Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Тесты и игры для детей. Примерная схема наблюдения за поведением ребенка


НазваниеПримерная схема наблюдения за поведением ребенка
Дата05.09.2019
Размер161 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаТесты и игры для детей.doc
ТипДокументы
#63027
страница1 из 3
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ РЕБЕНКА
Ф. И. О. ребенка __________________Возраст_____ Дата заполнения___________

Заполнил: родитель, психолог, педагог_____________________________________

Подчеркните часто наблюдаемые нарушения поведения у ребенка, добавьте не указанные в перечне.

Характер нарушений поведения
В чем конкретно проявлялось данное нарушение поведения
Агрессивность
Физическая: ломает игрушки или постройки; рвет книжки; ребенок толкает сверстника, походя ударяет встречных, кусается, плюется.

Скрытая: щиплет других, говорит обидные слова, когда не слышит взрослый.

Вербальная: ругается; говорит обидные слова; говорит нецензурные слова.

В виде угрозы: замахивается, но не ударяет; пугает других. В мимике: сжимает губы; краснеет; бледнеет; сжимает кулаки.

Как реакция на ограничение: сопротивляется при попытке удержать от агрессивных действий; препятствие стимулирует агрессивное поведение.

Направленная на себя: кусает себя; щиплет себя; просит себя стукнуть еще раз
Вспыльчивость
В физических действиях: неожиданно для всех бросает игрушки, может разорвать пособие; плюнуть.

В речи: может неожиданно грубо ответить; сказать нецензурное слово
Негативизм
В физических действиях: делает все наоборот; с трудом включается в коллективную игру.

И отказы: отказывается даже от интересной для всех деятельности.

Вербальный: говорит часто слова «не хочу или не буду», «нет»
Демонстративность
В движениях: отворачивается спиной, утрирует движения на занятии.

Как ориентация на собственное состояние и поведение: стремится обратить на себя внимание в ущерб организации занятий; делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих и т. п.
Обидчивость (эмоциональная неустойчивость)
Как реакция на препятствие: обижается при проигрыше в игре. В мимике: недовольное выражение лица; плачет.

Реакция на оценку другим: болезненно реагирует на замечания; болезненно реагирует на повышенный тон голоса
Конфликтность
Активная или реактивная: сам провоцирует конфликт; отвечает конфликтно на конфликтные действия других.

Вследствие эгоцентризма: не учитывает желаний и интересов сверстников.

Как недостаточность опыта: совместной деятельности; взаимоотношений.

Вследствие трудности переключения: не уступает игрушек.


Эмоциональная отгороженность
Как центробежные тенденции: когда все дети вместе, стремится уединиться.

И эмоциональная поглощенность деятельностью: входит в помещение и сразу идет к игрушкам: занят своим делом и не замечает окружающих.

И особенности речевого поведения: не использует речь как средство общения; когда говорит, то речь не обращена к собеседнику.

Как псевдоглухота: не выполняет просьбу, хотя слышит и понимает содержание требований; не реагирует на переход с обычной речи на шепотную.

И особенности зрительного контакта: избегает смотреть в лицо собеседнику
Дурашливость
И реакция на замечание: реагирует смехом на замечания взрослого; похвала или порицание не вызывают значительного изменения в поведении ребенка.

В физических действиях и мимике: дурачится; передразнивает в движениях
Нерешитель­ность
В социальных отношениях с другими: избегает ситуации устного опроса на занятии; не отвечает, хотя знает ответ; отказывается от ведущих ролей в играх.

Проявления в речи: использует слова: «не знаю», «может быть», «трудно сказать»; ребенок не отвечает на вопрос, хотя знает верный ответ.

В физических действиях: боится прыгнуть с возвышения.

И реакция на новизну: в ситуации новизны ребенок проявляет тормозные реакции; в новой ситуации менее вариативное поведение, чем в привычной
Страхи
Конкретные: страх пылесоса; страх собаки; страх темноты; страх от порывов ветра.

Реакция на новизну: боится входить в новое помещение.

Социальные: страх новых людей в новой ситуации; страх публичного выступления; страх остаться одному
Тревога
В мимике: блуждающий, отстраненный взгляд.

В речи: ребенок не может объяснить причины избегающего поведения, тревоги.

В движениях:неожиданно вздрагивает; осторожно ходит.

Во взаимоотношениях с другими: спит вместе с родителями, стремится быть поближе ко взрослому
Скованность
В движениях: двигательно скован.

В речи: запинается в речи.

Реакция на новизну: неловок в новой ситуации
Заторможен­ность
В познавательной активности: не знает чем заняться.

В зрительном восприятии: бездеятельно смотрит по сторонам.

В речи: говорит слишком тихо.

Время реакции: темп действий замедлен; при выполнении действий по сигналу запаздывает
Эгоцентричность
Как отношение к себе: считает, что все
Во взаимоотношениях: навязывает свою игру или желания детям.

В речи: часто использует местоимение «Я»


Дефицит внимания
Сосредоточенность: смотрит по сторонам на занятии.

И содержание помощи ребенку: приходится словесно повторять задание по несколько раз; требуется сочетание слова с показом способа действия.

В речи: условия выполнения задания и пр.
Избегание усилий
В условиях свободной деятельности: не смотрит мультики.

На организованных занятиях: быстро устает от доступного по возрасту умственного задания (на сравнение, обобщение, действия по образцу)
Двигательная расторможенность

(гипер­активность)
И особенности планирования действий: поспешно планирует собственные действия.

И избыточный темп и количество действий: темп действий убыстрен; количество действий избыточно (много лишних движений и пр.); действует раньше условленного сигнала и пр.

И длительность сдерживания гиперактивности: встает на первой половине занятия, когда другие дети еще сидят.

И длительность овладения состоянием: быстро возбуждается и медленно успокаивается от шумной игры
Речевая расторможенность
И громкость речи: говорит слишком громко, не может говорить обычной силой голос

И темп речи: темп речи убыстрен; речь взахлеб.

В социальных отношениях: переговаривается на занятии, несмотря на замечания взрослого и пр.
Непонимание сложных словес­ных инструкций
Путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции взрослого
Непонимание простых словес­ных инструкций
Ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на объяснение задания
Застреваемость
В движениях: рисует многократно повторяющиеся элементы.

Во взаимоотношениях: навязчив при общении; привлекает к себе внимание; повторяет одну и ту же просьбу.

В речи: повторяет многократно одну и ту же фразу.

На чувствах и эмоциях: застревает на обиде.

И трудности переключения: с трудом переключается и пр.
Работоспособ­ность (умствен­ная)
Быстро устает от задания, требующего умственной активности, устает, когда читают книжку; устает на первой части организованного занятия

АГРЕССИВНОСТЬ

Опросник 1. Ребенок глазами взрослого
Ф. И. О. ребенка _______________________Возраст_____Дата заполнения_______

Заполнил: родитель, психолог, педагог_____________________________________
Подчеркните, насколько выражены ситуационно-личностные реакции агрессивности у ребенка: 0 - нет проявлений агрессивности, 1 - прояв­ления агрессивности наблюдаются иногда, 2 - часто, 3 - почти всегда, 4 - непрерывно. Добавьте те, которые не указаны.


Признаки проявления агрессивности у ребенка
Как проявляется агрессивность
Как часто наблюдается
Вегетативные признаки
• краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения

• облизывает губы в состоянии раздражения
01234 01234
Внешние проявления
• кусает губы в состоянии раздражения

• сжимает кулаки в состоянии раздражения

• сжимает губы, кулаки, когда обижают

• тревожное напряжение разрешается гневом
01234 01234 01234 01234
Длительность агрессии
• после агрессивной реакции не успокаивается в течение 15 мин.

• после агрессивной реакции не успокаивается в течение 30 мин.
01234
01234
Чувствитель­ность к помощи взрослого
• помощь взрослого не помогает ребенку овладевать собственной агрессией

• помощь взрослого не помогает ребенку успокоиться

• замечания в словесной форме не тормозят проявления вербальной агрессии

• замечания в словесной форме не тормозят проявления физической агрессии

• чувство неприязни к другим не корректируется извне
01234
01234 01234
01234
01234
Особенности от­ношения «соб­ственной эгрессии
• ребенок говорит, что поступил «плохо», но все равно продолжает вести себя агрессивно

• ребенок не воспринимает собственные агрессивные действия как таковые
01234
01234
Особенности проявления гу­манных чувств
• стремится делать назло

• безразличие к страданиям других

• стремление причинить другому страдание

• у ребенка не возникает чувства вины после агрессивных действий
01234 01234 01234 01234
Реакция на новизну
• новизна (непривычность обстановки) не тормозит проявления агрессивности

• в новой, незнакомой обстановке проявляет агрессивные реакции
01234
01234
Реакция на ограничение
• при попытке удержать яростно сопротивляется
01234
Реактивность (чувствитель­ность к агрессии других)
• проявляет агрессивные реакции первым

• первым отнимает игровой предмет, игрушку у другого ребенка

• проявляет агрессивные реакции на действия других

• толкается, когда обижают

• бьет других, если ребенка случайно толкнули
01234 01234
01234 01234 01234
Чувствитель­ность к присут­ствию других
• щиплется на глазах у всех о толкает сверстника на глазах у всех

толкает сверстника на глазах у всех

•ситуация совместной деятельности провоцирует агрессивное поведение ребенка
01234
01234 01234
Физическая агрессия, на­правленная на предмет
• может сломать постройку на глазах у всех

• ребенок стремится разорвать игровую предметную карточку, книжку...

• ребенок может бросить предмет об стенку

• ребенок стремится бросить мяч в другого человека сильнее, чем это требуется по правилам игры

• отрывает руки, ноги кукле
01234 01234
01234 01234
01234
Агрессия, на­правленная на сверстников
• толкает других детей в состоянии раздражения

• походя ударяет встречных

• бьет других детей в состоянии раздражения

• ударяет детей и внезапно успокаивается

• стремится ткнуть в глаз (пальцем, предметом)

• кусает других детей в состоянии раздражения
01234 01234 01234 01234 01234 01234
Агрессия невы­раженной направленности
• агрессия (физическая, словесная, скрытая, в виде угроз), направленная на все окружающее (предметы, близких людей и пр.)
01234
Агрессия, на­правленная на взрослого (в раннем и дошкольном детстве)
• бьет родителей по руке за то, что они не дают кидать игрушки

• бьет чужого взрослого по руке за то, что он не дает разбрасывать игрушки и т. п.

• тянет взрослого за волосы только при нарастании утомления или пресыщения

• в состоянии пониженного настроения бьет чужого взрослого кулачком

• в состоянии пониженного настроения бьет родителя кулачком

• царапает взрослого

• беспричинное недоброжелательное отношение к члену семьи

• бьет больно ногой бабушку
01234
01234
01234
01234
01234
01234 01234
01234
Вербальная агрессия
• говорит обидные слова детям

• говорит обидные слова взрослым

• говорит нецензурные слова детям

• говорит нецензурные слова взрослым
01234 01234 01234 01234
Агрессивность в виде угрозы
• замахивается, но не ударяет другого

• пугает другого
01234 01234
Агрессия, на­правленная на себя
• просит себя стукнуть еще раз

• берет на себя вину за других

• рвет на себе волосы

• щиплет себя в состоянии раздражения

• кусает себя в состоянии раздражения
01234 01234 01234 01234 01234
Агрессия, на­правленная на

ЖИВОТНЫХ
• щиплет кошку

• выкручивает хвост кошке

• специально наступает на лапы собаке
01234 01234 01234
Неупорядочен­ные проявления и дополнения
• плюется в состоянии раздражения
01234


Чтобы определить уровень агрессивности у ребенка по результа­там данной анкеты, следует сложить полученные баллы:
- уровень I: от 0 до 65 баллов - вероятнее всего, у ребенка нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций аг­рессии как патохарактерологических; ребенок самостоятельно овладевает собственной агрессивностью;
- уровень II: от 65 до 130 баллов - есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических; ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением;
- уровень III: от 130 до 195 баллов - ребенку требуется значи­тельная психолого-педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций;
- уровень IV: от 195 до 260 баллов - психолого-педагогическая помощь взрослого почти не оказывает влияния на агрессивное поведение, требуется медикаментозная помощь ребенку.
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей