экономические и социальные. По своим носителям интересы подразделяются на личные, семейные, групповые, коллективные, классовые, национальные, общественные, интернациональные. Интересы также могут быть определены по профессиональной принадлежности людей.
Ресурсы и факторы производства.
Для создания материальных и духовных благ и услуг необходимы ресурсы и факторы производства. Что же понимает экономическая теория под этими категориями?
Ресурсы производства - это совокупность материальных и финансовых средств, природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и иных ценностей.
В экономической теории ресурсы принято делить на четыре группы:
1) природные - потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества, среди которых различают "неисчерпаемые" и "исчерпаемые" (а в последних - "возобновляемые" и "невозобновляемые");
2) материальные - все созданные человеком ("рукотворные") средства производства, которые сами являются результатом производства;
3) трудовые - население в трудоспособном возрасте, которое в "ресурсном" аспекте обычно оценивают по трем параметрам: социально-демографическому, профессионально-квалификационному и культурно-образовательному;
4) финансовые – фонды денежных средств, которые общество в состоянии выделить на организацию производства.
Значимость отдельных видов ресурсов изменялась по мере перехода от доиндустриальной к индустриальной, и от нее - к постиндустриальной технологии. В доиндустриальном обществе приоритет принадлежал природным и трудовым ресурсам, в индустриальном - материальным, в постиндустриальном - интеллектуальным и информационным ресурсам.
Природные, материальные и трудовые ресурсы присущи любому производству, поэтому они получили название "базовых"; а возникшие на "рыночной" ступени финансовые ресурсы стали называться "производными".
Наряду с понятием "ресурсы производства" экономическая теория оперирует также понятием "факторы производства". В чем же их отличие?
Мы отмечали, что ресурсы это — те материальные, природные и социальные силы, которые могут быть вовлечены в производство. Факторы производства" – это экономическая категория, обозначающая ресурсы уже реально вовлеченные в процесс производства. Следовательно, "ресурсы производства" - понятие более широкое, чем "факторы производства". Иными словами, факторы производства - это производящие ресурсы.
В отличие от ресурсов, факторы становятся таковыми только в рамках взаимодействия; поэтому производство всегда есть взаимодействующее единство его факторов.
В экономической теории существует несколько классификаций факторов (рис. 4.2.), например, марксистская теория в качестве факторов производства выделяет личный (рабочую силу) и вещественный (средства труда и предметы труда) факторы. Современная экономическая наука определяет три основных фактора производства:
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |