Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

ОТВЕТЫ ПО КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. Предмет и задачи клинической психологии, основные психиатрические дисциплины и специальности. Основные виды нервно-психических заболеваний


Скачать 273.53 Kb.
НазваниеПредмет и задачи клинической психологии, основные психиатрические дисциплины и специальности. Основные виды нервно-психических заболеваний
АнкорОТВЕТЫ ПО КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.docx
Дата06.04.2019
Размер273.53 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаОТВЕТЫ ПО КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.docx
ТипДокументы
#42839
страница1 из 15
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ билеты.


  1. Предмет и задачи клинической психологии, основные психиатрические дисциплины и специальности. Основные виды нервно-психических заболеваний.

Клиническая (медицинская) психология — наука, изучающая психологические особенности людей, страдающих различными заболеваниями, методы и способы диагностики психических отклонений, дифференциации психологических феноменов и психопатологических симптомов и синдромов, психологию взаимоотношений пациента и медицинского работника, психопрофилактические, психокоррекционные и психотерапевтические способы помощи пациентам, а также теоретические аспекты психосоматических и соматопсихических взаимовлияний.

Объектом КП является человек с трудностями адаптации и самореализации, связанными с его физическим, социальным и духовным состоянием. КП – есть частная психологическая дисциплина, предмет которой — психические расстройства (нарушения) и психические аспекты соматических расстройств (болезней). Сюда относятся следующие разделы: этиология – анализ условий возникновения расстройств, классификация, диагностика, эпидемиология, интервенция (профилактика, психотерапия, реабилитация, охрана здоровья, оценка). Также в предмет изучения КП можно включить:

  1. Расстройства (нарушения) психики и поведения;

  2. Личностные и поведенческие особенности людей, страдающих различными заболеваниями;

  3. Воздействие психологических факторов на возникновение, развитие и лечение болезней;

  4. Особенности взаимоотношений больных людей и социальной микросреды, в которой они находятся.

Конкретные задачи могут быть определены следующим образом:

  1. участие в решении задач дифференциальной диагностики;

  2. анализ структуры и установление степени психических нарушений;

  3. диагностика психического развития и выбор путей общеобразовательного и трудового обучения и переобучения;

  4. характеристика личности и системы ее отношений;

  5. оценка динамики нервно-психических нарушений и учет эффективности терапии, решение экспертных задач, участие в психокоррекционной, психотерапевтической и реабилитационной работе с больными.

Психиатрия представляет собой самостоятельную науку, изучающую этиологию, патогенез, клинику, лечение и профилактику психических заболеваний. Психиатрия относится к медицине, но теснейшим образом соприкасается с КП.Предметом научных исследований, как КП, так и психиатрии являются психические расстройства, а КП, кроме того, занимается такими нарушениями, которые по своей значимости не равноценны болезни (например, проблемы супружества и партнерства), а также психическими аспектами соматических расстройств.

Перре и Бауманн полагают, что в этом отношении КП и психиатрия близки, даже если учесть по-разному расставленные акценты в их подходе к предмету исследования. Психиатрия, как частная область медицины, больше учитывает соматическую плоскость психических расстройств; в клинической же психологии основными являются психологические аспекты. Всеобъемлющее понимание психических расстройств возможно только при наличии комплексных биопсихосоциальных моделей. Поэтому разрабатываемые подходы иногда не имеют выраженных различий и нередко реализуются при совместных исследованиях.

В процессе исторического развития психиатрии выделился ряд отдельных разделов. Среди них в первую очередь следует назвать организационную психиатрию. Она разрабатывает вопросы организации стационарной и внебольничной помощи психически больным, а также изучает эпидемиологию психических заболеваний, намечает пути снижения заболеваемости населения нервно-психическими расстройствами. Организационная психиатрия планирует развитие психоневрологической помощи населению, обеспечивает своевременное выполнение намеченных мероприятий.

Судебная психиатрия изучает нарушения психической деятельности при различных психических заболеваниях в тесной связи с вопросами уголовного, административного, гражданского и семейного права. В процессе судебно-психиатрической экспертизы не только диагностируется психическое заболевание того или иного лица и назначается лечение, но и решаются вопросы о его вменяемости или невменяемости, дееспособности или недееспособности и других юридических последствиях в зависимости от степени и глубины имеющихся психических расстройств.

В последнее время широкое признание получила психофармакологиянаука, изучающая терапевтическое воздействие лекарственных веществ на психическую деятельность и поведение человека. Она возникла в начале 50х гг 20 века и в настоящее время превратилась в мультидисциплинарную науку. Ее быстрое развитие стало возможным благодаря созданию большого количества биологически активных психотропных препаратов, вызывающих выраженный терапевтический эффект при различных психических заболеваниях.

Вопросы, касающиеся соотношения роли социального и биологического в возникновении и развитии психических заболеваний, разрабатывает социальная психиатрия. Она тоже определяет формы и методы реабилитации, ресоциализации, реадаптации психически больных, т.е. решает вопросы создания условий по возможности более полного воспитания (сохранения) индивидуального и общественного статуса больного. К разделу социальной психиатрии следует отнести психогигиену (разрабатывает мероприятия по охране психического здоровья населения) психопрофилактику (определяет меры предупреждения психических заболеваний).

Важным разделом общей психиатрии является возрастная психиатрия: детская (определяет особенности психических нарушений у детей), подростковая (изучает развитие психических расстройств в период полового созревания) и геронтопсихиатрия (обосновывает различные нарушения психической деятельности в пожилом и старческом возрасте).

Сравнительно недавно в самостоятельный раздел выделилась наркология, выявляющая и учитывающая больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями, проводящая санитарно-гигиенические мероприятия по профилактике и лечению этих заболеваний, а также выясняющая биологические и медико-социальные причины их возникновения.

*** Все психические процессы неразрывно связаны между собой и представляют различные стороны единой психической деятельности человека:

  1. Интеллектуальные (познавательные);

  2. Эмоциональные, благодаря которым проявляется отношение человека к окружающим его влияниям и самому себе;

  3. Волевые, которыми обусловливается деятельность человека.

Следовательно и расстройства психического здоровья можно разделить на:

  1. расстройства познавательной деятельности

  2. расстройства эмоций

  3. расстройства волевой деятельности.

Расстройства познавательной деятельности могут быть:

  1. расстройства восприятияиллюзии (искаженное восприятие реально существующих предметов) зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные, вкусовые; галлюцинации (мнимые восприятия) – патологическое нарушение, состоящее в восприятии объектов, которые в данный момент не воздействуют на соответствующие органы чувств;

  2. расстройства памяти – нарушение запоминания – утрачивается способность усваивать новый материал; нарушение воспроизведения, в том числе амнезия – выпадение воспоминаний;

  3. расстройства мышления – ускоренное мышление, замедленное мышление, разорванность мышления, навязчивые состояния, бред, слабоумие, т.е. снижение способности понимать связь между явлениями, отделить главное от второстепенного.

Расстройства эмоций могут проявляться:

  1. повышенной эмоциональностью (эйфория – повышенное радостное веселое настроение, состояние благодушия и беспечности, когда все окружающее воспринимается в радужных тонах, не соответствующее объективным обстоятельствам; тревога, страх)

  2. пониженной эмоциональностью (эмоциональная тупость, безразличие – крайняя степень снижения эмоциональности, нет планов на будущее, больные холодны и черствы даже к близким; депрессия – аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, общей пассивностью поведения).

Расстройства волевой деятельности наблюдаются при психозах, неврастении, органических поражениях головного мозга и могут проявляться:

  1. повышением волевой активности (возникает двигательное и речевое возбуждение, деятельность носит целенаправленный характер, но нарушение внимания лишает при этом деятельность завершенности);

  2. понижением волевой активности (человек может часами сидеть в одной позе, ничем не занимаясь, на вопросы отвечает медленно, односложно).

Кратко. КП это наука, изучающая психологические особенности людей, страдающих различными заболеваниями. Это методы и способы диагностики психич. отклонений, дифференциация психологич. феноменов и психопатич. симптомов и синдромов, психология взаимоотношений пациента и медработника, психопрофилактические, психокоррекционные и психотерапевтические методы помощи пациентам, а также теоретич. аспекты психосоматических и соматопсихических взаимовлияний.

Предмет – многообразные особенности психики больного и влияние этих особенностей психики на здоровье и болезнь.

Задачи - сохранение и укрепление психофизического здоровья человека

Основные психиатрич. дисциплины. Общая КП – занимается взаимоотношением между личностью и болезнью. Психопатология – учение о симптомах и синдромах психич. расстройств, их описания и хар-ки. Психодиагностика – инструмент целенаправленного изучения личности. Психотерапия – специф. эффективная форма воздействия на психику человека в целях обеспечения и сохранения его здоровья. Психокоррекция – психологич. вмешательство. Направленное психологич. воздействие на опред. психологич. структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида. Психогигиена – разработка условий для нормоформирования и развития личности. Частная КП (реабилитация) занимается особенностями психич. расстройств при конкрет. заболевании.

Психология лечебного процесса. Суицидология – изучение самоубийств и покушений на них.

Основные виды нервно-психических заболеваний. Психотические (психозы) – тяжелое расстройство психич. функций, контакта с реальной действительностью, дезорганизация деятельности обычно до асоциального поведения и грубым нарушением критики к своему состоянию. Представляет опасность для себя и окружающих. Напр, шизофрения, галлюцинации, бредовые идеи, расстройства сознания и т.п. Непсихотические расстройства – неглубокие психич. расстройства, при которых у человека может сохраняться критика и адекватная оценка реальной действительности. Поведение находится в рамках социально принятых норм. Астенический, фобический синдром, расстройство внимания и т.п.


  1. Понятие о здоровье, о психическом здоровье.

Здоровьесостояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни. З — нормальная функция организма на всех уровнях его организации, нормальный ход биологических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству. Динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой. Участие в социальной деятельности и общественно полезном труде, способность к полноценному выполнению основных социальных функций. Отсутствие болезни, болезненных состояний и изменений. Способность организма приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды.

Психическое здоровье — согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Критерии психического здоровья. Всемирная организация здравоохранения выделяет следующие критерии психического здоровья:

  1. осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».

  2. чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.

  3. критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам.

  4. соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.

  5. способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.

  6. способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы.

  7. способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.




  1. Границы психической «нормы» и «не нормы» в рамках здоровой популяции. Необходимость индивидуального разнообразия в интересах вида.

В современной науке выделяют несколько подходов к пониманию «нормы».

1. Статистический подход. Быть нормальным значит быть, как все, соответствовать усредненному стандарту (среднестатистическому нормативу) оценки возможностей человека. Например.

МКБ10 – оценка умственной отсталости по IQ.

Ниже 20 – глубокая умственная отсталость

20-34 – выраженная умственная отсталость

35-49 – умеренная умственная отсталость

50-70 – легкая умственная отсталость

71-84 - умственная отсталость близкая к норме

85-114 – НОРМА

115-124 – интеллект выше нормы

125-134 – высокий интеллект

135 и выше – гений

Статистические нормативы относительны, так как культурно обусловлены. В качестве критики этого подхода можно принять следующий аргумент – статистически «нормальное» общество не будет развиваться и в итоге погибнет. Следовательно, необходимы вариации норматива для развития общества.

2. Адаптационный подход. Быть нормальным значит быть приспособленным, адаптированным. При этом социальная адаптация является сужением приспособленности. Так Домбровский считал, что способность социально адаптироваться к любым условиям и на любом уровне свидетельствует о неразвитости личности. Этот подход наиболее близок к целостному взгляду на человека, живущего в изменяющихся условиях. Болезнь, психические расстройства, отклонения, боль (патос) – все это примеры адаптации. Сиржиштева рассматривает норму и не норму в связи с понятием «адаптация». При этом адаптация понимается, во-первых, как динамическое равновесие между организмом и средой, а во-вторых, как динамическое равновесие между психическими процессами и деятельностью человека. Для нормы характерным признаком является наличие жизненной цели; наличие устойчивых структурных черт личности в процессе её развития и тех черт, которые изменяются в процессе её развития. В целом Сиржиштева говорит, что норма и не норма – это всегда процесс, в ходе которого личность достигает или не достигает своего функционального оптимума (оптимума психического функционирования). Сиржиштева рассматривает норму как процесс достижения личностью (био-психо-социальной единицей) функционального оптимума и динамического равновесия в реализации целей самосохранения, развития и самореализации.

3. Психопатологический подход. Если ничего не болит, если отсутствуют какие бы то ни было симптомы, значит, ты здоров. Но в разных культурах разные симптомы болезни, к тому же около 80 % людей имеют хотя бы один симптом.

4. Понятие «нормы» смещается до границ индивида. Каждый человек рассматривается по отношению к самому себе: каким он был, каким он стал. Таким образом, проблема нормы вовсе снимается.

5. Культурально-релятивистский подход. Нормальное – то, что соответствует представлениям данной культуры о норме. В рамках этого подхода выделяют 2 вида нормы:

  1. Поведенческая – соответствует представлениям культуральной группы;

  2. Ранговая – идеальные стандарты поведения, ожидаемые от лиц, имеющих определенный социальный статус, например, духовенство, врачи, учителя, судьи.

Но существуют универсальные психические расстройства, например, старческое слабоумие, которые не зависят ни от культуры, ни от ранга.

6. Гуманитарный (гуманистический) подход. Оценка нормы самой по себе, не в отношении патологии, при отсутствии дихотомии «норма-патология». Этот подход тесно связан с теорией личности. Норма – это человек самоусовершенствующийся, самоактуализирующийся. А. Маслоу предлагает следующие характеристики самоактуализирующихся личностей:

  1. эффективное восприятие реальности, устойчивость к тому, что воспринимается;

  2. принятие себя, других, природы; отсутствие стыда, вины, тревоги;

  3. непосредственность, простота, естественность;

  4. центрированность на цели;

  5. независимость и наличие потребности в уединении от суеты;

  6. автономия, т.е. независимость от культуры и окружения; наличие ответственности за свою судьбу;

  7. спокойное отношение к социальным поощрениям;

  8. свежесть восприятия, открытость новым впечатлениям, умение радоваться жизни;

  9. вершинные переживания, состояния подъема и экстаза;

  10. глубокие межличностные отношения;

  11. разграничение целей и средств;

  12. философское чувство юмора;

  13. сопротивление окультуриванию.

Э. Фромм выделяет следующие характерные черты нормы:

  1. продуктивная деятельность, т.е. созидание;

  2. связь человека с внешним миром через эмоции и переживания;

  3. постижение объективной реальности своим интеллектом;

  4. осознание собственной неповторимости при наличии связи с ближними и с другими людьми;

  5. отсутствие признания иррациональных авторитетов, но охотное подчинение рациональным;

  6. постоянное возрождение нормального человека;

  7. нормальный человек смотрит на жизнь как на величайшее из дарованных ему благ.

Многообразие этих характеристик ограничивает возможности их использования в диагностической практике.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сформулировала критерии психического здоровья:

  1. У человека должно быть осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».

  2. Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.

  3. Критичность к себе и своей собственной психической деятельности и к её результатам.

  4. Соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий социальным обстоятельствам и ситуациям.

  5. Способность к самоуправлению в соответствии с социальными нормами, правилами и законами.

  6. Способность планировать и реализовывать собственную жизнь.

  7. Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

У этих критериев нет иерархии и нет их точного количества. Их границы вычерчиваются интуитивно.

Продолжая разрабатывать проблему «психической нормы», ВОЗ описывает уровни психического здоровья:

  1. Эталонное здоровье (идеальное) – полная адаптация индивида, гармоническое развитие, позитивно представлены все критерии психического здоровья, не просматривается вероятность психических расстройств.

  2. Среднестатистический уровень – состояние показателей психики соответствует популяционным с учетом пола, возраста, социального положения, социокультурных условий и прочего. На этом уровне есть вероятность расстройств поведения и психики (кризисы индивидуального развития).

  3. Конституциональный уровень – связан с типологиями устройства психики и тела. На этом уровне существует группа риска по причине телосложения.

  4. Уровень акцентуаций – заострение личностных черт характера. В результате этого человек делается уязвимым.

  5. Предболезнь – наличие отдельных симптомов психического расстройства.

С вероятностью в 92% такие симптомы, как головная боль, расстройства сна, утомляемость, раздражительность, вспыльчивость, эмоциональная лабильность, тревожность, могут перейти в болезнь. Представления о болезни и душевных расстройствах со временем претерпевают большие изменения. Так, например, гомосексуализм раньше считался болезнью, а теперь это норма; раньше страсть к азартным играм считалась здоровьем, теперь это болезнь.

Границы между нормой и не нормой динамичны, поэтому вопрос о норме и не норме должен решаться «здесь и сейчас». Подходов к пониманию нормы и не нормы очень много, поэтому для решения определенных задач, психолог должен выбирать необходимый подход к норме.

  1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей